|
|
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 сентября 2008 г. N 119 Об утверждении Порядка разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 934-р (Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 26 ст. 3116) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли В.Ю. Саламатова.
Врио Министра Д.В. Мантуров
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 2008 г. Регистрационный N 12510
Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия
I. Общие положения1. Перечни национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (далее - Перечень национальных стандартов), составляются, а в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования разрабатываются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, исходя из следующих принципов: - достаточности для достижения указанных целей; - обеспечения необходимой точности и воспроизводимости исследований (испытаний) и измерений; - минимальности препятствий для предпринимательской деятельности с учетом обеспечения достижения целей регламента; - соответствия применяемых правил и методов требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений; - возможности реализации выбранных правил и методов; - приоритетности использования правил и методов, гармонизированных с применяемыми в международной практике. II. Разработка и подготовка к утверждению Перечня национальных стандартов2. Разработку Перечня национальных стандартов выполняет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию разработки технического регламента в соответствии с Программой разработки технических регламентов (далее - Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р*(1). В случае принятия технического регламента, разработанного вне Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, Перечень национальных стандартов разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, в чьей компетенции находятся объекты технического регулирования данного технического регламента. 3. Работы, выполняемые на стадии организации разработки проекта Перечня национальных стандартов, должны, как правило, содержать: а) анализ содержания технического регламента на предмет выявления указанных в нем непосредственно (или через ссылки на способы определения) свойств и характеристик, результаты исследования (испытания) и измерения которых позволяют применять и исполнять принятый регламент и осуществлять оценку соответствия. В случае, если такие свойства и (или) характеристики имеются (прямо указаны в регламенте), или приведены однозначно понимаемые способы их определения, то формируется исчерпывающий набор подобных свойств и характеристик с учетом особенностей природы объектов технического регулирования, условий проведения исследования (испытания) и измерения, а также приведенных в пункте 1 настоящего Порядка принципов отбираются подходящие методики, изложенные в стандартах. С этой целью выполняется: - уточненный анализ структуры и содержания (количественные и качественные требования к выявленным свойствам и характеристикам и допустимой точности их определения) технического регламента, а также Перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения положений которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента; - анализ условиям проведения исследований (испытаний) и измерений; - анализ национальных стандартов, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, аттестованных методик выполнения измерений на предмет выявления подходящих, обеспечивающих применение и исполнение конкретного регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям. При отсутствии в техническом регламенте необходимых свойств и характеристик, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, разработчик проекта регламента проводит анализ приемлемых способов, обеспечивающих применение и исполнение регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям на предмет определения необходимых свойств и характеристик. Полученные в результате анализа наборы свойств и характеристик передаются разработчику Перечня национальных стандартов, который анализирует национальные стандарты, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, аттестованных методик выполнения измерений на предмет выявления подходящих, обеспечивающих применение и исполнение конкретного регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям; Если в результате анализа национальных стандартов, содержащих описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, выясняется, что они не содержат подходящих методов и правил, то для нахождения необходимых методов и правил используются иные источники научно-технической информации, либо они разрабатываются вновь. При отсутствии в техническом регламенте количественных характеристик объекта, разработчик технического регламента анализирует приемлемые пути выполнения требований технического регламента, с учетом возможных уровней риска и представляет их разработчику Перечня национальных стандартов; б) подготовку технического задания на разработку Перечня национальных стандартов, выполняет разработчик с предоставлением уведомления и текста проекта Перечня национальных стандартов в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. 4. Разработка проекта Перечня национальных стандартов включает подготовку его проекта и пояснительной записки. Рекомендуемые формы Перечня национальных стандартов и пояснительной записки приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку. При разработке проекта Перечня национальных стандартов, разработчик может руководствоваться требованиями к построению, изложению и оформлению документов, содержащимися в национальных стандартах Российской Федерации. В случае возможности использования более чем одного национального стандарта, содержащего правила или методы выполнения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента в отношении одного и того же требования, рекомендуется использовать следующие критерии выбора: - национальные стандарты, содержащие правила или методы, должны обеспечивать возможность применение и исполнение регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям; - в национальных стандартах на правила или методы используются средства измерений, испытательное оборудование, стандартные образцы и т.п. метрологически обеспеченные в системе измерений Российской Федерации; - в национальных стандартах на правила или методы предусматривается применение методик выполнения измерений, аттестованных в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения единства измерений, а методики (испытаний) измерений*(2) должны быть аттестованы в случае, если подобное требование установлено техническим регламентом; - правила и методы, изложенные в национальных стандартах, должны обеспечивать соответствие реализуемого с их помощью диапазона измерений, характеристикам объекта регулирования, нормированным техническим регламентом; - изложенные в национальных стандартах правила и методы должны реализовывать необходимую точность, обеспечивающую достижение целей регламента; - в случае выбора правил и методов, рекомендуемых при возникновении спорных ситуаций, или при отсутствии заданных диапазонов точностных показателей, предпочтение следует отдавать тем из них, которые обеспечивают наилучшие показатели точности; - при выборе правил и методов исследований (испытаний) и измерений, подтверждающих требования технического регламента без количественных характеристик, предпочтение следует отдавать правилам и методам исследований (испытаний) и измерений, обеспечивающим в наибольшей степени достижение целей регламента. 5. Разработчик Перечня национальных стандартов должен обеспечить доступность его проекта заинтересованным лицам для ознакомления и обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, юридические и физические лица рассматривают проект Перечня национальных стандартов, подготавливают отзывы на него и направляют их разработчику. Все замечания и предложения излагаются конкретно и обоснованно. Разработчик Перечня национальных стандартов, с учетом поступивших замечаний и предложений, дорабатывает проект Перечня национальных стандартов. 6. На стадии подготовки к утверждению, разработчик Перечня национальных стандартов организует проведение метрологической экспертизы проекта. При необходимости разработчик Перечня национальных стандартов может принять решение о проведении дополнительных видов экспертиз, предусмотренных в национальной системе стандартизации. Метрологическую экспертизу проводят государственные научные метрологические институты*(3). По результатам метрологической экспертизы оформляется экспертное заключение. Рекомендуемая форма экспертного заключения приводится в приложении 3 к настоящему Порядку. Экспертное заключение подписывает руководитель организации, или лицо его замещающее, и направляет его разработчику Перечня национальных стандартов. 7. Разработчик подготавливает окончательную редакцию проекта Перечня национальных стандартов. 8. Согласование и подготовка проекта Перечня национальных стандартов к утверждению осуществляется в порядке, предусмотренном разделом IV Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260*(4). III. Разработка и подготовка к утверждению правил и методов исследований (испытаний) и измерений9. Если в национальных стандартах отсутствуют правила и методы исследований (испытаний) и измерений для некоторых (или для всех) свойств или характеристик, результаты исследований (испытаний) и измерений которых позволяют обеспечить применение и исполнение регламента, а также проведение оценки соответствия установленным в нем требованиям, то недостающие правила и методы разрабатываются, с учетом репрезентативности, требуемой точности, воспроизводимости, условий проведения измерений (испытаний) и т.п. 10. Содержание и организация работ по разработке правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, предназначенных для оценки соответствия требованиям к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленным в технических регламентах, а также в перечнях национальных стандартов и (или) сводах правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов аналогично изложенному в главе II настоящего Порядка. Рекомендуемая форма структуры и содержания документа, регламентирующего правила и методы исследований (испытаний) и измерений приведена в приложении 4. 11. Особенности разработки правил и методов определяется природой объектов регулировании и устоявшейся методологией той сферы знаний, в которой выполняется указанная разработка. IV. Внесение изменений (поправок) в Перечень национальных стандартов12. Подготовка внесения изменений в Перечень национальных стандартов, осуществляется в соответствии с порядком, установленным в главе II настоящего Порядка. Согласование и подготовка к утверждению указанных изменений осуществляются в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка. ______________________________ *(1) Собрание законодательства Российской Федерации 2004 N 46 (часть II) ст. 4551; 2005 N 46 ст. 4804; 2006 N 7 ст. 801; 2006 N 23 ст. 2552; 2008 N 2 ст. 118; 2008 N 1403-р; 2008 N 39 ст. 4496 *(2) Методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности (пункт 11 статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008 г. N 26 ст. 3021, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования) *(3) Пункт 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008 N 26 ст. 3021), который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. *(4) Собрание законодательства Российской Федерации 2004 N 23 ст. 2313; 2006 N 23 ст. 2514, N 29 ст. 3251; 2007 N 32 ст. 4150; 2008 N 14 ст. 1413, N 21 ст. 2459. Приложение 1(рекомендуемая форма) Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от "___" -________ 200__г. N____ Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, утвержденные Правительством Российской Федерации, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия________________________________________________________________________ наименование технического регламента
Приложение 2(рекомендуемая форма) Пояснительная записка к проекту перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, утвержденные Правительством Российской Федерации, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия_________________________________________________________________________ наименование Перечня национальных стандартов _________________________________________________________________________ стадия разработки проекта Перечня национальных стандартов (первая редакция, окончательная редакция, проект, представляемый на утверждение)
1. Основание для разработки Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, утвержденные Правительством Российской Федерации, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия национальных стандартов, правил и методов исследований (испытаний) и измерений (далее - Перечень национальных стандартов). 2. Цели и задачи разработки Перечня национальных стандартов. 3. Характеристика объекта(ов) регулирования. 4. Обоснование целесообразности разработки Перечня национальных стандартов (с указанием мотивированного решения о необходимости обеспечения содействия соблюдению требований технических регламентов). 5. Взаимосвязь Перечня национальных стандартов с техническими регламентами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. 6. Сведения о соответствии проекта Перечня национальных стандартов требованиям международного стандарта и о форме применения данного стандарта, как основы для разработки проекта Перечня национальных стандартов, а в случае отклонения от требований международного стандарта - мотивированное обоснование этого решения. 7. Перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта Перечня национальных стандартов, в том числе источники, содержащие информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права. 8. Информация о требованиях Перечня национальных стандартов, отличающихся от требований соответствующих международных стандартов. 9. Сведения о согласовании проекта Перечня национальных стандартов. 10. Сведения о разработчике проекта Перечня национальных стандартов с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты. 11. Дополнительные сведения (при необходимости). ____________________________________ ______________ ____________________ должность, наименование разработчика личная подпись расшифровка подписи Перечня национальных стандартов
Примечание. Состав и наименование разделов в процессе разработки могут быть уточнены, дополнены или объединены в зависимости от объекта. Пояснительную записку составляют к каждой редакции проекта Перечня национальных стандартов. В последующих редакциях пояснительной записки отражают изменения технических требований проекта Перечня национальных стандартов по отношению к предыдущей редакции и приводят обоснование изменений. Приложение 3(рекомендуемая форма) Утверждаю Руководитель государственного научного метрологического института _______________Фамилия И.О. "_____ "_____________ 200 г. Заключение по результатам метрологической экспертизы проекта перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, утвержденные Правительством Российской Федерации, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия1. Основание для проведения метрологической экспертизы. 2. Организация - эксперт. 3. Сроки проведения экспертизы. Указывают дату поступления проекта Перечня национальных стандартов на экспертизу и дату утверждения акта экспертизы. 4. Цель экспертизы: обеспечение соблюдения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*, а также обеспечение всех заинтересованных лиц, включая федеральные органы исполнительной власти, перечнем национальных стандартов, необходимым для применения и исполнения принятого технического регламента, а в случае их отсутствия соответствующими правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов. 5. По результатам метрологической экспертизы выявлено следующее:
6. Выводы: Проект Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов полностью обеспечивает применение и исполнение принятого технического регламента. Или: Проект Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов не полностью обеспечивает применение и исполнение принятого технического регламента*) *) Указывают конкретный параметр технического регламента из приведенной таблицы. Подпись эксперта-метролога ____________________________________ Фамилия, имя, отчество ______________________________ * Собрание законодательства Российской Федерации 2002 N 52 (часть I) ст. 5140; 2005 N 19 ст. 1752; 2007 N 19 ст. 2293; 2007 N 49 ст. 6070; 2008 N 30 (часть II) ст. 3616. Приложение 4(рекомендуемая форма) Структура и содержание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимые для применения исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия1. Наименование документа состоит из слов: "Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, отсутствующие в национальных стандартах применительно к отдельным требованиям или объектам технического регулирования, необходимые для применения и исполнения технического регламента (указывается наименование конкретного технического регламента) и осуществления оценки соответствия". В документе приводятся сведения о его утверждении Правительством Российской Федерации с указанием наименования документа, номера и даты. 2. Документ содержит вводную часть и основную часть. 2.1. В вводной части устанавливают назначение документа, определяют объект(ы) регулирования и требования к каждому из объектов (или групп однородных объектов), а также степень соответствия документа аналогичным документам международных организаций. 2.2. Основная часть состоит из перечисленных ниже разделов, расположенных в следующем порядке: - правила и методы исследований (испытаний) и измерений; - требования к методикам выполнения измерений (если это предполагается описываемыми правилами и методами); - требования к испытательному оборудованию и средствам измерений (если это предполагается описываемыми правилами и методами); - требования безопасности; - условия выполнения исследований (испытаний) и измерений; - обработка результатов исследований (испытаний) и измерений; - оформление результатов оценки соответствия. Если к квалификации специалистов, выполняющих исследования (испытания) и измерения предъявляют особые требования, после раздела "Требования к испытательному оборудованию и средствам измерений" в документ включают раздел "Требования к квалификации специалистов". В обоснованных случаях допускается объединять или исключать отдельные разделы. 3. Раздел "Правила и методы исследований (испытаний) и измерений" содержит наименования указанных правил и методов, проводимых при оценке соответствия, сведенных в таблицу 1. Таблица 1.
Далее излагается описание правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, перечисленных в таблице 1. Описание включает порядок отбора и подготовки образцов, описание работ, которые проводят перед исследованиями (испытаниями) и измерениями, и способы их выполнения. В описании подробно, со степенью детализации, достаточной для реализации каждого конкретного правила и метода, излагаются: - требования к объектам регулирования и оцениваемым характеристикам; - описание наиболее рациональных методов выполнения операций (или ссылки на документы, содержащие такое описание), которые необходимо провести для оценки соответствия каждой их характеристик объектов регулирования установленным требованиям; В конце каждого подпункта приводят правила формирования вывода о положительном или отрицательном результате оценки соответствия, с указанием нормированных значений определяемой (контролируемой) характеристики объекта регулирования. Описание каждой конкретной операции содержит наименование и метод оценки контролируемой характеристики, схемы подключения, чертежи, указания о порядке проведения операций, формулы, графики, таблицы с пояснением входящих в них обозначений, указания о порядке оценки показателей точности данной операции и их предельно допустимых значениях, рекомендации по числу значащих цифр, фиксируемых в протоколе, и т.д. Если допустимо использование различных средств измерений и испытательного оборудования, с различными показателями точности или предусматривается несколько способов исследований (испытаний) и измерений, то для каждого такого способа или комплекта средств измерений должны быть указаны методы расчета показателей точности результатов измерений или испытаний. Если при проведении операций оценки соответствия необходимо вести протокол записи результатов измерений или испытаний по определенной форме, то в приложении приводят форму протокола с указанием характера и объема сведений, приводимых в нем*. 4. Раздел "Требования к методикам выполнения измерений" содержит методики выполнения измерений, используемые при реализации правил и методов исследований (испытаний) и измерений, сведения об их аттестации и регистрации и условия их применения в составе, описанных в разделе 3 настоящего приложения. 5. Раздел "Требования к испытательному оборудованию и средствам измерений" содержит перечисление основных и вспомогательных средств измерений, испытательного оборудования, стандартных образцов и материалов, для которых указывают обозначения нормативных документов, регламентирующих технические требования, и (или) метрологические и основные технические характеристики этих средств. Указанные требования могут быть изложены в виде таблицы 2. Таблица 2
В разделе приводят указания о возможности применения средств, не приведенных в таблице, но обеспечивающих определение (измерения, испытания) характеристик объекта регулирования, подлежащих оценке, с требуемой точностью. Если в составе правил и методов исследований (испытаний) и измерений, используются средства программного обеспечения, то указываются требования, предъявляемые к ним в отношении способов их аттестации, защищенности и оценки показателей точности. 6. Раздел "Требования к квалификации специалистов" содержит указание о необходимости проведения работ по реализации правил и методов исследований (испытаний) и измерений лицами, обладающими необходимыми знаниями и опытом, и (если требуется) сведения об уровне квалификации (профессии, образовании, практическом опыте и т.д.) этих лиц. Раздел может быть дополнен наименованиями документов, ознакомление с которыми необходимо специалисту для выполнения работ по оценке соответствия с регламентируемыми данным документом правилами и методами. 7. Раздел "Требования безопасности" содержит требования, обеспечивающие безопасность труда, производственную санитарию, охрану окружающей среды при проведении работ. В раздел вводят указания о необходимости отнесения процесса проведения определенных работ по оценке соответствия к работам с вредными или особо вредными условиями труда. 8. Раздел "Условия выполнения исследований (испытаний) и измерений" содержит перечень величин, которые необходимо нормировать при проведении работ по оценке соответствия, влияющих на метрологические характеристики средств измерений, с указанием номинальных значений влияющих величин и допускаемых отклонений от этих значений. В этом же разделе приводятся требования к регистрации условий выполнения исследований (испытаний) и измерений по каждому объекту и каждой контролируемой характеристике, для обеспечения возможности воспроизведения, в случае необходимости, процедуры оценки данной величины. 9. Раздел "Обработка результатов исследований (испытаний) и измерений" включает описание способов обработки результатов измерений и испытаний. Если способы обработки результатов измерений установлены в нормативном документе, в данном разделе (пункте) приводят ссылку на этот документ. 10. Раздел "Оформление результатов оценки соответствия" содержит требования к оформлению отчета о результатах оценки соответствия по регулируемому объекту в целом (по группе однородных регулируемых объектов). 11. Критерии выбора правил и методов выполнения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента. В случае возможности использования более чем одного правила или метода выполнения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента, рекомендуется использовать следующие критерии выбора: - национальные стандарты, содержащие правила или методы, должны обеспечивать возможность оценки, по крайней мере, одного из требований к объекту регулирования; - в правилах или методах используются средства измерений, испытательное оборудование, стандартные образцы и т.п. метрологически обеспеченные в системе измерений Российской Федерации; - в правилах и методах, предусматривается применение методик выполнения измерений, аттестованных в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения единства измерений, а методики испытаний аттестуются в случае, если подобное требование установлено техническим регламентом; - правила и методы должны обеспечивать соответствие реализуемого с их помощью диапазона измерений, характеристикам объекта регулирования, нормированным техническим регламентом; - правила и методы должны обладать показателями точности, попадающими в диапазон, заданный для них техническим регламентом; - в случае выбора правил и методов, рекомендуемых при возникновении спорных ситуаций, или при отсутствии заданных диапазонов точностных показателей, предпочтение следует отдавать тем из них, которые обеспечивают наилучшие показатели точности. ______________________________ * Если протокол допускается вести по произвольной форме, это указывают.
|
|