|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР УСТАНОВКИ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА,
СОЗДАВАЕМОГО НА МЕСТНОСТИ, ГОСТ 26820-86 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 февраля 1986 г. № 332 срок действия установлен с 01.01.87 до 01.01.97 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на вспомогательные силовые установки (ВСУ) дозвуковых и сверхзвуковых пассажирских и транспортных самолетов, для которых заявка на сертификат летной годности прототипа подана после 6 октября 1977 г. Стандарт устанавливает допустимые уровни шума, создаваемого ВСУ на местности в контрольных точках во время нормальной эксплуатации в наземных условиях, метод их определения, способы обработки и оформления полученных результатов Стандарт соответствует инструктивным указаниям ИКАО по шуму ВСУ (Международные стандарты и рекомендуемая практика «Охрана окружающей среды», Дополнение Д к Приложению 16 к конвенции о международной гражданской авиации, том I «Авиационный шум», первое издание, Монреаль, 1981 г.). 1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ШУМА1.1. Для ВСУ как источника звука устанавливаются следующие шумовые характеристики: LА - уровень звука в контрольных точках, дБ А; Li - уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот в контрольных точках, дБ. 1.2. Уровень звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, подлежит нормированию путем сравнения с установленными предельными значениями - максимально допустимыми уровнями звука в контрольных точках. 1.3. Уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не нормируется и требуется для определения уровня звука в контрольных точках. 1.4. Уровни шума ВСУ, определенные при сертификационных испытаниях на одном самолете, являются его технической характеристикой и распространяются на все самолеты данного типа, имеющие неизменный тип ВСУ и его компоновку на самолете. 1.5. Допускается использовать контуры равного уровня звука, создаваемого ВСУ вокруг самолета на местности. Контуры равного уровня звука не нормируются. Определение контуров равного уровня звука ВСУ приведено в справочном приложении. 1.6. Устанавливаются следующие контрольные точки: фиксированные точки обслуживания при подготовке к полету (багажные люки, двери и точки заправки горючим); точки, расположенные на периметре прямоугольника, описанного возле самолета так, как показано на чертеже. 1.7. Число точек обслуживания и их расположение определяют в соответствии с руководством по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденным в установленном порядке. 1.8. Контрольные точки на периметре прямоугольника располагают в вершинах прямоугольника и па его сторонах с интервалом 5 м. Применительно к самолетам, длина фюзеляжа которых превышает 30 м, этот интервал принимается равным 10 м. Разметку точек в пределах длины фюзеляжа самолета осуществляют от хвостовой части к носовой. В тех случаях, когда длина фюзеляжа самолета не кратна интервалу разбиения, допускается, чтобы последний интервал в пределах длины фюзеляжа имел 2- 7 м (при интервале 5 м) или до 12 м (три интервале 10 м).
1.9. Допустимые уровни звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не должны превышать норм, указанных в табл. 1. Таблица 1
При этом для фиксированных точек обслуживания разрешается превышать максимально допустимый уровень звука только в разрешенном числе контрольных точек из общего числа точек обслуживания, причем суммарное превышение в разрешенном числе точек не должно превышать значений, указанных в табл. 2. Таблица 2
для фиксированных точек обслуживания: , (1) где laj - уровни звука, создаваемого ВСУ в фиксированных точках обслуживания, дБ А; для точек на периметре прямоугольника: , (2) где laj - уровни звука, создаваемого ВСУ в точках на периметре прямоугольника, дБ А. 2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА2.1. Условия проведения измерений шума 2.1.1. Технический метод определения шумовых характеристик ВСУ устанавливают по результатам измерения шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей поверхностью. Точки измерения шума - контрольные точки. 2.1.2. Поверхность земли между точками измерений и самолетом должна иметь твердое покрытие типа асфальтового пли бетонного. Между самолетом и точками измерений не должно быть никаких препятствий и посторонних отражающих поверхностей, искажающих звуковое поле от работающей ВСУ. Поверхность, окружающая самолет, должна быть в достаточной степени плоской и ровной в прямоугольной зоне шириной не менее 60 м, окружающей контрольный прямоугольник. 2.1.3. Измерение шума ВСУ в каждой контрольной точке выполняют на основных эксплуатационных режимах работы ВСУ на земле, в том числе на режиме максимальной нагрузки при отборе воздуха и электроэнергии. 2.1.4. Измерения шума следует проводить при следующих атмосферных условиях (по данным метеорологической службы аэродрома): отсутствие осадков; температура окружающего воздуха от 2 до 35 °С; относительная влажность окружающего воздуха от 30 до 90%; скорость ветра не более 5 м/с на высоте 10 м от поверхности земли; атмосферное давление от 80 до 110 кПа (от 600 до 825 мм рт. ст.). 2.2. Контрольно-измерительная аппаратура 2.2.1. Для приема, регистрации и анализа шума в каждой контрольной точке используют акустическую аппаратуру, состоящую из акустического регистрирующего тракта и тракта обработки магнитной записи. Требования к акустической аппаратуре - по ГОСТ 17229-85. 2.2.3. Допускается применять как многоточечный комплект электроакустической аппаратуры, включающий несколько микрофонов, размещаемых в нескольких точках измерений, так и комплект, включающий один микрофон, который последовательно перемещают из точки в точку после окончания измерений в каждой из них. 2.2.4. Акустическую аппаратуру следует укомплектовывать акустическим калибратором для проведения калибровки регистрирующего тракта. 2.2.6. Для измерения параметров атмосферы применяют приборы: термометр, гигрометр, флюгер или ветровой конус с румбовой шкалой, воздушный анемометр, барометр или барограф. Требования к аппаратуре измерения параметров атмосферы - по ГОСТ 17229-85. 2.2.7. Для регистрации эксплуатационных данных ВСУ при проведении каждого измерения используют бортовую самолетную аппаратуру. 2.3. Методика проведения измерений 2.3.1. Измерения шума проводят при помощи акустической аппаратуры, указанной в п. 2.2.2. 2.3.2. Непосредственно до начала и после завершения измерений проводят акустическую калибровку регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных. Дополнительно следует проводить калибровку тракта при установке в магнитный регистратор каждой новой кассеты магнитной пленки. 2.3.3. Микрофоны располагают в контрольных точках и ориентируют таким образом, чтобы мембрана микрофона была направлена вертикально вверх. В контрольных точках на периметре прямоугольника высота установки микрофона должна быть (1,6±0,1) м. В контрольных точках около грузовых люков и дверей самолета измерения следует проводить в плоскости внешней обшивки фюзеляжа в центре проема открытых люков и дверей. 2.3.4. При скорости ветра более 3 м/с на микрофон следует надеть ветрозащитный экран. 2.3.5. Процедура измерения шума заключается в записи шума на магнитный регистратор с целью последующей обработки полученных данных. Продолжительность записи шума в каждой контрольной точке должна составлять не менее 8 с. 2.3.6. Перед началом испытаний и в конце их в каждой контрольной точке следует записывать фоновый шум, включая как акустический фон при неработающей ВСУ, так и электрический фон измерительного тракта. 2.3.7. Запись шума работающей ВСУ проводят один раз в каждой контрольной точке. 2.3.8. Данные по шуму ВСУ в какой-либо контрольной точке считают приемлемыми только тогда, когда уровень звука фонового шума не менее чем на 10 дБ А ниже уровня звука, создаваемого работающей ВСУ в той же контрольной точке. 2.3.9. Перед началом испытаний и в конце их следует регистрировать атмосферные условия. 2.4. Обработка данных измерений 2.4.1. После проведения измерений шума проводится обработка полученных магнитных записей в диапазоне частот 45-11200 Гц при помощи указанной в п. 2.2.5 анализирующей аппаратуры. В процессе обработки магнитных записей шума определяют усредненные уровни звукового давления в каждой из двадцати третьоктавных полос с центральными частотами от 50 до 10000 Гц. Время усреднения - не менее 8 с. Степень округления полученных уровней звукового давления - 0,5 дБ. 2.4.2. В полученные третьоктавные уровни звукового давления вносят все необходимые поправки, учитывающие систематическую погрешность измерительной аппаратуры, влияние ветрозащитного экрана и т.п. Если вносимые поправки лежат в пределах ± 0,5 дБ, то разрешается их не учитывать. 2.4.3. В полученные третьоктавные уровни звукового давления, создаваемого ВСУ в каждой контрольной точке, вносят поправки на полученные третьоктавные уровни звукового давления для фонового шума в той же контрольной точке согласно следующим правилам. Если разность между третьоктавным уровнем звукового давления, создаваемого ВСУ, и уровнем звукового давления для фонового шума в той же третьоктавной полосе частот DLAj меньше 5 дБ, то уровень звукового давления, создаваемого ВСУ в этой третьоктавной полосе, принимают равным измеренному уровню звукового давления шума в той же третьоктавной полосе. Если DLAj равна или больше 5 дБ, то из третьоктавного уровня звукового давления, создаваемого ВСУ, вычитают поправку, указанную в табл. 3. Таблица 3
2.4.4. После внесения в данные по шуму ВСУ всех поправок получают скорректированные усредненные уровни звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука, создаваемого ВСУ в каждой контрольной точке, на каждом режиме испытаний по формуле где Ki - значение относительной частотной характеристики А шумомера на i-й частоте, взятой по ГОСТ 17187-81. Степень округления полученных уровней звука - 0,5 дБ А. 2.4.5. После внесения в данные по фоновому шуму поправок получают скорректированные усредненные уровни звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука фонового шума в каждой контрольной точке в соответствии с формулой (3). 2.5. Оформление результатов 2.5.1. Результаты измерений оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена информация: о самолете и ВСУ: место, дата и время проведения измерений; тип, модель, серийный номер и заводской номер самолета, вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД) и оборудования, связанного с работой ВСУ; любые модификации или нестандартное оборудование, которые могут повлиять на характеристики шума ВСУ; схематическое изображение самолета, на котором отмечены: ВГТД и связанные с ВГТД бортовые системы самолета, воздухозаборные и выхлопные отверстия ВСУ, входные и выходные отверстия связанных с ВГТД бортовых систем самолета, направление выхлопных газов по отношению к самолету, все контрольные точки; об атмосферных условиях: температура и относительная влажность окружающего воздуха; скорость и направление ветра относительно осевой линии самолета (прямое направление 0°); атмосферное давление; о контрольно-измерительной аппаратуре: перечень акустической аппаратуры; перечень приборов, использованных для определения метеорологических данных; перечень бортовой аппаратуры, использованной для определения эксплуатационных параметров ВСУ; об эксплуатационных параметрах ВСУ при каждом измерении: режим работы ВГТД; частота вращения валов ВГТД; температура выхлопных газов ВГТД в месте, указанном в руководстве по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденном в установленном порядке; режим работы системы кондиционирования воздуха с указанием расхода воздуха по указателю расхода; число работающих установок кондиционирования воздуха; другие потребители воздуха и режимы их работы; мощность на валу отбираемой от ВГТД механической энергии и (или) электрическая мощность; об уровнях шума: третьоктавные уровни звукового давления для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы для каждой контрольной точки в табличной форме; уровни звука для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы в сопоставлении с максимально допустимыми уровнями для всех контрольных точек в виде одной сводной таблицы; значения имеющихся превышений в сопоставлении с требованиями пп. 1.10 и 1.11 для тех контрольных точек, где имеется превышение максимально допустимых уровней звука. 2.5.2. Выводы и заключение отчета должны содержать: подтверждение соответствия испытуемого экземпляра ВСУ и самолета типу ВСУ и типу самолета; подтверждение того, что в процессе испытаний и при обработке материалов измерений учтены требования настоящего стандарта; оценку соответствия шумовых характеристик типа ВСУ на самолете конкретного типа требованиям настоящего стандарта. ПРИЛОЖЕНИЕСправочное ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТУРОВ РАВНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ВСУ1. Для получения контуров равного уровня звука в границах площади контрольного прямоугольника проводят измерения в узлах прямоугольной координатной сетки. 2. Разметку координатной сетки осуществляют в соответствии с чертежом так, что ее узлами на сторонах контрольного прямоугольника являются контрольные точки на периметре прямоугольника. 3. Контуры равного уровня звука получают путем линейной интерполяции результатов измерений в узлах координатной сетки.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|