|
|
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ И РАСЧЕТОВ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ Утверждены научно-техническим советом Гипродорнии Протокол № 8 от 26 августа 1981 г. Москва 1982 Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕЦель данной работы - унифицировать требования к характеру, объему и оформлению гидролого-гидравлической части проектов мостовых переходов, разрабатываемых в Гипродорнии и его филиалах. "Методические рекомендации" предназначены для проектирования переходов с большими и средними мостами. Они содержат схему технического задания на производство изыскания, перечень и объем полевых материалов, предъявляемых изыскательской партией, и состав тома инженерно-гидрологических условий и расчетов мостовых переходов на стадии технического проекта. Рекомендации составлены канд. техн. наук Г.С. Пичуговым, инж. О.В. Скворцовым (Гипродорнии) и канд. техн. наук Б.Ф. Перевозниковым (Союздорпроект). При разработке "Методических рекомендаций" использован опыт проектирования мостовых переходов институтами Гипротрансмост, Союздорпроект и Гипродорнии. Директор Гипродорнии, канд. техн. наук Е. К. Купцов 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯИнженерно-гидрологические обоснования и расчеты - основа для принятия технических решений и назначения генеральных размеров сооружений мостовых переходов. Такие обоснования и расчеты выполняют по данным инженерных изысканий. Состав изысканий и расчетов мостовых переходов в зависимости от стадии проектирования и сложности объекта рекомендуют определять в соответствии с "Руководством по составу инженерно-гидрометеорологических изысканий и расчетов при проектировании водопропускных сооружений автомобильных дорог" (Гипродорнии, 1979). Инженерные изыскания мостовых переходов заключаются в проведении геодезических, геологических и гидрометеорологических полевых работ и в камеральной обработке полученных данных. Полевые инженерно-гидрометеорологические работы мостовых переходов включают морфометрические и гидрометрические работы. Как правило, полевые гидрометеорологические работы выполняют одновременно с полевыми работами всего комплекса инженерных изысканий на данном объекте. При проектировании больших мостовых переходов и особенно переходов через неизученные водотоки необходимо включать проведение гидрометрических работ в паводковый период с измерением уровней и расходов воды. Когда же кратковременные гидрометеорологические изыскания не раскрывают режим и динамику физических процессов, то рекомендуют стационарные наблюдения, количество и продолжительность циклов которых устанавливают по необходимости получения достаточных данных для определенной стадии проектирования. Стационарные наблюдения, начатые при изысканиях для технического проекта, в случае необходимости можно продолжить и в период изысканий для рабочих чертежей. При проектировании особо сложных мостовых переходов рекомендуют проводить лабораторное моделирование переходов на воздушно-напорных установках и гидравлических русловых площадках. Раздел технического (техно-рабочего) проекта "Инженерно-гидрологические условия и расчеты мостового перехода" для больших переходов рекомендуют оформлять отдельным томом, являющимся приложением к тому "Мост" или "Искусственные сооружения". Для средних и несложных переходов содержание указанного раздела рекомендуют излагать в составе основного тома, при этом допускается уменьшение числа глав за счет их обобщения при условии освещения всех вопросов, представленных в разделе 4 настоящих рекомендаций. В основе расчетов независимо от стадии проектирования и сложности объекта должны лежать те же принципы, что и для стадии технического проекта. Метода расчетов, указанных в разделе 4, является основными. Дополнительно могут быть использованы и другие методы, но принятые по ним результаты должны иметь специальные обоснования. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 312 от 30.03.1981 г. "О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела" намечен переход на проектирование в одну и две стадии, что требует перераспределения выполняемых работ между стадиями при сохранении их общего объема. Для сокращения объема представляемых материалов расчеты мостовых переходов рекомендуют выполнять в табличной форме. 2. СХЕМА ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДАУТВЕРЖДАЮ Главный инженер____________ филиала Гипродорнии ___________________________ " "__________________198 г. ЗАДАНИЕ Отделу ____________________________________________________________ на проведение технических изысканий мостового перехода на стадии технического (техно-рабочего) проекта Наименование объекта____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Основание для изысканий - тематический план проектно-изыскательских работ на 1981 г. и задание заказчика № _____, утвержденное заместителем министра автомобильных дорог РСФСР. " "___________198__г. Шифр объекта________________ Заказчик объекта - Н-ское областное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Основные данные 1. Начало трассы - у пос. К. 2. Конец трассы - на южной окраине г. Н. 3. Протяженность мостового перехода - км. 4. Ориентировочная длина моста - м. 5. Техническая категория - _____. 6. Класс реки по НСП 103-52 _____. При проведении изысканий необходимо выполнить следующие работы: 1. Провести в полном объеме в соответствии с действующими нормативными документами наставлениями и инструкциями инженерно-геодезические и инженерно-гидрометеорологические изыскания мостового перехода. Трассу перехода проработать в одном или нескольких вариантах в соответствии с актом выбора проложения вариантов трассы от________________ и решением облисполкома от ___________________. 2. Произвести съемку детального плана перехода в масштабе 1:1000 с сечением рельефа горизонталями через 1,0 м. Ширину полосы съемки принять: вверх по течению - 150 м; вниз по течению - 100 м. В районе главного русла ширина полосы увеличивается вверх по течению на 1 км, вниз - на 0,5 км. В местах пересечения староречий и проток ширина полосы съемки увеличивается до 250 м в каждую сторону от трассы. Произвести промеры глубин главного русла в створах переходов по вариантам №№ _____, а также по намеченным морфостворам. Промерные вертикали назначать через 10 м. Кроме этого, для изучения рельефа речного дна провести промеры глубин по четырем-пяти поперечным створам вверх от оси перехода и по трем-четырем поперечным створам вниз по течению. Поперечные створы разбить через 100 м. Провести промеры глубин пересекаемых пойменных озер, болот и староречий. Промерами охватить участки местности вверх от оси перехода на 200 м, вниз - на 100 - 150 м. Промерные вертикали назначить через 5 м, поперечники разбить через 50 м. В пределах съемки русла и прирусловой полосы детально описать рельеф дна русла. Составить ситуационный план мостового перехода в масштабе 1:25000 в границах: вверх по течении от створа моста по вариантам №№ _____ на 1,5 - 2,0 ширины разлива при РУВВ, вниз по течению - на 1,0 - 1,5 ширины разлива. Ширина плана должна перекрывать ширину разлива при РУВВ на 200 - 300 м с каждого берега. Границы плана уточнить на месте с таким расчетом, чтобы было обеспечено надлежащее освещение условий протекания потока в районе перехода, а также возможности нанесения на него всех вариантов трассы перехода. Трассу перехода по вариантам №№ _____ и оси мостов закрепить на местности в соответствии с указаниями СНиП III-40-78 и СНиП III-43-75. Нивелировку трассы выполнить от марок и реперов государственной триангуляции в балтийской системе высот. 3. Выполнить съемки в масштабе 1:500 с сечением рельефа через 0,5 м отдельных сложных мест: сосредоточенные резервы грунта; места предполагаемого устройства регуляционных сооружений; пересечение глубоких оврагов; участки, где будет осуществляться проектирование быстротоков, водоотводных и нагорных канав: участки для размещения строительных площадок и баз строительства; площадки для размещения комплекса ВОХР. Количество резервов грунта и места их расположения определить по результатам их разведки и согласования. Места размещения строительных площадок и площадки для комплекса ВОХР принять в соответствии с актом выбора трассы. По вариантам №№ _____ трассы перехода зафиксировать все пересекаемые или параллельно расположенные в непосредственной близости от трассы подземные, наземные, воздушные и подводные коммуникации. Выявить владельцев коммуникаций, снять планы пересечений сделать эскизы опор, определить высоту подвески и провисания проводов, количество, диаметр, материал проводов (кабелей), назначение коммуникаций. Получить от заказчика технические условия на переустройство коммуникаций и подсоединение к источникам электроснабжения (водоснабжения, теплоснабжения). Снять места устройства силовых подстанций подключения к линиям ЛЭП, трассы ЛЭП (теплотрассы, трассы водопроводов) в соответствии с полученными техническими условиями. 4. Соблюдать следующие особые требования: 4.1. При выполнении работ максимально использовать материалы ранее проведенных в данном районе инженерных изысканий, официальные данные УГМС, а также материалы предпроектных разработок. 4.2. Программу изысканий до начала полевых работ согласовать с генпроектировщиком. 4.3. В процессе изысканий выполнить полный комплекс согласований в соответствии с [1]. 4.4. Получить технические условия на рекультивацию временно занимаемых земель и уточнить источники получения, стоимость саженцев и дальность их транспортировки. 4.5. Уточнить количество сносимых и переносимых строений и получить от заказчика условия их переноса и акты оценочной комиссии. 4.6. При определении площади временно отводимых земель учесть особенности производства работ в пойме реки методом гидромеханизации, согласовав дополнительный отвод земель под водоотводные канавы, станции перекачки и водоотстойники по специальным требованиям рыбоохраны. 4.7. Составить схематический план подъездных путей к станциям разгрузки и месторождениям стройматериалов с указанием технических параметров существующих дорог и грузоподъемности искусственных сооружений. 4.8. Для определения уклона реки произвести нивелировку одновременно забитых урезных кольев на участке реки в пределах ситуационного плана при 3-х горизонтах воды: в начале подъема весеннего уровня; на пике паводка; на спаде. 4.9. Организовать проведение гидрометрических работ по вариантам створов №№ _____ с измерением скоростей течения и расходов при различных уровнях воды, включая по возможности пик паводка. 4.10. В период половодья организовать наблюдения на временных водомерных постах, установленных в створах вариантов №№ _____ и на берегу р._______ 4.11. Организовать наблюдения за траекторией и скоростью движения льдин, а также определить направление струй и поверхностных скоростей в районе каждого из вариантов створа. 4.12. Произвести полную камеральную обработку материалов проведенных изысканий. В результате гидролого-гидравлических расчетов вычислить и построить Q = f(H); Vср = f(H); i = f(H); m = f(H). Произвести обработку ряда методом математической статистики, определив расчетные расходы с вероятностью превышения 1:10; 1:50; 1:100; 1:300. Определить соответствующие расходам уровни. Вычислить основные характеристики СS, и СV. Расчетные расходы и уровни перенести на створ перехода и построить кривые вероятности превышения максимальных расходов и уровней. Определить максимальные расчетные расходы для реки _______ в створе перехода. При отсутствии данных многолетних постов и створов построить кривую Q = f(H) на расчетном морфостворе морфометрическим методом, а расходы с заданной вероятностью превышения определить косвенными методами по средней отметке поймы (метод Е. В. Болдокова), по УВВ с известной вероятностью превышения, по формуле СН 435-72 и указаниям Союздорпроекта 1973 г. Произвести расчет отверстий мостов по вариантам № и № ____ через р.________________ и р. ____________________. 4.13. Полевые материалы, собранные в процессе изысканий, должны быть камерально обработаны к моменту вызова комиссии для приемки трассы и полевых работ. 4.14. Все ведомости и текстовые материалы представить в одном экземпляре в рукописном виде, все графические материалы представить на синьках в 6 экземплярах. Сроки выполнения работ - квартал 198___ г. Приложения: 1. Схема вариантов трассы. 2. Акт выбора проложения вариантов трассы. 3. Предпроектные разработки по строительству мостового перехода через р. ___________ и а/д ___________, выполненные ____________ филиалом Гипродорнии в 198___г. Главный инженер проекта Согласовано: Начальник______________ отдела " "____________198___г. Главный специалист технического отдела " "____________198___г. 3. ПЕРЕЧЕНЬ И ОБЪЕМ ПОЛЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЙ ПАРТИЕЙ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛЕВЫХ РАБОТ НА ПОДРОБНЫХ ИЗЫСКАНИЯХ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА
1)Должны соответствовать приведенному в работе [1] с учетом последующих изменений и дополнений. 4. СОСТАВ ТОМА "ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РАСЧЕТЫ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА"МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР ГИПРОДОРНИИ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ мостового перехода через р. А на автомобильной дороге Б - В ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РАСЧЕТЫ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА
Экз. № ________ Москва 198 г. СОДЕРЖАНИЕ ТОМА 1. Введение 2. Сводная таблица расчетных характеристик 3. Инженерно-гидрологические условия 3.1. Общие сведения 3.2. Гидрологическая изученность 3.3. Климатическая характеристика 3.4. Водный режим 3.5. Ледовый режим 3.6. Природные русловые деформации 3.7. Сведения о существующих мостах 4. Гидрологические расчеты 4.1. Расчетные расходы, уровни воды и гидроморфологические характеристики 4.2. Расчетный судоходный уровень 4.3. Расчетные характеристики ветра 5. Расчеты мостового перехода 5.1. Отверстие моста 5.2. Регуляционные сооружения 5.3. Общий размыв 5.4. Местный размыв 5.5. Характерные подпоры 5.6. Высота набега волны 5.7. Минимальные отметки бровок подходов и регуляционных сооружений 5.8. Обоснование и назначение укреплений 6. Приложения ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ (в работе не приводятся) 1. Сводная ведомость характеристик водного режима 2. Сводная ведомость характеристик ледового режима 3. Гидрометеорологические характеристики: а) схематический план участка проектируемого перехода; б) характеристики метеорологического режима; в) графики колебания уровней за характерные годы; г) кривая вероятности превышения наивысших годовых уровней; д) кривые связи; е) кривая вероятности превышения максимального уровня весеннего ледохода; ж) график для определения рабочих уровней; з) график обеспеченности наибольшей толщины льда; и) график обеспеченности наинизших зимних уровней; к) график обеспеченности наинизших летних уровней. 4. Морфостворы и живые сечения 5. Совмещенные планы участка реки и совмещенные профили живых сечений 6. Расчеты отверстия моста (при применении ЭВМ) Указать основание для выполнения денного проекта и инженерно-гидрологических изысканий. Дать краткое описание выполненных полевых работ с указанием сроков их проведения, а также дополнительно использованные материалы. Привести список основных исполнителей с указанием вида выполненных работ. 2. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАСЧЕТНЫХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК Мостовой переход через р.____________________________ на автодороге _______________________________________
Составил Проверил 3. ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Общие сведения Дать обоснование выбора места положения мостового перехода. Привести краткое описание пересекаемой реки от истока до устья по характерным участкам с указанием характеристик русла, пойм, берегов, типа руслового процесса, водохозяйственного использования реки, наличия плотин, судоходства, сроков навигации и т.д. Более подробно описать район мостового перехода на участке его возможного влияния на режим реки с указанием ширины, глубины и скорости водного потока в русле на плесах и перекатах, высоты, конфигурации и размываемости берегов, наличия островов, проток, порочней, озер и староречий на пойме, ее заболоченность, растительный покров и частота затопления. Описать гидротехнические сооружения на реке, находящиеся в зоне их взаимного влияния с проектируемым мостовым переходом, привести техническую характеристику, капитальность, год постройки, их влияние на режим реки. При наличии на данном характерном участке реки мостовых переходов, их описывают более подробно (см. п. 3.7). 3.2. Гидрологическая изученность Привести архивные данные об изучении режима реки. Дать характеристику периодических и стационарных водомерных постов, данные которых были использованы при гидрологическом расчете в проекте, с описанием реки (русла и пойм) в районе поста. Основные данные по водомерным постам свести в таблицу:
1)В скобках указать вверх или вниз от перехода Привести сведения о всех гидрологических изысканиях прежних лет, связанных с постройкой гидротехнических сооружений или другими работами на данной реке в районе мостового перехода. 3.3. Климатическая характеристика Дать общую характеристику климата в районе проектируемого мостового перехода с описанием по временам года. Указать зону по дорожно-климатической классификации. Привести амплитуды колебания температур, даты первого и последнего мороза, слой, интенсивность и распределение осадков по сезонам, характеристика снежного покрова, наибольшая глубина промерзания почв, характеристика и продолжительность гололеда, ветровой режим. Составить таблицы по следующим показателям: толщина снежного покрова по месяцам и декадам, даты появления и схода снегового покрова; температура воздуха среднемесячная, абсолютный минимум и максимум температур; осадки по месяцам и среднегодовое количество; скорости и направление ветра по месяцам; глубина и длительность промерзания почвы. Розы ветров по данным ближайшей к мостовому переходу метеорологической станции привести в приложении на схеме района мостового перехода. 3.4. Водный режим Указать генезис и внутригодовое распределение стока. Описать особенности формирования и дать подробную характеристику паводкового периода (ранние, средние и поздние даты начала и окончания, интенсивность и продолжительность подъема и спада, амплитуда колебаний уровней, с указанием по всем характеристикам конкретных дат). Если мостовой переход находится в зоне подпора другой рекой, то привести аналогичные данные для этой реки. Указать расчетные для мостового перехода условия. Если гидротехнические сооружения, расположенные выше или ниже створа мостового перехода, меняют водный режим водотока в районе перехода, то привести подробную количественную характеристику этих изменений. Указать время прохождения и характеристику много- и маловодных периодов. Дать характеристику летне-осенних паводков, летне-осенние уровни, время наступления и продолжительность стояния наинизших уровней. Привести уклоны водной поверхности и скорости течения в районе проектируемого перехода при паводковых и меженных уровнях. Описать влияние на режим реки подпорных и сгонно-нагонных явлений и водохозяйственной деятельности. 3.5. Ледовый режим Указать ранние, средние и поздние сроки наступления ледостава, появление заберегов, донного льда, продолжительность и интенсивность шуги, осеннего ледохода и их характеристику; наличие заторов, места и причины их образования, подъем и продолжительность стояния заторных уровней. Дать характеристику ледяного покрова. Указать незамерзающие участки реки и наибольшую толщину льда в районе перехода, возможность образования наледей, характеристику уровней в зимний период. Привести ранние, средние и поздние сроки вскрытия реки, время прохождения ледохода относительно пика весеннего паводка. Дать характеристику первой подвижки льда и весеннего ледохода: его продолжительность, размеры плывущих льдин и их траектории, наличие ледяных заторов, причины их образования и местоположение, продолжительность стояния и подъем заторных уровней. 3.6. Природные русловые деформации Описать характер руслового процесса на участке реки в районе перехода, указать наличие осередков, побочней, гряд, плесов и перекатов, а так же конфигурацию и высоту берегов русла. Оценить интенсивность русловых переформирований: смещение русловых образований, деформаций берегов, с указанием конкретных изменений за установленные сроки. Указать изменения отметок дна на плесах и перекатах в паводковый и меженный период. Привести данные о влиянии на русловой процесс имеющихся гидротехнических сооружений и водохозяйственной деятельности. При наличии в русле реки или на пойме в границах разлива при РУВВ карьеров строительных материалов дать их размеры в плане и по глубине (по возможности за разные годы), а также перспективные, проектные размеры. В случае расположения мостового перехода в зоне влияния гидротехнических сооружений привести данные, о влиянии последних на изменение характера и темпов естественных деформаций русла в районе проектируемого мостового перехода. Для судоходных рек указать изменение фарватера за определенные сроки, имеющиеся препятствия судоходству и данные о дноуглубительных работах. Совмещенные лоцманские карты за разные годы, план участка реки с указанием мест деформаций берегов, русла и совмещенные поперечные профили размываемых мест дать в приложении. 3.7. Сведения о существующих мостах При наличии не реке существующих мостов с отверстиями, соизмеримыми с отверстием проектируемого моста приводят следующие данные: 1. Местоположение по отношению к проектируемому переходу. 2. Площадь бассейна, ограниченная створом сооружения. 3. Живое сечение подмостового русла, желательно с совмещенными профилями дна, по промерам за ряд лет. 4. Геологолитологический разрез. 5. Схема моста с данными о глубинах заложения опор, типе основания, подмостовых габаритах, величине пролетов, форме и размерах регуляционных сооружений. 6. Год постройки, материал опор и пролетных строений, габарит, расчетная нагрузка. 7. Затопляемость подходов, высота и грунт насыпи, крутизна откосов, тип укреплений. 8. Данные о расчетных уровнях, расходах, скоростях течения с описанием работы переходов при пропуске паводков и указанием имевших место размывов, подмывов я разрушений. 9. Заключение о достаточности водопропускной способности перехода. 4.1. Расчетные расходы, уровни и гидрологические характеристики Определение расчетных расходов и уровней производят согласно "Указаний по определению расчетных гидрологических характеристик" СН 435-72 и [6, 7, 8]. Если на данной реке или реке аналоге есть водомерный пост, на котором измеряют расходы воды, то расчетный расход определяют методом статической обработки ряда максимальных расходов. При этом необходимо указать способы удлинения ряда, экстраполяции до расчетной вероятности превышения и переноса расходов в створ проектируемого перехода и параметры ряда максимальных расходов: число лет наблюдений (n), средняя величина максимальных расходов (Qср), коэффициент вариации (CV), коэффициент ассиметрии (СS) и расходы расчетной и 10%-й вероятности превышения. Клетчатки вероятностей и кривые связи привести в приложении. При отсутствии или недостаточности данных гидрометрических наблюдений привести расчетную формулу и значения всех входящих в нее параметров. Если есть ряд уровней, то расчетное значение обычно находят с помощью клетчатки нормального распределения с равномерной вертикальной шкалой, которую приводят в приложении. Проанализировать данные об УВВ по актам опроса старожилов и по следам на местности. Привести значения и обоснование уклонов, по которым уровни переносились е створ перехода или расчетного морфоствора. Расчетные и установленные уровни и уклоны нанести на продольный профиль реки, который дать в приложении (оформление ст. Наставление НИМП-72, с. 61). Расчеты морфостворов (без обращения к ЭВМ) сводят в таблицу по характерным участкам
При расчете морфостворов по программе на ЭВМ привести лишь распределение расходов по характерным участкам пойм и русла при расчетном уровне. Продольный профиль морфоствора дать в приложении (оформление ст. Наставление НИМП-72 с. 64). Указать данные, на основании которых построены кривые зависимостей Q = f(H), ω = f(H), i = f(H), n = f(H), и v = f(H) для главного русла и всего потока. Кривые указанных зависимостей дать в приложении. Расчетный уровень ледохода, наинизшие летние и зимние уровни, а также максимальную толщину льда расчетной обеспеченности при наличии данных наблюдений находят с помощью клетчатой вероятностей, которые приводят в приложении. Для проектирования организации строительных работ определить рабочие уровни 10%-й обеспеченности за каждый месяц, которые вместе с максимально наблюдаемыми уровнями за каждый месяц нанести на график в п, приводимый риложении. 4.2. Расчетный судоходный уровень Расчетный судоходный уровень до выхода нового ГОСТа определяет, на основании "Норм проектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основные требования к расположению мостов" (НСП 103-52) или по методу Г. А. Федотова1). 1)Автомобильные дороги, 1971, № 12, с. 16 - 17. Расчет судоходного уровня дать подробно с указанием расчетных формул и значений всех параметров. 4.3. Расчетные характеристики ветра Расчетную скорость ветра определяют путем статистической обработки максимальной скорости ветра по 8 направлениям за паводковый период по ряду наблюдений ближайшей метеостанции. Расчеты выполняют в соответствии со СНиП II-57-75. Расчетные величины скорости ветра 1%-й обеспеченности привести в табличной форме
В приложении на схематическом плане участка проектируемого мостового перехода показать розу ветров за паводочный период, обычно с масштабом повторяемости направлений ветра в 1 см - 10%. 5. РАСЧЕТ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА Расчет мостового перехода выполняют с применением ЭВМ (особенно в сложных случаях проектирования и на судоходных реках) или методом расчета без обращения к ЭВМ. В зависимости от принятого метода расчета определяется форма представления материалов. 5.1. Отверстие моста При расчете отверстия моста с использованием ЭВМ по программе РУР-1 [3, 4] привести необходимые для расчета исходные данные и результаты расчета уширения русла после размыва, по которому назначают отверстие моста. При расчете методом без обращения к ЭВМ [2] полностью привести расчетные формулы и значения всех параметров. В любом случае дать обоснование принятого отверстия моста, а также рекомендации по разбивке на пролеты (из условия беззаторного пропуска ледохода и других условий) с указанием для судоходных рек подмостовых габаритов, положения фарватера и его изменчивость. 5.2. Регуляционные сооружения Струенаправляющие дамбы и другие регуляционные сооружения рекомендуется рассчитывать согласно § 64 НИМП-72 или § 6.2 [1], при этом полностью привести расчет. При корректировке дамб по местным условиям дать необходимые обоснования. Координаты дамб свести в таблицу. 5.3. Общий размыв При расчете общего размыва с использованием ЭВМ по программе Гидрам-3 [3, 4] привести необходимые для расчета исходные данные и цифровые результаты расчета. Графические данные расчета (кривые свободной поверхности, продольные профили размытого дна и график данных, необходимых для прогноза условий судоходства) дать в приложении. При расчете общего размыва без обращения к ЭВМ [2] привести расчетные формулы и значения всех параметров. При наличии в зоне влияния проектируемого мостового перехода других гидротехнических сооружений и коммуникаций дать данные об общем размыве у этих сооружений, который может развиваться вследствие постройки мостового перехода. Данные берут с продольного профиля размытого дна, поэтому расчет размывов в этих случаях целесообразно вести с применением ЭВМ. 5.4. Местный размыв Расчет местного размыва производят по "Техническим указаниям" ВСН 62-69 и "Методическим рекомендациям" [10], одобренным Минтрансстроем СССР. Необходимо привести исходные данные и результаты расчетов. При значительном расхождении результатов расчетов дать обоснование принятой к расчету глубины местного размыва. 5.5. Характерные подпоры При расчете общего размыва на ЭВМ по программе Гидрам-3 одновременно получают отметки свободной поверхности воды и нет необходимости в дополнительных расчетах. При расчете по методике без обращения к ЭВМ характерные подпоры вычисляют согласно [2]. Полностью привести расчетные формулы и значения всех параметров. При расчете методом последовательных приближений дать только окончательный результат. 5.6. Высота набега волны Расчетную высоту волны и высоту наката волны на откос определяют в соответствии со СНиП II-57-75. Входящие в расчет параметры должны быть обоснованы. При недостаточности исходных данных и для грубой проверки расчетную высоту воды можно принимать равной 20% от глубины воды на пойме. Привести расчетные формулы, исходные данные (принятые параметры) и результаты расчетов. 5.7. Минимальные отметки бровок подходов и регуляционные сооружений Минимальные отметки подходов и регуляционные сооружений определяют с учетом расчетного уровня воды в створе мостового перехода, высоты набега волны на откос, подпора у насыпи и конструктивного запаса. Конструктивный запас определяют по СНиП II-Д.5-72 (п. 5.9). При значительном протяжении подходов подпор у насыпи необходимо определять дифференцированно - построением кривой свободной поверхности у верхового откоса насыпи [2]. 5.8. Обоснование и назначение укреплений При расчетах и назначении укреплений насыпей подходов и регуляционных сооружений следует руководствоваться: СН 449-72, "Земляное полотно автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Типовые конструкции. - Союздорпроект. Серия 5.503-32. М.: 1975 и "Альбом конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог". - Мосгипротранс, М.: 1970 Устойчивость откоса насыпи на волновые воздействия обязательно проверяют расчетом. Расчет работы плитного укрепления совместно с грунтовым основанием следует выполнять по методике И.А. Ярославцева [2]. ЛИТЕРАТУРА1. Перечень необходимых согласований, выполняемых при производстве изысканий и разработке проектной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов. - М.: Минавтодор РСФСР, 1979. 2. Методические рекомендации по гидравлическим и русловым расчетам мостовых переходов - М.: Гипродорнии. Минавтодор РСФСР, 1980. 3. Программы расчета мостовых переходов ГИДРАМ-3 и РУР-1 -М.: Гипротрансмост, 1976. 4. Федотов Г.А. Расчет мостовых переходов с применением ЭВМ. - М.: Транспорт, 1977. 5. Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог. - М.: Союздорпроект, 1974. 6. Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки. (НИМП-72) - М.: Транспорт, 1972. 7. Андреев О.В. Проектирование мостовых переходов. - М.: Транспорт, 1980. 8. Перевозников Б.Ф. Расчеты максимального стока при проектировании дорожных сооружений. - М.: Транспорт, 1975. 9. Руководство по составу инженерно-гидрометеорологических изысканий и расчетов при проектировании водопропускных сооружений автомобильных дорог. - М.: Гипродорнии, 1979. 10. Методические рекомендации по расчету местного размыва у опор мостов - М.: Союздорнии, 1981. 11. СНиП II-9-78. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. 12. СНиП II-57-75. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения. 13. СНиП III-40-78. Автомобильные дороги. 14. СНиП III-43-75. Мосты и трубы. 15. CТП 5.01.03-80. Порядок выдачи заданий смежным подразделениям по проектированию дорожно-мостовых объектов. 16. СТП 7.00.01-80. Полевой контроль производства изыскательских работ. 17. СТП 7.00.03-80. Правила приемки и оценки материалов изысканий. 18. СНиП II-Д.5-72. Автомобильные дороги общей сети. Нормы проектирования. 19. Указания по определению расчетных гидрологических характеристик. СН 435-72-Л.: Гидрометеоиздат, 1972. 20. Методические рекомендации по расчету максимального дождевого стока и его регулированию. - М.: Союздорпроект, 1980. |
|