|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ___________________________________________________________________________
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ Технические условия ГОСТ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1996
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.91 Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1. 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления. 1.2. Характеристики 1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Область применения битумов в дорожном строительстве - в соответствии с приложением 1.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1. 1.2.3. Требования безопасности 1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044-89. 1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 - в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84. 1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007. 1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. 1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. 1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй. 1.3. Требования охраны природы 1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума. 1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига. 2. ПРИЕМКА2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве. 2.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517. 2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки - не реже одного раза в месяц. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд. 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ3.1. Пробы вязких дорожных битумов - по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг. 3.2. Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (приложение 3). 3.3. Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180. 4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов - по ГОСТ 1510. 4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133). (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2. Гарантийный срок хранения битумов - один год со дня изготовления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Рекомендуемое ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Таблица 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Рекомендуемое Таблица определения индекса пенетрации битума Таблица 3
Примечание. При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пене-грации определяют интерполяцией или по формуле
где где П - глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм; Т - температура размягчения, °С.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Обязательное Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных Температура хрупкости, °С Примечания: 1. Цифры на прямых - глубина проникания иглы при 25 °С. 2. При равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику (а). Например: По графику: (а) с поправкой 0,27. На оси ординат номограммы (б) отмечают значение с поправкой 0,27 и проводят линию, параллельную оси абсцисс до пересечения с линией, соответствующей . Из точки пересечения опускают перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс, где и находят температуру хрупкости минус 19 °С.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ В. В. Фрязинов, канд. техн. наук; И. И. Шерышева; С.Л.Александрова, канд. хим. наук; И, А. Чернобривенко, Т. П. Камалова; В. М. Юмашев, канд. техн. наук; И. А. Плотникова, канд. техн. наук; Л. М. Гохман, канд. техн. наук; Е. М. Гурарий, канд. техн. наук; А. Р. Давыдова, канд. техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12.02.90 № 191 3. ВЗАМЕН ГОСТ 22245-76 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Изменение № 1 Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 8 от 12.10.95) За принятие проголосовали:
6. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 7. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменением № 1, утвержденным в октябре 1995 г. (ИУС 9-96) |
|