|
|
Приказ Госстроя РФ от 7 июля 1999 г. N 4 Об утверждении "Методических рекомендаций по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации"
В целях укрепления и расширения нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, приказываю: 1. Утвердить разработанные Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве" ("Центр нормирования и информационных систем") совместно с Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации "Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции Российской Федерации". 2. Считать утратившими силу "Методические рекомендации по определению структуры, численности и условий оплаты труда работников государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации", утвержденные приказом Минстроя России от 10.03.95 N 4. 3. Главной государственной жилищной инспекции совместно с Центром нормирования и информационных систем обеспечить издание и доведение указанных Рекомендаций до государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации. 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации Сандуковского Л.З.
Первый заместитель Председателя С.И. Круглик
Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации
Настоящий сборник, содержащий нормативы численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, рекомендован для практического применения и утвержден приказом Госстроя России от 7 июля 1999 г. N 4. Сборник разработан Государственным научно-техническим центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России. С введением настоящих Методических рекомендаций ранее действовавшие Методические рекомендации по определению структуры численности и условий оплаты труда работников государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Департамента ЖКХ Минстроя России N 4 от 10 марта 1995 года утрачивают силу. Пояснительная записка к сборнику "Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации"
По мере формирования рыночных отношений в жилищной сфере неуклонно возрастает значение органов Государственной жилищной инспекции, призванных обеспечить государственный контроль за содержанием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением законных прав граждан при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг. Для успешной работы государственной жилищной инспекции необходима соответствующая нормативно-методическая база, регламентирующая деятельность ее территориальных органов. Поэтому одним из мероприятий по повышению эффективности деятельности органов государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденных решением коллегии Госстроя России от 24.09.97 N 16, стала разработка нормативов численности работников государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации. Исходной нормативной основой для данного сборника является действующее законодательство Российской Федерации, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.95 N 182 и от 13.10.97 N 1303), документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, приказ Минстроя России от 29.01.96 N 17-9, обобщение имеющегося опыта работы жилищных инспекций, действующие нормативные документы по вопросам нормирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При разработке нормативов численности ЦНИС исходил из организационно-технических условий функционирования жилищных инспекций, прошедших организационную стадию работы. В процессе разработки определялись блоки функций управления, которые соответствуют основным функциям и задачам жилищных инспекций. Определение численности по каждой функции в общем случае является результатом построения уравнения регрессии, включающего все факторы, которые оказывают существенное влияние на результативный признак, в качестве которого выступает численность. Для облегчения решения подобной задачи удалось минимизировать число факторов, что позволило перейти от многофакторного регрессионного анализа к парному. В качестве фактора, оказывающего максимальное влияние на численность, выбрана общая площадь жилищного фонда. Первая редакция сборника по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией была направлена на апробацию в государственные жилищные инспекции следующих субъектов Российской Федерации: 1. Республика Башкортостан 2. Республика Коми 3. Республика Северная Осетия 4. Красноярский край 5. Белгородская область 6. Оренбургская область 7. Пермская область 8. Тюменская область 9. Читинская область 10. Ханты-Мансийский автономный округ. Получены ответы из 8 жилищных инспекций, причем у жилищных инспекций Республики Коми и Пермской области замечаний нет, а остальные считают, что сборник может быть рекомендован к утверждению с учетом выказанных замечаний. В результате анализа замечаний часть из них была учтена. Так например, функции "Информационно-статистическая деятельность" и "Консультационно-методическая деятельность" были объединены в одну функцию "Информационно-экономическая деятельность". В то же время ряд замечаний не получил поддержки. К их числу относится, в частности, предложение об увеличении численности инспекторов за счет соответствующего снижения численности работников, занимающихся нормативно-правовой деятельностью. По-нашему мнению, в современных условиях нормативно-правовая деятельность играет определяющую роль в работе жилищной инспекции. При подготовке 2-ой редакции сборника также были учтены результаты анализа деятельности существующих в субъектах Федерации жилищных инспекций. При утверждении сборника необходимо отменить приказ Департамента ЖКХ Минстроя России от 10 марта 1995 г. N 4. Разработанный сборник призван оказать существенную помощь в работе, как действующим жилищным инспекциям, так и находящимся в процессе создания, поскольку одним из определяющих факторов при их созданий является вопрос о численности жилищных инспекций.
Директор ЦНИС М.Е. Пушкин 1. Общие положения
1.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации*(1) предназначены для определения рациональной структуры и численности работников жилищных инспекций, необходимых для наиболее эффективного выполнения возложенных на них задач*(2). 1.2. Приведенные в сборнике нормативы численности разработаны применительно к организационно-техническим условиям функционирования жилищных инспекций, прошедших организационную стадию работы. 1.3. Нормативно-методической основой для данной разработки является действующее законодательство Российской Федерации, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.95 N 182 и от 13.10.97 N 1303), документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, приказ Минстроя России от 29.01.96 N 17-9, данные о представлении статистической информации "Сведения о работе государственной жилищной инспекции", обобщение имеющегося опыта работы жилищных инспекций, действующие нормативные документы по вопросам нормирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 1.4 Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих жилищной инспекции установлены на следующие основные блоки функций управления: а) общее руководство: - руководство; - делопроизводство; - подбор, расстановка и подготовка кадров; - бухгалтерский учет; - хозяйственное обслуживание; - приборно-техническое обеспечение; б) осуществление контрольных функций: - контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг; - информационно-экономическая деятельность; - нормативно-правовая деятельность. 1.5. Норматив численности в целом по жилищной инспекции определяется путем суммирования нормативов по функциям. 1.6. Настоящими нормативами не учтена численность рабочих (уборщики служебных помещений и т.д.), которая может быть определена по действующим сборникам норм и нормативов затрат труда. 2. Нормативная часть2.1. Общее руководство жилищной инспекцией
Руководство деятельностью жилищной инспекции на основании Положения о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Обеспечение взаимодействия с Главной государственной жилищной инспекцией, другими органами надзора и контроля и органами государственного управления субъекта Российской Федерации, представление интересов жилищной инспекции во взаимоотношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Оформление управленческих решений в виде приказов (о назначении и увольнении работников инспекции, определении структуры и штатов подразделений, распределении обязанностей), положений (о структурных подразделениях, о премировании и т.п.), инструкций (должностных и пр.) и других документов. Внесение проекта бюджета инспекции на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организация документооборота, обеспечение контроля за выполнением принятых решений, ведение архива. Организация и координация работы общественных жилищных инспекторов на подведомственной территории. Обеспечение жилищной инспекции и ее филиалов сотрудниками требуемой квалификации и специальности, сокращение текучести кадров, организация работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников жилищной инспекции. Организация и ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Примерный перечень должностей: Главный государственный жилищный инспектор субъекта Российской Федерации (начальник) и его заместители; главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного), кассир, инспектор по кадрам, лаборант, секретарь-машинистка. Нормативная численность работников по функции "Общее руководство жилищной инспекцией" (Ч1) принимается в пределах 4-7 человек. 2.2. Осуществление контрольных функций2.2.1. Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг
Планирование, организация и проведение комплексных и выборочных инспекционных обследований подконтрольных объектов в городах и других населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации с целью осуществления контроля за: - использованием жилищного фонда и придомовых территорий; - техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; - реализацией в рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей; - обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифов за их потребление; - осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации; - рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды; - соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.); - соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; - техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий; - соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; - проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; - выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; - избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом; - наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; - наличием у предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; - исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях. Проведение обследований при расширении состава подконтрольных объектов, при назначении на должность инспекторов. Проведение обследований и проверок подконтрольных объектов по жалобам и заявлениям граждан, организаций; по распоряжению руководства жилищной инспекции; по обращениям органов государственной власти и местного самоуправления. Подготовка заключений и предписаний по результатам инспекционных обследований и проверок, содержащих конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков и нарушений. Направление запросов на необходимую для проведения обследований документацию. Подготовка представлений на приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда в случае грубого или систематического нарушения физическими и юридическими лицами установленных правил и норм. Наложение финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию жилищного фонда и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков. Участие в работе рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и объектов коммунального назначения после капитальных ремонтов, а также контроль за установкой приборов учета и контроля. Предъявление требований подрядным организациям об устранении дефектов или повреждений, выявленных в период действия гарантийных обязательств. Примерный перечень должностей: инспектор. Нормативная численность работников по функции (Ч2) определяется*(3) по формуле:
Ч2 = 0,5 х S где S - общая площадь жилищного фонда (млн.кв.м).
2.2.2. Информационно-экономическая деятельность
Обобщение и анализ информации по данным инспекционных обследований. Подготовка информации по результатам инспекционных обследований за отчетный период. Ведение базы данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Обеспечение методического и информационно-аналитического обслуживания инспекционной деятельности. Обеспечение автоматизированной системы управления базой данных инспекции. Проведение анализа обоснованности нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифов за их потребление. Подготовка и представление Главной государственной жилищной инспекции (ведомственной) статистической информации о работе жилищной инспекции, по единой форме, разработанной Главной государственной жилищной инспекцией и согласованной с Госкомстатом России, а также отчета о проделанной жилищной инспекцией работе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Участие в подготовке общероссийских нормативно-методических документов по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг. Разработка нормативно-методических документов субъекта Российской Федерации, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда. Оказание консультационно-технической помощи собственникам подконтрольных объектов, организациям (предприятиям), гражданам, эксплуатирующим жилые дома и придомовую территорию. Создание технических и учебных центров для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений. Примерный перечень должностей: экономист, инженер, инженер-программист. Нормативная численность работников по функции (Ч3) определяется по формуле:
Ч3 = 2 + 0,035 х S где S - общая площадь жилищного фонда (млн.кв.м).
2.2.3. Нормативно-правовая деятельность
Методическое руководство правовой работой в инспекции. Проведение работы по правовой пропаганде, оказание содействия в подготовке документов. Подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности инспекции. Подготовка документов для привлечения должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Представление материалов в суд или арбитражный суд в случае отказа собственника подконтрольного объекта обеспечить доступ инспектора на объект для проведения обследования или проверки. Заключение договоров на проведение технической экспертизы и оказание консультационных услуг по обследованию зданий и сооружений. Подготовка и направление в суд и арбитражный суд исков в случае невыполнения требований, изложенных в предписании, а также при неплатежеспособности, не позволяющей взыскать финансовые санкции. Представление интересов жилищной инспекции в суде и арбитраже. Участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, в части вопросов, касающихся деятельности жилищных инспекций. Иная деятельность по вопросам, относящимся к компетенции жилищной инспекции. Примерный перечень должностей: юрисконсульт. Нормативная численность работников по функции (Ч4) определяется по формуле:
Ч4 = 0,1 х S где S - общая площадь жилищного фонда (млн.кв.м).
Пример расчета нормативной численности работников государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации
Исходные данные
Жилищный фонд субъекта Российской Федерации составляет 31 млн.кв.м общей площади.
Порядок расчета
Нормативная численность (Ч) определяется как сумма нормативной численности по функциям управления (Чi).
В результате расчета получаем нормативную численность жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, равную 27 чел.
*(1) В дальнейшем - просто "жилищная инспекция". *(2) Настоящие нормативы не применяются для жилищных инспекций гг. Москвы и Санкт-Петербурга. *(3) В случае отдаленности районных муниципальных центров от областного центра (при Sсф/S > 10, где Sсф - территория субъекта Федерации в тыс.кв.км), плохой транспортной доступности при определении численности инспекторов необходимо предусмотреть наличие в каждом районном муниципальном центре государственного жилищного инспектора. |
|