|
|
РОССЕРБМОСТ
ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ Москва СОДЕРЖАНИЕ 1. Описание и применениеДеформационные швы используют для соединения деформационных зазоров в мостовых конструкциях, в высотном строительстве и в многих других сооружениях. Деформационные швы представляют собой очень важный элемент объекта, причем выбор типа дилатационной конструкции зависит от величины статических и термогидрометрических деформаций, от величины непосредственной нагрузки транспорта и требуемого комфорта проезда в течение эксплуатации и от условий содержания. Условия действия швов обуславливают и комплексность решений выработки деформационных швов - от простых, с элементами, уложенными в зазор деформационного шва, до скользящих, консольных и ножницеобразных конструкций с возможностью движения в плоскости или в пространстве. Деформационные швы разделяют на: водонепроницаемые, и водопроницаемые которые пропускают воду с проезжей части дороги в водосборные устройства (вставленные в конструкцию моста или установленные в зазор для дилатации из-под деформационного шва). Свободное перемещение конструкции на месте деформационного шва должно быть обеспеченным при всех условиях эксплуатации объекта. Для этого перемещения, в плоскости, по окружности или в пространстве, нужно свободное пространство, которое надо обеспечить в конструкции объекта, и сохранить содержанием. Пространство для свободного перемещения является условием долговечности деформационного шва и объекта. Содержание деформационных швов обусловлено их конструкцией (более простые конструкции нуждаются в более простом содержании). Деформационные швы могут быть, в случае надобности, предусмотрены для установки под косым углом в отношении к направлению движения. 2. Проектирование и выработкаДеформационные швы проектируют и производят в сборно-разборных составах для более легкого транспортирования, установки и содержания. Стремятся к применению наиболее возможного числа стандартных элементов, потому что таким образом снижается цена и облегчается замена элементов в случае необходимости. Изготовление деформационных швов начинают после одобрения проекта со стороны заказчика. Все элементы деформационных швов вырабатывают из высококачественных видов стали, обеспечивающих достаточную жесткость и надежность в течении эксплуатации и при самых трудных условиях работы. Для проектирования деформационных швов, кроме угла между осью моста и осью шва в плане, требуются и следующие данные: А) в продольном разрезе шва: - широта и уклон проезжей части, - форма и размеры бортового камня, - форма и ширина пешеходной дорожки, - расстановка балок (в сборочных объектах), - расположение кабелей для предварительного напряжения конструкции, - арматура конструкции в зоне анкеровки деформационного шва (продольная и поперечная). Б) в поперечном разрезе шва (при температуре во время сборки): - величина дилатационных отверстий, - величина пространства, в которое укладывают дилатацию, - величина перемещения по отношению к положению конструкций при температуре во время сборки. 3. Установка-сборкаОт правильной и хорошей установки деформационного шва зависит не только его работа, но и долговечность. Поэтому бригада для укладки деформационного шва должна быть опытной и обладать хорошим оборудованием для высококачественного выполнения всех работ: монтерских, плотнических, геодезических, сварочных, арматурных, укладывания бетона. Так как установка шва прежде всего является строительным делом, этими работами должен руководить технический руководитель строительной специальности. На практике выяснилось, что желательно, чтобы и техническая служба строительной организации осуществляла контроль за работой установки деформационных швов. Технология монтажа деформационных швов должна соответствовать специальным разработанным рекомендациям. 4. Подготовительные работыТранспорт и складирование Деформационные швы складируют на сухом и чистом месте с укладкой каждого комплекта отдельно с целью избежания совмещения элементов из различных комплектов. Выгрузка из машин при помощи самосвала и выбрасыванием воспрещается. Ленты из резины складируются на складе, потому что складирование в открытой площадке может привести (из-за неосторожности) к повреждению лент и к их негодности к употреблению. Подготовка места для установки деформационного шва в конструкцию объекта: Новый объект - Очистка анкера деформационного шва, - Поправка арматуры в месте установки деформационного шва - Установка деформационного шва в проектированное положение. Объект в эксплуатации - замена деформационного шва (полная, частичная или на половине широты объекта) - защита места работы необходимой вертикальной сигнализацией, - осмотр открытого зазора и на основании осмотра на месте принятие решения по: усилению анкеровки, арматуры, установлению необходимых размеров деформационного зазора, - подготовка старого бетона для соединения с добетонируемой частью, - очистка анкера из старого бетона для лучшего сцепления с новым бетоном, - добетонирование анкерной части деформационного шва, продолжительное поливание старого бетона. Приведение размеров деформационного шва на проектное расстояние: - деформационные швы поставляются для установки при температуре от +10°С, - размеры для температур, отличающихся от +10°С дает проектировщик конструкции, - затягивание вспомогательных устройств для фиксирования размеров деформационного шва, - одновременное фиксирование разборных дилатационных плит (без лент из резины, если они есть в системе) затягиванием нескольких винтов. Остальные винты затягиваются частично для создания препятствий к попаданию бетона и нечистот в отверстия для винтов. Соединение отдельных частей деформационного шва, если установка состоит из частей. 5. Геодезические работыГеодезические работы и замеры производятся при установке деформационного шва в проектированное положение, как в плане и по высоте, так и по контролю расстояния шва. Геодезический контроль высотных отметок, уклонов и размеров деформационного шва нужен для проверки, точности установки в проектное положение. Ошибка может произойти: - до укладывания бетона, в течение сборки арматуры и сварки анкера, - после укладывания бетона или в течение бетонирования. Каждое возможное отступление от проектного положения необходимо исправить немедленно. Очень важное значение имеет то, чтобы вновь поставленный деформационный шов был уставлен в данную конструкции наилучшим образом. Идеальным будет если его верхняя поверхность плотно включится в поверхность проезжей части. 6. Арматурные работыУстановка арматуры и сварка анкеров для продольной арматуры конструкции происходит на основе осмотра на месте; с помощью бурения дыр для добавочных анкеров и установки добавочной арматурой если это нужно. 7. Плотничные работыДля плотничных работ нужна точная установка опалубки для бетонирования анкерной части деформационного шва, обязательно хорошо фиксированная, чтобы вследствие перемещения опалубки не произошло частичное или полное закрытие зазора. Для опалубки используются плотные материалы, не влияющие на качество бетона. 8. Работы по укладыванию бетонаБетонирование пространства в объекте около конструкции деформационного шва осуществляется как можно быстро. Бетон укладывают осторожно, вибрированием, так как от качества укладки зависит долговечность деформационного шва. Для контроля заполнения бетона используются отверстия для выпуска воздуха во шве. Укладывание деформационных швов надо избегать в течении зимнего периода, а если это необходимо, то предпринимаются меры для бетонирования в зимнее время, т.е. используется пропаривание или электропрогрев и добавки к ускоренному схватыванию бетона. 9. Окончание работОсвобождение вспомогательных устройств для установки расстояния и размеров частей деформационного шва с одной стороны дилатационной конструкции сразу после окончания укладывания бетона с целью избежания разрыва адгезионной связи между бетоном и металлом в течении деформации объекта. Не принятие этих мер может привести к созданию свободного пространства во шве, т.е. к его эффективности работы и скорой аварии. Так как это очень важный момент, то надо обратить особое внимание к уходу па бетоном: - поливание водой в течении семи суток - защита свежего бетона химическими средствами - воспрещение переезда машин через деформационный шов до момента достижения требуемой марки бетона: если необходимо - поставление стальной переходной рампы. После схватывания бетонной массы производится разборка вспомогательных устройств. Необходима хорошая очистка швов от бетона и нечистот. Если произошли повреждения поверхностной защиты в частях деформационного шва, производится повторная защита этих мест. В конце производится монтаж ленты из резины (водонепроницаемый деформационный шов), т.е. подвижной дилатационной плиты. Через шестьдесят дней после окончания монтажа необходимо сделать следующее: затянуть винты подвижных дилатационных плит, очистить и выдуть грязь из отверстий, в которых находятся винты, так же и из зазора между подвижной дилатационной плитой и смежным бруском и залить зазор горячим битумом. 10. СодержаниеСодержание деформационных швов не представляет собой трудность, но необходимо производить периодические осмотры. Конструктивное решение деформационного шва с соединением элементов болтами требует их подтягивание в течение 60 дней после пуска объекта в эксплуатацию и во время каждого осмотра. Особое внимание следует обратить во время весны, когда в пространство для дилатации могут попасть наносы льда, камня, древесины, металла и т.д., с возможностью препятствования правильного действия деформационного шва. Когда речь идет о деформационных швах, уплотненных на уровне проезжей части (водонепроницаемые) нужно сделать осмотр лент из неопрена. Когда речь идет о деформационных швах, не уплотненных на уровне проезжей части дороги, но которые проводят воду особыми водобойными колодцами и лотками, необходимо периодически, минимум каждую весну промывать лотки от нанесенного материала. По поводу обнаруженных повреждении надо обратиться к производителю. Во время зимнего периода, т.е. во время очистки снега, рекомендуется осторожность при работе уборочной техники в области деформационных швов. 11. Коррозионная защитаОсновной материал очищают при помощи песка до градуса 2,5 по SIS. Стальные части, не находящиеся в бетоне защищаются оцинковыванием, гайки вырабатываются из антикоррозионных материалов. Путевые подкладки защищаются либо оцинковыванием, либо их делают из меди. До начала монтажа винты и гайки необходимо подмазать специальной мазью, устойчивой к сырости. По требованию заказчика антикоррозионную защиту можно провести и другими средствами. 12. Типы деформационных швовА) Деформационный шов - тип РСМ-А. РСМ-А-деформационный шов препятствует прорыву воды и нечистот в деформационный шов. Это достигается покрытием деформационного зазора лентой из резины, воткнутой в специально изготовленный желоб на стальных профилях деформационного шва. Этот тип деформационных швов удобный для применения в конструкциях над неподвижными опорными частями и над шарнирами. Б) Деформационный шов - ТИП РСМ-Б РСМ-Б-деформационный шов препятствует прорыву воды и нечистот в деформационный зазор. Это достигается покрытием деформационного зазора лентой из резины, воткнутой в специально изготовленный желоб на стальных профилях деформационного шва. Этот тип деформационных швов обладает характеристиками, похожими на ТИП РСМ-А, но с большей возможностью дилатации. В) Деформационный шов РСМ-В РСМ-В-деформационный шов состоит из скользящих листов металла, линейно скользящих по подконструкции через ленты из резины. Крепление отдельных плит к подконструкции осуществляется с помощью болтов на пружинах из резины с целью воспрепятствия их поднятия вследствие удара колес. Таким образом достигается уменьшение шума при переезде машин через деформационный шов. Они не являются водонепроницаемыми, но не пропускают более крупные нечистоты. Отвод воды осуществляется при помощи лотков, укладывающихся под плитой скольжения. В зависимости от вида и интенситета транспорта устанавливают легкие, средние и тяжелые деформационные швы или деформационные швы с упрочненной нижней конструкцией. Г) Деформационный шов - ТИП РСМ-ГК РСМ-ГК-деформационный шов - гребенчатая конструкция, обеспечивающая значительные дилатации объекта. Его преимущество заключается в легком содержании и хороших транспортных характеристиках. Гребни должны быть поставленными в направлении продольного передвижения с целью избежания бокового движения и блокирования. Поперечное движение около 10 мм может принять соответствующий зазор между гребнями. В принципе, этот тип деформационных швов можно выработать под косым углом в отношении к оси объекта. Д) Деформационный шов - ТИП-РСМ-ГТ РСМ-ГТ-деформационный шов изготавливается со скользящим листом металла используются для пешеходных дорожек. Он устанавливается совместно с деформационным швом тип-РСМ-ГК на проезжей части дороги. Е) Деформационный шов - ТИП РСМ-ДК РСМ-ДК-деформационный шов - гребенчатая конструкция, обеспечивающая значительную дилатацию объекта, больше чем деформационный шов РСМ-ГК. Он имеет более мощную конструкции. Его преимущество заключается в легком содержании и хороших транспортных характеристиках. Гребни должны быть поставленными в направлении продольного движения с целью избежания бокового движения и блокирования. Поперечное движение около 10 мм может принять соответствующий зазор между гребнями. В принципе, этот тип деформационных швов можно выработать под любым углом в отношении к оси объекта. Ж) Деформационный шов - ТИП РСМ-ДТ РСМ-ДТ-деформационный шов изготавливают со скользящим металлическим листом и используются на пешеходных дорожках. Он устанавливается совместно с деформационным швом типа РСМ-ДК на проезжей части дороги. З) Деформационный шов - ТИП РСМ-Е РСМ-Е-деформационный шов препятствует прорыву воды в деформационный зазор. Он состоит из армированных резиновых ковров, покрывающих дилатационные отверстия, прикрепляющихся непосредственно к бетону или к стальной подконструкции при помощи болтов. Ковры вырабатывают из синтетического каучука, устойчивого к старению, теплу и холоду. Он озоностойкий, устойчивый к маслам, жиру, соли и показывает хорошие характеристики к горячему асфальту. Армирование ковров производится вулканизацией стальных листов расположенных в местах перекрытия отверстия. Арматура препятствует вытеснению ковра под действием колес. Уголковая сталь устанавливается вдоль продольных боковых сторон, в местах установки болтов для прикрепления к объекту. По правилам, длина отдельных ковров от 1,5 до 2,0 м, но существует и более короткие редукционные элементы на бортовом камне и пешеходной дорожке. Все они соединяются приклеиванием. Этот тип шва обеспечивает очень приятную езду, так как нет шума при движении по ровной поверхности. Это достигается и хорошей подготовкой бетона (при непосредственном прикреплении к бетону). Продольное и поперечное сечение должны полностью соответствовать проекту. Допускаемые отклонения проектных размеров - 1 мм/м1 в продольном направлении деформационного зазора. Допуск в высоте бортового камня и наклонной кромки, связывающей проезжую часть и бортовой камень - 1%. Ширина деформационного зазора не должна отклоняться более чем ±5 мм от проектного зазора при температуре + 10 С. Поверхность бетона должна быть ровной; допускаемая неровность – максимально 1,5 мм/м1. ТИП PCM-A
ТИП PCM-Б
ТИП PCM-В
СТАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
ТИП РСМ-ГК ТИП РСМ-ГТ
ТИП РСМ-ДК ТИП РСМ-ДТ
ТИП РСМ-Е
|
|