|
|
Правительство Москвы ПОРЯДОК
МРР-3.2.12.02-00 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Москва 2000
1. «Порядок определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг» МРР-3.2.12.02-00 разработан специалистами ГУП «НИАЦ» Москомархитектуры (Дронова И.Л., Соболев В.К., Елисеев Д.В.), при участии Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В.), Департамента экономической политики и развития г. Москвы (Страшнов Г.Г.) и др. 2. «Порядок» предназначен для определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг. 3. Утвержден и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27. II.00 №139.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время, в силу сложившихся объективных причин заметно увеличился объем внебюджетных инвестиций в строительную и производственную сферу. В результате, в условиях рыночной экономики в роли инвесторов могут выступать: - государственные (городские) организации; - частные юридические и физические лица. Среди частных инвесторов (физических и юридических) наиболее мобильной и достаточно большой группой являются мелкие и средние инвесторы. В отличие от крупных организаций частные инвесторы, как правило, не имеют необходимой специализированной профессиональной службы, достаточно компетентной и имеющей опыт деятельности в сфере приложения инвестиций. Управление инвестициями также является специфическим видом деятельности, требующим соответствующего квалифицированного подхода, особенно - при консолидации инвестиционных средств различных источников. Реализация проектов имеет в настоящее еще одну особенность - разноплановость задач, требующих решения в ходе реализации проекта. В сложившейся ситуации все большее количество инвесторов применяют прогрессивную практику привлечения для выполнения функций заказчика и оказания различных видов услуг специалистов проектных и других специализированных организаций на условиях, гарантирующих высококвалифицированную помощь. Привлечение специализированных инжиниринговых, консалтинговых и иных фирм обусловлено также высокой степенью влияния предпроектных, проектных и организационных мероприятий на реализацию проекта. Рынок рассматриваемых услуг находится в настоящее время в стадии развития. Одновременно с этим формируется система взаимоотношений субъектов на этом рынке. В сложившихся условиях определение стоимости предоставляемых услуг осуществляется либо с применением методик, используемых для других условий (научно-исследовательские работы, проектирование и проч.), либо произвольным образом, что далеко не всегда соответствует реально обоснованной стоимости и не обеспечивает нормализацию взаимоотношений заказчиков и исполнителей. Данная работа призвана упорядочить порядок взаимоотношений инвесторов с организациями (фирмами), специализирующимися на оказании маркетинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других видов услуг с целью обеспечения методических обоснований финансовых отношений между ними. При корректировке "Порядка" учтен опыт его использования с детализацией по характеру слуг - долгосрочные, комплексные (исполнение функций заказчика-застройщика) или разовые, единовременные (консультации, маркетинговые исследования, подготовка документов и пр.), их трудоемкости и функциональной зависимости от стоимости строительства, степени их влияния на конечный результат, необходимому профессиональному уровню исполнителей и технической оснащенности, требуемой для выполнения услуг и пр. При разработке документа использована информация из следующих источников: 1. "Сборники нормативно-правовых документов Мэрии и Правительства Москвы при формировании рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной деятельности", выпуски 1, 2, 3, Москва, 1994 г. 2. "Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве", утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 11.04.00, № 378-РМ. 3. "Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации для проектирования", МРР 3.2.16-96. 4. "Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП", МРР 3.2.09-96. 5. Глушков Н.Т. - Справочник по ценообразованию, Москва, 1985 г. 6. Пашнев В.Д. - Экономика и бизнес, Москва, 1992 г. 7. Фишер С. - Экономика, Москва, 1993 г. 8. Щелков В.С„ Белоусова Л.М. и др. - Инвестиционное проектирование, Москва, 1995 г. 9. Другие. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. "Порядок определения стоимости инжиниринговых, консалтинговых услуг, услуг менеджмента и других услуг" является составной частью комплексной системы экономических норм и нормативов в проектно-строительном комплексе Москвы и способствует совершенствованию инвестиционного процесса в этой области. 1.2. Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке инвестиций. 1.3. Критерий оценки стоимости услуг учитывает общественно необходимые затраты на их подготовку, согласование, утверждение и передачу заказчику (инвестору). 1.4. Состав, объем и стоимость работ (услуг) определяется в зависимости от требований, изложенных в задании инвестора. 1.5. В зависимости от вида, состава и сложности работ (услуг) их стоимость определяется: 1.6. по соответствующим нормативам; 1.7. по трудозатратам; 1.8. по нормативам и трудозатратам. 1.9. Стоимость оказания услуг уточняется системой корректирующих коэффициентов, которые учитывают различные факторы, присущие конкретной работе. 1.10. Сформированная на основе использования современных методических подходов стоимость оказания услуг определяется в базовых ценах 1998 года. 1.11. Приведение базовой стоимости (в ценах 1998 года) к стоимости в текущих ценах осуществляется с помощью коэффициентов инфляции, утверждаемых региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы. 1.12. Базовая стоимость оказания услуг, рассчитываемая в соответствии с настоящим "Порядком", с учетом дополнительных работ и услуг, оказываемых заказчику, является исходной для определения контрактной или договорной цены. 1.13. В базовой стоимости работ (услуг) учтены расходы на оплату труда всех участников их выполнения, на содержание административно-управленческого персонала, на отчисления на государственное социальное страхование и иные обязательные отчисления, на использование аппаратно-технических средств, на амортизационные отчисления, арендная плата, иные материальные затраты в соответствии с действующим законодательством, а также прибыль. 1.14. В стоимость работ (услуг), определяемой в соответствии с настоящим "Порядком" не входят и подлежат компенсации заказчиком сопутствующие расходы, в том числе: 1.15. командировочные и транспортные; 1.16. затраты на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления; 1.17. оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика; 1.18. начисления, установленные правительством Москвы; 1.19. налоги. Стоимость сопутствующих расходов определяется по трудозатратам, нормативам и тарифам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком по предъявлению счетов. 1.1. "Порядок" может применяться предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими инвестиционную, проектно-строительную, консультационную и иную деятельность в Москве и ЛПЗП. 1.2. Обозначения и понятия основных видов работ (услуг) представлены в приложении 1. 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫНастоящий "Порядок" базируется на следующих принципах: - учет всех расходов при оказании услуг (оплата труда, содержание административно-управленческого персонала, арендная плата, амортизационные отчисления, иные виды расходов); установление функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости оказания инжиниринговых, консалтинговых услуг и услуг менеджмента с учетом объема и сложности рассматриваемых вопросов; - учет творческого характера труда, применения НОУ-ХАУ; - избирательное применение нормативного коэффициента рентабельности и себестоимости выполнения услуг; - обеспечение единства формирования нормативной базы по стоимости оказываемых услуг; - системный и комплексный подход к формированию нормативов стоимости услуг на основе использования экономико-математических методов, статистической обработки данных ориентированной на применение современной вычислительной техники; - распределение общей стоимости услуг по составляющим их видам на различных этапах инвестиционного процесса; - определение значений нормативов стоимости оказываемых услуг в базовых ценах 1998 года; - обеспечение баланса интересов инвестора и исполнителя оказываемых услуг; - обеспечение доступности и наглядности методик расчета и представление материала в виде таблиц, графиков, номограмм и т.п.; - учет особенностей системы ценообразования в зависимости от вида и сложности услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам (консалтинговые, маркетинговые, менеджмент или инжиниринговые). 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА УСЛУГ3.1. Основные виды услуг подразделяются на следующие группы: • Маркетинговые; • Консалтинговые; • Инжиниринговые; • Услуги менеджмента. 3.2. Каждая группа услуг включает несколько разновидностей, отличающихся по содержанию, назначению и объему работ по их исполнению: • простые, не требующие построения модели, сбора информации и проведения иных изысканий; • услуги, оказываемые на существующей базе данных со сбором дополнительной информации; • малоизученные проблемы, требующие дополнительных научных исследований; • неизвестные проблемы, решение которых связано с полномасштабными научными исследованиями. 3.3. Услуги можно разделить также на две категории: • единовременные (разовые); • долгосрочные (обычно - комплексные, предоставляемые в течение длительного времени). К единовременным услугам относятся: • составление писем, заявок, протоколов, проектов решений; • сбор исходных данных; • подготовка и оформление договорных отношений; • консультации; • согласование документации; • разовые маркетинговые исследования; •и другие. 3.4. К долгосрочным (комплексным) услугам следует отнести большую часть услуг по менеджменту и выполнению функций заказчика, в том числе: •исследовательские работы; •сопровождение процессов по разработке и созданию продукции, продвижение ее на рынке, организация сбыта и т.п.; •организация производства, планирование и реализация намеченных программ и т.п. 3.5. В свою очередь все виды услуг подразделяются по категориям сложности, определяющих объем и интеллектуальный (профессиональный) уровень затрат на их исполнение. 3.6. В приложении 4, 5, 6, 7 представлена система классификации услуг (классификатор) в табличных формах. 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ УСЛУГ4.1. Методы определения стоимости услуг находятся в непосредственной зависимости от их содержания, наличия требуемой информации, необходимости дополнительных научных исследований, а также прослеживаемой корреляционной зависимости от стоимости строительства или других базовых ценовых показателей. Стоимость услуг формируется на основе сложности поставленной задачи, трудозатрат и уровня квалификации специалистов, выполняющих требуемую работу. 4.2. В основе стоимости оказания услуг лежат общественно-необходимые нормируемые трудозатраты, определяемые по формуле: (4.1)
В свою очередь, средняя выработка определяется по формуле: (4.1.1)
В свою очередь, коэффициент участия специалистов может быть определен по формуле: (4.1.2)
4.3. Стоимость оказания услуг, различных по категориям сложности и объему, определяется на основе формулы: (4.2)
Таблица 4.1
Таблица 4.2
Устные консультации не относятся к категориям, обозначенным в таблице 4.2 и имеют коэффициент по объемности работ 0,7 - 2,0. Классификатор категорий с обоснованием отнесения к той или иной категории по сложности и объемности работ с разделением по видам услуг приведен в приложении 4, 5, 6, 7. 4.4 Стоимость услуг, имеющих корреляционную зависимость от общей стоимости инвестиционного проекта (стоимость проектирования, строительства, выпуска продукции, продаж и проч.), может быть определена на основании норматива по формуле: (4.3)
Данный метод преимущественно используется при оказании долгосрочных комплексных услуг. При этом стоимость одной или нескольких услуг, составляющих комплексную услуг, определяется по формуле: (4.3.1)
Алгоритм и исходные нормативные данные для определения коэффициентов и значений комплексных услуг, их составляющих и распределение стоимости во времени (в процессе реализации проектов) приведены в приложении 8 и 9. Далее возможно дробление на более мелкие элементы, составляющие тот или иной вид комплексной услуги. Возможно также распределение услуги по составляющим с соответствующим распределением вознаграждения. В первую очередь это относится к таким долгосрочным и комплексным услугам, как управление проектом или менеджмент. При определении значений нормативов стоимости услуг следует также использовать фактические данные организаций, выполняющих инжиниринговые, консалтинговые услуги, услуги менеджмента на профессиональной основе. 5. ФОРМИРОВАНИЕ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЫ5.1. Договорная цена формируется на основе базовой цены, определяемой в соответствии с методикой, изложенной в 4-ой главе настоящего "Порядка", с учетом взаимных интересов партнеров, в т.ч. прогнозируемых результатов и качества оказываемых услуг, сокращения (увеличения) сроков их разработки по сравнению с нормативными, степени творческого и предпринимательского риска, а также других условий исследований. 5.2. В условиях формирования договорной цены включается дополнительная оплата за: - сокращение продолжительности разработки документации; - выполнение особых требований, оговоренных в договоре, в т.ч. условия использования "НОУ-ХАУ". 5.3. Договорная цена определяется по формуле: (5.1)
Коэффициент сокращения сроков выполнения работ определяется по таблице 1 в зависимости от величины отношения Тп/Тф Таблица 3
Значения коэффициента качества определяются экспертным путем по согласованию с заказчиком, но не превышают величины 1,2. 5.4. За нарушение установленных в договорах требований к составу, комплектности и качеству оказываемых услуг на заказчика и проектные организации налагаются санкции в соответствии с "Положением о договорах на выполнение проектно-сметной документации для объектов строительства в г. Москве и ЛПЗП". 5.5. С целью защиты заказчика и исполнителей от инфляционных потерь в условиях договора рекомендуется учитывать применение следующих видов договорных цен: - договорная цена, неизменяемая в период действия договора - для технически несложных услуг, при непродолжительном сроке их исполнения; - договорная цена, уточняемая в ходе оказания услуги (долгосрочные услуги). 5.6. В случае договорной цены на долгосрочные услуги при расчете за выполненные работы, этапа, части работ рекомендуется: - одновременно производить перерасчет стоимости оказываемых услуг с учетом официальных индексов (коэффициентов) инфляции; - заключение договора на выполнение работы поэтапно (в соответствии с "Порядком" в ценах 1998 года), с последующей корректировкой стоимости выполнения этапов работ с учетом уровня цен, сложившихся на текущий момент. Приложения Приложение 1Обозначение и понятие основных видов работ (услуг)
Приложение 2ШКАЛА ИНДЕКСОВ
Приложение 3Обоснование факторов, Блок-схема
Стоимость оказания услуг зависит: - от категории сложности поставленной проблемы; - от объема и сложности выполнения работы (услуги) в зависимости от потребности или возможности заказчика. По категории сложности рассматриваемые проблемы подразделяются на 3 категории в зависимости от расходования концептуальных и физических ресурсов исполнителей. Более сложная проблема требует рассмотрения большого набора взаимосвязанных целей направляемых на их эффективное достижение, т.е. решение проблем с большими трудозатратами. Сложные системы всегда требуют более глубокого и всестороннего изучения выявления многообразных связей, оказывающих существенное влияние на необходимость комплексного решения проблемы с учетом многочисленных факторов экономического, экологического, технологического, общественного и других составляюших. При этом возникает потребность в изучении и анализе экономических условии, действующего законодательства, конкурирующих организации, систему ценностей и общественных взглядов, технику и технологию методов управления и т.п. условии ценообразования и т.д. Более узкие проблемы требуют значительного меньших затрат интеллектуального труда. Количество связей и характер изучения отдельных факторов, оказывающих влияние на эффективное достижение целей требуют ограниченной внешней информации, что сужает сферу деятельности специалистов. И, наконец, решение проблем в самых простых случаях связаны с минимальным уровнем трудозатрат и невысоким уровнем квалификации. Такое решение тех или иных позволяет относительно правильно оценить расходы и время необходимое для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его запросов. В приложениях № № 4, 5, 6 и 7 представлены классификации решаемых проблем, с учетом их сложности по каждому виду деятельности - менеджменту, маркетингу, инжинирингу, консалтингу. Приложение 4КЛАССИФИКАЦИЯ
РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
Приложение 5КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
Приложение 6КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
Приложение 7КЛАССИФИКАТОР УРОВНЯ (ОЪЕМА)
Приложение 8РАСЧЕТ Коэффициент сложности содержания раздела, учитывает возможные отклонения от нормативных объемов работ по тому или иному разделу, связанные с уникальностью, особой градостроительной значимостью застройки, сложными конструкциями, инженерными решениями и прочими условиями. Увеличение объема работ по разделу влечет изменение удельного веса по смежным разделам. Доля увеличения объема работ по разделу и влияние на смежные разделы определяется экспертным путем по согласованию заказчиком. Алгоритм расчета может быть представлен следующим образом:
_____________________
Приложение 9Исходные нормативные данные Содержание: 1. Нормативы определения стоимости комплексных услуг по выполнению функций заказчика-застройщика (таблица 1). 2. Структура затрат по стадиям инвестиционного процесса (таблица 2). 3. Состав основных функций заказчика на стадии "Предпроектная градостроительная подготовка" (таблица 3) 4. Состав основных функций заказчика на стадии "Предъинвестиционная подготовка" (таблица 4). 5. Состав основных функций заказчика на стадии "Планирование" (таблица 5). 6. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка пакета исходно-разрешительной документации (таблица б). 7. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка проектной документации (таблица 7). 8. Состав основных функций заказчика на стадии "Строительство" (таблица 8). 9. Состав основных функций заказчика на стадии "Подготовка объекта к эксплуатации (таблица 9). Нормативы определения стоимости комплексных услуг по выполнению функций заказчика-застройщика Таблица 1
Нормативы рассчитаны графоаналитическим методом исходя из зависимости, характеризующейся гиперболической кривой. Структура затрат по стадиям инвестиционного процесса Таблица 2
Состав основных
функций заказчика на стадии Таблица 3
Состав основных
функций заказчика на стадии
Таблица 4
Состав основных
функций заказчика на стадии
Таблица 5
Состав основных
функций заказчика на стадии Таблица 6
Состав основных
функций заказчика на стадии Таблица 7
Состав основных
функций заказчика на стадии Таблица 8
Состав основных
функций заказчика на стадии Таблица 9
|
|