|
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РЕКОМЕНДАЦИИ Выпуск 2 Центры детского творчества ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры. (канд. архит. А.В. Лебедев, канд. архит. А.А. Шапиро) 2. СОГЛАСОВАНЫ Московским комитетом образования 3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.) 4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 22.06.1997 г. № 22. СОДЕРЖАНИЕ 1. Область примененияРекомендации разработаны в рамках Программы по составлению Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утверждённой Постановлением Правительства Москвы от 01.11.1994 г., № 992, и для реализации «Программы развития культуры Москвы», утверждённой Постановлением Правительства Москвы от 02.09.1994 г., № 638. Рекомендации разработаны как дополнение к нормативно-методическим документам в строительстве, действующим на территории Москвы. Рекомендации содержат определение функциональной специфики, назначения и места Центров детского творчества (ЦДТ) в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования и принципы их территориальной организации. В них даны предложения по градостроительным расчётным показателям и типологической структуре сети ЦДТ, требования к размеру и функциональному зонированию земельных участков, к архитектурно-планировочным и др. решениям зданий ЦДТ, даны функционально-планировочные схемы зданий, состав и площади помещений. Рекомендации предназначены для расчета и реконструкции сети и проектирования зданий окружных ЦДТ. Они адресованы архитекторам: градостроителям и проектировщикам зданий, - а также - работникам окружных управленческих органов и системы народного образования. Рекомендации могут быть использованы: - для проектирования сети ЦДТ при разработке проектов планировки и застройки новых и реконструкции сложившихся районов Москвы; - при составлении заданий на проектирование и разработке проектов новых и реконструкции существующих зданий ЦДТ; - при составлении программ развития сети и планов финансирования строительства ЦДТ; - как теоретическая база для разработки градостроительных и строительных нормативов для одного из наиболее массовых типов учреждений дополнительного образования - ЦДТ. 2. Ссылки на нормативно-методические документыВ настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы: 2.1 Закон РФ «Об образовании». 2.2 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 223). 2.3 Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. Московский департамент образования, Москва, 1995 г. 2.4 ВСН 2-85 «Нормы проектирования планировки и застройки Москвы». 2.5 ВСН 1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования и застройки Москвы». 2.6 ВСН 45-86 «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования». Госгражданстрой - Москва, Стройиздат, 1988 г. 2.7 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». 2.8 Справочное пособие к СНиП «Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом». 2.9 Справочное пособие к СНиП «Проектирование спортивных бассейнов». Москва, Стройиздат, 1991 г. 2.10 Организация сети школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов и внешкольных учреждений. Москва, Стройиздат, 1983 г. 2.11 Рекомендации по проектированию внешкольных учреждений - домов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ), станций юных натуралистов (СЮН). Москва, Стройиздат, 1984 г. 2.12 Руководство по учёту потребностей инвалидов при градостроительном и объёмном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП. Москва, КИАЦ АО «ГРАДО», 1995 г. 2.13 Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы. Выпуск 1. Детские музыкальные школы и школы искусств. Москва, НИАЦ АО «ГРАДО», 1996 г. 3. ВведениеЦентры детского творчества (ЦДТ) представляют один из наиболее массовых типов в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования, получивший распространение в последнее десятилетие под влиянием изменений, происшедших в социально-экономической и политической жизни страны. Он сформировался на материальной базе сети Домов пионеров и школьников (ДПШ). Главным отличием ЦДТ от их генетического предшественника является отсутствие основной для ДПШ ритуальной функции, ориентированной на работу с пионерской дружиной школы по идейно-политическому воспитанию детей и, напротив, максимальное развитие ранее дополнительных функций по обучению и клубной деятельности. В соответствии с этим назначение современных ЦДТ определяется следующими функциями: - компенсаторной - восполнение недостаточности современного школьного образования путём обеспечения условий для поиска, выявления интереса и обучения детей различным видам культурной деятельности в период досуга; - коммуникативной - создание условий для освоения навыков группового и межличностного общения и социальной адаптации школьников; - методического руководства работой филиалов и координации деятельности других типов детских внешкольных учреждений дополнительного образования, расположенных в зоне их влияния. Существующие ЦДТ (как и их исторический прототип) являются многопрофильными учреждениями, включёнными в общую систему учреждений дополнительного образования. В отличие от остальных, по преимуществу однопрофильных, специализирующихся на одной из сфер культурной деятельности: искусства (ДМШ, ДШИ, ДХШ), техники (СЮТ), науки (СЮН) и т.д., - ЦДТ реализуют занятия в самом широком спектре, практически охватывающем все виды культурной деятельности. В настоящее время в Москве функционируют 63 учреждения, которые по набору осуществляемых функций могут быть отнесены (несмотря на различия в их наименованиях) к ЦДТ. Они охватывают занятиями 10,9 % школьников Москвы, что соответствует средней обеспеченности 13,2 учащихся на 1000 жителей. В эту типологическую группу включены также Дворцы и Дома творчества, аналогичные ЦДТ по своей функциональной структуре Распределение этих учреждений на территории города весьма неравномерно. Наибольшая их обеспеченность и плотность фиксируются в Центральном административном округе, наименьшая - в Северо-Восточном. Колебания обеспеченности по округам между крайними значениями достигают 350 %, отклонения от средней - 200 %. Материальный фонд зданий, унаследованный от ДПШ, в значительной мере изношен и требует обновления и реконструкции. Около 90 % ЦДТ размещается в приспособленных, частично арендуемых зданиях и помещениях, и только 10 % объектов имеют специально выстроенные здания. Треть учреждений не имеет земельных участков, размеры остальных занижены (средняя удельная обеспеченность территорией составляет менее половины нормируемой ВСН 1.01-94 для ДПШ). Федеральная нормативная база по проектированию сети и зданий ЦДТ отсутствует. Сетевые нормативы ДПШ, имеющиеся в ВСН 1.01-94, могут быть применены к ЦДТ только при условии внесения в них корректив с учётом нового функционального назначения ЦДТ и в соответствии с современной административно-планировочной организацией территории города. Нормативно-методические материалы по проектированию в условиях Москвы зданий ЦДТ также отсутствуют. В связи с изложенным целью настоящих Рекомендаций является: определение функционального назначения и места ЦДТ в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования; определение его градостроительных характеристик (включая территориальную организацию и сетевые расчётные показатели) и типологической структуры; разработка требований и рекомендаций по составу и площадям помещений и архитектурно-планировочным решениям зданий ЦДТ. Рекомендации охватывают архитектурно-градостроительные вопросы проектирования ЦДТ, в том числе: назначение, функциональное место ЦДТ в системе учреждений дополнительного образования, организация сети и архитектурно-планировочные решения зданий. Остальные вопросы проектирования зданий ЦДТ, в том числе конструктивные, технологические, акустические, сантехнические, электротехнические и т.п., следует решать на основании соответствующих нормативно-методических документов, действующих на территории Москвы, а также справочников и рекомендаций. 4. Общие положенияНазначение и функциональное место Центров детского творчества в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования и социального воспитания детей4.1 Центр детского творчества (ЦДТ) является многопрофильным детским внешкольным учреждением, реализующим образовательные программы дополнительного образования детей по нескольким направлениям или областям культурной деятельности. 4.2 В соответствии со своим местом в системе учреждений дополнительного образования и социального воспитания, ЦДТ образуют второе - вслед за многопрофильными микрорайонными детскими клубами по месту жительства - звено в её функциональной структуре, находящееся на уровне муниципального района. 4.3 Назначение ЦДТ - обеспечение условий для дальнейшего культурного развития детей, в том числе: включения в сферу культуры, поиска и ориентации в её областях, знакомства с различными видами культурной деятельности, социальной адаптации, совершенствования навыков группового и межличностного общения, первичного освоения правил и норм в отдельных видах культурной деятельности. Благодаря широкому набору занятий в различных областях искусства, науки и техники, ЦДТ создают условия для поискового поведения. В них дети получают возможность путём смены занятий определиться в своих склонностях и интересах и сделать выбор, а также получить начальные знания и навыки в избранном виде досуговой деятельности. 4.4 Центры детского творчества являются открытыми учреждениями поискового характера. В них принимаются без ограничения дети с любым, в том числе, нулевым, культурным потенциалом. 4.5 Основными контингентами ЦДТ являются дети школьного возраста 7-18 лет. Наряду с этим, программы ЦДТ могут предусматривать также работу с детьми старшего дошкольного возраста 4-6 лет, проживающими в зоне доступности ЦДТ, характерной для этих возрастных групп - в радиусе 500-750 м. 4.6 Подсистема Центров детского творчества формируется как двухуровневая. Нижний уровень образуют окружные ЦДТ, ориентированные на обслуживание жителей и сетку муниципальных районов и входящие в систему управления административных (учебных) округов Москвы. Их основной функцией является образовательная деятельность. Вторую ступень формируют ЦДТ городского значения, обслуживающие территории административных округов или всего города, а также ближайших поясов Московской агломерации. Их профилирующими функциями являются: а) образовательная - обучение детей в кружках и студиях в области особо редких или уникальных видов деятельности и б) учебно-методическая, организационная и координационная, включающая экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность в области дополнительного образования, а также координацию работы окружных ЦДТ и образовательных учреждений иных типов. 5. Организация сети центров детского творчестваРасчет сети5.1 Определение общей потребности в центрах детского творчества рекомендуется принимать из расчёта охвата этими учреждениями 15 % детей школьного (7-18) и 5 % детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет), проживающих в зоне обслуживания ЦДТ. 5.2 Зона обслуживания центров детского творчества определяется в границах муниципальных районов в радиусе до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1,5 км) для средней и старшей возрастных групп школьников и 750-1000 м для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 5.3 Для укрупнённых расчётов сети на ближайшую перспективу может применяться расчётный показатель 20 (18 + 2) учащихся на 1000 жителей, соответствующий среднему по Москве показателю удельного веса возрастных групп школьников и детей 4-6 лет, сложившемуся в настоящее время. 5.4 Расчёт общей потребности и дефицита на ближайшую и более отдалённую перспективу следует производить с учётом вместимости существующих и сохраняемых на расчётный срок центров детского творчества, расположенных в границах зоны обслуживания (муниципального района), исходя из 15-процентного охвата детей школьного возраста и 5-процентного охвата дошкольников 4-6 лет в соответствии с прогнозируемой на расчётный период демографией по формулам: и Д = П - Q, где: П - общая потребность в ЦДТ (учащихся); Дш и Дд - число детей школьного и старшего дошкольного (4-6 лет) возраста, проживающих в границах зоны обслуживания ЦДТ; Д - дефицит вместимости в сети ЦДТ (учащихся); Q - вместимость существующих и сохраняемых на расчётный срок центров детского творчества (и аналогичных им по функциям формирований, например, ДПШ), расположенных на расчётной территории (учащихся). 5.5 Расчётное число мест в ЦДТ (единовременная вместимость) определяется по формуле: , где: М - число мест на 1000 жителей; N - расчётное число учащихся в ЦДТ на 1000 жителей; П - число посещений ЦДТ одним учащимся в неделю; Р - число рабочих дней ЦДТ в неделю; С - число смен занятий в день. При принятых в настоящее время средних показателях режима работы ЦДТ (число посещений в неделю - 2, число рабочих дней в неделю - 6 и число смен занятий в день - 2), расчётный показатель числа мест в ЦДТ на 1000 жителей, соответствующий норме 20 учащихся, составит 3,3 места на 1000 жителей. Территориальная организация сети и принципы размещения ЦДТ5.6 Территориальная организация сети должна учитывать пределы подвижности различных возрастных групп, обслуживаемых ЦДТ, а также степень распространённости и массовости различных видов реализуемых в них занятий. 5.7 В связи с различной подвижностью обслуживаемых контингентов сеть окружных ЦДТ может включать головные здания и их филиалы. 5.8 Предельный размер зоны обслуживания головных зданий окружных ЦДТ определяется (в соответствии с подвижностью средней и старшей возрастных групп) в границах 15-минутной транспортно-пешеходной доступности учреждения. 5.9 Площадь зоны обслуживания головных окружных ЦДТ может составить от 250 до 700 га (без учёта взаимного наложения зон соседних ЦДТ), численность постоянного населения, тяготеющего к ЦДТ (в зависимости от конфигурации территории и плотности жилого фонда), - от 50 до 200 тыс. человек. 5.10 Размер зоны обслуживания филиалов, а также тех кружков в составе головного ЦДТ, которые предназначены для занятий дошкольников и младших школьников, следует принимать в радиусе 7-10 минут пешеходной доступности (500-750 м), что отвечает показателям подвижности этих возрастных групп. 5.11 Максимальная площадь зоны обслуживания филиалов и части кружков для младших возрастных групп в составе ЦДТ определяется в пределах от 60 до 180 га; численность населения, проживающего на этой территории (в зависимости от конфигурации участка и плотности жилого фонда), - от 10 до 50 тыс. человек. 5.12 Принимая во внимание близость показателей численности жителей в границах зон обслуживания и в существующих территориально-планировочных элементах ЦДТ, территории зон обслуживания головных ЦДТ могут быть отождествлены с территориями муниципальных районов, филиалов - с микрорайонами, а сами учреждения отнесены соответственно к рангу районных и микрорайонных учреждений. 5.13 Головные здания Центров детского творчества рекомендуется размещать в составе общественных центров муниципальных районов таким образом, чтобы все жилые территории находились в пределах 15-минутной транспортно-пешеходной доступности ЦДТ. 5.14 При размещении головных зданий ЦДТ необходимо предусматривать удобные пешеходные связи с их филиалами, жилой застройкой и общеобразовательными школами микрорайона, а также обеспечить непосредственную близость к остановкам местного общественного транспорта. 5.15 Филиалы ЦДТ, предназначенные для обслуживания маломобильных групп школьников и дошкольников, следует размещать в периферийном поясе зоны обслуживания головных ЦДТ так, чтобы их сеткой (с радиусом 750 м) равномерно перекрывались все участки жилых территорий внутри зоны. 5.16 При выборе места расположения филиалов ЦДТ следует стремиться к их включению в состав местных (микрорайонных) общественных центров. 5.17 В зависимости от местных условий, градостроительной ситуации и размера филиалы ЦДТ могут размещаться в обособленных зданиях, быть встроенными в здания иного назначения или базироваться на площадях общеобразовательных школ, клубов и других учреждений образования и культуры. Во всех случаях для них должны быть обеспечены безопасные и соответственно оборудованные пешеходные связи как с жилыми образованиями, так и с головным зданием ЦДТ. 5.18 Головные здания ЦДТ и их филиалы следует размещать на благоприятных по природным условиям и экологически чистых участках муниципальных районов, вблизи зелёных массивов, удобных для рекреации, и на необходимом удалении от городских магистралей, транспортных узлов и других источников шума и загрязнения воздуха согласно санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьным зданиям. Требования к земельным участкам5.19 Площади земельных участков районных Центров детского творчества рекомендуется принимать в зависимости от вместимости их учебной части согласно табл.1, исходя из показателя 100 м2 площади участка на учебное место* на основании предлагаемой номенклатуры типов зданий ЦДТ. ___________ * Что соответствует норме ВСН 2-85 для ДПШ. Таблица 1
5.20 В стеснённых градостроительных условиях допустимо уменьшение расчетного размера участка (кроме минимального - 0,5 га) на 5-10 %. 5.21 На участке ЦДТ следует проводить функциональное зонирование. В состав зон рекомендуется включать (кроме зон застройки и озеленения) следующие: - массовых праздничных мероприятий; - игр и развлечений; - научно-технических занятий; - биологических занятий; - физкультурно-спортивных занятий; - тихого отдыха; - хозяйственная. 5.22 Примерное расположение площадей основных функциональных зон на территории земельных участков предлагаемых типов ЦДТ приведено в табл.2. Таблица 2
Примечание. Для земельных участков ЦДТ малой вместимости (на 150 и 300 мест) целесообразно объединение зон «массовых мероприятий» и «игр и развлечений», что позволит более гибко использовать небольшую территорию. 5.23 Зона массовых мероприятий предназначена для публичных выступлений, фольклорных и др. праздников и прочих массовых мероприятий на открытом воздухе. Её следует размещать в относительной изоляции от здания ЦДТ и зоны тихого отдыха и оборудовать местами для зрителей. Зону игр и развлечений рекомендуется располагать в непосредственной близости от входа на участок в удалении от зоны тихого отдыха. На ней организуются отдельные площадки для аттракционов и игр различных возрастных групп. Зона биологических занятий размещается на наиболее изолированной части территории. Она включает несколько участков, предназначенных для занятий в различных областях биологии. Зона физкультурно-спортивных занятий оборудуется площадками для подвижных игр и снарядами для занятий физкультурой. При наличии в составе ЦДТ специального физкультурно-спортивного блока, зону следует размещать в непосредственной близости к нему. Зону тихого отдыха следует организовывать вдали от источников шума в наиболее озеленённой части территории и оборудовать местами для отдыха и тихих игр. Хозяйственная зона предназначена для размещения хозблока (со складом, гаражом и мастерскими), а также - площадки для мусоросборников. Она должна иметь удобные подъезды со стороны городских магистралей и оборудованную стоянку для грузового и легкового автотранспорта. Типологическая структура и номенклатура типов зданий5.24 Окружные Центры детского творчества являются массовыми учреждениями, общее число которых в перспективе должно достигнуть 120-130 объектов. В настоящее время обеспеченность в ЦДТ составляет в среднем по Москве 66 % потребности. Значительная часть учреждений не имеет собственных зданий и размещается в неприспособленных, часто арендуемых помещениях. Всего 10 % учреждений имеют специально запроектированные зданий, а 90 % занимают здания иного назначения и около 50 % требуют капитального ремонта. В сложившейся ситуации районные ЦДТ должны в ближайшие годы стать объектами массового строительства и реконструкции. 5.25 Новое строительство ЦДТ должно осуществляться по индивидуальным проектам с возможным повторным их применением в сходных градостроительных условиях. 5.26 Типы зданий по вместимости характеризуются двумя показателями - числом учащихся в учебной части и количеством мест в зрительном зале. 5.27 Вместимость учебной части ЦДТ определяется на основании предложенного сетевого показателя - 20 учащихся на 1000 жителей, - в расчёте на обслуживание типичных по численности населения пяти групп муниципальных районов Москвы (составляющих 96 % их общей совокупности). 5.28 Количество мест в зрительном зале принимается в размере 150-200 % единовременной вместимости учебной части (включая филиалы). 5.29 Примерная номенклатура типов головных зданий ЦДТ, рекомендуемых для строительства в сложившихся и вновь застраиваемых муниципальных районах Москвы, приведена в табл.3. Таблица 3
___________ * При норме 20 учащихся на 1000 жителей. ** При числе смен в день 2, посещений в неделю 2 и рабочих дней в неделю 6. Примечания. 1. При вытянутой конфигурации территории и радиусе зоны обслуживания более 1000 м., в сети филиалов, расположенных за пределами 10-минутной доступности, может быть размещено до 20 % расчётной потребности муниципального района. 2. Меньшие по вместимости типы зданий ЦДТ могут быть применены как для обслуживания малых муниципальных районов, так и в качестве дополнения при реконструкции сложившейся сети в условиях дефицита обеспеченности. Типы зданий большой вместимости предназначены для обслуживания не только крупных, но и групп более мелких муниципальных районов, если они расположены в пределах зоны обслуживания ЦДТ. 5.30 При проектировании новых, а также при реконструкции существующих ЦДТ следует ориентироваться на примерную организационно-педагогическую структуру, приведённую в табл.4. Таблица 4
___________ * Вместимость физкультурно-спортивной группы помещений не включается в единовременную вместимость ЦДТ. Ее наличие, состав и вместимости помещений принимаются, исходя из конкретных условий обеспеченности и потребности в них в зоне обслуживания ЦДТ в соответствии с градостроительными нормативами. Примечания. 1. Клубная деятельность организуется на площадях основных групп помещений: учебной работы - клубы по интересам, массовой работы - социально-возрастные клубы. 2. При расчёте вместимости учитывается только количество учащихся, постоянно занимающихся в ЦДТ (без вместимости зрительного зала). 5.31 Состав и вместимости отдельных направлений учебной деятельности и кружков могут уточняться и дополняться в соответствии с имеющимся и прогнозируемым спросом, локальными демографическими особенностями и традициями, а также - с учётом возможностей материальной базы и кадровых ресурсов в различных районах Москвы. 5.32 Проектирование зданий с вместимостью, не указанной в приведённой номенклатуре, следует проводить по заданиям, составленным с учётом настоящих рекомендаций. 6. Архитектурно-планировочные решения зданий Центров детского творчестваОбщие требования6.1 Здания ЦДТ следует проектировать высотой не более четырёх этажей. 6.2 Планировочное решение зданий должно обеспечивать возможность автономной и совместной эксплуатации функционально-планировочных групп помещений. 6.3 В зависимости от вместимости зданий и их структурных элементов могут предусматриваться несколько входных групп. 6.4 Планировочное решение зданий должно обеспечивать связь с входными группами помещений, а также автономную эксплуатацию следующих групп помещений: зрительного зала, помещений массовой и методической работы, помещений учебно-воспитательной работы с выделением подгруппы помещений спортивной деятельности, административных и хозяйственных помещений. 6.5 При проектировании зданий следует предусматривать объединение и совместную эксплуатацию в различных сочетаниях зрительного зала, зала массовых мероприятий и игротек. 6.6 Планировочное решение зданий должно предусматривать связь отдельных групп помещений с соответствующими им зонами участков. 6.7 Высоты помещений следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89* и Рекомендациями по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы (Выпуск 1. Детские музыкальные школы и школы искусств, Москва, НИАЦ АО «ГРАДО», 1996 г.). Высоты помещений для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий должны приниматься в соответствии с нормами проектирования спортивных сооружений. 6.8 Проектирование зданий ЦДТ должно осуществляться с учётом потребностей детей-инвалидов в соответствии с «Руководством по учёту потребностей инвалидов при градостроительном и объёмном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП», введённым в действие Указанием Москомархитектуры от 23.05.95 г., № 6. Функциональная структура зданий6.9 Функциональная структура зданий ЦДТ включает следующие основные группы помещений: массовой и методической работы, зрелищную, учебно-воспитательной работы, административно-хозяйственную, входную и обслуживающую (см. Приложение 2, рис. 1). 6.10 Группа помещений массовой работы включает: зал массовых мероприятий, игротеку, музей, выставочный зал, малый зал. 6.11 Группа помещений методической работы включает кабинет и библиотеку. 6.12 Зрительный зал с сопутствующими помещениями образуют зрелищную группу помещений. 6.13 Помещения учебно-воспитательной работы подразделяются на группы помещений художественной деятельности, научно-технического творчества, для эколого-биологического направления деятельности, для туристско-краеведческой, спортивной и общегуманитарного профиля деятельности. 6.14 Помещения художественной деятельности предназначены для работы музыкальной, хореографической, литературно-драматической, изобразительного искусства студий, студий скульптуры и кукольного театра, видеофотостудии, мастерской рукоделия и художественной обработки материалов. 6.15 Помещения научно-технического творчества образуют лаборатории технического моделирования, радио- и электротехническая лаборатория, компьютерные классы. 6.16 Помещения для эколого-биологического направления деятельности включают: зимний сад, комнаты для занятий юных натуралистов и содержания животных. 6.17 В составе помещений для туристско-краеведческой деятельности предусматриваются: туристско-краеведческий кабинет, комната для работы детских общественных организаций и склад для туристского снаряжения. 6.18 Общегуманитарное направление деятельности реализуется в помещениях социально-психологической лаборатории и предназначенных для занятий в области социального творчества, изучения иностранных языков и др. 6.19 В группу помещений для спортивной деятельности в полном составе или в различных комбинациях могут входить: залы для спортивных игр, спортивный и детский бассейны, тренажёрные залы с сопутствующими помещениями, а также входные и обслуживающие помещения. 6.20 Административно-хозяйственная группа помещений включает: кабинеты для административно-хозяйственного персонала, хозяйственные мастерские, склады и кладовые. 6.21 Группу входных и обслуживающих помещений образуют: вестибюль с гардеробом, санузлы, кладовые, буфет и представительские помещения. Площади помещений залов в ЦДТ Таблица 5
Функциональные группы помещений и архитектурно-планировочные элементы зданийГруппы помещений массовой работы и зрелищная 6.22 Функционально-планировочная схема групп помещений массовой работы и зрелищной приведена на рис. 3 Приложения 2. 6.23 Планировочное решение зданий ЦДТ должно обеспечивать необходимую звукоизоляцию для автономной эксплуатации зрительного зала, зала массовых мероприятий, игровых залов и остальных помещений массовой работы, а также объединение и совместное использование этих помещений в различных сочетаниях. 6.24 Зрительный зал ЦДТ является многофункциональным залом и предназначен для музыкальных, вокальных, танцевальных и литературно-драматических выступлений, постановок спектаклей и демонстрации кинофильмов. 6.25 Размер эстрады (сцены) и состав сценического оборудования определяется заданием на проектирование. 6.26 Зал массовых мероприятий предназначен для проведения культурно-досуговых программ (массовых игр и развлечений, праздников, вечеров отдыха, танцевальных вечеров и др.) и используется как фойе зрительного зала, а также для организации периодических выставок. В зале массовых мероприятий предусматривается устройство эстрады. 6.27 Малый зал предназначен для работы клубов по интересам, проведения камерных концертов, спектаклей, собраний, демонстраций кинофильмов. 6.28 Нормы площади помещений залов ЦДТ следует принимать согласно табл. 5. Группа помещений методической работы 6.29 Группа помещений методической работы включает кабинет, библиотеку методической литературы с читальным залом и книгохранилищем. Совещания методического центра могут проводиться в малом зале ЦДТ. 6.30 Состав и площади группы помещений методической работы принимаются в зависимости от типа здания по таблице приложения. Группа помещений учебно-воспитательной работы 6.31 Функционально-планировочная схема группы помещений учебно-воспитательной работы приведена на рис. 2 Приложения 2. 6.32 Помещения учебно-воспитательной работы должны проектироваться с учётом гигиенических требований, предъявляемых к общеобразовательным школам (освещённость, воздушный и температурный режимы и т.д.). 6.33 Помещения определённого направления или разновидности учебно-воспитательной деятельности рекомендуется размещать в здании с учётом тесной связи по горизонтали или по вертикали (в зависимости от технологической специфики каждого вида деятельности) и возможностью их группировки вокруг общих помещений холлов-выставок. 6.34 Помещения музыкальной студии, хореографической студии, студии изобразительного искусства и скульптуры следует проектировать в соответствии с «Рекомендациями по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы» (Выпуск 1. Детские музыкальные школы и школы искусств, Москва, НИАЦ АО «ГРАДО», 1996 г.). 6.35 Планировочная организация помещений литературно-драматической студии (кружка театрального искусства) должна предусматривать устройство небольшой учебной сцены в зальном помещении. Для показа камерных работ студии в подсобном помещении целесообразно разместить гримёрные столы и зеркала (Приложение 2, рис. 6). 6.36 Студия кукольного театра должна включать зальное помещение, мастерскую, костюмерную и кладовую. 6.37 В состав помещений для видеофотостудии должны входить: печатная, промывочная-проявочная, помещение многофункционального использования (класс, фотопавильон, павильон для киновидеосъёмок, размещение функционального оборудования, видео- и кинопросмотры), видеомонтажная-операторская-кабинет, складское помещение. Помещение видеомонтажной должно быть звукоизолировано от класса, иметь окно в класс и двойную дверь (Приложение 2, рис. 7). 6.38 Лаборатории научно-технического творчества целесообразно проектировать площадью не менее 54 м2 (для возможной последующей взаимозаменяемости) и иметь не менее одной лаборантской площадью 16-18 м2, смежной с лабораторией. Площадь каждой лаборатории определяется заданием на проектирование или проектом с учетом вида деятельности, числа участников, необходимого набора мебели и оборудования и функциональной организации процесса. Лаборатории юннатов, а также мастерские и лаборатории, имеющие крупногабаритное или тяжёлое станочное оборудование, следует размещать в нижних этажах зданий ЦДТ. Все лаборатории должны быть оборудованы шкафами на высоту 2,1-2,7 м и витринами для экспозиции. Лаборатории технического моделирования (начального моделирования, автомоделирования, авиа- и ракетомоделирования) следует проектировать в соответствии с «Рекомендациями по проектированию внешкольных учреждений - домов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ), станций юных натуралистов (СЮН)», Москва, Стройиздат, 1984 г. Лаборатория (кружок) судомоделирования должна включать зальное помещение с бассейном размером 6,0 ´ 1,5 м или 7,0 ´ 1,5 м и подсобное помещение со стеллажами и шкафами для одежды. Бассейн должен быть расположен в центре помещения, в обычные дни закрыт щитами и использоваться как рабочий стол. В боковых стенках бассейна рекомендуется устройство окон (Приложение 2, рис. 8). 6.39 Состав помещений для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий определяется заданием на проектирование или проектом. Требования, предъявляемые к проектированию спортивных залов, бассейнов и тренажёрных залов, принимаются согласно Справочному пособию к СНиП «Проектирование спортивных залов, помещений для спортивно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом», Москва, Стройиздат, 1991 г. и Справочному пособию к СНиП «Проектирование спортивных бассейнов», Москва, Стройиздат, 1991 г. Расчётные параметры помещений для определения назначения и размеров спортивного зала ЦДТ в зависимости от специализации по видам спорта, а также их единовременную пропускную способность следует принимать по таблице 6. Административно-хозяйственная группа помещений 6.40 Функционально-планировочная схема административно-хозяйственной группы помещений приведена на рис. 4 Приложения 2. Состав и площади административно-хозяйственных помещений принимаются в зависимости от типа здания по Приложению 1. Входные и обслуживающие помещения 6.41 Функционально-планировочная схема группы входных и обслуживающих помещений дана на рис. 5 Приложения 2. 6.42 В зданиях ЦДТ вместимостью до 500 мест с одной входной группой помещений (не считая входа в группу помещений физкультурно-спортивной работы) следует предусматривать возможность выделения части вестибюля с гардеробом для обслуживания зрительного зала при его автономной эксплуатации. В зданиях ЦДТ вместимостью более 500 мест могут предусматриваться две входные группы помещений (кроме входа в группу помещений физкультурно-спортивной работы) для обслуживания зрительного зала и остальных групп помещений. 6.43 В зданиях ЦДТ следует предусмотреть холл для родителей, ожидающих учащихся, из расчёта 5-10 % от единовременной вместимости учебной группы помещений. Таблица 6 Расчётные показатели для выбора залов по видам спорта и физкультурно-оздоровительным занятиям
__________ * 6,0 м2 при отсутствии помещений для разминки перед занятиями на тренажёрах. 6.44 Площади вестибюлей с гардеробами и санузлами в ЦДТ рассчитываются с учётом дополнительного контингента посетителей в зале массовых мероприятий. При этом вместимость этого зала определяется из расчёта 1,5 м2 на одного посетителя. 6.45 Санитарные узлы в зданиях ЦДТ предусматриваются раздельно - для обслуживания посетителей учебной группы помещений и помещений физкультурно-спортивной работы. Количество санитарных приборов рассчитывается на 100 % вместимости зданий, для группы помещений зрелищной и массовой работы - по нормативам для клубных зданий, для учебной группы помещений - по нормативам для школьных зданий. Число мальчиков и девочек принимается условно одинаковыми. 6.46 В зависимости от вида учреждения и величины обслуживаемого контингента, в зданиях ЦДТ может предусматриваться буфет периодического использования (для обслуживания мероприятий массовых или методических) или буфет постоянно действующий, рассчитанный и на обслуживание постоянного контингента (административно-хозяйственного персонала, педагогов, воспитателей, части учащихся). В зданиях ЦДТ вместимостью более 800 мест предусматривается постоянно действующий буфет. 6.47 Для буфета периодического использования предусматривается торговая стойка, размещаемая на выделенной для буфета площади или в обособленной зоне вестибюля (холла), подсобное помещение и кладовая мебели, размещаемой на площади вестибюля (холла) во время обслуживания крупных массовых мероприятий. Для постоянно действующего буфета предусматривается обособленное помещение с торговой стойкой и посадочными местами (для обслуживания массовых мероприятий). 6.48 В зданиях ЦДТ вместимостью более 500 мест предусматриваются представительские помещения, включающие холл и гостиную. 6.49 Рекомендуемая вместимость и состав помещений буфета и представительских помещений для различных типов зданий принимаются по Приложению 1. 6.50 Расчётные нормативы для определения площадей помещений входных и обслуживающих помещений принимаются по таблице 7. Таблица 7 Площади входных и обслуживающих помещений
Приложение 1Примерный состав и площади помещений зданий центров детского творчества
Приложение 2Функциональные и планировочные схемы помещений в Центрах детского творчества
Рис. 1 Функциональная структура ДДТ I. Группа помещений массовой работы: 1 - зал массовых мероприятий, 2 - игротека, 3 - выставочный зал, 4 - музей, 5 - видеозал II. Группа помещений методической работы: 1 - кабинеты, 2 - библиотека III. Зрелищная группа помещений: 1 - зрительный зал со сценой, 2 - сопутствующие помещения IV. Группа помещений учебно-воспитательной работы: А - помещения художественной деятельности: а - музыкальная студия, б - хореографическая студия, в - литературно-драматическая студия, г - студия изобразительного искусства, д - студия скульптуры, е - студия кукольного театра, ж - видео-фотостудия, з - мастерская рукоделия и художественной обработки материалов Б - помещения научно-технического творчества: 1 - лаборатории технического моделирования: а - начального моделирования, б - автомоделирования, в - авиа-ракетомоделирования, г - помещение для покраски моделей; 2 - лаборатория радио- и электротехническая; 3 - лаборатория компьютерной техники В - помещения для эколого-биологического направления деятельности: а - зимний сад, б - комнаты для занятий юных натуралистов, в - помещение для содержания животных Г - помещения для туристско-краеведческой деятельности: а - кабинет туристско-краеведческий, б - комната для работы детских общественных организаций, в - склад туристского снаряжения Д - помещения для деятельности общегуманитарного профиля: а - социально-психологическая лаборатория, б - классы Е - помещения для спортивной деятельности: а - зал для спортивных игр, б - спортивный бассейн, в - детский бассейн, г - тренажёрный зал, д - помещения при залах и бассейнах, е - входные и обслуживающие помещения V. Административно-хозяйственная группа помещений: 1 - кабинеты для персонала, 2 - хозяйственные мастерские, 3 - склады и кладовые VI. Входная и обслуживающая группа помещений: 1 - вестибюль, 2 - гардероб, 3 - буфет, 4 - санитарные узлы, 5 - представительские помещения
Рис. 2. Функционально-планировочная схема группы помещений учебно-воспитательной работы I. Группа помещений художественной деятельности: 1 - музыкальная студия (а - класс хора и оркестра, б - классы индивидуальных занятий, в - кладовая музыкальных инструментов), 2 - хореографическая студия (а - зал, б - раздевальные с душевыми и санузлами, в - подсобная), 3 - литературно-драматическая студия, 4 - студия кукольного театра (а - зал, б - мастерская кукол, костюмерная, кладовая), 5 - студия изобразительных искусств, 6 - студия скульптуры, 7 - мастерская рукоделия и художественной обработки материалов, 8 - фото-видеостудия, 9 - комната заведующего отделом II. Группа помещений научно-технического творчества: 1 - лаборатории технического моделирования (а - начального моделирования, б - автомоделирования, в - авиа- и ракетомоделирования, г - судомоделирования, д - помещение для покраски моделей), 2 - лаборатория радио- и электротехническая, 3 - лаборатория компьютерной техники (а - кабинет с лаборантской, б - компьютерный класс), 4 - комната заведующего отделом III. Помещения для эколого-биологического направления деятельности: 1 - комнаты для занятий юных натуралистов, 2 - зимний сад, 3 - помещение для содержания животных, 4 - комната заведующего отделом IV. Помещения для туристско-краеведческой деятельности: 1 - кабинет туристско-краеведческий, 2 - комната для работы детских общественных организаций, 3 - склад туристского снаряжения, 4 - комната заведующего V. Помещения общегуманитарного профиля деятельности: 1 - социально-психологическая лаборатория, 2 - помещения для занятий, 3 - комната для заведующего VI. Помещения спортивной деятельности Рис. 3. Функционально планировочная схема помещены; массовой работы и зрелищных I. Помещения массовой работы: 1 - зал массовых мероприятий, 2 - комната для массовика, 3 - игротека с подсобкой, 4 - выставочный зал с подсобкой, 5 - музейный зал с подсобкой, 6 - видеозал с лекторской и подсобкой II. Зрелищные помещения: 1 - зрительный зад, 2 - сцена, 3 - холл у выхода на сцену, 4 - артистические, 5 - склады (бутафории и мебели, электроаппаратуры), 6 - пожарный пост, 7 - санитарные узлы, 8 - киноаппаратная, 9 - звукоаппаратная-радиоузел, 10 - регуляторная освещения сцены и зала, 11 - автотрансформаторная Рис. 4. Функционально-плакировочная схема группы административно-хозяйственных помещений 1 - кабинет директора, 2 - комната секретаря, 3 - кабинеты заместителя директора, 4 - помещение бухгалтерии, 5 - помещение для отдыха педагогов, 6 - комнаты техперсонала, 7 - хозяйственные мастерские, 8 - склады и кладовые Рис. 5. Функционально-планировочная схема группы входных и обслуживающих помещений 1 - вестибюль, 2 - гардероб, 3 - буфет с подсобкой, 6 - представительские помещения, 5 - кладовая,. 6 - санитарные узлы, 7 - холл для ожидания
Рис. 6. Планировочная схема помещения для литературно-драматической студии (кружка театрального искусства) Экспликация помещений: А - зальное помещение, Б - подсобное помещение Экспликация оборудования: 1 - учебная сцена, 2 - стол руководителя студии, 3 - стол гримёрный, 4 - стол журнальный, 5 - стол-подставка для музыкальной аппаратуры, 6 - стол встроенный с мойкой, 7 - стул полужесткий, 8 - стул складируемый, 9 - кресло для отдыха, 10 - шкаф (секция) с отделением для выставки, 11 - шкаф (секция) для пособий и инвентаря, 12 -стеллаж деревянный, 13 - зеркало для студии, 14 - штора занавес, 15 - штора-задник, 16 - штора затемнения, 17 - приборы освещения, 18 - стол рабочий, 19 - стол поворотный
Рис. 7. Планировочная схема помещений видеофотостудии Экспликация помещений: А - печатная, Б - промывочная-проявочная, В - помещение многофункционального использования (класс, фотопавильон, павильон для киновидеосъемок, размещение функционального оборудования, видео- и кипопросмотры, Г - видеомонтажная-операторская-кабинет, Д - складское помещение Экспликация оборудования: 1 - стол для фотоувеличителя, 2 - контактный станок, установленный на тумбу для хранения подсобных материалов, 3 - стол рабочий двухместный, 4 - стол рабочий одноместный, 5 - АПСО, 6 - сушильный шкаф для плёнок, 7 - зарядный ящик, 8 - промывочная ванна, 9 - стол или тумба для работы, 10 - шкаф для хранения химикатов, 11 - шкаф для хранения инвентаря, 12 - шторы затемнения, 13 - установка фона, 14 - экран для показа слайдов и кинофильмов, 15 - подставка для кинопроекционной аппаратуры передвижная, 16 - осветительные приборы на штативах, 17 - телевизор с большим экраном, 18 - видеомагнитофон, 19 - стол передвижной, 20 - стул складируемый, 21 - стеллаж передвижной, 22 - звуковой пульт, 22 - видеомонтажный пульт, 24 - монитор, 25 - магнитофон, 26 - кресло или стул поворотный, 27 - стул руководителя студии, 26 - сейф, 29 - шкаф для видеотеки, фонотеки, библиотеки и подсобного оборудования, 30 - видеокамера на штативе
Рис. 8. Планировочная схема помещения для кружка судомоделирования Экспликация помещений: А - зальное помещение, Б - подсобное помещение Экспликация оборудования: 1 - бассейн для моделей, 2 - стол рабочий, 3 - стол учителя, 4 - стул (табуретка), 5 - доска классная, 6 - шкаф застеклённый, 7 - шкаф для одежды, 8 - секция стеллажей, 9 - ящик для мусора, 10 - верстак столярный, 11 - электроточило, 12 - верстак слесарный с тисками, 13 - станок сверлильный, 14 - станок фрезерный, 15 - станок токарный, 16 - комбинированный настольный токарно-фрезерный станок, 17 - кульман, 18 - местный отсос, 19 - шторы затемнения Примечание: в обычные дни бассейн закрыт щитами и используется как рабочий стол, в боковых стенках бассейна рекомендуется устройство окон. |
|