|
|
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841 Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России
Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов
Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России (утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841)
1. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр. Федеральный горный и промышленный надзор России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 2. Федеральный горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. 4. Основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются: 1) организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих нормативных технических документах; 2) организация и осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее именуется - государственный горный надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых); 3) координация деятельности по применению технических устройств на опасных производственных объектах, а также осуществление контроля за этой деятельностью; 4) организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями; 5) организация и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в области безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях; 6) организация и осуществление государственного пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организациях; 7) осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам; 8) осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования технической безопасности на опасных производственных объектах при использовании атомной энергии; 9) координация разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного травматизма на опасных производственных объектах, а также по обеспечению сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения. 5. Федеральный горный и промышленный надзор России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 1) участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; 2) осуществляет в установленном порядке федеральный надзор в области промышленной безопасности, государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр, а также государственный контроль за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разрабатывает в установленном порядке федеральные целевые программы в области промышленной безопасности и организует их выполнение; 4) участвует в пределах своей компетенции в разработке и согласовании приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в области промышленной безопасности, использования и охраны недр; 5) осуществляет анализ достаточности принимаемых поднадзорными организациями мер по предупреждению аварий, инцидентов и производственного травматизма на опасных производственных объектах, а также контроль за их выполнением; 6) устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляет техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма и утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях, а также анализ и разработку мер по их предупреждению; 7) осуществляет руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 8) осуществляет в установленном порядке ведение государственного реестра опасных производственных объектов; 9) разрабатывает предложения по совершенствованию государственной статистической отчетности в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции, обеспечивает в установленном порядке обобщение и представление государственной статистической отчетности; 10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно- технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции; 11) формирует и представляет в специально уполномоченный государственный орган, осуществляющий управление использованием и охраной водного фонда, материалы по поднадзорным гидротехническим сооружениям для ведения соответствующего раздела Российского регистра гидротехнических сооружений, устанавливает порядок мониторинга состояния этих сооружений; 12) обеспечивает контроль за соблюдением поднадзорными организациями порядка ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых материалов промышленного назначения; 13) участвует в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности; 14) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками опасных отходов, проводит регулярные и выборочные инспекции мест размещения опасных отходов, объектов по их использованию и соответствующих грузов; 15) обеспечивает проверку выполнения поднадзорными организациями установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах; 16) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; 17) выдает в установленном порядке разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию этих устройств и осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их применения; 18) выдает поднадзорным организациям разрешения на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение работ с указанными материалами; 19) обеспечивает в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации, а также организацию выполнения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; 20) утверждает в установленном порядке декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, организует проведение государственной экспертизы деклараций безопасности этих сооружений; 21) разрабатывает и утверждает совместно с федеральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке перечень подлежащих сертификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и правила проведения указанной сертификации; 22) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; 23) определяет порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, используемых на опасных производственных объектах; 24) определяет в предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности случаях обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, перечень сведений, содержащихся в декларации и информационном листе (приложение к декларации), и порядок их оформления, а также порядок осуществления экспертизы декларации и требования к оформлению заключения экспертизы, контролирует соблюдение установленного порядка представления декларации; 25) устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения указанной экспертизы; 26) устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности; 27) назначает своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе комиссий по проведению испытаний в производственных условиях взрывчатых материалов промышленного назначения, а также технических устройств и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах; 28) согласовывает нормативные правовые акты и нормативно- технические документы по вопросам промышленной безопасности, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или другими нормативными правовыми актами предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности; 29) осуществляет надзор за отнесением производств к соответствующим категориям опасных производственных объектов, в том числе по признакам взрыво- и пожароопасности, за переводом производств из одной категории в другую и за соответствием применяемого на опасных производственных объектах оборудования определенной категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон, а также определяет категории шахт (рудников) по установленным признакам опасности; 30) осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения горноспасательных служб и формирований; 31) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований (норм, правил) по безопасному ведению работ и охране недр при реализации соглашений о разделе продукции; 32) определяет в пределах своей компетенции технические требования, подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации опасных производственных объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных объектов и сооружений; 33) в пределах своей компетенции согласовывает условия лицензий на пользование недрами, технические проекты на пользование участками недр и осуществляет в установленном порядке контроль за их соблюдением, а также согласовывает порядок уточнения границ горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 34) участвует в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов промышленного и иного назначения; 35) совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр выдает в установленном порядке разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых и размещение в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений; 36) в установленном порядке согласовывает ежегодные планы горных работ и контролирует их выполнение, а также контролирует соблюдение установленных нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке; 37) согласовывает порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и порядок списания их с государственного баланса; 38) согласовывает планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море, речных акваториях и во внутренних водоемах; 39) устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы; 40) обеспечивает создание и функционирование государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности; 41) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения; 42) информирует общественность о своей деятельности в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции; 43) осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, заключает в установленном порядке международные договоры и выполняет международные обязательства Российской Федерации; 44) организует и обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров центрального аппарата и территориальных органов Федерального горного и промышленного надзора России, а также находящихся в его ведении организаций; 45) разрабатывает и ежегодно представляет в установленном порядке при разработке проекта федерального бюджета предложения о финансировании деятельности Федерального горного и промышленного надзора России; 46) осуществляет учет, хранение, использование и передачу в установленном порядке документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации; 47) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера, осуществляет спецсвязь, а также мероприятия по организации мобилизационной подготовки и гражданской обороне; 48) осуществляет руководство своими территориальными органами и находящимися в его ведении организациями, обеспечивает в установленном порядке методическое руководство ведением бухгалтерского учета, проведение проверок и ревизий, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной и иной деятельностью территориальных органов и находящихся в его ведении организаций; 49) разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы и порядок ношения форменной одежды, знаков различия для работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России и его территориальных органов. 6. Федеральный горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право: 1) осуществлять государственный надзор и контроль по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих целях должностные лица Федерального горного и промышленного надзора России имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные организации и объекты (в том числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности; 2) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции; 3) издавать в установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно-технические и методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции; 4) рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; 5) направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в правоохранительные органы и суды; 6) давать в пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции назначать проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз; 7) в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности и о приостановке работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 8) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы и находящиеся в его ведении организации, готовить предложения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке находящихся в его ведении государственных унитарных предприятий. 7. Федеральный горный и промышленный надзор России возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Начальник имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей начальника устанавливается Правительством Российской Федерации. 8. Начальник Федерального горного и промышленного надзора России: 1) осуществляет общее руководство деятельностью Федерального горного и промышленного надзора России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на этот орган задач и осуществление им своих функций; 2) распределяет обязанности между своими заместителями; 3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России, численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год ассигнований на государственное управление; 4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России и руководителей его территориальных органов, определяет их должностные обязанности, применяет к ним меры дисциплинарного воздействия; 5) в установленном порядке утверждает уставы находящихся в его ведении государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает договоры (контракты) с ними; 6) участвует в пределах своей компетенции в определении перечня сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает их защиту; 7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах Федерального горного и промышленного надзора России; 8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и применяет к работникам меры материального и морального поощрения, учреждает в установленном порядке ведомственные награды и утверждает положения о них; 9) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Федерального горного и промышленного надзора России; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. В Федеральном горном и промышленном надзоре России образуется коллегия в составе начальника Федерального горного и промышленного надзора России (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России, его территориальных органов и находящихся в его ведении организаций. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты. Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению начальника Федерального горного и промышленного надзора России. Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Федерального горного и промышленного надзора России. Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями и реализуются, как правило, приказами начальника Федерального горного и промышленного надзора России. В случае разногласий между начальником Федерального горного и промышленного надзора России и членами коллегии решение принимает начальник, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем Правительству Российской Федерации. 10. В Федеральном горном и промышленном надзоре России образуется научно-технический совет по вопросам регулирования промышленной и технической безопасности, предупреждения аварийности, производственного травматизма и другим вопросам, отнесенным к компетенции Федерального горного и промышленного надзора России. Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются начальником Федерального горного и промышленного надзора России. 11. При Федеральном горном и промышленном надзоре России действуют межведомственный совет по горно-газоспасательному делу и межведомственный совет по взрывному делу. Составы указанных советов и положения о них утверждаются начальником Федерального горного и промышленного надзора России. 12. Федеральный горный и промышленный надзор России издает в пределах своей компетенции в установленном порядке постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (в случае необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) и организует контроль за их исполнением. 13. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора России и его территориальных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 14. Федеральный горный и промышленный надзор России является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
|