|
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РЕКОМЕНДАЦИИ Выпуск 1 Детские музыкальные школы 1996 ПРЕДИСЛОВИЕ1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд.архит. А.В.Лебедев, канд.архит. А.А.Шапиро). 2. СОГЛАСОВАНЫ Московским департаментом образования и Комитетом по культуре Москвы. 3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.). 4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 30.04.96 №11. Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 г. № 992. Рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование сети и вновь строящихся и реконструируемых зданий детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ). Рекомендации содержат основные положения и требования к размещению, участкам, территориям, функциональным и архитектурно-планировочным решениям ДМШ и ДШИ. В них также определены принципы территориальной организации сетей и типология ДМШ и ДШИ, предложены сетевые расчетные показатели, даны функционально-планировочные схемы учреждений, состав и площади помещений. Рекомендации разработаны в целях реализации "Программы развития культуры Москвы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.09.94 г. № 638, в которой укрепление материальной базы детских учреждений культуры является приоритетной задачей на ближайшие годы и перспективу. Материалы Рекомендаций могут применяться для составления заданий на проектирование сетей и зданий детских музыкальных школ и школ искусств в конкретных градостроительных ситуациях Москвы с учетом уровня развития существующей материальной базы. 2. ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫВ настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы: 2.1. ВСН 2.85 "Нормы проектирования планировки и застройки Москвы". 2.2. МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования и застройки Москвы". 2.3. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений". 2.4. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения". 2.5. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств, Москва, Стройиздат, 1984 г. 2.6. Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП, Москва, НИАЦ АО "ГРАДО", 1995 г. 3. ВВЕДЕНИЕВ Москве в настоящее время насчитывается 101 районная детская музыкальная школа с филиалами и 11 школ искусств с филиалами. Большая их часть размещается в приспособленных зданиях и помещениях жилых домов, бывших детских садов, общеобразовательных школ и домов пионеров и школьников (ДПШ). С начала 70-х годов было построено 14 зданий детских музыкальных школ по специальным проектам, в том числе две школы по индивидуальным, а остальные по типовым проектам трех модификаций. За редким исключением состав помещений, размеры их площадей и архитектурно-планировочные характеристики зданий ДМШ и ДШИ соответствуют современным требованиям учебно-педагогического процесса. Исторически сложившаяся совокупность типов детских досуговых учреждений не является системным образованием. Она ведомственно и организационно разобщена, неупорядочена и разорвана функционально. Различные типы существующих учреждений фактически дублируют друг друга (например, ДПШ, ДШИ, ДМШ и ДХШ (детские художественные школы) являются обучающими учреждениями со сходным набором видов деятельности и услуг). Нивелирование различий между ними обедняет типологическую структуру и ограничивает возможность выбора учреждений, соответствующих интересам и способностям детей. Между тем, Москва, как крупнейший культурный центр, имеет богатые кадровые возможности для обеспечения максимального разнообразия типологии детских учреждений, но реализует их далеко не полностью. Все это отрицательно сказывается на массовости и действенности мероприятий по широкому эстетическому воспитанию школьников Москвы. Основная цель разработки Рекомендаций состоит в определении специфических функционально-типологических и градостроительных характеристик детских музыкальных школ и школ искусств в общей системе детских внешкольных учреждений Москвы, а также требований к составу помещений, площадям и планировочным решениям зданий ДМШ и ДШИ. Рекомендации освещают общие положения по системе и организации сети, функциональной структуре и архитектурно-планировочным решениям зданий детских школ искусств и музыкальных школ. Требования к акустике и защите от шума залов и классных комнат для музыкального отделения изложены в приложении 3. Требования к инженерному и технологическому оборудованию и устройствам, а также к обеспечению комфортных условий наблюдения и форме зрительных залов приведены в действующих нормативных документах, справочных пособиях и рекомендациях по проектированию культурных и зрелищных учреждений. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ4.1.1. Систему формируют внешкольные учреждения, ориентированные на обслуживание детей школьного возраста во внеучебное время. 4.1.2. Целью системы является обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей школьного возраста. 4.1.3. Основными функциями системы являются: развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка и развитие их до уровня творческих способностей, формирование круга культурных интересов, обучение навыкам культурной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании и активной творческой деятельности, непрерывное повышение культурного потенциала); коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, организация сферы социального поиска); обучающая (эстетическое и политехническое образование, освоение навыков и норм индивидуальной и коллективной деятельности, профессиональная ориентация и допрофессиональная и профессиональная подготовка); воспитательная; обеспечивающая физическое развитие, коллективный отдых и развлечения. 4.1.4. Названные функции дифференцируются между отдельными видами детских учреждений, выступая в качестве профилирующих, определяющих их назначение; специализацию и тип. На этом основании формируется 6 типологических ряд учреждений, обеспечивающих непрерывность и восходящую направленность развития ребенка, последовательное включение в различные виды деятельности, соответствующие возрастному состоянию его психики и развивающие его способности. 4.1.5. Непрерывность и поступательность развития обеспечивается преимущественной ориентацией отдельных групп учреждений последовательно на поисковое, поисково-целевое и целевое поведение ребенка. В типологии это находит отражение в соответственном переходе от многопрофильных к однопрофильным, все более узко специализированным учреждениям. 4.1.6. Система детских внешкольных учреждений включается в общую систему культурного обслуживания Москвы как ее составная часть, ориентированная на обслуживание населения детско-подростковых возрастов. 4.1.7. Система детских внешкольных учреждений функционально связана с одной стороны - с системой образования, с другой - с институтом семьи, принимая на себя часть задач образования и социального воспитания, осуществляемых вне школы. 4.1.8. Зона влияния системы детских внешкольных учреждений охватывает территорию всей Москвы и ближайших поясов агломерации, обеспечивая преемственность и функциональные связи между городскими и местным учреждениями. 4.1.9. Формирование в Москве единой системы детских внешкольных учреждений осуществляется путем корректировки сложившейся типологии и функциональной структуры отдельных существующих учреждений, а также - создания новых типов учреждений, заполняющих "разрывы" в имеющемся наборе учреждений. 4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ11См. схему на рис. 1 4.2.1. Исходными объектами развивающей системы детских внешкольных учреждений являются многопрофильные и профильные детские клубы по месту жительства, кружки, студии и детские объединения при общеобразовательных школах и профессиональных клубах. Здесь происходит первичное знакомство со сферой культуры и освоение детьми навыков деятельности и группового общения. Эти объекты располагаются на уровне микрорайона с радиусом обслуживания до 10 минут пешеходной доступности (500-700м). 4.2.2. Следующим (по месту в системе) детским внешкольным учреждением, обеспечивающим приобщение к культуре, ориентацию в ее областях, знакомство с различными видами культурной деятельности и социальную адаптацию являются учреждения дополнительного образования - которые формируются на базе бывших Домов пионеров и школьников (ДПШ) - современных Центров детского творчества (ЦДТ). Сюда приходят дети с любым, практически с нулевым культурным потенциалом. В этих многопрофильных учреждениях предоставляется широкий набор деятельностей в сферах искусства, науки, техники, что позволяет детям путем смены занятий определиться в своих интересах и склонностях и сделать первичный выбор одной из сфер. Эти детские центры располагаются на уровне муниципальных округов (жилых районов) с радиусом обслуживания до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1 - 1,5 км). 4.2.3. Развитие структуры системы происходит по нескольким направлениям, формирующим отдельные группы учреждений, которые обеспечивают дальнейшую специализацию в ряде сфер: искусства, научно-технической и др. Будучи наиболее массовыми учреждениями эстетического образования, ДШИ относятся к уровню муниципального округа с радиусом обслуживания до 15-минут пешком или на транспорте (т.е. до 1-1,5 км), что обеспечивает их пространственную доступность для детей всех возрастных групп. Детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы и городские учреждения дополнительного образования являются объектами локально-городского значения, соответствующего рангу административного округа, и размещаются исходя из транспортной доступности в пределах 20 минут. 4.2.7. В рамках административного округа система детских внешкольных учреждений эстетического образования складывается из нескольких типологических групп, специализированных по областям искусства. Каждая из них включает учреждения трех уровней (п.п. 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6) с последовательно углубляющейся степенью специализации и профессионализации. В пределах каждой из таких групп может происходить перераспределение нагрузок, отражающих особенности конкретной градостроительной и социально-демографической ситуации. РИС. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДМШ И ДШИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ Примечание. 1. На схеме приоритетные направления деятельности многопрофильных центров творчества имеют следующие обозначения: Н-Т - научно-техническое, Х - художественное, ОГ - общегуманитарное, Э-Б - эколого-биологическое, Т-К - туристско-краеведческое, С - спортивное 2. Радиусы зон обслуживания даны в минутах транспортной (МТД) и пешеходной (МПД) доступности 5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ5.1. РАСЧЕТ СЕТИ5.1.1. Определение общей потребности в ДМШ рекомендуется производить из расчета охвата этими учреждениями 1,5% детей школьного возраста, проживающих в зоне их обслуживания. 5.1.2. Для укрупненных расчетов сети ДМШ на ближайшую перспективу может применяться расчетный показатель 1,6 учащихся на 1000 жителей, соответствующий доле школьников в населении Москвы, равной 11%. 5.1.3. Расчет общей потребности и дефицита (или избытка) в ДМШ производится на более отдаленную перспективу в границах территории административного округа с учетом вместимости существующих и сохраняемых ДМШ и прогнозируемой на расчетный период демографии. 5.1.4. Избыточные вместимости ДМШ (включая объекты, расположенные в неприспособленных зданиях) следует использовать для развития сети ДШИ, путем их реконструкции и перепрофилирования. 5.1.5. Расчет потребности в ДШИ рекомендуется производить, исходя из охвата школьников этим видом учреждений в размере 5%. 5.1.6. Для укрупненных расчетов сети ДШИ может применяться расчетный показатель 6,6. учащихся на 1000 жителей (при сохранении существующей доли этой группы в населении Москвы, равной 11%). 5.1.7. Определение общей потребности и дефицита в ДШИ производится раздельно для каждого из отделений, по показателям, приведенным в табл. 1, в расчете на постоянное население, проживающее в зоне 15 минутной доступности, и с учетом существующих в пределах зоны сохраняемых формирований (кружков, студий), реализующих одноименные виды занятий (контуром в табл. 1 выделены расчетные показатели: * - ДМШ и ** - ДШИ). Таблица 1
1При доле школьников в населении, равной 11% 5.8.1. В новых, а также в сложившихся районах (муниципальных округах) при отсутствии ДШИ и других подобных формирований (кружков, студий и т.п.) распределение учащихся между отделениями ДШИ и другими аналогичными объектами предлагается проводить согласно табл. 1. 5.1.9. Для укрупненных градостроительных расчетов сетей ДМЕШ и ДШИ (в т.ч. при разработке проектов детальной планировки и застройки крупных селитебных образований) предлагается использовать суммарный показатель потребности в ДМШ и ДШИ, составляющий 8,2 учащихся на 1000 жителей соответственно (что обеспечит суммарный охват этими учреждениями школьников в размере 7,5% их общего числа). 5.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ5.2.1. Территориальная организация сетей ДМШ и ДШИ определяется предельными радиусами доступности, зависящими от степени подвижности обслуживаемых контингентов, а также от массовости или уникальности объекта. 5.2.2. Радиус обслуживания ДШИ как массового учреждения эстетического воспитания и образования, рассчитанного на широкий охват школьников (до 50% общего потока детей 7-17 лет, ориентированных на занятия в сфере искусства), определяется в пределах 15 минут транспортно-пешеходной доступности, т.е. 1-1,5 км. 5.2.3. Площадь зоны обслуживания ДШИ - от 300 до 700 га, численность проживающего населения (в зависимости от конфигурации территории и плотности жилого фонда) от 60 до 200 тыс. чел. 5.2.4. Соответствие градостроительных характеристик зоны обслуживания ДШИ параметрам одного или нескольких муниципальных округов Москвы позволяет отнести ДШИ к учреждениям муниципального ранга, районного уровня обслуживания. 5.2.5. ДШИ рекомендуется размещать, по возможности, в центре обслуживаемой территории - в составе общественного центра муниципального округа или группы округов так, чтобы зоны обслуживания ДШИ равномерно покрывали все жилые территории административного округа. 5.2.6. При размещении ДШИ необходимо предусмотреть удобные пешеходные связи с жилой застройкой и группой общеобразовательных школ, расположенных в зоне влияния ДШИ, а также - с остановками общественного транспорта и зелеными зонами. 5.2.7. ДМШ как более узко специализированное учреждение, обеспечивающее в сфере музыкального искусства обучение музыкально одаренных детей, ориентировано преимущественно на транспортную доступность в пределах 20 минут, что соответствует радиусу до 3 км. 5.2.8. Площадь зоны обслуживания ДМШ - около 2800 га, численность проживающего населения (в зависимости от конфигурации территории и плотности застройки) от 250 до 800 тыс. человек. 5.2.9. Ввиду узкой специализации ДМШ не являются учреждениями массового типа подобно ДШИ. Близость показателей численности населения зон обслуживания к числу жителей административных округов позволяет отнести эти учреждения к локально-городскому уровню обслуживания и рангу административного округа. 5.2.10. На территории административного округа в зависимости от его величины могут размещаться одна или несколько ДМШ. Их следует включать в состав учреждений локально-городского или местного общественных центров, располагая в непосредственной близости к транспортному узлу городского или регионального значения. 5.2.11. В сложной градостроительной ситуации ДМШ могут образовывать систему территориально оторванных от них и приближенных к жилью филиалов для занятий маломобильных групп школьников младших классов и дошкольников с радиусом доступности до 15 минут пешком, т.е. 0,7-1,0 км. Зона их обслуживания - до 300 га, численность тяготеющего населения около 30-90 тыс. человек. В зависимости от местных условий филиалы ДМШ могут размещаться как обособленно, так и на базе общеобразовательных школ, ДШИ и клубов, в составе общественных центров и т.д. Для них должны быть обеспечены удобные и безопасные пешеходные связи с жилой застройкой. 5.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ5.3.1. Площади земельных участков ДШИ и ДМШ рекомендуется принимать согласно табл. 2 и 3, исходя из нормы ВСН 2-85 (15м2 площади участка на единицу измерения) и предлагаемой номенклатуры типов зданий по вместимости. Таблица 2
Таблица 3
5.3.2. На участках ДШИ и ДМШ рекомендуется предусматривать следующие зоны: подвижных игр, развлечений и физкультурных занятий, тихого отдыха, театрально-концертная, выставочная1, хозяйственная. 1Только для участков ДШИ Зона игр и развлечений должна быть изолирована от здания школы и зоны тихого отдыха. На ней следует размещать площадки для подвижных игр, занятий физкультурой и ритмикой. Зона тихого отдыха должна быть максимально озеленена и оборудована скамьями и навесами. Театрально-концертная зона предназначена для публичных выступлений в летнее время концертных, фольклорных, хоровых и т.п. коллективов и отдельных исполнителей, проведения фольклорных праздников и других массовых мероприятий на открытом воздухе. Она должна быть оборудована летней эстрадой и зеленым партером с местами для зрителей и иметь непосредственную связь с подъездами и подходами к школе. Выставочная зона предусматривается на участке ДШИ для организации выставок, демонстрации результатов творчества учащихся отделения изобразительных искусств. Она оборудуется площадкой для организации экспозиции и установками для крепления экспонатов. Хозяйственная зона предназначена для размещения хозблока со складом, гаража для школьных автотранспортных средств и площадки для мусоросборников. Она должна иметь удобные подъезды со стороны городских магистралей (в том числе для пожарных машин) и оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта. 5.3.3. Участок ДШИ и ДМШ должен быть огражден по всему периметру в соответствии с требованиями СН 441 - 72*. 5.4. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ ЗДАНИЙ5.4.1. Определение типов зданий ДШИ по вместимости происходит на основании предложенных в разделе 5.1 показателей из расчета на население муниципального округа или их группы. 5.4.2. Примерная номенклатура типов зданий ДШИ по вместимости, рекомендуемых для нового строительства в сложившихся и вновь застраиваемых районах Москвы, приведена в табл. 4. Таблица 4
1При числе смен в день - 2, посещений в неделю - 3-4 и рабочих дней в неделю - 6. Примечание. В показатель единовременной вместимости зданий не включена вместимость концертного зала, которую следует принимать из расчета 150-200% от единовременной вместимости учреждения. 5.4.3. Для развития сети ДШИ в муниципальных округах со сложившейся застройкой наряду с новым строительством рекомендуется использовать существующий фонд зданий ДМШ и других детских внешкольных учреждений, оказавшихся излишними в процессе реконструкции и перерасчета сети ДМШ по предложенному расчетному показателю. 5.4.4. При реконструкции и перепрофилировании ДМШ в ДШИ, а также при проектировании новых зданий следует ориентироваться на организационно-педагогическую структуру ДШИ, приведенную в табл. 5, внося коррективы и дополнения, учитывающие конкретные социально-демографические особенности муниципального округа и характер сложившихся там традиций и спроса. Таблица 5
1См. таблицу 4. 5.4.5. Вместимость ДМШ определяется на основании предлагаемых расчетных показателей, численности тяготеющего населения в пределах 15-20 минут транспортной доступности (с учетом взаимного наложения зон) и вместимости существующих и сохраняемых учреждений по формуле: П = N · Н - Q где П - расчетная вместимость (количество учащихся); N - расчетный показатель учащихся на 1000 жителей; Н - количество населения, проживающего в зоне обслуживания ДМШ; Q - суммарная вместимость ДМШ, существующих и сохраняемых в зоне обслуживания. 5.4.6. Для строительства в новых и реконструируемых районах Москвы могут быть рекомендованы три типа ДМШ, вместимость которых определена, исходя из предельных значений зон обслуживания. Наиболее целесообразные с организационно-педагогической точки зрения расчетные вместимости приведены в предлагаемой примерной номенклатуре типов зданий ДМШ (см. табл. 6). Таблица 6
1При демографии 110 детей школьного возраста на 1000 жителей N = 1,6 учащихся на 1000 жителей. При иной демографии N1 = Д1·0,015, где Д1 - число детей школьного возраста на 1000 жителей. 2При демографии 110 детей школьного возраста на 1000 жителей. При иной демографии: (Д1) - число обслуживаемого населения определится путем умножения приведенного в таблице на отношение Д1/100 3При числе посещений в неделю - 4, смен в день - 2, рабочих дней в неделю - 6. Примечание. В показатель единовременной вместимости зданий не включена вместимость концертного зала, которую следует принимать из расчета 50-70% от расчетного числа учащихся (или 150-200% от единовременной вместимости учреждения). 5.4.7. Примерная усредненная структура ДМШ по составу и процентному соотношению специальностей для рекомендуемых типов зданий приведена в табл. 7. 5.4.8. Набор специальностей в структуре ДМШ может изменяться и дополняться в зависимости от типа здания, локальных особенностей и тенденций изменения спроса в различных районах Москвы. Таблица 7
1При числе посещений в неделю - 4, смен в день - 2, рабочих дней в неделю - 6» 5.4.9. Вместимость подготовительного отделения, в случае его включения в структуру ДМШ, следует принимать в пределах 5-15% общей вместимости учреждения по специальностям. 5.4.10. Вместимость и структуру зданий ДМШ и ДШИ следует принимать по заданиям на проектирование, составленным с учетом настоящих рекомендаций. 6. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ДШИ И ДМШ6.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ6.1.1. Здания ДШИ и ДМШ следует проектировать не более трех-четырех этажей. 6.1.2. При проектировании зданий ДШИ и ДМШ следует предусматривать объединение отдельных помещений в функционально-планировочные элементы, исходя из требований технологии учебно-педагогического процесса, освещения помещений, акустических, звукоизоляционных, санитарных и противопожарных требований. 6.1.3. Требования к освещению помещений ДМШ и ДШИ приведены в "Рекомендациях по проектированию зданий детских школ искусств"; акустические и звукоизоляционные требования - в Приложении 3 настоящих Рекомендаций. 6.1.4. Высоты помещений следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02.-89*, кроме помещений классов хора, оркестра, хореографического зала и зала для занятий по ритмике, высоту которых рекомендуется принимать равной 3,9 м. 6.1.5. Ширина дверей и тамбуров в помещениях для музыкальных занятий должна быть менее 1,8 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов (рояль, пианино). 6.1.6. Для вертикальной транспортировки громоздких музыкальных инструментов рекомендуется предусмотреть грузовой лифт 6.1.7. Проектирование зданий ДШИ и ДМШ должно осуществляться с учетом потребностей детей-инвалидов в соответствии с "Руководством по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП". 6.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЙ6.2.1. Функциональная структура зданий ДШИ и ДМШ включает три группы помещений: учебную, общешкольную и административно-хозяйственную. Общие функциональные схемы ДШИ и ДМШ приведены на рис. 2 и 3. 6.2.2. Учебная группа помещений в ДШИ подразделяется на четыре основные функциональные зоны: подготовительное отделение, музыкальное отделение, хореографическое отделение и отделение изобразительного искусства. Кроме того, в состав учебной группы в зависимости от особенностей программы конкретной школы могут входить отделения, ориентированные на другие виды искусства, в т.ч. театральное. Учебная группа в ДМШ включает подготовительное отделение и группу помещений основной программы обучения. 6.2.3. В состав общешкольных помещений входят: входная группа помещений, концертный зал с сопутствующими помещениями, библиотека, рекреационные помещения и санитарно-гигиенические помещения. В ДШИ рекомендуется размещение репетиционного зада и совмещение фойе с выставочным залом, а в ДМШ - размещение малого концертного зала. 6.2.4. Административно-хозяйственная группа помещений включает: кабинеты для административно-хозяйственного персонала, буфет и санитарно-гигиенические помещения, мастерские по ремонту музыкальных инструментов, мастерские по ремонту хозяйственного инвентаря, склады и кладовые. 6.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЙ6.3.1. Функционально-планировочные схемы подготовительных отделений ДШИ и ДМШ приведены на рис. 4 и 5. 6.3.2. В подготовительном отделении рекомендуется предусматривать следующие помещения: в ДШИ - универсальный зал, раздевалку, душевые, санузлы, класс музыки, класс рисования и лепки, кладовую, помещение для хранения художественного фонда и музыкальных инструментов; в ДМШ - универсальный зал, раздевалку, душевые, санузлы, класс музыки, помещение для хранения музыкальных инструментов. РИС. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЙ ДШИ I. Учебная группа помещений: 1 - подготовительное отделение, 2 - музыкальное отделение, 3 - хореографическое отделение, 4 - отделение изобразительных искусств, 5- отделения, специализирующиеся на других видах, искусств II. Общешкольная группа помещений: 1 - входная группа помещений, 21 -концертный зал с сопутствующими помещениями, 3 - библиотека, 4 -репетиционный зал, 5 - рекреационные помещения, б - санитарно-гигиенические помещения III. Административно-хозяйственная группа помещений: 1 - комнаты административно-хозяйственного персонала, 2 - буфет, 3 - санитарно-гигиенические помещения, 4 - мастерские по ремонту музыкальных инструментов, 5 - мастерские по ремонту хозяйственного инвентаря, б - склады 1 выставочный зал совмещен с фойе РИС. 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЙ ДМШ I. Учебная группа помещений: 1 - подготовительное отделение, 2 - группа помещений основной программы обучения II. Общешкольная группа помещений: 1 - входная группа помещений, 2 - концертный зал с сопутствующими помещениями, 3 - библиотека, 4 - малый зал, 5 - рекреационные помещения, 6 - санитарно-гигиенические помещения III. Административно-хозяйственная группа помещений: 1 - комнаты административно-хозяйственного персонала, 2 - буфет, 3 - санитарно-гигиенические помещения, 4 - мастерские по ремонту музыкальных инструментов, 5 - мастерские по ремонту хозяйственного инвентаря, 5 - склады РИС. 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА 1 - универсальный зал, 2 - раздевальная, душевые, санузлы, 3 - класс музыки, 4а,б -класс рисования и лепки, 5 - кладовая, 6 - помещение для хранения художественного фонда и музыкальных инструментов РИС. 5. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА 1 - универсальный зал, 2 - раздевальные, душевые, санузлы, 3 - класс музыки, 4 - помещение для хранения музыкальных инструментов 6.3.3. Зону занятий в подготовительном отделении целесообразно размещать на первом-втором этажах зданий ДШИ и ДМШ и изолировать от остальных отделений. 6.3.4. Универсальный зал предназначен для занятий ритмикой, танцами, подвижных игр и должен быть оснащен балетным станком (перекладиной). Наполняемость групп - 10-15 и 30 учащихся (объединенные группы). Площадь универсального зала рекомендуется принимать - 81 или 108 м2, т.е. 9х9 или 9х12 м, в зависимости от вместимости здания. При универсальном зале необходимо предусмотреть помещения раздевальных и санитарных узлов площадью 18-36 м2 в зависимости от типа здания. Площадь раздевальных помещений принимается 1-1,2 м2 на 1 место. Раздевальные для занимающихся могут сообщаться с универсальным залом через коридор. Число санитарных приборов следует принимать: в душевых при раздевальных - одна сетка на 7 занимающихся; в уборных при раздевальных - по одному унитазу и умывальнику. 6.3.5. Класс музыки предназначен для развития слуховых и ритмических способностей, овладения основами музыкальной теории. Наполняемость группы 12-15 учащихся. Площадь класса музыки рекомендуется принимать 36 м2. 6.3.6. Площадь помещений класса рисования и лепки в ДШИ следует принимать 72 м2 (36+36), а кладовой для хранения инвентаря, глины, гипса, подсобного материала не менее 9 м2. Кладовая должна сообщаться непосредственно с классом рисования и лепки. 6.3.7. Площадь помещения для хранения музыкальных инструментов и художественного фонда рекомендуется принимать не менее 18 м2 (2х9). 6.3.8. Функционально-планировочные схемы музыкального отделения в ДШИ и группы помещений основной программы обучения в ДМШ приведены на рис. 6. 6.3.9. Планировочные решения должны учитывать необходимость объединения помещений одного назначения в секции и распределение их по этажам в зависимости от функциональных, акустических и звукоизолирующих требований. РИС. 6. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ДШИ И ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ 1 - классы для индивидуальных занятий по специальностям: ф - фортепиано, с - струнные инструменты, а - арфа, д - духовые инструменты, н - народные инструменты, у - ударные инструменты, 2 - классы для групповых музыкально-теоретических занятий, 3 - классы для занятий ансамблей, 4 -классы для занятий хора, 5 - классы для занятий оркестра, 6 - классы для занятий хора и оркестра, 7 - класс для занятий ритмикой, 8 - раздевальные, душевые, санузлы, 9 - помещение для хранения музыкальных инструментов, 10 - радиоузел Рекомендуется следующее распределение помещений по этажам: нижние этажи - помещения для групповых занятий, комнаты для индивидуальных занятий на фортепиано; верхние этажи - комнаты для индивидуальных занятий на духовых и ударных инструментах. Комнаты для занятий на народных и струнных инструментах могут размещаться на любом этаже, при этом некоторой изоляции требуют помещения для занятий на баяне и аккордеоне. Комнаты для групповых музыкально-теоретических занятий следует размещать изолированно от шумных помещений. 6.3.10. Состав и площади помещений музыкального отделения в ДШИ и группы помещений основной программы обучения в ДМШ приведены в таблице 9. 6.3.11. Во всех помещениях, предназначенных для учебных занятий музыкой, необходимо предусматривать акустические тамбуры площадью не менее 1,5 м2. 6.3.12. Стены музыкальных классов с помощью встроенных шкафов или фальшперегородок рекомендуется делать непараллельными (отклонение 2-12°). Необходимо избегать узких и длинных помещений. 6.3.13. Все классы для музыкальных занятий должны иметь встроенные шкафы глубиной не менее 0,45 м. 6.3.14. В классе для занятий хора места для учащихся рекомендуется размещать амфитеатром с использованием накладных станков, место для руководителя хора - на приподнятой площадке-подиуме высотой 0,15-0,2 м. 6.3.15. В классе для занятий оркестра при количестве участников оркестра более 30 человек рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. 6.3.16. В ДМШ и ДШИ небольшой вместимости рекомендуется одно помещение для занятий оркестра и хора. 6.3.17. Функционально-планировочная схема хореографического отделения в ДШИ и ДМШ представлена на рис. 7. 6.3.18. В состав помещений хореографического отделения в ДШИ большой вместимости входят: зал для занятий по классическому танцу, зал для занятий по народно-сценическому танцу, историко-бытовому и современному танцу, класс теоретических дисциплин, костюмерная мастерская, комната для хранения музыкальных инструментов. При залах для занятий ритмикой и хореографией в ДШИ и ДМШ должны быть предусмотрены раздевальные и санитарные узлы. РИС. 7. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ 1 - зал для занятий по классическому танцу, 2 - зал для занятий по народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцу, 3 - раздевальные, душевые, санузлы, 4 - класс теоретических дисциплин, 5 - костюмерная мастерская, 6 - комната для хранения музыкальной аппаратуры РИС. 8. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В ДШИ 1 - мастерская рисунка и живописи, 2 - мастерская скульптуры, 3 - мастерская прикладного искусства, 4 - кабинет истории искусств, 5 - кладовые при мастерских, 6 -помещение для хранения художественного фонда 6.3.19. Площади помещений для занятий ритмикой и хореографией приведены в таблице 9. 6.3.20. Функционально-планировочная схема отделения изобразительного искусства в ДШИ представлена на рис. 8. 6.3.21. В состав помещений отделения изобразительного искусства в ДШИ входят: мастерские рисунка и живописи, скульптуры и. прикладного искусства, кабинет истории искусств, кладовые при мастерских, помещение для хранения художественного фонда. 6.3.22. Площади помещений отделения изобразительного искусства в ДШИ приведены в таблице 9. 6.3.23. Функционально-планировочная схема общешкольной группы помещений в ДШИ и ДМШ представлена на рис. 9. 6.3.24. Площади помещений общешкольной группы приведены в таблице 10. 6.3.25. Концертный зал в ДШИ предназначен для музыкальных, вокальных, танцевальных и литературно-драматических выступлений и репетиций, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций с показом диапозитивов и кинофильмов. Концертный зал в ДМШ предназначен для музыкальных, вокальных и танцевальных выступлений и репетиций, лекций с показом диапозитивов и кинофильмов. Концертный зал рекомендуется размещать на первом и втором этаже изолированно от учебных помещений с целью проведения открытых представлений. В концертных залах ДШИ и ДМШ до 150 мест допускается устройство горизонтального пола. Размер эстрады принимается 15х19 м для большей части рекомендуемых типов зданий ДШИ и ДМШ. Состав сценического оборудования определяется заданием на проектирование. Чаще всего для зданий ДШИ предусматриваются эстрады без сложного оборудования, включающие подвижной экран для кинопоказа, переносные станки для занятий хора и др. 6.3.26. В ДШИ рекомендуется совмещение фойе концертного зала с выставочным залом. При фойе-выставочным зале рекомендуется предусматривать кладовые для хранения выставочных стендов и т.п. РИС. 9. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ В ДШИ И ДМШ 1 - вестибюль, 2 - гардероб с подсобным помещением, 3 - комната (холл) для ожидания родителей, 4 - концертный зал, 5 - фойе (фойе-выставочный зал в ДШИ), 6 - кладовая для хранения выставочных стендов в ДШИ, 7 - артистические, 8 - кладовая, 9 - костюмерная, 10 - склад декораций, бутафории и мебели, 11 - склад электроаппаратуры, 12 - проекционная, 13 - звукоаппаратная, 14 - санузлы, 15 - малый зал в ДМШ, 16 - репетиционный зал в ДШИ, 17 - библиотека (а - читальный зал, 6 -книгохранилище, в - фонотека с кабинами для прослушивания музыкальных произведений, 18 - санузлы, 19 - рекреационные помещения (а - холлы для отдыха учащихся) Таблица 9 Площадь учебных помещений
Примечание. Площадь учебных помещений, не приведенных в табл.9, устанавливается заданием на проектирование. РИС. 10 ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ ДШИ И ДМШ 1 - кабинет директора, 2 - комната секретаря, 3 - кабинет завуча, 4 - учительская комната для преподавателей, 5 - канцелярия, 6 - бухгалтерия, 7 - комнаты технического персонала, 8 - буфет (а - зал с раздаточной, 6 - подсобное помещение с моечной), 9 - медкабинет, 10 - кладовые уборочного инвентаря, 11 - мастерские по ремонту музыкальных инструментов, 12 - столярная мастерская, 13 - слесарная мастерская, 14 - склады, 15 - душ и санузлы для преподавателей 6.3.27. Малый зал в ДШИ и ДМШ предназначен для проведения камерных выступлений и репетиций, проведения экзаменов и собраний преподавателей. 6.3.28. Помещения библиотеки зонируются на читальный зал, книгохранилище, фонотеку и кабины для прослушивания музыкальных записей. Площадь одной кабины для прослушивания записей музыкальных произведений следует принимать равной 2,4 м2. 6.3.29. В составе входной группы помещений следует предусмотреть холл для родителей, ожидающих учащихся, из расчета 10-15% от единовременной вместимости школы. 6.3.30. В составе рекреационных помещений целесообразно предусмотреть на каждом этаже школ холлы для отдыха учащихся. 6.3.31. Функционально-планировочная схема административно-хозяйственных помещений ДШИ и ДМШ представлена на рис. 10. 6.3.32. Для подсобных помещений буфета следует предусматривать отдельный вход. 6.3.33. Помещения мастерских и складов должны проектироваться в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.02-89*. Таблица 10 Площади помещений общешкольной группы помещений в ДШИ и ДМШ
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Примерный состав и площади помещений зданий детских школ искусств (ДШИ)
Приложение 2Примерный состав и площади помещений зданий детских музыкальных школ (ДМШ)
Приложение 3АКУСТИЧЕСКИЕ И ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДМШ И ДШИ1. Для создания оптимальных акустических условий в помещениях для музыкальных занятий, соотношения длины, ширины и высоты рекомендуется принимать в зависимости от объема в пропорциях: 80-330 м3 -1,6:1,25:1 300-800 м3 -2,5:1,6:1 более 800м3 -3,2:1,25:1 2. Время реверберации помещений для музыкальных занятий в зависимости от объема и назначения следует принимать по табл. 1. Таблица 1
Примечания: 1. Время реверберации в классах для занятий хора и оркестра рекомендуется принимать равным 1,0+0,2 сек. при частоте звука 500 Гц. 2. Для получения требуемого времени реверберации необходимо предусматривать акустическую облицовку помещений для достижения сбалансированной кривой реверберации во всем диапазоне частот. 3. Помещения классов хора и оркестра следует проектировать со стенками или перегородками с повышенной звукоизоляцией. 4. Для повышения звукоизолирующей способности перегородок (при уменьшении их массы и без ухудшения звукоизоляции) рекомендуется применять конструкции, состоящие из двух стенок, разделенных сплошной воздушной прослойкой не менее 50 мм без жестких связей. При устройстве таких перегородок не допускается засорение воздушной прослойки. 5. Для повышения звукоизолирующих свойств междуэтажных перекрытий и уменьшения их массы рекомендуется применять перекрытия с воздушной прослойкой, например, раздельной конструкции или с подвесными потолками. 6. Не допускается установка окон с горизонтальной навеской переплетов, отражающих в помещения наружные уличные шумы. 7. Каналы приточно-вытяжной вентиляции должны располагаться по фронту стены на расстоянии не менее 250 мм и устраиваться обособленно для каждого помещения, чтобы исключить передачу шума из одного помещения в другое. Приложение 4Планировочные схемы помещений в ДМШ и ДШИ
РИС. 1. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КОМНАТЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКЕ С ПОДСОБНЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ Экспликация оборудования: 1 - встроенный шкаф, 2 - рояль, 2а - пианино, 3 - стол учителя, 4 - стул учителя, 5 - стулья ученические, 6- винтовой табурет, 7 - подсобное помещение.
РИС. 2. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА КЛАССА ХОРА И ОРКЕСТРА Экспликация оборудования: 1 - станок для хора накладной, 2 - станок дирижера с пюпитром, 3 - шкаф пристроенный секционный, 4 - рояль, 5 - стол учителя, 6 - стул учителя, 7 -стулья ученические, 8 - винтовой табурет
РИС. 3. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ЗАЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ, НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ, ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ, СОВРЕМЕННОМУ И БАЛЬНОМУ ТАНЦАМ Экспликация оборудования: 1 - станок балетный (перекладина), 2 - зеркало, 3 - рояль, 4 - стол для музыкальной аппаратуры, 5 - стол учителя, 6 - скамьи, 7 - винтовой табурет. |
|