|
|
Приказ Госстандарта РФ от 30 апреля 1998 г. № 270 Дальнейшее развитие и совершенствование Государственной системы стандартизации Российской Федерации и действующей на территории России системы межгосударственной стандартизации стран-членов СНГ требуют постоянного проведения анализа и оценки эффективности планируемых и выполняемых работ по стандартизации. В соответствии с поручением Госстандарта России (протокол от 12 января 1998 г., № ГВ-1, пункт 5) ВНИИстандарт разработал "Рекомендации по определению эффективности работ в области стандартизации", в основу которых положены разработанные Институтом положения ведомственной статистической системы сбора и обработки данных об эффективности деятельности Госстандарта России в области стандартизации. В целях организации и систематического проведения работы по определению эффективности деятельности в области стандартизации приказываю: 1. Осуществить в 1998 году проведение работ по определению эффективности принятых в текущем году Госстандартом России государственных стандартов, а также направленных в Межгосударственный совет по стандартизации для принятия проектов межгосударственных стандартов на основе опытного внедрения прилагаемых к настоящему приказу "Рекомендаций по определению эффективности работ в области стандартизации" (далее - Рекомендации) (приложение 1). 2. Правлению внебюджетного фонда НИОКР Госстандарта России (Л.К. Исаеву) до 1 июня 1998 года рассмотреть заявку ВНИИстандарта по финансированию разработки нормативных документов и проведению работ по определению эффективности деятельности в области стандартизации, том числе для оплаты работы научно-исследовательских институтов Госстандарта России и привлекаемых специалистов. 3. Директорам ВНИИстандарт (С.А. Подлепе), ВНИИНМАШ (Ж.Н. Буденной), ВНИИС (В.Г. Версану), ВНИЦСМВ (А.Д. Козлову), ВНЦ КД (В.Г. Шолкину), ВНИИССагропродукт (В.П. Мельникову) довести Рекомендации до технических комитетов по стандартизации по закрепленной тематике с предложением направлять в Госстандарт России данные об ожидаемой эффективности разработанных ими стандартов одновременно с проектами стандартов, представляемыми для принятия. 4. Научно-исследовательским организациям Госстандарта России, осуществляющим разработку и подготовку проектов государственных и межгосударственных стандартов к принятию: до 15 октября 1998 г. представить во ВНИИстандарт и в соответствующие управления (отделы) Комитета данные об эффективности работ по стандартизации по закрепленной тематике за I, II и III кварталы 1998 г. по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу, а также предложения по совершенствованию Рекомендаций и организации работ по определению эффективности работ по стандартизации; начиная с 1999 года данные об эффективности работ по стандартизации представлять во ВНИИстандарт 2 раза в год: до 15 августа - за I полугодие и до 15 февраля - за прошедший год в целом. 5. Сводные данные по системе Госстандарта России по номенклатуре показателей объемов и направленности работ по стандартизации согласно приложению 3 в сроки, указанные в пункте 4 настоящего приказа, подготавливают и представляют во ВНИИстандарт: по разделам I, II, III - ВНИИКИ (в части стандартов на народнохозяйственную продукцию), по разделу IV - Издательство стандартов, ВНИИстандарт подготавливает сводные данные по разделам I, II, III (в части стандартов на оборонную продукцию) и по разделу V. 6. ВНИИстандарту (С.А. Подлепе) на основе представленных НИИ Госстандарта России данных в соответствии с п.п.4 и 5 настоящего приказа до 15 ноября 1998 г. подготовить и представить в рабочую группу Госстандарта России сводные данные об эффективности работ по стандартизации за I, II и III кварталы 1998 г. Начиная с 1999 года сводные данные об эффективности работ по стандартизации представлять 2 раза в год: до 1 сентября - за I полугодие и до 15 марта - за прошедший год. 7. ВНИИстандарту (С.А. Подлепе) по результатам проведенных в 1998 году работ: обобщить предложения научно-исследовательских организаций, предусмотренные пунктом 4 настоящего приказа, доработать Рекомендации и до 31 декабря 1998 г. представить в Научно-техническое управление для рассмотрения и введения в действие доработанных Рекомендаций, начиная с 1999 года в установленном порядке; подготовить и до 31 декабря 1998 г. представить в Научно-техническое управление предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в основополагающие нормативные документы Государственной системы стандартизации Российской Федерации для включения соответствующих работ в план государственной стандартизации и план НИОКР Госстандарта России на 1999 год. 8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Госстандарта России А.К. Джинчарадзе. Председатель Госстандарта России Г.П. Воронин Рекомендации Настоящие рекомендации предназначены для использования техническими комитетами (ТК) по стандартизации, организациями и предприятиями - исполнителями работ по стандартизации, а также научно-исследовательскими организациями системы Госстандарта России при определении эффективности работ по стандартизации. 1. Общие положения1.1 Эффективность работ по стандартизации - соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве страны и затрат, связанных с их применением. 1.2 Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется в целях: 1) обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в программы и планы государственной и межгосударственной стандартизации; 2) выбора наиболее рациональных (оптимальных) вариантов, включаемых в стандарты требований; 3) оценки результативности деятельности в области стандартизации. 1.3 Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется: - при планировании работ по стандартизации; - при разработке новых стандартов, пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты, проводимыми в соответствии с ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.5, ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2, ГОСТ 1.5; - в период применения стандартов. 1.4 При планировании работ по стандартизации производится определение ожидаемой эффективности работ, предлагаемых для включения в программы и планы государственной и межгосударственной стандартизации. Определение эффективности при планировании по стандартизации осуществляется на основе предварительных данных, в том числе, результатов проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, прогнозов, нормативов (при их наличии), а также анализа отечественного, международного и зарубежного опыта в области стандартизации аналогичных объектов. При отсутствии количественных данных для расчетов эффективность предлагаемых для включения в программы и планы работ по стандартизации может быть охарактеризована в вербальной (словесной, описательной) форме. 1.5 При разработке проектов стандартов и представлении их для принятия в Госстандарт России производится определение эффективности с учетом дополнительных исходных данных, полученных в процессе разработки проектов стандартов. 1.6. В период применения стандартов производится определение достигнутой эффективности по фактическим данным предприятий и организаций, применяющих соответствующие стандарты. 1.7 Эффективность работ по стандартизации выражается в следующих основных видах эффективности: 1) экономическая эффективность; 2) техническая и (или) информационная эффективность; 3) социальная эффективность. 1.8 В качестве показателей экономической эффективности работ по стандартизации могут быть использованы следующие показатели: - Экономия (Э) - величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизованной продукции (услуги). - Затраты (З) - величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизованной продукции (услуги). - Экономический эффект на единицу продукции (услуги) - величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизованной продукции (услуги), определяемая как разность между экономией (Э) и затратами (З). - Общий экономический эффект - величина итогового уменьшения затрат (издержек) в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов). - Экономическая эффективность работ по стандартизации - соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов). 1.9 Определение экономической эффективности рекомендуется осуществлять для стандартов следующих видов: 1) стандарты на продукцию и услуги (далее по тексту - продукция), устанавливающие общие технические требования (технические требования), общие технические условия (технические условия) и др.; 2) стандарты на работы (процессы); 3) стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Показатели и рекомендации по расчету показателей экономической эффективности работ по стандартизации приведены в разделе 2 настоящих рекомендаций. 1.10 Определение технической и (или) социальной эффективности рекомендуется проводить для основополагающих (организационно-технических и общетехнических) стандартов. 1.11 Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта в их технической размерности (например, рост уровня безопасности, снижение вредных воздействий и выбросов (стоков), снижение материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышение ресурса, надежности и др.). Информационная эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении (обеспечении) необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения, условные знаки, единицы физических величин, символы и обозначения, программно-математическое обеспечение и т.п.), в том числе, в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, органами государственного управления, в международных научно-технических и торгово-экономических отношениях. 1.12 Социальная эффективность работ по стандартизации заключается в том, что установление в стандартах и достижение на практике обязательных требований к продукции, процессам и услугам, которые соответствуют требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности граждан при производстве, обращении, использовании (эксплуатации) продукции (услуг), должно положительно сказываться на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Социальная эффективность работ по стандартизации выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др. 2. Рекомендации по определению экономической
|
i = 1, 2, ..., I |
H1i |
H2i |
H1i - H2i |
Цi |
Эi |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Экономия при производстве
Элементы снижающихся норм расхода ресурсов: 1. 2. 3. ........ |
|
|
|
|
|
Итого: экономия при производстве |
2. Экономия при потреблении
Элементы снижающихся норм расхода ресурсов: 1. 2. 3. ........ |
|
|
|
|
|
Итого: экономия при потреблении |
|||||
Всего: экономия при производстве и потреблении |
по __________________________________________________________________
номер темы по плану ГС или обозначение и наименование стандарта
(стандартов)
_____________________________________________________________________
j = 1, 2, ..., J |
H1j |
H2j |
H1j - H2j |
Цj |
Эj |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Дополнительные затраты при производстве
Элементы снижающихся норм расхода ресурсов: 1. 2. 3. ........ |
|
|
|
|
|
Итого: дополнительные затраты при производстве |
2. Дополнительные затраты при потреблении
Элементы снижающихся норм расхода ресурсов: 1. 2. 3. ........ |
|
|
|
|
|
Итого: дополнительные затраты при потреблении |
|||||
Всего: дополнительные затраты при производстве и потреблении |
за________________199__г.
по___________________________________________________________________
номер и наименование технического комитета по стандартизации
Наименование организации-разработчика |
Номер темы по плану государственной стандартизации, или регистрационный номер и наименование принятого стандарта. Вид работы (разработка, пересмотр, изменение, в том числе гармонизация с МС) |
Экономический эффект применения стандарта (руб.) |
Ожидаемые результаты применения стандарта с количественными и качественными показателями (характеристиками) технической и (или) социальной эффективности стандарта |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. 2. ......... ......... |
|
|
|
Начальник подразделения
_________________________ ____________________ ________________________
(должность, наименование личная подпись расшифровка подписи
организации)
Ответственный исполнитель
_________________________ __________________ _________________________
(должность) личная подпись расшифровка подписи
к приказу Госстандарта России
от "__"________________1998 г. №______
за_______________199_ г.
по тематике, закрепленной за __________________________________________
наименование НИИ Госстандарта России
Номер, наименование ТК или наименование организации-разработчика |
Номер темы по плану государственной стандартизации, регистрационный номер и наименование стандарта. Вид работы (разработка, пересмотр, изменение, в том числе гармонизация с МС) |
Ожидаемые результаты применения стандарта с количественными и качественными показателями (характеристиками) технической и (или) социальной эффективности стандарта |
Экономический эффект
применения стандарта |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. 2. ......... ......... |
|
|
|
Начальник подразделения
_________________________ _____________________ _______________________
(должность, наименование личная подпись расшифровка подписи
организации)
Ответственный исполнитель
к приказу Госстандарта России
от "___"_______________ 1998 г. №______
I. Состояние и
динамика совершенствования фонда
принятых в России стандартов
1.1. Общее количество принятых для применения в России стандартов,
всего ГОСТ Р / ГОСТ на "_ _ _" -_____/______
1.2. Изменение (+ или -) фонда за отчетный
период -+__________%
1.3. Темпы обновления фонда с учетом принятых
за отчетный период пересмотренных стандартов
и изменений к действующим стандартам -___________%
1.4. Доля стандартов в фонде, гармонизированных
с международными стандартами -___________%
1.5. Изменение доли гармонизированных стандартов
за отчетный период -___________%
II. Объемы работ по стандартизации за отчетный период
2.1. Количество принятых стандартов: всего -____________
из них: - ГОСТ Р -____________
- ГОСТ с авторством России -____________
- МС с авторством России -____________
2.2. Количество принятых стандартов, разработанных
Госстандартом России за счет госбюджета
(ГОСТ Р / ГОСТ / МС) -____/___/____
III. Характеристика принятых стандартов
3.1. Новизна.
Принято за отчетный период (ГОСТ Р / ГОСТ / МС),
Всего -___/___/____
в т.ч.
- новых стандартов -___/___/____
- пересмотренных стандартов -___/___/____
- изменений к стандартам -___/___/____
3.2. Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ с МС
Принято за отчетный период гармонизированных с МС:
- ГОСТ Р -____________
- ГОСТ -____________
IV. Издание стандартов
4.1. Количество наименований, изданных за отчетный
период нормативных документов, всего -____________
в т.ч.
- ГОСТ Р -____________
- ГОСТ -____________
- МС -____________
4.2. Объем тиражей издания нормативных
документов за отчетный период, экз. -____________
V. Организация работ по стандартизации
5.1. Создание технических комитетов по стандартизации
всего/за отчетный период -_____/______
из них:
- российских ТК -_____/______
- межгосударственных ТК -_____/______
- международных ТК -_____/______
|