|
|
Постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 117-ПП О Концепции программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы В целях повышения уровня и качества жизни населения города Москвы на основе комплексного развития застроенных территорий жилых районов, реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", обеспечения требуемых объемов реконструкции и реновации сложившейся застройки, модернизации и капитального ремонта жилищного фонда, рационального использования бюджетных средств, направляемых на развитие застроенных территорий, а также обеспечения выполнения постановлений Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 336-ПП "О продлении срока реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2006 годы и дополнительных мерах по ее выполнению", от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП "О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", от 23 января 2007 г. N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год", проведения эффективной градостроительной политики на территории города Москвы и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы: 2.1. Обеспечить разработку и представить на утверждение в Правительство Москвы во II квартале 2008 г. программу реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы на 2008-2010 годы (далее - Программа), предусматривающую разработку документации по планировке территории для последующего строительства объектов исходя из реальной потребности города, с приложением адресного перечня застроенных территорий, подлежащих комплексному развитию. 2.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы в ходе разработки Программы и ее реализации ежегодно готовить предложения по адресным перечням домов, предлагаемых к возможному сносу, и домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, для формирования графиков выполнения работ в составе комплексной реконструкции территорий с организацией единой информационной базы данных. 2.3. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы во II квартале 2008 г. при подготовке Программы разработать предложения по максимальному использованию реконструируемых территорий для реализации городских социальных программ жилищного строительства, включая размещение объектов социальной сферы, комплексных предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, предприятий малого предпринимательства, с целью предоставления необходимых услуг населению. 2.4. Не допускать подготовку лотовой документации на земельные участки под сносимыми аварийными домами на территориях, подлежащих комплексной реконструкции, как на отдельные объекты застройки. 3. Москомархитектуре: 3.1. Обеспечить учет представленных Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы данных о нецелевом использовании земельных участков и подготовку предложений по их возможному дальнейшему использованию. 3.2. При актуализации Генерального плана развития города Москвы в целях реализации постановления Правительства Москвы от 9 августа 2005 г. N 588-ПП "Об аварийном отключении 24-26 мая 2005 года электроснабжения в городе Москве и мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения": 3.2.1. При разработке проектов планировок застроенных территорий предусматривать резервирование земельных участков для размещения головных энергообъектов и их эксплуатационных служб, в первоочередном порядке рассматривая территории промзон после вывода с них промышленных предприятий. 3.2.2. При проектировании и строительстве дорог и магистралей общегородского назначения включать в комплекс работ проектирование и строительство магистральных городских коллекторов для прокладки кабельных линий электропередачи и тепловых сетей. 3.3. Совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, энергоснабжающими организациями и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на основании представленных в установленном порядке электрических и тепловых нагрузок, балансов водоснабжения и водоотведения до разработки комплексной схемы инженерного обеспечения территории обеспечивать в проектах планировки подготовку предложений по ее теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на основании разработанных отраслевых схем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения города Москвы. 3.4. Совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и по согласованию с Департаментом транспорта и связи города Москвы при разработке документации по планировке территории предусматривать увеличение плотности улично-дорожной сети. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
ПриложениеКонцепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы1. Обоснование соответствия целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города МосквыКонцепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы на период до 2020 года. Целью Концепции является максимально эффективное использование территорий сложившейся жилой застройки в интересах жителей города Москвы путем их комплексного развития с учетом градостроительных потенциалов данных территорий для улучшения жилищных условий, создания благоприятной и комфортной среды обитания, повышения уровня и качества жизни населения города Москвы. Москомархитектурой совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы проанализирован градостроительный и экономический потенциал территорий города для комплексной реконструкции в рамках реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2007 годы, в которых сосредоточена основная масса жилых домов первого периода индустриального домостроения. В работу включено 223 территории, на которых размещены жилые здания 50-60-х годов постройки преимущественно несносимых серий. Из них по 59 территориям разработаны и утверждены проекты планировки. По 94 территориям продолжается разработка, согласование и утверждение предпроектной документации с последующей реализацией проектов за счет средств бюджета города Москвы или инвесторов, отобранных на основе конкурсных торгов. По результатам разработки проектов планировки и утверждения градостроительной документации по 14 территориям проведены открытые аукционы на осуществление строительными организациями функций инвестора по объектам комплексной реконструкции сложившейся застройки. Общая площадь указанных территорий составила 464 га, с объемом сносимого жилищного фонда около 560 тыс. кв. м и нового строительства жилья в объемах 1500 тыс. кв. м с объектами социальной и инженерной инфраструктуры. По результатам реализации проектов в бюджет города поступит около 7,3 млрд. рублей при затратах бюджетных средств на подготовку градостроительной документации всей программы с начала ее реализации 604 млн. рублей, и на строительство объектов инженерной инфраструктуры 371 млн. рублей. Общая площадь жилищного фонда, задействованного в комплексной реконструкции, составляет более 11,5 млн. кв. м. Положения данной Концепции учитывают произошедшие изменения в социальной политике (утверждены национальные проекты обеспечения населения доступным жильем, совершенствования системы образования), в законодательстве Российской Федерации и города Москвы (приняты новые Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, распорядительные документы в отношении организации конкурсной процедуры размещения госзаказа, запрета строительства "точечных" объектов, инженерного обеспечения реконструкции, контроля реализации инвестиционных проектов и др.). Изменения законодательства в градостроительной и жилищной сферах требуют новых подходов и к решению проблем капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда, в том числе и проблемы участия собственников в финансировании данных работ (ежегодное Послание Президента Российской Федерации). В настоящее время постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1032-ПП "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 гг." утверждена целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы. Объектами указанной программы являются жилые дома, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Анализ градостроительного и экономического потенциала комплексной реконструкции 320 территорий кварталов и микрорайонов из 500, намеченных в рамках реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2007 годы, в которых сосредоточена основная масса жилых домов первого периода индустриального домостроения показал нецелесообразность сноса только домов несносимых серий при наличии на территориях домов с высокой степенью износа. На основании полученных результатов в рамках дальнейшей реализации программных мероприятий на 2008-2010 годы предполагается проработка 120 территорий кварталов с общим объемом финансирования 1525,0 млн. рублей за счет средств бюджета города Москвы. Финансирование Программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы на 2008-2010 годы (далее - Программа) будет осуществляться в части ответственности бюджета в пределах лимитов, выделенных главным распорядителям. В настоящей Концепции и далее в Программе предусмотрено, что решения о развитии застроенных территорий принимаются в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В Программе необходимо предусмотреть подготовку критериев обоснования проектного решения о сносе жилых домов и новом строительстве при подготовке проектов планировки застроенной территории: - наличие жилых зданий, подлежащих сносу в соответствии с законодательством; - согласие собственников жилых и нежилых помещений на снос зданий при предоставлении равноценных жилых и нежилых помещений, либо компенсации с учетом соблюдения прав собственников; - экономическая оценка затрат на капитальный ремонт жилого здания и новое строительство с переселением жителей в соответствии с действующим законодательством; - наличие участков под строительство стартовых жилых домов для переселения жителей при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий. При этом дома, включенные в адресные перечни на капитальный ремонт за счет средств бюджета города Москвы по Программе капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, не должны включаться в списки сносимых. Поэтому при комплексном обследовании конкретной территории в рамках реализации Программы будут рассматриваться все дома на предмет их отнесения к сносимым или подлежащим капитальному ремонту совместно с городскими организациями, в компетенцию которых входит решение этого вопроса. Программа должна быть разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомОбоснованность разработки Концепции и последующей разработки Программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы обусловлена рядом социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов: - социальные факторы связаны с необходимостью размещения в пределах "шаговой доступности" объектов социально-культурного назначения, потребительского рынка и услуг, оптовой торговли, малого предпринимательства; - градостроительные факторы связаны с низкой интенсивностью использования земли реорганизуемых территорий различного функционального назначения при наличии растущего дефицита территории для нового строительства; - экономические факторы связаны с высокой инвестиционной привлекательностью территорий размещения пятиэтажного и непригодного для проживания жилья с высоким износом, при его низкой рыночной стоимости, но не признанного аварийным, со снижением объемов дотаций на содержание жилья; - законодательные факторы связаны с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектом Градостроительного кодекса города Москвы, одобренным постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 899-ПП "О проекте Градостроительного кодекса города Москвы", Жилищным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и нормативными правовыми актами города Москвы, в соответствии с которыми существенно усложнился порядок развития застроенной территории; необходимо комплексно подходить к решению проблем с собственниками объектов капитального строительства, арендаторами земельных участков, расположенных в кварталах застроенной территории. Таким образом, реализация Программы с учетом всех перечисленных факторов является одной из важнейших социально-экономических и стратегических задач города. За последние годы значительно возросло финансирование развития застроенной территории из средств бюджета города Москвы для реализации городских социальных программ, что соответствует основным положениям национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Данные подходы заложены в Концепции и будут реализованы в Программе реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы на 2008-2010 годы. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере развития застроенной территории, возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыКварталы комплексного развития представляют собой застроенные территории, порядок освоения которых определен Градостроительным кодексом Российской Федерации. В целях обеспечения разработки документации по планировке территории по объектам городских строительных программ Правительством Москвы принят ряд распорядительных документов: постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 714-ПП "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 585-ПП "Об утверждении Положения о составе материалов и порядке разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", распоряжение Правительства Москвы от 28 сентября 2005 г. N 1902-РП "О Регламенте взаимодействия участников формирования городских программ строительства, реконструкции и предпроектной подготовки объектов". В связи с изменениями в законодательстве в Программе будет разработан адресный перечень застроенных территорий, предполагаемых к развитию, а также разработаны принципы и процедуры принятия решений о том, какие объекты целесообразно проектировать и строить за счет средств бюджета города Москвы для выполнения социальных задач и каким образом обеспечить максимальную инвестиционную привлекательность для объектов, по которым планируется проведение конкурсов на право развития застроенных территорий. Учитывая, что разрабатываемая Программа должна стать инструментом реализации Генерального плана развития города Москвы необходимо системно формировать механизмы решения вопросов размещения стартовых площадок, головных объектов инженерной инфраструктуры, транспортной доступности, компенсаций собственникам за изъятие объектов недвижимости на территориях разрабатываемых кварталов и микрорайонов. Системный подход увеличивает потенциал по стартовым площадкам, комплексно решает транспортные, инженерные проблемы проектируемых территорий. Программа должна обеспечить достижение общей цели - повышение эффективности использования территорий. Спрогнозировать масштабность решения проблемы массового капитального ремонта за счет средств самих собственников без применения программно-целевого метода не представляется возможным. Инструментом реализации этого процесса в первую очередь должен стать механизм заимствования средств собственниками жилых помещений. При этом для получения кредита собственники должны организовать ТСЖ или привлечь на конкурсной основе управляющую организацию (юридическое лицо), с которой могут быть установлены договорные отношения. При реализации Программы необходима координация действий с городскими организациями, ответственными за проведение капитального ремонта жилищного фонда, в целях недопущения попадания в списки сносимых объектов жилых домов, внесенных в адресные перечни на проведение капитального ремонта. Таким образом, придать этой работе планомерный характер возможно только в том случае, когда программно-целевым методом планируется каждый этап работы, определены процедуры, объемы, источники финансирования работ. Любые другие варианты решения проблемы предполагают большие риски как для инвесторов, так и для заказчиков, собственников жилых и нежилых помещений. 4. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годамПрограмма реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы на 2008-2010 гг. разрабатывается в целях: - обеспечения комплексного развития застроенных территорий в интересах жителей Москвы и города как целостного организма, испытывающего потребности в развитии социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; - постоянного повышения уровня и качества жизни населения Москвы на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, социально-психологического и экологического комфорта, безопасности и функциональной достаточности жилых территорий; - совершенствования городской системы отраслевого управления процессами капитального ремонта, модернизации, реконструкции и обновления зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки с обеспечением постоянного снижения себестоимости (издержек) как при реализации строительных программ, так и при дальнейшей эксплуатации жилищного фонда. В процессе разработки Программы должны быть учтены цели, задачи, параметры и иные положения других действующих городских отраслевых программ: градостроительных, социальных, жилищных, развития малого предпринимательства и других. Программа разрабатывается на период 2008-2010 гг. и рассматривается как вариант комплексного учета всех ограничений и начальных условий при планировании проведения комплексного развития территорий сложившейся застройки. Программа разрабатывается исходя из принципов максимально эффективного использования территории, преемственности решений по сохранению и реорганизации жилищного фонда города, в целях выполнения городских жилищных программ и создания благоприятных условий проживания. В Программе будут предусмотрены критерии для предложений о сносе жилых домов при разработке проектов планировки застроенной территории: наличие жилых зданий, подлежащих сносу в соответствии с законодательством; согласие собственников жилых и нежилых помещений на снос зданий на договорных условиях; экономическая оценка затрат на капитальный ремонт жилого здания и новое строительство с переселением жителей; наличие участков под строительство стартовых жилых домов для переселения жителей при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий. К числу основных задач разработки и реализации Программы относятся: 1. Разработка документации по планировке территорий для комплексного решения задач строительства жилья по заказу государственного заказчика, опережающего развития инженерной, транспортной и социальной инфрастуктур#, включая организацию озеленения территории общего пользования с ее выделением, с определением территорий для строительства за счет средств бюджета города Москвы и территорий для реконструкции с привлечением инвестиционных ресурсов на конкурсной основе. 2. Повышение потребительского качества жилищного фонда города. 3. Поддержание историко-культурной ценности средового многообразия жилой застройки города. 4. Улучшение жилищных условий населения и обеспечение социальных гарантий в части нормативного уровня благоустройства, санитарно-гигиенического состояния и функционально-планировочной организации жилых территорий, пространственной доступности объектов социально-культурного назначения, потребительского рынка и услуг, размещения объектов малого предпринимательства. 5. Повышение архитектурной выразительности и улучшение пространственного облика жилой застройки, обеспечение психологического комфорта. 6. Снижение эксплуатационных расходов на содержание жилищного фонда, придомовых территорий и территорий общего пользования жилых образований, повышение надежности функционирования систем инженерно-технического обеспечения жилой застройки, эффективности использования жилых территорий города. 7. Привлечение на конкурсной основе уполномоченных организаций для разработки предложений по застройке территорий и подготовке инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 968-ПП "О мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных градостроительных проектов в городе Москве". 8. Решение проблем развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, дорожно-мостового хозяйства. 9. Разработка механизмов определения очередности реализации объектов Программы исходя из возможностей прилегающей территории и общей градостроительной ситуации, с учетом экономической эффективности и окупаемости. 10. Разработка нормативной правовой базы по развитию застроенных территорий города, разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые документы по землепользованию в целях определения механизма резервирования территорий под городские нужды. 11. Обеспечение надежным энергоснабжением существующих и перспективных объектов города Москвы. Основными направлениями реализации Программы будут являться: 1. Разработка документации по планировке территорий на конкурсной основе для развития застроенной территории с учетом необходимости размещения объектов жилищного строительства, социально-культурного, торгового и транспортного обслуживания в соответствии с разработанными среднесрочными отраслевыми схемами для максимально рационального использования территории и реализации оптимальных решений по обеспечению жильем жителей Москвы, в том числе в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 2. Использование реорганизуемых территорий различного функционального назначения в целях увеличения инвестиционной привлекательности примыкающих застроенных территорий, строительства энергетических объектов, организации озеленения территорий общего пользования. 3. Формирование адресного перечня территорий Программы для разработки документации по планировке территории. 4. Формирование механизмов реализации Программы, включая обеспечение нормативной правовой базы, порядок проведения обследований территории, методику определения финансовых затрат на реализацию проектов, порядок проведения публичных слушаний. 5. Проведение оценки экономической целесообразности реорганизации застроенных территорий на основании разработанной документации по планировке территории для выбора экономического механизма реализации проекта. 6. Обеспечение координации участия городских структур и инвесторов в работе с собственниками жилых и нежилых помещений на различных этапах реализации проектов. 7. Постоянное повышение уровня и качества жизни населения Москвы на основе комплексной реконструкции территории сложившейся застройки. 8. Совершенствование городской системы отраслевого управления процессами комплексной реконструкции территории сложившейся застройки. 9. Совершенствование управления территорией, процессами развития и эксплуатации жилищного фонда. Целевыми индикаторами реализации Программы должны стать: - количество квадратных метров жилья, построенных по городскому государственному заказу за счет бюджета города; - количество квадратных метров жилья, построенных в рамках договоров, заключенных на конкурсной основе; - экономия бюджетных средств на капитальный ремонт жилищного фонда за счет его обновления. Планируемые показатели реализации Программы: Экономические показатели: Расходная часть: - подготовка, разработка, согласование и экспертиза проектной документации территориального планирования, проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, сбор исходных данных, оценка имущества, работа с правообладателями недвижимого имущества, включая земельные участки, технико-экономическое обоснование проектов; - разработка, корректировка и согласование схем инженерного обеспечения; - мероприятия организационно-технического характера, нормативно-правовое и методическое обеспечение. Доходная часть: - возмещение победителем аукциона затрат на разработку и согласование документации территориального планирования в качестве задатка на право участия в аукционе; - возмещение в бюджет доли города в соответствии с условиями договора. Фактические показатели: - количество утвержденных проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, документации по планировке территории; - общая площадь строительства жилья за счет средств бюджета города Москвы с разбивкой по годам, включая инженерное обеспечение; - общая площадь строительства жилья за счет средств инвесторов с разбивкой по годам, включая инженерное обеспечение. 5. Предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формировании и реализации ПрограммыВ работе по формированию и реализации Программы будут задействованы префектуры административных округов города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент города Москвы по конкурентной политике, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Москомархитектура, Москонтроль в соответствии с разрабатываемым регламентом взаимодействия. 6. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам ПрограммыФункции государственного заказчика и разработчика Программы возлагаются на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. 7. Ожидаемые результатыУвеличение объемов строительства нового жилья и обновление существующего фонда на территориях сложившейся застройки. Комплексное развитие застроенных территорий, формирование комфортной городской среды, строительство новых жилых и нежилых объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры за счет инвестиционных ресурсов, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходной части бюджета города Москвы. Повышение эффективности использования бюджетных средств на разработку документации и строительство объектов по государственному заказу. Формирование нормативной правовой основы стимулирования работы инвестора не только при новом строительстве, но и при проведении модернизации и реконструкции зданий и сооружений. Улучшение состояния окружающей среды и экологии проживания жителей города за счет ликвидации экологически опасных объектов на реорганизуемых территориях. Комплексное и устойчивое развитие территорий, вошедших в Программу, на длительную перспективу, снижение расходов на содержание и обслуживание жилищного фонда, ремонт и реконструкцию. 8. Организация управления Программой и контроля за ходом ее выполненияУправление Программой и контроль за ее выполнением осуществляет Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы (заказчик-координатор), а именно: - разрабатывает проекты распорядительных документов Правительства Москвы, необходимых для выполнения Программы; - согласовывает сроки выполнения мероприятий, объемы финансирования из бюджета города Москвы; - согласовывает ежегодно в установленном порядке предложения об уточнении перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование Программы; - несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
|
|