|
|
Федеральная служба
Утверждены ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ И ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ СУДНА И (ИЛИ) ИНОГО ПЛАВСРЕДСТВА НП-079-06 Введены в действие Содержание Москва 2006 Настоящий нормативный документ "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства. Подготовка и осуществление планов мероприятий по защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, предоставление помощи эксплуатирующей организацией, портом, другими плавсредствами представляет пятый уровень системы организационных и технических мер глубокоэшелонированной защиты при эксплуатации ядерной установки судна и иного плавсредства. В документе используются термины и определения, применяемые в законодательных актах и нормативных документах в области использования атомной энергии. Выпускается впервые*. *Настоящий нормативный документ разработан авторским коллективом в составе: Макаров В.И. (РНЦ "Курчатовский институт"), Алешин М.В., Артеменко А.И., Плужников И.М. (Ростехнадзор), Белов А.П., Шемпелев В.П., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ). Документ разработан на основании международных конвенций "Об оперативном оповещении о ядерной аварии", "О помощи в случае ядерной или радиационной ситуации", Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Федерального закона "О радиационной безопасности населения", постановлений Правительства Российской Федерации "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России", а также Правил по радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными установками и радиационными источниками. При разработке документа рассмотрены и учтены замечания и предложения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта России, Российского Морского Регистра судоходства, РНЦ "Курчатовский институт", Северо-Европейского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУП "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова", ОАО ЦКБ "Айсберг", ОАО "Мурманское морское пароходство". Нормативный документ прошел правовую экспертизу в Минюсте России (письмо Минюста России от 12 февраля 2007 г. № 01/1115-АБ). 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Настоящий нормативный документ "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий по действиям и обеспечению защиты работников (персонала) в случае возникновения радиационных аварий и выхода ионизирующего излучения и (или) радиоактивных веществ за физические барьеры безопасности при эксплуатации ядерной установки судна в море и (или) в порту. 1.2. Настоящие Правила устанавливают требования: ■ к порядку разработки Планов мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, их согласования и утверждения; ■ к организационно-техническим мероприятиям, проводимым работниками (персоналом) судна (далее - работники), эксплуатирующей организацией по поддержанию постоянной готовности к выполнению Планов мероприятий по действиям и защите работников при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства (далее - судно) при нахождении судна в море и (или) в порту (далее - судовой План мероприятий в море и (или) судовой План мероприятий в порту - судовые Планы мероприятий); ■ к обновлению и пересмотру судовых Планов мероприятий. 1.3. Настоящие Правила распространяются на планирование мероприятий по действиям и защите работников при радиационных авариях органами управления использованием атомной энергии, эксплуатирующими организациями, работниками судов с ядерными установками, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, а также людьми, временно находящимися на судне. 1.4. Настоящие Правила распространяются на эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ядерные установки судов и (или) иных плавсредств, в том числе плавучие энергоблоки с ядерными энергетическими установками. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Эксплуатирующая организация планирует и обеспечивает готовность к действиям и защите работников при радиационных авариях на ядерных установках судов. Готовность к действиям работников при возникновении радиационных аварий должна быть составной частью действующей в эксплуатирующей организации системы управления безопасностью. 2.2. В целях обеспечения готовности к защите работников при радиационных авариях на ядерной установке судна эксплуатирующая организация должна разработать типовые судовые Планы мероприятий в море и (или) в порту для руководства ими работниками судов при составлении судовых Планов мероприятий на каждом конкретном судне с учетом специфики ядерных установок судна. 2.3. На каждом судне, с учетом его специфики, разрабатываются судовые Планы мероприятий на основе типовых Планов мероприятий, согласовываются с эксплуатирующей организацией и утверждаются капитаном судна. 2.4. Для определения единых общих организационных и технических подходов к разработке судовых Планов мероприятий и подготовке работников судов к действиям в радиационно опасных условиях эксплуатирующая организация, с привлечением при необходимости других организаций, должна разработать руководство по борьбе за живучесть судна при проектных и запроектных авариях. 2.5. Руководство по борьбе за живучесть судна при проектных и запроектных авариях должно определять: ■ основные направления ведения борьбы за живучесть ядерной установки и судна в целом в условиях радиационной аварии; ■ методы оповещения о радиационной аварии на судне и внешних организаций; ■ способы приведения ядерной установки в безопасное состояние; ■ направления деятельности работников по локализации радиационных аварий; ■ способы ведения борьбы за живучесть судна в условиях радиационных аварий с соблюдением приоритета мер безопасности работников; ■ методы восстановления физических барьеров безопасности и работоспособности ядерной установки. 2.6. Руководящий персонал судна и начальники служб судна выполняют функции координирующего органа объектового уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объектовой комиссии, планирования и управления действиями работников судна по предупреждению, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при радиационных авариях на ядерной установке. 2.7. При разработке судовых Планов мероприятий должны учитываться результаты анализа проектных и запроектных аварий ядерной установки, оценки вероятных путей их протекания, анализа последствий радиационных аварий, в том числе результаты, характеризующие наихудшие радиационные последствия, полученные при проектировании и по опыту эксплуатации ядерных установок. 2.8. Для каждого судна при нахождении его в море и (или) в порту должны быть разработаны: ■ судовые Планы мероприятий; ■ инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях; ■ судовые расписания по сигналу тревоги "Радиационная опасность"; ■ схемы оповещения о радиационной аварии. 2.9. В судовых Планах мероприятий должны устанавливаться первоочередные действия, а также общие мероприятия, выполняемые всеми работниками судна при возникновении нарушений в эксплуатации ядерной установки, создающих радиационную опасность. Форма судовых Планов мероприятий определяется эксплуатирующей организацией. 2.10. В эксплуатирующей организации и на судах должны быть определены распорядительными документами должностные лица, ответственные за общее и непосредственное руководство проведением мероприятий по планированию и обеспечению готовности к действиям и защите работников при радиационных авариях на ядерной установке, их конкретные обязанности и порядок замещения этих должностных лиц. 2.11. Эксплуатирующая организация, в пределах своей компетенции, разрабатывает положение о порядке подбора, подготовки, допуска к работе, аттестации, переподготовки, повышения и поддержания квалификации работников судов, определяющее организацию функционирования системы комплектования экипажей судов и поддержания квалификации членов их экипажей на требуемом уровне. 2.12. Эксплуатирующая организация должна поддерживать укомплектованность экипажа судна, в реакторные установки которого загружено ядерное топливо, обеспечивающую выполнение всех действий по защите работников и выполнение судовых Планов мероприятий. 2.13. Для отработки действий работников в условиях радиационных аварий эксплуатирующая организация должна разрабатывать программы и методики подготовки, проведения тренировок и учений на ядерных установках судов, контролировать качество их выполнения. Периодичность тренировок и учений (плановых и внезапных) должна обеспечивать поддержание готовности работников к действиям при радиационных авариях на установленном уровне. 2.14. Руководители тренировок и учений по отработке практических действий работников в условиях радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту индивидуально и (или) во взаимодействии с работниками порта, должны регистрировать проведение мероприятий с указанием достигнутых результатов в соответствующих документах. 2.15. Для выполнения судовых Планов мероприятий должностными лицами судна необходимо обеспечить: ■ изучение и выполнение работниками возложенных на них обязанностей; ■ размещение в установленных местах средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий; ■ исправность основных и дублирующих технических средств систем (элементов), важных для безопасности ядерной установки и систем связи; ■ учет всех людей, находящихся на судне; ■ определение помещений для работников, подвергшихся радиационному воздействию; ■ прогнозирование возможного повышенного облучения работников, обслуживающих ядерную установку, которые могут быть привлечены к выполнению аварийных работ. 2.16. Судовой План мероприятий в порту должен быть согласован с Планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории (далее - Портовый аварийный план), в части оповещения об аварии, периодичности предоставления последующей информации о состоянии ядерной установки и судна, координации действий при реализации совместных мероприятий по ликвидации радиационных аварий. Состояние ядерной установки судна в порту должно соответствовать требованиям документа, определяющего правила радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными установками и радиационными источниками. 2.17. Для оказания помощи и оперативного принятия мер по ликвидации радиационных аварий и их последствий на ядерной установке судна должны привлекаться силы и средства (при необходимости): ■ эксплуатирующей организации; ■ организации морской спасательной службы Федерального агентства морского и речного транспорта; ■ профессиональные аварийно-спасательные формирования Росатома в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации (локализации) радиационных аварий на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства. 2.18. Капитану судна с аварийной ядерной установкой должна быть предоставлена эксплуатирующей организацией информация о направлении на судно аварийно-спасательных формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств доставки. 2.19. Руководители аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, прибывшие на судно с аварийной ядерной установкой, участвуют в ликвидации радиационной аварии и ее последствий, координируя свои действия с капитаном судна в соответствии с документом, определяющим взаимодействие с организациями, предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮСудовые Планы мероприятий должны основываться на исходных данных, характеризующих готовность судна и ядерной установки к обеспечению безопасной работы технических средств и содержать разделы: ■ исходные данные; ■ мероприятия и действия по защите работников при радиационных авариях на ядерной установке судна в море; ■ особенности судового Плана мероприятий в порту. 3.1. Исходные данные3.1.1. В качестве исходных данных должна использоваться информация, определяющая: ■ укомплектованность экипажа судна работниками, обслуживающими ядерную установку и имеющими разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; ■ техническое состояние систем (элементов) ядерной установки нормальной эксплуатации и систем (элементов) безопасности, состояние запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствие анализов рабочих сред контуров ядерной установки требованиям эксплуатационных документов; ■ результаты проведенных плановых осмотров и ремонтов систем (элементов) ядерной установки, включая физические барьеры безопасности; ■ результаты комплексной и функциональной проверок систем (элементов) ядерной установки и устранения выявленных нарушений; ■ обеспеченность непрерывного контроля и регистрации параметров и условий работы ядерной установки в соответствии с требованиями эксплуатационных документов; ■ время прибытия на рабочие места работников по сигналу тревоги "Радиационная опасность"; ■ данные о системе радиационного контроля судна, в том числе: - об аппаратурном обеспечении измерений концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма и нейтронных излучений согласно судовой картограмме; - о возможностях индивидуального дозиметрического контроля в нормальных и аварийных режимах работы ядерной установки. 3.1.2. В эксплуатационные документы должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе: ■ о радиационной обстановке в помещениях контролируемой и наблюдаемой зон; ■ о выполненных измерениях при нормальных условиях эксплуатации ядерной установки, результатах расчетных оценок при проектных и запроектных авариях; ■ о результатах прогноза последствий проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными последствиями; ■ о сценариях, рассмотренных в проекте ядерной установки, радиационных аварий и по опыту эксплуатации ядерных установок с указанием: - расчетного количества поступающих радионуклидов; - длительности поступления радиоактивных веществ; - расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений; - оценки индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения работников; - оценки количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь; ■ об оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории судна в зависимости от погодных условий. 3.2. Мероприятия и действия по защите работников при радиационной аварии на ядерной установке судна в мореРаздел должен содержать организационно-технические мероприятия и действия по защите работников при радиационной аварии на ядерной установке, порядок действий при выполнении работ в условиях радиационной аварии и состоять из приведенных ниже подразделов, в которых необходимо представлять информацию по следующим направлениям. 3.2.1. Идентификация аварийного состояния ядерной установки судна. Необходимо представлять: ■ порядок идентификации работниками ходовой вахты аварийного состояния ядерной установки и возможных радиационных последствий; ■ схему докладов работников о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации ядерной установки; ■ действия по восстановлению нормальной эксплуатации ядерной установки, определению возможных причин, характера и места радиационной аварии; ■ условия, при которых реакторная установка немедленно переводится в подкритическое состояние. 3.2.2. Условия подачи на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность". Должны быть указаны: ■ значения превышений пределов уровней радиации в помещениях и контурах ядерной установки, при достижении которых принимается решение об объявлении на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность"; ■ нарушения пределов и (или) условий безопасной эксплуатации ядерной установки, при возникновении которых реакторная установка должна быть переведена в подкритическое состояние и режим расхолаживания; ■ перечень должностных лиц судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность". 3.2.3. Оповещение о радиационной аварии на ядерной установке судна. Должны быть приведены: ■ порядок оповещения работников судна; ■ списки должностных лиц, принимающих решение об оповещении внешних организаций, и лиц, ответственных за оповещение и его контроль выполнения; ■ список оповещаемых организаций и схема их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи, по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения о приеме переданных сообщений; ■ данные об осуществлении средствами связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой связи с судном; ■ данные о поднимаемых на судне международных сигналах о радиационной аварии. Информация, представляемая в сообщении о радиационной аварии на ядерной установке судна, должна быть достаточной для оценки состояния ядерной установки и судна и количества пострадавших (при их наличии). 3.2.4. Обеспечение безопасности судна. Необходимо указывать: ■ способы оценки безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ядерной установке; ■ условия, при которых необходимо продолжение работы аварийной ядерной установки в целях обеспечения безопасности судна в зависимости от конкретной ситуации; ■ способы оценки сохранения управляемости судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива; ■ способы оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности работников. 3.2.5. Перевод ядерной установки в безопасное состояние. Необходимо описывать: ■ аварийные ситуации, предельные значения параметров, при которых реактор переводится в подкритическое состояние немедленно, с докладом в главный командный пункт; ■ действия по переводу ядерной установки в режим расхолаживания (аварийного расхолаживания при необходимости) из центрального поста управления и (или) поста аварийного расхолаживания; ■ действия, выполняемые работниками, при нарушении алгоритма автоматического переключения технических средств перевода ядерной установки в режим расхолаживания (аварийного расхолаживания), варианты обеспечения теплоотвода от активной зоны реактора; ■ способы определения подкритичности реактора при заклинивании части органов компенсации реактивности в промежуточных положениях по высоте активной зоны; ■ способы опускания органов компенсации реактивности в нижние положения и удержания реактора в подкритическом состоянии; ■ способы поддержания запаса подпиточной (проливочной) воды. 3.2.6. Локализация радиационной аварии. Необходимо указывать способы оценки состояния физических барьеров безопасности, в том числе: ■ прямые и косвенные способы оценки состояния физических барьеров безопасности; ■ способы обнаружения нарушений физических барьеров безопасности и их локализации; ■ способы оценки состояния технических средств сохранения и поддержания эффективности физических барьеров безопасности. 3.2.7. Обеспечение радиационной безопасности работников судна. Необходимо описывать: ■ организацию и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки на судне; ■ порядок установления загрязненных помещений и количества находящихся в них работников, поддержания их жизнедеятельности и эвакуации; ■ организацию планирования, (в соответствии с действующим законодательством), повышенного облучения работников, занятых выполнением мероприятий по ликвидации радиационной аварии; ■ порядок применения препаратов индивидуальных противорадиационных аптечек; ■ порядок сбора, определения экипировки и подготовки работников аварийной партии и групп для общей и радиационной разведки и выполнения аварийных работ в зоне радиационной аварии; ■ организацию эвакуации и определения маршрутов вывода работников из зоны радиационной аварии; ■ организацию радиационного обследования работников, эвакуированных из зоны радиационной аварии; ■ порядок контроля и учета индивидуальных доз облучения работников, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии; ■ порядок использования средств индивидуальной защиты и личной гигиены; ■ контроль загрязнения средств индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны радиационной аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды и безопасного временного хранения; ■ оценку экспресс-методами количества радионуклидов, поступивших внутрь организма работников, подвергшихся радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела; ■ организацию проведения санитарной обработки работников, места и порядок ее проведения, организацию специальной обработки при нарушениях целостности кожи и слизистых оболочек, развертывания дополнительных санпропускников (при необходимости). 3.2.8. Разведка радиационной и общей обстановки в зоне аварии. Необходимо указывать: ■ состав групп разведки радиационной и общей обстановки, их оснащение; ■ порядок инструктажа, постановки задач по спасению работников, осмотра фактического состояния систем (элементов) реакторной установки, подготовки и ввода в действие систем (элементов) реакторной установки, замеров параметров радиационной обстановки, а также порядок входа в зону радиационной аварии для выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны радиационной аварии; ■ организацию формирования из аварийной партии спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и санитарной партии (группы) для оказания медицинской помощи работникам, эвакуированным из зоны радиационной аварии; ■ порядок санитарной обработки и дезактивации выведенных из зон радиационной аварии работников и членов спасательных групп; порядок обработки и обобщения результатов осмотра зоны радиационной аварии, ■ фактических замеров характеристик радиационной обстановки в зоне радиационной аварии, полученных группами разведки радиационной и общей обстановки для представления информации на главный командный пункт. 3.2.9. Медицинская помощь пострадавшим. Должны быть указаны: ■ места расположения медицинских постов оказания помощи; ■ комплектация пунктов медицинской помощи имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими противорадиационными препаратами; ■ порядок проведения йодной профилактики и применения противорадиационных препаратов; ■ порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их сортировки; ■ порядок эвакуации пострадавших (при их наличии); ■ порядок экстренной госпитализации работников, получивших индивидуальную дозу облучения свыше 1 3в; ■ порядок направления на медицинское освидетельствование работников, получивших индивидуальную дозу облучения, превышающую в 5 раз предел дозы, установленной нормами радиационной безопасности; ■ порядок предоставления информации о результатах медицинского обследования работников судна и оказания экстренной медицинской помощи руководству эксплуатирующей организации, а также руководителям организаций (при необходимости), с которыми осуществляется взаимодействие при проведении аварийных работ; ■ организация и проведение проверок продуктов питания и питьевой воды. 3.2.10. Оценка состояния аварийной ядерной установки. Должны быть описаны способы оценки технического состояния аварийной ядерной установки после перевода ее в безопасное состояние с учетом: ■ уточненных данных о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне радиационной аварии; ■ технического состояния систем (элементов) ядерной установки, в том числе: физических барьеров безопасности; систем (элементов) ядерной установки, важных для безопасности (управляющих, защитных, локализующих и обеспечивающих); анализа состояния запасов технологических сред. Необходимо представлять оценку возможности: ■ проведения частичной дезактивации помещений и оборудования для периодического обслуживания систем (элементов) ядерной установки; ■ эксплуатации систем (элементов) ядерной установки после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения уровней мощности работы ядерной установки. 3.3. Особенности судового Плана мероприятий в порту 3.3.1. В судовом Плане мероприятий в порту должны быть учтены требования, определяемые администрацией порта, к организации оповещения об аварии на ядерной установке судна, взаимодействия с аварийной партией порта, а также буксировки судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с аварийной ядерной установкой, привлечение организаций и ведомств к ликвидации радиационных аварий осуществляется в соответствии с Портовым аварийным планом. 3.3.2. Требования судового Плана мероприятий в порту к действиям по защите работников судна и ликвидации радиационных аварий на ядерной установке аналогичны требованиям к действиям, выполняемым на аварийной ядерной установке при нахождении судна в море и приведенным в пп. 3.2.1-3.2.11. 3.3.3. Судовой План мероприятий в порту должен определять: ■ порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором; прямой линии связи с администрацией порта; применение радиотелефонных средств); ■ постоянное нахождение на борту капитана судна или лица, его замещающего, и установленного количества работников для проведения аварийных мероприятий в случае радиационной аварии; ■ готовность к обеспечению буксировки и маршрут следования судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную стоянку, а также перечень плавсредств, которые могут осуществить такую буксировку; ■ состав аварийных партий, места их сбора и оснащение; ■ оценку радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта, установление радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; ■ маршруты эвакуации работников судна, не участвующих в противоаварийных мероприятиях; ■ мероприятия по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи работникам судна и работникам порта, подвергшимся радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке; ■ порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега; ■ предоставление информации о любом пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара (при его возникновении); ■ охрану судна (с учетом местных условий), исключающую возможность бесконтрольного доступа на судно посторонних лиц, портовой или другой местной охраной (при необходимости); ■ определение технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий. 3.3.4. Схема оповещения администрации порта о радиационной аварии, разработанная на судне, должна быть согласована с администрацией порта. 3.3.5. События, действия работников и распоряжения при радиационной аварии на ядерной установке судна следует регистрировать в вахтенных журналах, как в центральном посту управления, так и на главном командном пункте судна установленными техническими средствами регистрации. 3.3.6. До начала расследования аварии специальной комиссией капитан судна должен утвердить технический акт об аварии. 3.3.7. С целью классификации радиационной аварии на ядерной установке судна, выработки рекомендаций по ликвидации ее последствий должна быть выполнена окончательная идентификация аварии комиссией, назначенной органом управления использованием атомной энергии по принадлежности судна и Федеральным агентством по атомной энергии, в определенные ими сроки, с уведомлением органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 4. ОБНОВЛЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР СУДОВЫХ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ4.1. На судне с ядерной установкой должно быть определено должностное лицо, ответственное за обновление и пересмотр судовых Планов мероприятий и обеспечение их постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу работников судна. 4.2. Судовые Планы мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Их необходимо пересматривать при введении нормативных документов, вносящих изменения в аварийное планирование федерального и ведомственного уровней и эксплуатирующей организации, практику использования судна с ядерной установкой, изменения в системе оповещения, технического состояния и характеристик судна, повышения опыта работников, фамилий должностных лиц. 4.3. Часто меняющуюся информацию судовых Планов мероприятий (персональный состав, номера телефонов и др.) необходимо обновлять с установленной периодичностью. 4.4. Эксплуатирующая организация контролирует регулярность обновления и пересмотра судовых Планов мероприятий. 4.5. При проведении работ по подготовке к выводу из эксплуатации ядерной установки судна судовые Планы мероприятий составляются и утверждаются до приведения ядерной установки в ядерно- и радиационно безопасное состояние. |
|