|
|
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЕКОМЕНДАЦИИ Москва, 2008 г. Рекомендации по определению численности работников управляющей организации предназначены для оказания практической помощи в: определении и оптимизации расходов на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами; формировании структуры управления организацией. Рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, управляющих организаций и могут использоваться собственниками помещений в многоквартирных домах. Содержание1. Общие положения1.1. Рекомендации но определению численности работников управляющей организации (далее - Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи в: - определении и оптимизации расходов на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами; - формировании структуры управления организацией. 1.2. Рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, управляющих организаций и могут использоваться собственниками помещений в многоквартирных домах. 1.3. Рекомендации разработаны в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. 1.4. Управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решению вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. 1.5. Нормативы численности представляют собой оптимальную численность работников управляющей организации конкретного профессионально-квалификационного состава (руководителей, специалистов, служащих), необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей в определенных организационно-технических условиях. 1.6. Нормативы численности разработаны для определения численности руководителей, специалистов и служащих, выполняющих функции управления многоквартирными домами. Численность руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих руководство деятельностью по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, не учитывается указанными нормативами и определяется дополнительно1. _______________________ 1 Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 09.12.1999 г. № 139. 1.7. Численность работников определяется при условии выполнения конкретных функций силами управляющей организации. 1.8. При разработке нормативов численности использовались данные по управляющим организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации: схемы управления, технико-экономические показатели, перечень и состав выполняемых работ, данные фотохронометражных наблюдений. 1.9. Нормативы численности учитывают: - требования к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; - перечень, состав и периодичность выполнения работ по управлению многоквартирным домом; - площадь помещений (жилых и нежилых) в управляемых многоквартирных домах; - численность зарегистрированных граждан; - уровень технической оснащенности и автоматизации процессов управления многоквартирными домами. 1.10. Нормативы численности установлены для условий выполнения функциональных обязанностей с учетом обеспечения рабочих мест необходимой информацией и документацией, оргтехникой, программно-техническими средствами применительно к характеру выполняемых функций управления, а также с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. 1.11. Нормативы численности работников управляющей организации установлены по следующим основным блокам функций управления многоквартирным домом: а) руководство управляющей организации; б) технический контроль и планирование; в) финансово-экономическая деятельность; г) договорно-правовая деятельность; д) регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. 1.12. В качестве нормообразующих факторов, оказывающих наибольшее влияние, установлены: - общая площадь помещений (жилых и нежилых) в управляемых многоквартирных домах; - количество финансово-лицевых счетов (карточек учета); - численность постоянно зарегистрированных жителей многоквартирного дома и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан; - количество платежных документов. 1.13. При определении нормативной численности, промежуточные значения в пределах числовых значений интервалов величин определяются методом интерполяции, за пределами числовых значений - методом экстраполяции. 1.14. Нормативы численности для руководителей, специалистов и служащих предусматривают их списочную численность. 1.15. В пределах диапазона изменение числового значения нормообразующего фактора «нормативная численность» округляется с точностью до единицы. 1.16. Норматив численности в целом по управляющей организации определяется путем суммирования нормативов по функциям. При размере суммарной площади помещений управляемых многоквартирных домов ниже минимального значения установленного диапазона блоки функций могут совмещаться. 1.17. При изменении перечня, состава выполняемых работ, предусмотренных в рамках указанных функций, рекомендуется разрабатывать местные нормативы численности или применять иные нормативно-методические документы. 1.18. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). 1.19. Понятия, используемые в Рекомендациях, соответствуют определениям, приведенным в нормативных правовых актах Российской Федерации. 1.20. Пример расчета численности работников управляющей организации приведен в приложении 1. 2. Нормативная часть2.1. Общее руководство организациейПримерный состав работ. Руководство деятельностью управляющей организации. Организация и ведение управленческого, бухгалтерского и налогового учета. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников управляющей организации. Документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание деятельности руководителя управляющей организации. Обеспечение работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их использованием. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений управляющей организации в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности. Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации. Примерный перечень должностей: Руководитель организации и его заместители, главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам, инженер по охране труда и технике безопасности, делопроизводитель, заведующий хозяйством, секретарь. Таблица 1
2.2. Технический контроль и планирование2.2.1. Планирование работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставлению коммунальных услугПримерный состав работ. Подготовка предложений о перечнях, объемах и качестве услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Планирование работ по капитальному ремонту и модернизации общего имущества в многоквартирных домах. Разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных по результатам осмотров общего имущества в многоквартирных домах дефектов. Организация и проведение конкурсов по выбору подрядных организаций для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Выбор перечня работ и услуг, выставляемых на конкурс; предоставление необходимой информации для потенциальных участников конкурса; проведение предварительного собрания участников конкурса; участие в работе конкурсной комиссии. Подготовка к участию в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Участие в подготовке проектов договоров (в их технической части) на выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров (в их технической части) на приобретения коммунальных ресурсов. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, инженер, экономист, юрисконсульт. Таблица 2
2.2.2. Контроль состояния и использования общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услугПримерный состав работ. Обеспечение установленных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений и осуществление контроля за содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах подрядными организациями. Проведение осмотров и контрольных проверок общего имущества в многоквартирных домах. Оформление актов осмотров. Оценка соответствия эксплуатируемых объектов установленным требованиям. Проведение эксплуатационного контроля. Регистрация результатов осмотра в журнале эксплуатации. В случае несоответствия параметров конструкций и систем инженерного оборудования требованиям проектной документации, принятие решения о приостановке эксплуатации и устранении выявленных дефектов. Контроль и обеспечение работ по подготовке общего имущества в многоквартирных домах к сезонным условиям эксплуатации. Контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг. Актирование выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств. Прием и регистрация заявок от потребителей, ведение учета работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Анализ причин аварийных ситуаций и разработка предложений по их предупреждению. Обеспечение потребителей информацией о требованиях к качеству и допустимой продолжительности перерывов при выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества и оказании коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за нарушение установленных требований. Предоставление информации потребителям об обнаружении неполадок в работе внутридомовых инженерных систем (иного внутридомового оборудования) и сроках их устранения, а также плановых перерывах предоставления коммунальных услуг. Проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг требований к пользованию помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме. Визуальный контроль состояния общедомовых приборов учета. Снятие показаний общедомовых приборов учета в порядке, установленном условиями договоров на приобретение коммунальных ресурсов2. __________________________ 2 При осуществлении контроля показаний индивидуальных приборов учета силами управляющей организации, численность указанных работников определяется дополнительно. Подготовка данных для корректировки размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги в случае их ненадлежащего качества и (или) перерывов, превышающих установленную продолжительность. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, инженер, инспектор, инспектор по контролю за техническим содержанием зданий, техник. Таблица 3
2.2.3. Диспетчерское обслуживаниеПримерный состав работ. Прием и регистрация заявок от граждан и юридических лиц, выяснение их причин и характера. Осуществление оперативной связи с соответствующими аварийно-диспетчерскими службами. Решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации. Осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших. Составление отчетов о количестве, причинах и сроках ликвидации аварий. Примерный перечень должностей: Оператор диспетчерской службы. Норматив численности - 5 человек (при круглосуточном режиме работы). 2.3. Финансово-экономическая деятельность управляющей организации2.3.1. Финансовое обеспечение выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услугПримерный состав работ. Осуществление расчетов с подрядными организациями за выполненные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с ресурсоснабжающими организациями за предоставленные коммунальные ресурсы. Консолидация финансовых средств для расчетов с подрядными и ресурсоснабжающими организациями за выполненные работы и предоставленные услуги. Разработка предложений по эффективному использованию части общего имущества в многоквартирных домах в целях привлечения дополнительных источников финансирования содержания общего имущества, повышения уровня комфортности проживания граждан в многоквартирных домах. Применение штрафных санкций к подрядным и ресурсоснаб-жающим организациям, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставляющим коммунальные ресурсы. Пообъектное определение расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, на работы и услуги по управлению многоквартирным домом, капитальный ремонт общего имущества. Определение платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для представления на общем собрании собственников помещений, а также в целях подготовки к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Формирование отчетов для представления на общем собрании собственников по форме, в объемах и сроки, определенных условиями договора управления. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, экономист. Таблица 4
2.3.2. Расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги и контроль оплаты жилищно-коммунальных услугПримерный состав работ. Определение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом права граждан на предоставление мер социальной поддержки и субсидий. Оформление счетов-квитанций (платежных документов) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Корректировка размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги: в случае их ненадлежащего качества и (или) перерывов, превышающих установленную продолжительность; при изменении тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса: при временном отсутствии потребителя; при изменении размера скидок и субсидий или их отмене; по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов и др. Создание и ведение базы данных по лицевым счетам собственников помещений, нанимателей жилых помещений, арендаторов. Формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующего расчетного периода. Подготовка и печать необходимой выходной документации. Анализ финансовой информации и контроль поступления средств по плате за жилое помещение и коммунальные услуги и по подрядным организациям, осуществляющим предоставление этих услуг. Ввод полученной информации в базу данных. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Выявление потребителей, имеющих задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги. Принятие мер по взысканию задолженности, в том числе подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оповещение по телефону, выяснение причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждому конкретному собственнику помещения. Начисление пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Выдача справок, выписок, пакетов документов для предоставления субсидий и других документов, перечень которых указан в договоре управления3. __________________________ 3 Кроме регистрационных документов. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, оператор абонентского отдела, бухгалтер, экономист. Норматив численности - 1 человек на 6 500 финансово-лицевых счетов. 2.3.3. Прием платы за жилое помещение и коммунальные услугиПримерный состав работ. Проверка готовности контрольно-кассовой машины к работе, получение у ответственных лиц разменных денежных средств. Получение от плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление подкладного платежного документа. Контроль исправности контрольно-кассовой машины. Оформление финансовых документов по участку работы. Примерный перечень должностей: Главный кассир, кассир. Норма времени - 2 чел.-час. на 100 платежных документов. 2.3.4. Информационное и методическое обеспечениеПримерный состав работ. Прием, хранение и пообъектное ведение технической документации на многоквартирный дом. Создание и ведение лицевых счетов многоквартирных домов, находящихся в управлении. Учет и внесение изменений в информацию о составе, конструктивных и технологических параметрах общего имущества, уровне благоустройства многоквартирных домов. Создание и ведение базы данных по объектам общего имущества в многоквартирных домах. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, экономист, инженер, программист. Таблица 5
2.4. Договорно-правовое обеспечениеПримерный состав работ. Разработка и оформление договоров с подрядными организациями, выполняющими работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающими организациями. Заключение договоров аренды (или иных сделок на передачу прав пользования общим имуществом в многоквартирных домах); договоров управления с собственниками жилых помещений. Контроль за выполнением договорных обязательств. Перезаключение, расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон. Страхование риска гибели общего имущества в многоквартирном доме. Рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлением коммунальных услуг. Подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан и юридических лиц. Представление интересов управляющей компании на судебных заседаниях по делам о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлении коммунальных услуг и их оплате. Подготовка материалов для судебного взыскания задолженности. Присутствие при описи имущества граждан и юридических лиц, являющихся владельцами помещений в многоквартирном доме, судебными приставами. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, экономист, юрисконсульт. Таблица 6
2.5. Регистрационный учет граждан 4Примерный состав работ. Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Прием, проверка и учет регистрационных документов для регистрации по месту пребывания граждан. Ведение регистров учета: карточек, журналов, домовых книг, адресных листков прибытия, свидетельств о регистрации и т.п. Подготовка и выдача справочных документов (о месте жительства, составе семьи, архивная выписка из домовой книги и иные документы) 5. Консультирование граждан (предоставление справочной информации) по вопросам предоставления услуги регистрации. Подготовка и сдача в установленном порядке отчетности в органы статистической отчетности и налоговые службы. Передача в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства Хранение документов. __________________________ 4 Источники финансирования расходов, связанных с регистрацией и снятием граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяются федеральным законодательством. 5 Перечень справочных документов определяется условиями договора управления. Примерный перечень должностей: Начальник отдела, оператор паспортного стола, инспектор. Норматив численности - 1 человек на 6 650 постоянно зарегистрированных жителей многоквартирного дома и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан. Приложение 1Пример расчета нормативной численности работников управляющей организацииИсходные данные: 1. Общая площадь помещений в управляемых многоквартирных домах - 250 тыс. кв. м. 2. Численность постоянно зарегистрированных жителей управляемых многоквартирных домов и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан - 12 900 чел. 3. Количество финансово-лицевых счетов - 5 160 шт. 4. Население вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги по одному платежному документу ежемесячно. 5. Диспетчерское обслуживание осуществляется силами сторонней организации. Расчет: 1. Общее руководство
2. Технический контроль и планирование 2.1. Планирование работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставлению коммунальных услуг
2.2. Контроль состояния и использования общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услуг
2.3. Диспетчерское обслуживание По данной функции нормативная численность не рассчитывается, так как диспетчерское обслуживание осуществляется сторонней организацией. 3. Финансово-экономическая деятельность 3.1. Финансовое обеспечение выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услуг
3.2. Расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги и контроль оплаты жилищно-коммунальных услуг 5 160/6 500= 1 (человек), где: 5 160 - количество финансово-лицевых счетов (ед.). 3.3. Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги (5 160 / 100×2)×12 / 1 986 = 1 (человек), где: 5 160 - количество платежных документов в месяц (ед.). 1 986 - годовой фонд рабочего времени, час. 3.4. Информационное и методическое обеспечение Работы по информационному и методическому обеспечению учитываются в порядке совмещения в составе функции «Контроль состояния и использования общего имущества в многоквартирных домах и предоставления коммунальных услуг». Дополнительно нормативная численность по данной функции не определяется. 4. Договорно-правовое обеспечение
5. Регистрационный учет граждан 12 900/6 650 = 2 (человека), где: 12 900 - численность постоянно зарегистрированных жителей управляемых многоквартирных домов и среднее по предыдущему году количество временно зарегистрированных граждан (человек). Нормативная численность работников управляющей организации составила: 1 + 1 + 3 + 1 + 1 + 1 + 1 + 2=11 человек.
|
|