|
|
Открытое
акционерное общество Филиал ОАО ЦНИИС
"Научно-исследовательский центр "Мосты" Утверждаю Директор филиала ОАО ЦНИИС "НИЦ "Мосты" д-р техн. наук ________________ А.С. Платонов 19 декабря 2007 г. РЕКОМЕНДАЦИИПО
ГИДРОИЗОЛЯЦИИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ РУЛОННЫМИ
ИС-07-1187-02
Москва 2007 Содержание: 1. Область применения материалов Техноэласт МОСТ Б и Техноэласт МОСТ С.Настоящие Рекомендации необходимо соблюдать при применении рулонного гидроизоляционного наплавляемого битумно-полимерного материала Техноэласт МОСТ, производства Компании «ТехноНИКОЛЬ», предназначенного для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части и стальной ортотропной плиты пролетных строений автодорожных, пешеходных и совмещенных мостов, путепроводов, виадуков, эстакад, сооружаемых и эксплуатируемых во всех климатических зонах Российской Федерации по СНиП 23-01-99*. В зависимости от области применения Техноэласт МОСТ выпускают двух марок: - Техноэласт МОСТ Б - для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений; - Техноэласт МОСТ С - для устройства гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетных строений, а также для гидроизоляции пролетных строений с железобетонной плитой проезжей части, в которых непосредственно на гидроизоляцию укладывают асфальтобетонное покрытие, в том числе из литых смесей с температурой до 220°С. Эти материалы состоят из армирующей полиэфирной основы, на которую с обеих сторон нанесено битумно-полимерное связующее. Особенностью материалов является то, что приклеивающий слой наплавления, нанесенный на материал в заводских условиях, четко нормируется по массе. В качестве основы используются долговечные, не гниющие полотна из синтетических волокон (нетканые полиэфирные волокна). 2. Общие положения.2.1. Настоящие рекомендации распространяются на проектирование и устройство гидроизоляции мостовых сооружений в районах с различными климатическими условиями строительства. Рекомендации разработаны в развитие требований СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы», СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии», СНиП 3.04.03-85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии», ВСН 32-81 «Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах». 2.2. В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на действующие нормативные документы, перечисленные в п.п. 15. 2.3. Гидроизоляция металлических и железобетонных плит пролетных строений, как составная часть мостового полотна, предназначена для защиты конструкций от коррозии при воздействии агрессивных сред. Гидроизоляция должна быть водостойкой, водонепроницаемой, химически стойкой, биостойкой и не содержать компонентов, вызывающих коррозионное разрушение металла ортотропной плиты или железобетона. 2.4. Проектирование и устройство гидроизоляции является составной частью проекта мостового сооружения, где должны быть предусмотрены конструктивные и технологические решения по отводу воды с поверхностей элементов мостового полотна, плиты проезжей части, из пониженных мест, замкнутых полостей конструкций. 2.5. Для предотвращения проникновения воды на поверхность гидроизоляции и изолируемой поверхности в рекомендациях предусмотрены поузловые конструктивные решения гидроизоляции в местах установки водоотводных трубок, у деформационных швов, примыканий изоляционных слоев к вертикальным поверхностям, парапетам и другим, выступающим над поверхностью элементам. 2.6. Гидроизоляционный материал должен быть в достаточной степени эластичным, чтобы сохранять сплошность и прочность при деформациях настильного листа ортотропной плиты от динамических знакопеременных воздействий движущегося по мосту транспорта, а также в растянутых зонах железобетонной плиты проезжей части. 2.7. Гидроизоляция должна быть морозостойкой, не растрескиваться и не разрушаться при отрицательных температурах, характерных для заданного района строительства и определяемых расчетной температурой, равной средней температуре наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92. 2.8. Гидроизоляция должна быть теплостойкой и сохранять свою работоспособность при высоких положительных температурах наружного воздуха и материала покрытия проезжей части. Материал гидроизоляции должен выдерживать высокие температуры укладываемых на нее горячих асфальтобетонных смесей. 2.9. Основной материал гидроизоляции и все ее связующие и защитные слои должны иметь сцепление с изолируемой поверхностью и вышележащими слоями покрытия мостового полотна, обеспечивающее стойкость против разрушения и деформаций сдвига от горизонтальных усилий, создаваемых торможением транспорта или началом его движения. 2.10. Изолируемые поверхности и сама гидроизоляция не должны создавать обратных уклонов и застоев влаги. В проекте мостового сооружения должен быть предусмотрен полный и быстрый, свободный или организованный сток ливневых и снеговых вод. На покрытии мостового полотна также не должно оставаться застоев воды. 2.11. Выполненная по настоящим Рекомендациям гидроизоляция должна быть: - монолитной и непрерывной, без вздутий и пузырей по всей поверхности; - водонепроницаемой по всей поверхности мостового сооружения и в местах сопряжений с водоотводными трубками, деформационными швами, стойками ограждения, мачтами освещения и другими конструкциями; - герметичной в местах примыканий к тротуарам, ограждающим устройствам и другим выступающим элементам. 3. Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции пролетного строения мостового сооружения.3.1. Техноэласт МОСТ Б (ТУ 5774-004-17925162-2003) - битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал. Предназначен для устройства гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений. 3.2. Техноэласт МОСТ С (ТУ 5774-004-17925162-2003) - битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал. Предназначен для устройства гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетных строений, а также для гидроизоляции пролетных строений с железобетонной плитой проезжей части, на которых непосредственно на гидроизоляцию укладывают асфальтобетонное покрытие, в том числе из литых смесей с температурой до 220°С. 3.3. Праймер битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (ТУ 5775-042-17925162-2006) - однокомпонентный материал холодного применения. Предназначен для обработки поверхности стальной ортотропной плиты и железобетонной плиты пролетных строений мостовых сооружений перед укладкой гидроизоляционного слоя. Обладает малым временем высыхания, защищает металлическую поверхность от коррозии, увеличивает прочность сцепления наплавляемого материала с основанием. На бетонном основании, обеспечивает защиту бетонной поверхности от насыщения влагой, увеличивает прочность сцепления наплавляемого гидроизоляционного материала с основанием. 3.4. Герметик битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (ТУ 5772-009-72746455-2007) - однокомпонентный материал горячего применения. Предназначен для герметизации деформационных швов и мест сопряжения в бетонных и асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог и аэродромов. 3.4.1. Герметик битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 выпускается трех марок для применения в различных природно-климатических зонах, в зависимости от температуры воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства по СНиП 23-01-99*. Таблица 1. Выбор герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42.
3.4.2. Качественные показатели герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ №42 должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2. Таблица 2. Основные физико-механические характеристики герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42.
4. Требования к рулонным гидроизоляционным материалам.4.1. Гидроизоляционный материал Техноэласт МОСТ должен соответствовать требованиям ТУ 5774-004-17925162-2003, ГОСТ 30547-97* и изготавливаться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 4.2. Перед началом работ гидроизоляционный материал должен быть подвергнут входному контролю с обязательной проверкой: - наличия сопроводительного документа (паспорта), удостоверяющего качество материала; - соответствия показателей качества, указанных в паспорте, требованиям ТУ на материал; - отсутствие внешних повреждений материалов. 4.3. Основные параметры и характеристики: 4.3.1. Полотно материала Техноэласт МОСТ не должно иметь трещин, дыр, разрывов, пузырей, складок, отслоения полимерной пленки. 4.3.2. Требования к плотности намотки, слипаемости, ровности торцов рулона, величине выступов на них, сплошности нанесения вяжущего, количеству составных рулонов и полотен в рулоне - по ГОСТ 30547-97*. 4.3.3. Линейные размеры полотна в рулоне, предельные отклонения от номинальных размеров должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 3. Таблица 3. Линейные размеры материала.
4.3.4. Толщина полотна должна быть не менее: - для Техноэласт МОСТ Б - 5,0 мм; - для Техноэласт МОСТ С - 5,2 мм. 4.3.5. Качественные показатели материала Техноэласт МОСТ должны соответствовать требованиям, указанным в Таблице 4. Таблица 4. Основные физико-механические характеристики материала Техноэласт МОСТ.
4.3.6. Техноэласт МОСТ С должен выдерживать испытание на сопротивление статическому продавливанию. После испытания материала при (250±10) Н в течение (24±0,1)ч образец должен выдерживать испытание на водонепроницаемость. 4.3.7. Техноэласт МОСТ должен быть водостойким. После выдержки материала в воде при температуре (20±5) °С в течение не менее 7 суток образец должен выдерживать испытание на гибкость. 4.4. Упаковка и маркировка: 4.4.1. Материал Техноэласт МОСТ поставляют в рулонах, обмотанных в двух или трех местах полимерной упаковочной лентой с липким слоем. Для обеспечения сохранности материала при транспортировании и хранении допускается установка в рулон картонной втулки, длина которой должна быть равна ширине полотна материала Техноэласт МОСТ. Допускается применение других упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании и хранении. 4.4.2. Рулоны размещают на поддонах, скрепляют полипропиленовой лентой и упаковывают в колпак из полиэтиленовой термоусадочной пленки. 4.4.3. Маркировка материала Техноэласт МОСТ должна производиться по ГОСТ 30547-97*. 4.4.4. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192-96* с нанесением основных, дополнительных и информационных надписей. 4.4.5. По согласованию с потребителем допускается изменение перечня указаний на этикетке. 5. Устройство гидроизоляции на стальной ортотропной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:5.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите.5.1.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите состоит из гидроизоляции из рулонного гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляемого в один слой и двух или более слоев асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 1).
Рис. 1 Конструкция дорожной одежды мостового полотна на ортотропной плите. 5.1.2.В технологических целях, для сокращения потерь объемов выполненных работ при неустойчивой погоде, для предотвращения образования коррозии на металлической ортотропной плите, поверхность подготовленного металла грунтуется праймером битумно-полимерным ТехноНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.). 5.1.3. Для гидроизоляции в конструкции дорожной одежды мостового полотна на стальной ортотропной плите применяют битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал Техноэласт МОСТ С (п.п. 3.2.). Физико-механические характеристики Техноэласт МОСТ С приведены в Таблице 4. 5.1.4. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия необходимо произвести нивелировку проезжей части, составить картограмму отметок с шагом 5×5 м и по ним определить толщины покрытия по всей поверхности проезжей части. 5.1.5. Отклонение толщины покрытия от проектных в меньшую сторону в пределах ширины проезжей части не допускается. 5.1.6. Укладка асфальтобетонного покрытия производится непосредственно на гидроизоляцию. В том числе, допускается укладка литых асфальтобетонных смесей с температурой до 220°C. 5.1.7. В пределах служебных проходов и тротуаров конструкция дорожной одежды аналогична конструкции дорожной одежды на проезжей части. Толщина асфальтобетонного покрытия принимается по проектам. 5.2. Подготовка гидроизолируемой металлической поверхности ортотропной плиты.5.2.1. С целью обеспечения надежной защиты металла от коррозии и долговечности конструкции дорожной одежды в подготовку гидроизолируемой металлической поверхности входят работы по физической и химической обработке. Не допускается удаление ржавчины и окалины металлическими щетками, травильными пастами, преобразователями коррозии. 5.2.2. Поверхность стальной ортотропной плиты не должна иметь забоин, вмятин, выпуклостей. С поверхности должны быть устранены задиры, брызги сварки, заусенцы, наваренные монтажные элементы, сварные швы очищают от шлаков, закруглят все острые кромки и края радиусом не менее 3 мм. 5.2.3. Поверхность металлической ортотропной плиты очищают от грязи скребками, неметаллическими щетками и промывают водой. Очистку от пыли осуществляют с помощью промышленных пылесосов. 5.2.4. После очистки грязи зажиренные места на металлической поверхности промывают щелочными растворами с помощью волосяных щеток и протирочного материала, которые не должны оставлять следов на металлической поверхности (волокна, ворс, щетина). 5.2.5. Не допускается применение бензина, уайт-спирита и других растворителей для удаления жировых загрязнений. Поверхность обрабатывают мыльным раствором и два раза промывают теплой водой. Очистка начинается всегда с участков, расположенных в верхней по уклону части плиты. Продолжительность обработки устанавливают опытным путем. 5.2.6. После очистки от жировых загрязнений поверхность должна быть гидрофильной (капли воды растекаются полностью). Качество обезжиривания должно соответствовать ГОСТ 9.402-2004, степень обезжиривания поверхности - первая. 5.2.7. Сушка поверхности может производиться естественным способом. Для ускорения применяют обдув поверхности чистым сухим воздухом, который не должен содержать масла. 5.2.8. Производство работ по очистке металлической поверхности может производиться с использованием пескоструйных или дробеструйных аппаратов (струйно-абразивная обработка). 5.2.9. Для пескоструйной очистки применяют просушенный и промытый от глинистых примесей кварцевый песок. Хранить сухой песок следует в емкостях с крышкой. Отработанный песок после просеивания может быть использован повторно. 5.2.10. Поступающий в пескоструйный аппарат воздух должен быть чистым и сухим. Для подачи сжатого воздуха к пескоструйному и дробеструйному аппаратам применяют шланги диаметром 18 или 25 мм, для подачи песчано-воздушной смеси к распылителю - шланги диаметром 32 мм по ГОСТ 18698-79*. 5.2.11. Для пескоструйной очистки рекомендуется применять металлокерамические или минералокерамические сопла. 5.2.12. При пескоструйной очистке сопло располагают на расстоянии 75-100 мм от очищаемой поверхности под углом 75-80°. Расстояние от сопла до очищаемой поверхности зависит от крупности песка и толщины слоя окалины (чем толще слой, тем меньше должно быть расстояние). Категорически запрещается держать сопло перпендикулярно очищаемой поверхности. 5.2.13. С особой осторожностью следует выполнять пескоструйную очистку вблизи бортиков у перил и ограждений с тем, чтобы не повредить покрытие на них. 5.2.14. Работу с дробеструйным аппаратом нужно производить в соответствии инструкцией по его эксплуатации. 5.2.15. Чтобы избежать повреждения шлангов и других деталей рекомендуется использовать только круглую катаную дробь. 5.2.16. После дробеструйной обработки на поверхности не должно оставаться дроби, поскольку при выпадении росы дробь оставляет на металле ржавые натеки. 5.2.17. Используемый компрессор в зоне выполнения работ устанавливают на поддоне что бы избежать попадания масла на поверхность стальной ортотропной плиты. 5.2.18. Производство работ по струйно-абразивной очистке возможно только в сухую погоду. На металле не должно быть капельной влаги, вызванной атмосферными осадками, либо конденсацией влаги. При влажности воздуха до 70% устройство на очищенной поверхности гидроизоляции может быть произведено не позднее, чем через 7 часов. При влажности воздуха более 70% - не позднее, чем через 3 часа. 5.2.19. Запрещается работать в ночное время без освещения. В утренние часы работа может начинаться после естественного высыхания росы на поверхности металла. 5.2.20. Чистота поверхности после струйно-абразивной очистки должна отвечать требованиям: степень чистоты по DIN - Sa2, по ГОСТ 9.301-86* степень очистки - вторая. 5.2.21. Визуально поверхность металла должна быть равномерно-матового серого цвета (не серебристого). 5.2.22. При выпадении на очищенную поверхность росы или дождя с образованием следов окисла или коррозии, необходимо произвести очистку повторно. 5.2.23. Температура окружающего воздуха при выполнении работ должна быть такой, чтобы точка росы была минимум на 3°C ниже температуры поверхности металла. Определение точки росы производится с использованием прибора «Психрометр». Значения для определения точки росы приведены в Таблице 5. Таблица 5. Определение точки росы.
Таблица 6. Схема пооперационного контроля производства работ по подготовке поверхности металла.
5.2.24. Сразу после очистки металла, во избежание потерь объемов очищенной поверхности вследствие неустойчивой погоды, для предотвращения образования коррозии на металлической ортотропной плите следует производить защиту металлической поверхности с помощью праймера битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.). 5.2.25. При устройстве гидроизоляции на поверхности металла, огрунтованной праймером битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.), работы разрешается начинать после улетучивания из грунтовки растворителя. Время высыхания битумно-полимерного праймера при 20°С составляет около 5 минут. Оценить возможность для начала наплавления можно с помощью салфетки, которая прикладывается к поверхности, обработанной битумно-полимерным праймером. Если на салфетке не остаются следы битумно-полимерного праймера работу можно начинать. При работе на поверхности, огрунтованной битумно-полимерным праймером, не следует опасаться, что грунтовка будет повреждена пламенем горелки. 5.2.26. Чтобы избежать увлажнения и запыливания огрунтованной поверхности, укладку материала рекомендуется осуществлять сразу после высыхания праймера. 5.2.27. Устройству гидроизоляции должна предшествовать приемка основания под гидроизоляцию. Исполнитель должен представить заказчику журнал производства работ, а также акты на работы по результатам контроля ровности и уклонов поверхности. 5.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на металлической поверхности ортотропной плиты.5.3.1. Гидроизоляцию выполняют из гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляя его в один слой на подготовленную в соответствии с п.п. 5.2. поверхность металла. 5.3.2. Устройство гидроизоляции из материала Техноэласт МОСТ С выполняют при температуре воздуха не ниже температуры гибкости материала. Укладку гидроизоляции в условиях отрицательных температур рекомендуется производить с использованием тепляков с обеспечением положительной температуры воздуха внутри тепляков. Работы по устройству гидроизоляции должны выполняться в сухую погоду. 5.3.3. Укладку рулонов на стальную ортотропную плиту начинают с пониженных мест (Рис. 2) в продольном направлении, относительно движению транспорта.
Рис. 2 Порядок укладки гидроизоляционного материала. 5.3.4. Допускается поперечная раскатка рулонов в пределах тротуаров с расположением нахлестки рулонов материала в поперечном направлении с учетом продольного уклона так, чтобы верхний рулон был наклеен с повышенного места, как показано на рис. 2. 5.3.5. Перед укладкой гидроизоляции рекомендуется развернуть 5-6 рулонов, примерить каждый рулон по отношению к другому, обеспечив нахлест по продольным кромкам. Затем приклеить концы всех рулонов с одной стороны и снова скатать материалы в рулоны. Для удобства работы и обеспечения качества рулоны должны быть круглыми. Плоский рулон материала следует раскатать на ровной поверхности и скатать его с другого края. 5.3.6. При работе в условиях отрицательных температур воздуха для исключения повреждения материала при раскатке его необходимо выдержать в теплом помещении до положительной температуры. 5.3.7. Полотна рулонных гидроизоляционных материалов наклеивают внахлестку на 80-100мм по продольным сторонам и не менее 150 мм в поперечных стыках смежных рулонов (Рис. 3), в продольном направлении пролетного строения поперечные стыки рулонов в смежных полосах должны быть сдвинуты относительно друг друга на 500 мм.
Рис. 3 Соединение полотен гидроизоляционного материала. 5.3.8. Угловые участки наклеенных материалов, оставляемые при перерывах в работе, должны быть особенно тщательно приклеены во избежание затекания воды под них. Рекомендуется подрезать углы материала по радиусу или диагонали, чтобы увеличить длину катета шва, следовательно уменьшить вероятность непроплава и прохода воды через место нахлеста (Рис. 4). 5.3.9. Особое внимание уделяют нахлестам материалов. Для достижения лучшей приклейки в местах нахлестов материал прикатывают валиками или мягкими щетками, движения которых должны быть в направлении приклейки (Рис. 4).
Рис. 4 Схема прикатки нахлестов гидроизоляционного материала. 5.3.10. Наплавление гидроизоляции из рулонных материалов на металлическую поверхность ортотропной плиты осуществляют путем оплавления нижней поверхности рулона пламенем воздушно-газовой горелки с одновременным подогревом поверхности основания. Рулон разворачивают медленно в направлении на себя вверх по уклону, прижимая его к основанию. Для раскатки рулона используют легкие металлические крючки, либо раскатчик рулона. При наплавлении гидроизоляции должен образовываться вытек битумно-полимерного вяжущего в месте соприкосновения рулона с основанием величиной не более 20-25 мм, который свидетельствует о правильном температурном режиме укладки. Имеющаяся на нижней поверхности материала полиэтиленовая пленка должна быть полностью расплавлена вместе с битумной массой. Наличие большого количества вытекающей массы, а также появление дыма указывают на перегрев материала. 5.3.11. Запрещается распределение расплавленного вяжущего вспомогательными средствами (стержень, шпатель) по ширине рулона. 5.3.12. В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке: - в дефектном месте делают крестообразный надрез; - отгибают концы материала; пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов; - тщательно прижимают шпателем полотна оплавленной стороной к основанию; - наклеивают дополнительное полотно (заплату) способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм со всех сторон. 5.3.13. Количество заплат должно быть ограничено. На площади 100 м2 допускается установка не более 3-х штук. 5.3.14. Для наклейки материала Техноэласт МОСТ С применяют газ пропан с расходом 0,3-0,6 л/м2 в зависимости от температуры воздуха. При работе в условиях отрицательных температур воздуха расход газа доходит до 1 л/м2. 5.3.15 .Работы производят с использованием на одном рулоне (по ширине) двух и более газовых горелок или многофакельными горелками. Возможно производить наплавление материала с помощью инфракрасного нагрева. В случае применения материала Техноэласт МОСТ С Гигант наклейка производится автоматическими самоходными или полуавтоматическими агрегатами. 5.3.16. Устройство асфальтобетонного покрытия следует выполнять по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем через трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае если устройство асфальтобетонного покрытия в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства асфальтобетонного покрытия при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия. Защиту можно выполнять геотекстилем ТехноНИКОЛЬ или светоотражающими пленками. 5.4. Порядок выполнения примыканий гидроизоляции к элементам мостового полотна на стальной ортотропной плите.5.4.1. Проектная документация на мостовое сооружение должна содержать конструкцию дорожной одежды и чертежи деталей и узлов гидроизоляции в местах ее примыкания к тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения, водосточным воронкам и т.п. 5.4.2. Гидроизоляционные работы начинают с выполнения узлов примыкания гидроизоляции к элементам мостового полотна, ограждениям, мачтам освещения, примыканий к конструкций деформационных швов. 5.4.3. В местах примыкания дорожной одежды к конструкциям деформационных швов, стойкам ограждений и перилам, вертикальным поверхностям в покрытии должны быть устроены штрабы 10×10…10×50 мм, которые должны быть заполнены герметиком битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4.). 5.4.4. При примыкании гидроизоляции к вертикальной поверхности гидроизоляцию заводят на вертикальную поверхность на высоту до козырька равную толщине асфальтобетонного покрытия (Рис. 5). Глубина козырька должна быть 15-20 мм, чтобы надежно закрыть гидроизоляцию слоями дорожной одежды 5.4.5. В местах перехода с горизонтальной поверхности на вертикальную гидроизоляцию нужно выполнять одним из следующих способов: - выполняют переходную галтель из наплавляемого битумного шнура треугольного сечения для организации примыканий; - возможен переход с горизонтальной поверхности на вертикальную под прямым углом. В этом случае в месте перехода наплавляют дополнительную полосу гидроизоляционного материала шириной 200 мм.
Рис. 5 Примыкание гидроизоляции к вертикальным поверхностям. 5.4.6. При наличии на проезжей части столиков, к которым крепят стойки барьерного ограждения или мачты освещения, вокруг каждого столика и его ребер жесткости должна быть выполнена гидроизоляция с выведением ее на вертикальную поверхность до уровня верхней плоскости столика (Рис. 6).
Рис. 6 Гидроизоляция у стойки барьерного ограждения. 5.4.7. Гидроизоляция у стоек барьерного ограждения должна обеспечить отвод воды от основания стоек. 5.4.8.В местах примыкания гидроизоляции к конструкции деформационного шва материал Техноэласт МОСТ С наклеивают на горизонтальную полку окаймления. Сопряжение асфальтобетонной одежды с вертикальной частью деформационного шва производится через слой герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (Рис. 7).
Рис. 7 Примыкание дорожной одежды к конструкции деформационного шва. 5.4.9. Гидроизоляция должна быть надежно сопряжена с водоотводными трубками. Вокруг трубки укладывают секторные косынки гидроизоляционного материала и заводят их концы в раструб трубки с нахлесткой кромок не менее 50 мм (Рис. 8).
Рис. 8 Сопряжение гидроизоляции с водоотводной трубкой. 5.4.10. После выполнения гидроизоляции в трубке наклеивают основную гидроизоляцию, в которой делают крестообразный разрез и лепестки приклеивают внутри трубки. 5.4.11. После устройства гидроизоляции в трубку устанавливают прижимной стакан (водоприемную воронку) и решетку. Пространство вокруг трубки заполняют дренажем из гравия. 5.4.12. В соответствии с проектом выполняют устройство дренажной системы для отвода воды. Дренажная система содержит дренажные трубки и дренажные каналы. 6. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ С:6.1. Конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите.6.1.1. Конструкцию дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части выполняют в соответствии с п. 1.61 СНиП 2.05.03-84*, состоящей из выравнивающего слоя с минимальной толщиной 30 мм, гидроизоляции из рулонного гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С, наплавляемого в один слой и двух или более слоев асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 9).
Рис. 9 Конструкция дорожной одежды на железобетонной плите. 6.1.2. Выравнивающий слой может быть выполнен переменной толщины для придания поверхности под гидроизоляцию необходимого уклона, либо может отсутствовать при монолитной плите проезжей части, поверхность которой удовлетворяет требованиям выполнения гидроизоляции в соответствии с п.п. 6.2. 6.1.3. На сборных пролетных строениях с бетонируемыми стыками устройство выравнивающего слоя обязательно. 6.1.4. Выравнивающий слой выполняют из мелкозернистого (песчаного) бетона, имеющий класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости не ниже W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F 300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42. 6.1.5. В бетонную смесь для выравнивающего слоя необходимо вводить пластифицирующие и воздухововлекающие добавки в соответствии с СНиП 3.06.04-91. Введение химических добавок-ускорителей твердения и противоморозных - не допускается. Применение для выравнивающего слоя керамзитобетона и других легких бетонов не допускается. 6.1.6. В технологических целях, для обеспечения защиты бетонной поверхности от насыщения влагой, увеличения прочности сцепления наплавляемого гидроизоляционного материала с основанием, поверхность подготовленного бетонного основания грунтуется праймером битумно-полимерным ТехноНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.). 6.1.7. Гидроизоляцию железобетонной плиты проезжей части выполняют из битумно-полимерного рулонного наплавляемого гидроизоляционного материала Техноэласт МОСТ С (п.п. 3.2.). Физико-механические характеристики материала приведены в Таблице 4 настоящих Рекомендаций. 6.1.8. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия необходимо произвести нивелировку проезжей части, составить картограмму отметок с шагом 5×5 м и по ним определить толщины покрытия по всей поверхности проезжей части. 6.1.9. Отклонение толщины покрытия от проектных в меньшую сторону в пределах ширины проезжей части не допускается. 6.1.10. Укладка асфальтобетонного покрытия производится непосредственно на гидроизоляцию. В том числе, допускается укладка литых асфальтобетонных смесей с температурой до 220°C. 6.1.11. В пределах служебных проходов и тротуаров конструкция дорожной одежды аналогична конструкции дорожной одежды на проезжей части. Толщина асфальтобетонного покрытия принимается по проектам. 6.2. Подготовка поверхности основания гидроизолируемой железобетонной плиты.6.2.1. Гидроизолируемая поверхность должна иметь продольные и поперечные уклоны, соответствующие требованиям п. 1.74 СНиП 2.05.03-84*: продольный в соответствии с продольным профилем сооружения, поперечный - не менее 20 %. Допускается уменьшение поперечного уклона при условии, что суммарный векторный уклон составляет не менее 20 %. 6.2.2. Гидроизолируемая поверхность не должна иметь раковин, наплывов бетона, трещин, неровностей с острогранными кромками, масляных пятен, пыли. Масляные пятна удаляют выжиганием, наплывы бетона срубают с последующей шлифовкой. 6.2.3. Гидроизолируемая поверхность должна быть ровной и соответствовать классу шероховатости 2-Ш, при котором допускается суммарная площадь отдельных раковин и углублений не более 3 мм до 0,2 % на 1м2 при расстоянии между выступами с впадинами 1,2-2,5 мм (СНиП 3.04.03-85 табл. 2 и 3). 6.2.4. При наличии на гидроизолируемой поверхности отдельных неровностей глубиной 10-15мм их устраняют заполнением герметика битумно-полимерного ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4) или шпаклевочными массами, которые должны быть удобоукладываемыми и в них не должны образовываться трещины после высыхания. 6.2.5. При условии удовлетворения поверхности плиты проезжей части указанным в п.п. 6.2.2-6.2.4 требованиям и наличии соответствующих уклонов специальный выравнивающий слой под гидроизоляцию не устраивают. 6.2.6. За бетоном выравнивающего слоя должен быть обеспечен уход с укрытием его полиэтиленовой пленкой или периодически увлажняемой мешковиной. Не допускается нанесение пленочных распыляемых составов для ухода за бетоном. 6.2.7. К началу выполнения гидроизоляционных работ прочность на сжатие бетона выравнивающего слоя или плиты проезжей части при его отсутствии должна быть не менее 75% от марочной. 6.2.8. До начала гидроизоляционных работ должны быть установлены водоотводные трубки, элементы конструкций деформационных швов, ограждающих устройств, тротуаров, оснований мачт освещения и другие конструкции в соответствии с проектом. 6.2.9. При устройстве выравнивающего слоя должны быть соблюдены уклоны к водоотводным трубкам. 6.2.10. Перед устройством гидроизоляции изолируемая поверхность должна быть сухой. Влажность бетона в поверхностном слое на глубине 20 мм должна быт не более 4 %. 6.2.11. Перед непосредственным устройством гидроизоляции изолируемую поверхность очищают от строительного мусора, пыли, пленки цементного молока. Снятие пленки цементного молока рекомендуется производить сухой или влажной струйно-абразивной очисткой. Обработка поверхности бетона фрезами, образующими бороздки в бетоне, а также механическими щетками и шлифованием не допускается. 6.2.12. При устройстве гидроизоляции на основании из бетона, огрунтованной праймером битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.), работы разрешается начинать после улетучивания из грунтовки растворителя. Время высыхания битумно-полимерного праймера при 20°С составляет 5 минут. Оценить возможность для начала наплавления можно с помощью салфетки, которая прикладывается к поверхности, обработанной битумно-полимерным праймером. Если на салфетке не остаются следы битумно-полимерного праймера работу можно начинать. При работе на поверхности, огрунтованной битумно-полимерным праймером, не следует опасаться, что праймер будет повреждена пламенем горелки. 6.2.13. Чтобы избежать увлажнения и запыливания огрунтованной поверхности, укладку материала рекомендуется осуществлять сразу после высыхания праймера. 6.2.14. Устройству гидроизоляции должна предшествовать приемка основания или выравнивающего слоя под гидроизоляцию. Исполнитель должен представить заказчику журнал производства работ, протоколы испытаний основания по определению показателей прочности, водонепроницаемости, морозостойкости и влажности бетона, а также акты на скрытые работы по результатам инструментального контроля ровности и уклонов поверхности. 6.3. Технология производства работ по устройству гидроизоляции на поверхности основания железобетонной плиты.6.3.1. Гидроизоляцию из наплавляемого рулонного материала Техноэласт МОСТ С укладывают в один слой по подготовленной в соответствии с п.п. 6.2. поверхности выравнивающего слоя или плиты проезжей части. 6.3.2. Устройство гидроизоляции из материала Техноэласт МОСТ С выполняют при температуре воздуха не ниже температуры гибкости материала. Укладку гидроизоляции в условиях отрицательных температур рекомендуется производить с использованием тепляков. Работы по устройству гидроизоляции должны выполняться в сухую погоду. 6.3.3. Укладку рулонов на бетонную плиту начинают с пониженных мест (Рис. 2) в продольном направлении, относительно движению транспорта. 6.3.4. Допускается поперечная раскатка рулонов в пределах тротуаров с расположением нахлестки рулонов материала в поперечном направлении с учетом продольного уклона так, чтобы верхний рулон был наклеен с повышенного места, как показано на рис. 2. 6.3.5. Перед укладкой гидроизоляции рекомендуется развернуть на подготовленное основание 5-6 рулонов, примерить каждый рулон по отношению к другому, обеспечив нахлест по продольным кромкам. Затем приклеить концы всех рулонов с одной стороны и скатать материал снова в рулоны. Рулон материала для удобства должен быть круглым. Плоский рулон материала следует раскатать на ровной поверхности и скатать его с другого края. 6.3.6. При работе в условиях пониженных и отрицательных температур воздуха для исключения повреждения материала при раскатке его необходимо отогреть в помещении по всему объему до положительной температуры. 6.3.7. Полотна рулонных материалов наклеивают с нахлесткой в стыках на 80-100 мм по продольным сторонам и не менее 150 мм в поперечных стыках. Поперечные стыки в смежных продольных полотнищах должны быть сдвинуты на 500 мм (Рис. 3). 6.3.8. Наплавление гидроизоляции из рулонных материалов на поверхность бетонной плиты основания осуществляют путем оплавления нижней поверхности рулона пламенем воздушно-газовой горелки с одновременным подогревом поверхности основания. Рулон разворачивают медленно в направлении на себя вверх по уклону, прижимая его к основанию. Для раскатки рулона используют легкие металлические крючки, либо раскатчик рулона. При наплавлении гидроизоляции должен образовываться вытек битумно-полимерного вяжущего в месте соприкосновения рулона с основанием величиной не более 20-25 мм, который свидетельствует о правильном температурном режиме укладки. Имеющаяся на нижней поверхности материала полиэтиленовая пленка должна быть полностью расплавлена вместе с битумной массой. Наличие большого количества вытекающей массы, а также появление дыма указывают на перегрев материала. 6.3.9. Угловые участки наклеенных материалов, оставляемые при перерывах в работе, должны быть особенно тщательно приклеены во избежание затекания воды под них. Рекомендуется подрезать углы материала по радиусу или диагонали, чтобы увеличить длину катета шва, следовательно уменьшить вероятность непроплава и прохода воды через место нахлеста (Рис. 4). 6.3.10. Наклеенные полотнища не должны иметь складок, морщин, волнистости. Особое внимание уделяют нахлестам материалов. Для достижения лучшей приклейки в местах нахлестов материал прикатывают валиками или мягкими щетками, движения которых должны быть в направлении приклейки (Рис. 4). 6.3.11. Запрещается распределение расплавленного вяжущего вспомогательными средствами (стержень, шпатель) по ширине рулона. 6.3.12. В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке: - в дефектном месте делают крестообразный надрез; - отгибают концы материала; - пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов; - тщательно прижимают шпателем полотна оплавленной стороной к основанию; - наклеивают дополнительное полотно (заплату) способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм со всех сторон. 6.3.13. Количество заплат должно быть ограничено. На площади 100 м2 допускается установка не более 3-х штук. 6.3.14. Для наклейки материала Техноэласт МОСТ С применяют газ пропан с расходом 0,3-0,6 л/м2 в зависимости от температуры воздуха. При работе в условиях отрицательных температур воздуха расход газа доходит до 1 л/м2. 6.3.15. Работы производят с использованием на одном рулоне (по ширине) двух и более газовых горелок или многофакельными горелками. Возможно производить наплавление материала с помощью инфракрасного нагрева. В случае применения материала Техноэласт МОСТ С Гигант наклейка производится автоматическими самоходными или полуавтоматическими агрегатами. 6.3.16. При выполнении гидроизоляционных работ следует принять меры предосторожности против попадания на гидроизоляцию масла, бензина, дизельного топлива и других растворителей. В случае пролива указанных материалов поврежденный участок вырезают и ставят заплату. 6.3.17. Устройство асфальтобетонного покрытия следует выполнять по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае если устройство асфальтобетонного покрытия в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства асфальтобетонного покрытия при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия. Защиту можно выполнять геотекстилем ТехноНИКОЛЬ или светоотражающими пленками. 6.4. Порядок выполнения примыканий к элементам мостового полотна на железобетонной плите6.4.1. Проектная документация должна содержать конструкцию дорожной одежды и чертежи деталей и узлов гидроизоляции в местах ее примыкания тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения, водоотводным трубкам и т.п. 6.4.2. Гидроизоляционные работы начинают с выполнения узлов примыкания гидроизоляции к элементам мостового полотна и только после их завершения переходят к гидроизоляции основных поверхностей. 6.4.3. В местах установки тротуарных блоков и железобетонных парапетных ограждений гидроизоляцию выполняют в зависимости от их конструкции. 6.4.4. Гидроизоляция при сборных тротуарных блоках и парапетных ограждениях должна быть выполнена на полную ширину плиты проезжей части. 6.4.5. В местах примыкания гидроизоляции к цоколю перильного и парапетного ограждений она должна быть заведена под устроенный в цоколе козырек (Рис. 10). 6.4.6. В местах перехода с горизонтальной поверхности на вертикальную гидроизоляцию нужно выполнять одним из следующих способов: - в выравнивающем слое делают выкружку радиусом 100 мм; - выполняют переходную галтель 100×100мм под 45°; - возможен переход с горизонтальной поверхности на вертикальную под прямым углом. В этом случае в месте перехода наплавляют дополнительную полосу гидроизоляционного материала шириной 200 мм.
Рис. 10 Примыкание гидроизоляции к вертикальной поверхности. 6.4.7. При наличии на проезжей части столиков, к которым крепят стойки барьерного ограждения или мачты освещения, вокруг каждого столика должна быть выполнена гидроизоляция с выведением ее на вертикальную поверхность столика до уровня верхней его плоскости (Рис. 11).
Рис. 11 Гидроизоляция у стойки барьерного ограждения. 6.4.8. При пересечении плиты проезжей части или тротуарного блока мачтами освещения гидроизоляцию заводят на стенки мачты. 6.4.9. В местах примыкания к конструкциям деформационных швов выполняют гидроизоляцию в зависимости от конструкции перекрытия шва, но в любом случае она должна исключать протечки воды через плиту проезжей части. 6.4.10. При выполнении конструкции деформационных швов с компенсаторами лоткового типа (замкнутыми, незамкнутыми) гидроизоляция должна быть заведена в компенсатор и приклеена к нему. 6.4.11. При конструкциях деформационных швов со стальным окаймлением гидроизоляция должна быть заведена под козырек, образуемый окаймлением (Рис.12).
Рис. 12 Сопряжение гидроизоляции с окаймлением деформационного шва. 6.4.12. Гидроизоляция должна быть надежно сопряжена с водоотводными трубками. Вокруг трубки укладывают секторные косынки гидроизоляционного материала и заводят их концы в раструб трубки с нахлесткой кромок не менее 50 мм (Рис. 13).
Рис. 13 Сопряжение гидроизоляции с водоотводной трубкой. 6.4.13. После выполнения гидроизоляции в трубке наклеивают основную гидроизоляцию, в которой делают крестообразный разрез и лепестки приклеивают внутри трубки. 6.4.14. После устройства гидроизоляции в трубку устанавливают прижимной стакан (водоприемную воронку) и решетку. Пространство вокруг трубки заполняют дренажем из гравия. 6.4.15. В соответствии с проектом выполняют устройство дренажной системы для отвода воды, попавшей на гидроизоляцию. Дренажная система содержит дренажные трубки и дренажные каналы. 6.4.16. После выполнения конструкции дорожной одежды в местах всех примыканий асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна должны быть образованы штрабы сечением 10×20 - 10×50 мм, которые заливают герметиком битумно-полимерным ТЕХНОНИКОЛЬ № 42 (п.п. 3.4.). 7. Устройство гидроизоляции на железобетонной плите пролетного строения мостового сооружения с применением материала Техноэласт МОСТ Б.7.1. Конструкцию дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите проезжей части выполняют в соответствии с п. 1.61 СНиП 2.05.03-84* состоящей из выравнивающего слоя с минимальной толщиной 30 мм, гидроизоляции, защитного слоя с минимальной толщиной 40 мм, двухслойного асфальтобетонного покрытия из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов (Рис. 14).
Рис. 14 Конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите с применением материала Техноэласт МОСТ Б. 7.2. Выравнивающий слой выполняют из гидрофобного бетона, имеющего класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42. Применение для выравнивающего слоя керамзитобетона и других легких бетонов не допускается. 7.3. Подготовку поверхности основания гидроизолируемой железобетонной плиты выполняют в соответствии с п.п. 6.2 настоящих Рекомендаций. 7.4. Гидроизоляцию плиты проезжей части выполняют из материала Техноэласт МОСТ Б (п.п. 3.1.). Физико-механические характеристики материала приведены в Таблице 2 настоящих Рекомендаций. 7.5. Гидроизоляцию из наплавляемого рулонного материала Техноэласт МОСТ Б укладывают в один слой по подготовленной в соответствии с п.п. 6.2. поверхности выравнивающего слоя или железобетонной плиты проезжей части. Технология устройства гидроизоляции производится в соответствии с п.п. 6.3 настоящих Рекомендаций. 7.6. Порядок выполнения гидроизоляции и ее примыканий к элементам мостового полотна производится в соответствии с п.п. 6.4 настоящих Рекомендаций. 7.7. Защитный слой выполняют из армированного мелкозернистого (песчаного) бетона, имеющий класс по прочности на сжатие не ниже В25 по ГОСТ 26633-91*, марку по водонепроницаемости не ниже W6 по ГОСТ 12730.5-84* и марку по морозостойкости F 300 по ГОСТ 10060.0-95 с водоцементным отношением не выше 0,42. 7.8. Армирование бетонного защитного слоя выполняют плоскими сварными сетками из арматурной стали класса Вp1 (А1) диаметром 5 мм с ячейкой 100×100 мм по ГОСТ 23279-85. Арматурные сетки следует укладывать на пластмассовые или бетонные «подкладки», обеспечивая зазор под ними минимум 10 мм. Укладка арматурных сеток непосредственно на гидроизоляцию не допускается. 7.9. Технологию укладки защитного армированного бетона разрабатывают в зависимости от предусмотренных в проекте конструкций карниза, тротуара, перильного ограждения и ограждения безопасности. 7.10. Устройство горизонтального защитного слоя следует выполнять сразу по мере выполнения гидроизоляционных работ, но не ранее чем через 3 часа и не позднее, чем трое суток после окончания устройства гидроизоляционного слоя. В случае, если устройство защитного слоя в данный срок не возможно, допускается продлить время устройства защитного слоя при условии защиты гидроизоляции от солнечного света, теплового воздействия, механического воздействия. 8. Контроль качества производства работ по устройству гидроизоляции. Общие требования. Правила приемки работ.8.1. Перед выполнением работ по гидроизоляции производят приемку рулонных гидроизоляционных наплавляемых полимерно-битумных материалов по паспортам в соответствии с ГОСТ 2678-94* и ГОСТ 30547-97*, сопоставляя физико-механические характеристики с приведенными в настоящих Рекомендациях. 8.2. По требованию заказчика о контрольной проверке физико-механических характеристик материала испытания выполняют в соответствии с ТУ 5774-004-17925162-2003 на его производство и ГОСТ 2678-94*. Определение качественных показателей характеристик должно быть выполнено также в случае просроченного гарантийного срока хранения материала. В случае несоответствия поступивших материалов нормативным требованиям составляют акт на брак и такие материалы при производстве работ не применяют. 8.3. Контроль качества гидроизоляции и приемку работ осуществляют технические службы подрядной мостостроительной организации с участием представителя заказчика, с составлением исполнительной документации, в том числе актов на скрытые работы. 8.4. Контроль качества по устройству гидроизоляции разделяют на входной, операционный и приемочный. 8.5. Входному контролю подлежат: - проектная и исполнительная документация на изготовление и монтаж конструкций, требующих нанесения системы гидроизоляции; - все используемые для гидроизоляции материалы, на которые поставщики должны выдавать сертификаты или паспорта качества. Технические характеристики материалов по данным сертификатов должны соответствовать действующим стандартам и техническим условиям; - готовность оборудования и приспособлений к производству работ, в том числе при неблагоприятных погодных условиях и в холодный период. Необходимо предусмотреть проверку знаний ИТР и рабочих по гидроизоляционным работам. 8.6. При операционном контроле проверяют качество подготовки поверхности металлической и железобетонной плит: 8.6.1. Подготовка поверхности металлической ортотропной плиты производится струйно-абразивной обработкой с использованием пескоструйных или дробеструйных аппаратов. Для сохранения очищенной поверхности от отрицательного воздействия на нее влаги дождя или росы целесообразно сразу покрыть ее грунтовкой. В качестве грунтовки применяют праймер битумно-полимерный ТЕХНОНИКОЛЬ № 03 (п.п. 3.3.). Выпадение на покрытую праймером битумно-полимерным поверхность дождя или росы не требует повторной очистки поверхности. Это дает возможность подготавливать большую площадь поверхности основания под укладку гидроизоляции. 8.6.2. Поверхность железобетонной плиты должна быть ровной, чистой, сухой, без следов масляных и жировых загрязнений. 8.6.3. Ровность поверхности (выравнивающего слоя) железобетонной плиты, проверяют трехметровой рейкой по ГОСТ 2789-73*. Рейку укладывают на поверхность выравнивающего слоя в продольном и поперечном направлениях и замеряют зазоры по длине, округляя результаты измерений до 1 мм. Просветы под трехметровой рейкой должны быть только плавного очертания и не более одного на 1 м. Максимальная глубина просвета не должна превышать 5 мм. 8.6.4. Приемку поверхности, подготовленной к укладке гидроизоляции, оформляют актом освидетельствования скрытых работ. 8.7. Приемочный контроль гидроизоляции производят до укладки защитного слоя. При приемочном контроле готового гидроизоляционного покрытия проверяют: - сплошность покрытия и сопряжения его с элементами мостового полотна - визуально; - отсутствие обратных уклонов и застоев воды; - при приемке укладки гидроизоляционного полотна проверяют непрерывность приклейки слоев; герметичность соединения полотнищ в стыках; отсутствие дефектов путем визуального контроля и проверкой поверхности гидроизоляции на наличие воздушных пузырей, отслоений, складок, проколов, острых перегибов, оползаний; - соответствие конструкции гидроизоляции требованиям проекта и настоящих рекомендаций (способом вырезки контрольных образцов гидроизоляционного покрытия); - адгезию материала гидроизоляции к поверхности металлической ортотропной или железобетонной плиты. 8.8. Адгезия гидроизоляции к поверхности бетона должна быть проверена испытанием на отрыв. Для этого в гидроизоляционном материале делают П-образный надрез с размерами сторон 200×50×200 мм. Свободный конец полосы надрывают и тянут под углом 120°-180° к основанию. Испытание должно производиться через 1 сутки после наклейки гидроизоляции при температуре не выше 30°С. Разрыв должен быть когезионным, т.е. должно быть расслоение по толщине материала, на основании остаются следы вяжущего. 8.9. Адгезию на отрыв гидроизоляции определяют в трех точках на каждые 1000м2 площади и оформляют актом. 8.10. При механическом повреждении гидроизоляции (надрезы для определения адгезии, повреждения при проведении работ по подвозу и укладке асфальтобетона и др.) ее восстановление (ремонт) необходимо производить следующим образом: - вырезать поврежденное покрытие по геометрической конфигурации, соответствующей месту повреждения; - подготовить заплату соответствующей конфигурации; путем нагрева уложить заплату на поврежденное место, тщательно прикатав шпателем; - подготовить дополнительную заплату, превышающую своими размерами контуры поврежденного места на 80-100мм; - дополнительную заплату нагреть, наложить на поврежденное место и прикатать; - движение транспортных средств по гидроизоляции должно быть минимизировано и разрешается только в местах выгрузки асфальта в асфальтоукладчик. Маневры автотранспорта по гидроизоляции производить только в движении без резких поворотов, торможений и троганий с места; - окончательная приемка готовой гидроизоляции оформляется актом. 8.11.В случае образования при наклейке рулона воздушного пузыря, его следует удалить в следующем порядке: - в дефектном месте делают крестообразный надрез; - отгибают концы не приклеенного материала; - пламенем горелки прогревают изолируемую поверхность и поверхность отогнутых концов; - тщательно прижимают шпателем отогнутые концы полотна оплавленной стороной к основанию; - наклеивают дополнительное полотно способом оплавления, с перекрытием надрезов не менее чем на 100 мм с каждой стороны. Допускается не более 3-х заплат на 100 м2. 8.12. Результаты приемки гидроизоляции оформляют актом на скрытые работы. Таблица 7. Схема пооперационного контроля защитно-сцепляющего слоя.
9. Методы разделения производства работ по гидроизоляции мостового полотна на этапы.9.1. Движение транспортных средств по уложенной гидроизоляции Техноэласт МОСТ С допускается под строгим контролем руководителей работ. Для покрытия гидроизоляции асфальтобетоном или бетоном возможно движение по ней укладочной техники на пневмошинах. При этом нужно свести к минимуму разворот техники. Резкое торможение и рывки в начале движения не допускаются. Движение транспортных средств в других целях ограничивается из-за опасности разрушить гидроизоляцию. 9.2. В связи с этим в зависимости от проектной конструкции мостового полотна на конкретном мосту необходимо разработать конкретную технологию по ее сооружению: 9.2.1. Вариант 1. Железобетонная плита пролетного строения на всю ширину должна быть покрыта гидроизоляцией. На консоли плиты навешиваются сборные карнизные блоки, к которым крепится перильное ограждение. Ограждение безопасности, отделяющее проезжую часть от тротуара представляет собой железобетонный парапет с наросткой высоты металлоконструкциями. Часть мостового полотна от карниза, включая тротуар, подпарапетный участок и проезжую часть от парапета на 1000 мм покрыта слоем железобетона толщиной 130 мм. Остальная ширина проезжей части покрыта асфальтобетоном. На данном мосту для сооружения мостового полотна необходим свободный проезд автомобилей, подвозящих арматурные каркасы, металлическую опалубку, бетон, железобетонные карнизные блоки, металлоконструкции перильного ограждения, надстройки ограждения безопасности, а также грузоподъемная техника для разгрузки и укладки подвезенных материалов и конструкций. Поэтому для гарантии сохранности гидроизоляции работы необходимо разделить на три этапа: - в первом этапе выполняются работы по конструктивным элементам, размещенным на крайних полосах мостового полотна, закрываемых монолитным бетоном. При этом средняя часть мостового полотна между полосами безопасности служит для движения техники, обеспечивающей выполнение работ первого этапа; - во втором этапе выполняются работы по укладке гидроизоляции на средней части пролетного строения между полосами безопасности; - в третьем этапе выполняется работа по закрытию гидроизоляции, уложенной между полосами безопасности, т.е. на ширине ездового полотна, асфальтобетоном. Первый этап выполнения работ: На наружных полосах мостового полотна располагаются карнизный блок, тротуар, мачты освещения, ограждение безопасности и полоса безопасности. Гидроизоляция на этой ширине покрыта монолитным армированным бетоном. Сооружение этих полос необходимо вести с опережением как более сложных и определяющих внешний вид моста. Сооружение наружной полосы мостового полотна начинается с наплавки ленты гидроизоляции на конец консоли плиты пролетного строения, на которую затем устанавливаются и закрепляются карнизные блоки. Эта работа должна опережать последующие на один пролет. Это необходимо по двум причинам: чтобы карнизные блоки имели плавное очертание по фасаду моста и чтобы не повредить другие ленты гидроизоляции наружной полосы при монтаже и закреплении карнизных блоков. Гидроизоляция, которая будет находиться под карнизным блоком, должна наплавляться с перегибом на торец плиты пролетного строения на 100 мм и идти вдоль моста по уклону снизу вверх с перехлестом - 150 мм. Остальные полосы по ширине укладываются вдоль моста по уклону снизу вверх и по ширине также снизу вверх с перехлестом по ширине 100 мм. Поперечные стыки смежных продольных полотен гидроизоляции должны идти в разбежку не менее 500 мм. - Стаканы для установки столбов освещения необходимо устанавливать до наплавления гидроизоляции, чтобы в процессе наплавки покрыть гидроизоляцией крепление стакана к закладной детали в плите проезжей части и закрыть гидроизоляцией вертикальные части крепления стакана в пределах толщины бетонной плиты тротуара; - при устройстве гидроизоляции на участке моста, где имеются водоотводные трубки, необходимо гидроизоляцию завести в трубу на глубину раструба, с тем, чтобы заведенные концы гидроизоляции зажать вставной воронкой; - после наплавки гидроизоляции укладывают на бетонные подкладки арматурный каркас плиты и ограждения безопасности; - бетонируют плиту на всю ширину (тротуар, низ ограждения безопасности и полоса безопасности); - устанавливают опалубку ограждения безопасности и укладывают в нее бетон. 9.2.2. Вариант 2: Изменения по сравнению с вариантом 1 следующие: ограждения безопасности металлические, на стойках закреплен специальный металлический профиль; асфальтобетон укладывается по всей ширине между ограждениями безопасности; фасадные участки (карниз, перильное ограждение, покрытие тротуара) остаются прежние. В этом случае также в первую очередь сооружаются карниз, перильное ограждение, ограждение безопасности, гидроизоляция тротуара и покрытие тротуара железобетоном. Затем выполнятся работы по проезжей части мостового полотна: гидроизоляция Техноэласт МОСТ С и первый слой асфальтобетона, затем укладывают второй слой асфальтобетона. 9.2.3. Вариант 3: Металлические конструкции перил, столбов освещения, ограждения безопасности крепятся к закладным деталям в плите пролетного строения. Все конструкции устанавливаются на место и закрепляются. После этого наплавляется гидроизоляция на выступающие из плиты мостового полотна детали и далее последовательно наплавляется гидроизоляция и укладывается на нее первый слой асфальтобетона; затем укладывается второй слой асфальтобетона. 10. Устройство асфальтобетонного покрытия.10.1. Асфальтобетонное покрытие выполняют в несколько слоев из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов в зависимости от состава и интенсивности движения по ГОСТ 9128-97*. 10.2. Асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, гравия и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. 10.3. Асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 10.4. Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на: - горячие, приготавливаемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120°C; - холодные, приготавливаемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5°C. 10.5. Горячие смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на: - крупнозернистые с размером зерен до 40 мм; - мелкозернистые - до 20 мм; - песчаные - до 5 мм. 10.6. Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды: - высокоплотные с остаточной пористостью св. 1,0 до 2,5 %; - плотные с остаточной пористостью св. 2,5 до 5,0 %; - пористые - св. 5,0 до 10,0 %; - высокопористые - св. 10,0 до 18,0 %. 10.7. Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы: А - с содержанием щебня св. 50 до 60 %; Б - с содержанием щебня св. 40 до 50 %; В - с содержанием щебня св. 30 до 40 %. 10.8. Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в Таблице 8. Таблица 8. Марки смесей и асфальтобетонов.
10.9. Смеси должны приготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97* по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием изготовителем. 10.10. Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов для слоев покрытий должны соответствовать в процентах по массе наполнителей указанных в Таблицах 9 и 10. Таблица 9.
Таблица 10.
10.11. Рекомендуемое содержание битума в смесях в Таблице 11. Таблица 11.
10.12. Водонасыщение высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в Таблице 12 в процентах по объему. Таблица 12.
10.13. Температура асфальтобетонных смесей в момент укладки на гидроизоляцию из материала Техноэласт МОСТ С не должна превышать 220 °С. 10.14. Смеси испытывают по ГОСТ 12801-98*. 10.15. Щебень и гравий из горных пород испытывают по ГОСТ 8269.1-97. 10.16. Песок природный и из отсевов дробления горных пород испытывают по ГОСТ 8735-88*. 10.17. Минеральные порошки промышленного производства испытывают по ГОСТ 12784-78. 10.18. Битумы испытывают по ГОСТ 11501-78*, ГОСТ 11503-74*, ГОСТ 11504-73*, ГОСТ 11505-75*, ГОСТ 11506-73*, ГОСТ 11507-78*. 11. Требования к оборудованию и рабочим при выполнении гидроизоляционных работ из материалов Техноэласт МОСТ Б и Техноэласт МОСТ С.11.1. Не рекомендуется движение транспортных средств по гидроизоляции за исключением подвозящих бетонную смесь для защиты Техноэласт МОСТ Б или асфальтобетона для покрытия Техноэласт МОСТ С. 11.2. Не допускается резкое торможение и разворот автомобилей на выполненной гидроизоляции. 11.3. Не допускается проход гладковальцованных катков по гидроизоляции. 11.4. Протекторы на всем оборудовании должны регулярно проверяться и обнаруженные застрявшие каменные материалы удаляться. 11.5. Асфальтоукладчики должны быть на колесном или гусеничном ходу с накладками на траках. 11.6. Автомобили, подвозящие асфальтобетонную смесь, должны двигаться по гидроизоляции без резкого торможения и разворотов. 11.7. В случае, если под колесами укладчика происходит смятие, разрыв материала гидроизоляции, укладку смеси следует прекратить, уменьшить массу укладчика или дождаться снижения температуры солнечного нагрева материала гидроизоляции. 11.8. В случае, если при уплотнении покрытия за катком образуются поперечные трещины, укладку следует прекратить и дождаться снижения температуры смеси. 11.9. Заполнение бункера укладчика рекомендуется производить на 50 % для уменьшения удельного давления на гидроизоляцию. 11.10. При укладке и уплотнении асфальтобетонной смеси в зоне дренажных каналов, необходимо следить, чтобы асфальтоукладчики не наезжали на дренажные каналы, кромки покрытия у дренажных каналов тщательно уплотняют. 11.11. Включение вибрации на катках при уплотнении покрытия на стальной ортотропной плите не допускается. 11.12. При расположении пролетного строения на уклоне асфальтоукладчик должен двигаться под уклон во избежание повреждения гидроизоляции усилиями, необходимыми для преодоления подъема. 11.13. Компрессор, используемый в зоне выполнения работ, должен быть установлен на поддоне во избежание загрязнения поверхности маслом. 11.14. Рабочие, занимающиеся укладкой гидроизоляции, должны быть обуты в обувь с гладкой подошвой, чтобы избежать повреждения гидроизоляции. 12. Техника безопасности при выполнении гидроизоляционных работ.12.1. Работы по устройству гидроизоляции должны выполняться специализированными бригадами под техническим руководством и контролем инженерно-технических работников, имеющих опыт в области устройства гидроизоляции мостов. 12.2. При выполнении работ по гидроизоляции мостовых сооружений следует соблюдать требования правил техники безопасности. 12.3. К работам по устройству гидроизоляции допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, обученных безопасным приемам работы и допущенных к пескоструйным работам и не имеющих кожных, аллергических заболеваний, хронических заболеваний печени, слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей. Гидроизоляционные работы должны выполнять гидроизолировщики, сдавшие в установленном порядке техминимум по технологии производства и технике безопасности. Каждый рабочий при допуске к работе должен пройти инструктаж на рабочем месте с соответствующей записью в журнале. 12.4. На объекте должны быть руководящие материалы по производству работ и технике безопасности работы с наплавляемыми рулонными гидроизоляционными материалами. 12.5. При производстве гидроизоляционных работ запрещается: а) допускать к работе лиц моложе 18 лет; б) допускать к работе лиц не прошедших медицинское освидетельствование, обучение по специальности, инструктаж по технике безопасности; в) приступать к работе с неисправными приспособлениями; г) допускать соприкосновение электрических проводов с газовыми баллонами; д) допускать нагрев газовых баллонов, в том числе солнечными лучами; е) допускать попадания масел в кислородные баллоны. 12.6. При работе с газовыми баллонами и оборудованием струйно-абразивной очистки следует соблюдать правила работы с аппаратами, находящимися по давлением. 12.7. Рабочие, выполняющие гидроизоляцию, должны быть обеспечены рабочей одеждой из хлопчатобумажной ткани с огнестойкой пропиткой по ГОСТ 12.4.011-89 и ГОСТ 12.4.012-83; резиновыми сапогами по ГОСТ 12.4.087-84; респираторами типа «Лепесток» РУ - 60, РМП-62, Ф-46 по ГОСТ 12.4.034-85; брезентовыми рукавицами по ГОСТ 12.4.010-75*; защитными очками по ГОСТ 12.4.023-84*; касками по ГОСТ Р 12.4.207-99. На месте работ должны быть вода, мыло и аптечка с медикаментами для оказания первой помощи. 12.8. При работе с газовой горелкой: - не допускается оставлять горелку в рабочем состоянии без надзора; - запрещается класть на гидроизоляционное покрытие или другие сгораемые предметы зажженную или не остывшую горелку; - во избежании ожогов запрещается прикосновение к горелке незащищенными частями рук. 12.9. Место производства работ должно быть обеспечено следующими средствами пожаротушения: - огнетушитель не менее - 2 шт.; - ящик с песком 0,5 м3 - 1 шт.; - лопата - 2 шт.; - асбестовое полотно - 3 кв.м. Пожарный инвентарь и приспособления должны быть окрашены в ярко-красный цвет и содержаться в исправности. 12.10. Струно-абразивная очистка поверхности требует соблюдения следующих правил: - пескоструйный аппарат должен иметь паспорт и быть зарегистрирован как аппарат, работающий под давлением; - предохранительный клапан пескоструйного аппарата должен быть отрегулирован на давление сжатого воздуха, превышающее на 10 % номинальное. Манометры должны быть исправны и опломбированы; - соединять шланги с помощью двусторонних штуцеров и закреплять хомутами; - перед началом работ и после них шланги необходимо продуть воздухом. Перегибать и скручивать шланги не разрешается. Для прекращения подачи воздуха необходимо пользоваться вентилем; - работы следует выполнять в скафандрах, либо в шлемах «МИОТ». Глаза должны быть защищены очками, уши - противошумными наушниками, или средством «беруши», либо антифонами. При выполнении работ на открытом воздухе допускается применять индивидуальные бесклапанные пылевые респираторы типа ШБ-1 «Лепесток»; - в зоне работы пескоструйного аппарата, кроме оператора, не должны находиться посторонние лица. 12.11. Первая медицинская помощь при ожогах горячим битумом. При сильных ожогах битумом следует выполнять следующие правила: - охладите битум водой (лучше холодной) для того, чтобы предотвратить глубокое поражение тканей; - охлаждение водой необходимо производить немедленно до тех пор, пока битум не затвердеет и не охладится, не рекомендуется охлаждать более 5 минут в избежании переохлаждения; - нельзя удалять битум с обожженного участка, необходимо как можно скорее оказать квалифицированную медицинскую помощь. 13. Правила хранения и транспортирования гидроизоляционных материалов.13.1. Рулоны материала Техноэласт МОСТ должны храниться рассортированными по маркам в вертикальном положении на поддонах в один ряд по высоте на расстоянии не менее 1м от отопительных приборов. 13.2. Допускается хранение поддонов с материалом Техноэласт МОСТ в два ряда по высоте, при этом вес верхних поддонов должен равномерно распределяться на все рулоны нижнего ряда с помощью деревянных щитов или поддонов. 13.3. Техноэласт МОСТ должен храниться в закрытом помещении или под навесом. Допускается кратковременное хранение поддонов с материалом Техноэласт МОСТ на открытой площадке. 13.4. По согласованию с потребителем допускаются другие условия хранения материала Техноэласт МОСТ, обеспечивающие защиту от воздействия влаги и солнца. 13.5. Транспортирование рулонов материала Техноэласт МОСТ следует производить в крытых транспортных средствах на поддонах в вертикальном положении в один ряд по высоте. 13.6. Допускается транспортирование поддонов с материалом Техноэласт МОСТ в два ряда по высоте, при этом вес верхних поддонов должен равномерно распределяться на все рулоны нижнего ряда с помощью деревянных щитов или поддонов. 13.7. По согласованию с потребителем допускаются другие способы транспортирования, обеспечивающие сохранность материала. 13.8. Загрузку в транспортные средства и перевозку материала Техноэласт МОСТ производят в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. 14. Охрана окружающей среды.14.1. Перед началом гидроизоляционных работ на территории объекта должны быть выделены места складирования материалов, баллонов с горючими газами. 14.2. При работе с гидроизоляционными материалами высвобождаются поддоны, этикетки, сердечники, картон, обрезки гидроизоляционных материалов. Их утилизация должна быть предусмотрена в специально отведенных местах. 15. Нормативные ссылки.В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие действующие нормативные документы.
16. Основные термины и определения.В настоящих Рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Приложение 1Сборник узлов по гидроизоляции стальной ортотропной плиты с применением материала Техноэласт МОСТ С.
Приложение 2Сборник узлов по гидроизоляции железобетонной плиты с применением материала Техноэласт МОСТ С.
Приложение 3Сборник узлов по гидроизоляции железобетонной плиты с применением материала Техноэласт МОСТ Б.
Приложение 4
Приложение 5ЖУРНАЛ РАБОТ ПО ГИДРОИЗОЛЯЦИИ, АНТИКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЕ, ОКРАСКЕ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
|
|