|
|
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЕКОМЕНДАЦИИ Москва,
СОДЕРЖАНИЕ Рекомендации по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих аварийно-ремонтной службы, занятых обслуживанием общих коммуникаций и технических устройств, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. Рекомендации разработаны Центром муниципальной экономики и права и предназначены для АРС, имеющих статус юридического лица независимо от формы собственности, а также для подразделений, входящих в состав организаций, занятых содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Рекомендации по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства (далее «Рекомендации») предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих аварийно-ремонтной службы (далее - «АРС»), занятых обслуживанием общих коммуникаций и технических устройств (внутридомовое оборудование и сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения), относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. 1.2. Рекомендации предназначены для АРС, имеющих статус юридического лица независимо от формы собственности, а также для подразделений, входящих в состав организаций, занятых содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. 1.3. Понятия, используемые в данных Рекомендациях: Нормативы численности - оптимальная численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава АРС, необходимая для выполнения определенного объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Общее имущество многоквартирного дома - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Общая площадь многоквартирных домов - суммарная площадь, которая состоит из площади квартир, площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Аварийное обслуживание - комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей внутридомового оборудования и сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей. Диспетчерское обслуживание - комплекс операций по приему, регистрации, учету заявок потребителей на оказание аварийно-диспетчерского обслуживания и контролю за их исполнением. 1.4. Рекомендации являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязательных к применению региональных и муниципальных нормативно-методических документов. 1.5. Нормативами численности в Рекомендациях по функции «Техническое руководство» предусмотрен круглосуточный режим работы. Нормативы численности по функции «Общее руководство» учитывают работу в одну смену. Нормативы численности работников по функции «Диспетчерское обслуживание» определяется с учетом режима работы данной службы. Нормативы численности рабочих установлены в смену. Нормативная численность данных категорий определяется с учетом количества смен. Нормативами предусмотрена численность работников при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность 1 смены составляет 8 часов. 1.6. Нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих по функциям управления - списочная численность; для рабочих - явочная численность. Для определения списочной численности рабочих необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д. Пример расчета коэффициента невыходов приведен в Приложении 1. 1.7. Числовые значения факторов, указанных в таблицах нормативах численности, определяются из расчета среднегодовых показателей. 1.8. Пределы числовых показателей, в которых указано «до», следует понимать «включительно». 1.9. Нормативную численность рекомендуется определять в пределах интервала методом интерполяции. В случае, если числовые значения значительно превышают предельные интервалы, нормативную численность следует определять методом экстраполяции. 1.10. В пределах диапазона изменение числового значения нормообразующего фактора «нормативная численность работников» округляется с точностью до 0,5. 1.11. Распределение численности работников по подразделениям и участкам производится руководителем предприятия с учетом производственной необходимости, с обеспечением их рациональной загрузки. Одновременно в каждом отдельном случае решается вопрос о выполнении работниками дополнительных функций с учетом экономической целесообразности и обеспечения качества работ. Рекомендуемое распределение численности рабочих АРС по профессиям представлено в Приложении 2. 1.12. Наименования профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). При внесении изменений в ОКПДТР наименования профессий и должностей, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться. 1.13. Перечень районов температурных зон по Российской Федерации, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Районам Крайнего Севера приведены в Приложении 3, 4. 1.14. Пример расчета нормативной численности работников аварийно-ремонтной службы приведен в Приложении 5. 1.15. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении и применении на местах иной организации труда рекомендуется разрабатывать местные нормы труда. Перечень нормативных материалов, которые могут быть использованы для нормирования труда рабочих, имеющихся в аварийно-ремонтной службе, но не вошедших в сборник приведен в Приложении 6. 1.16. Рекомендации позволяют установить оптимальную структуру АРС, произвести рациональную расстановку кадров; обосновать расходы на оплату труда. 1.17. Порядок и условия финансирования работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию определяются собственниками общего имущества многоквартирного дома по соглашению с АРС на основании договоров. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ АВАРИЙНО-РЕМОНТНОЙ СЛУЖБЫ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА2.1. Аварийно-ремонтные службы (АРС) создаются для аварийно-диспетчерского обслуживания общих коммуникаций и технических устройств, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (внутридомовое оборудование и сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения). 2.2. При
организации и производстве аварийно-диспетчерского обслуживания должны
соблюдаться требования, изложенные в «Правилах и нормах технической
эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27
сентября 2.3. При аварийно-диспетчерском обслуживании должны вестись отдельные журналы на выполняемые работы. Рекомендуемая форма ведения записей в журнале представлена в Таблице 1. Таблица 1 Журнал учета заявок населения на устранение аварий и неполадок коммуникаций и технических устройств, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (образец)
2.4. Для обеспечения рациональной работы в АРС должен быть комплект рабочей документации на все объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования, планы подземных коммуникаций, комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений жилых домов. 2.5. Заявки должны рассматриваться АРС в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения аварий и неполадок требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи. 2.6. Персонал аварийно-ремонтной службы и материальная часть должны постоянно находиться в полной готовности, обеспечивающей немедленный выезд бригад к месту аварий в любое время суток. 2.7. В помещении аварийно-ремонтной службы должны быть: схема района, список и адреса организаций, журнал учета аварий, городские телефоны, домашние адреса руководителей хозяйств, их домашние и служебные телефоны. 2.8. Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в таблице 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке. Таблица 2 Предельные сроки устранения неисправностей оборудования многоквартирных домов
Примечание: Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов. 3. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ3.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих аварийно-ремонтной службы по функциям управления3.1.1. «Общее руководство»Примерный состав работ: Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством. Организация и ведение бухгалтерского учета; планирование финансово-хозяйственной деятельности. Организация труда и заработной платы работников предприятия. Правовое обслуживание. Кадровое обеспечение. Материально-техническое снабжение. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда у работников предприятия. Общее делопроизводство. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами производственной санитарии и пожарной безопасности. Примерный перечень наименований должностей: руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер, юрисконсульт, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер по технике безопасности, секретарь, заведующий складом. Таблица 3 Нормативы численности по функции «Общее руководство»
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
3.1.2. «Диспетчерское обслуживание»Примерный состав работ: Непрерывный контроль за работой внутридомового инженерного оборудования и сетей, принятие решений в зависимости от характера аварий и связь с соответствующим подразделением по аварийному обслуживанию. Прием и регистрация заявок населения, выяснение их причин и характера. Учет заявок в специальных журналах и другой технической документации на оперативное устранение неисправностей и повреждений внутридомового инженерного оборудования, организация выполнения заявок. Оперативное решение вопроса о направлении бригад на место аварии. Осуществление связи с рабочими бригадами, находящимися на линии, для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и неполадок и сроками выполнения данных работ, предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших. Прием и сдача дежурства по смене. Проведение ежесуточного осмотра диспетчерской системы (аппаратуры, приборов и линий связи и т.д.) и обеспечение её нормального функционирования. Перечень должностей: старший диспетчер, оператор диспетчерской службы Должность старшего диспетчера в диспетчерских службах может вводиться в случаях, когда наряду с выполнением обязанностей, присущих данной должности, он осуществляет руководство подчиненными диспетчерами. Норматив численности операторов диспетчерской службы: при односменном режиме - 1 человек; при круглосуточном режиме - 4 человека. 3.1.3. «Техническое руководство»Примерный состав работ: Руководство работами по ликвидации аварий и неполадок, обеспечение рациональности использования аварийных бригад. Организация оперативной и четкой работы бригад при локализации и ликвидации аварий и неполадок. Обеспечение бригад оборудованием, механизмами и инструментом, приспособлениями, материалами, запасными частями, технической документацией и средствами защиты. Контроль за правильной эксплуатацией оборудования, механизмов, рациональным расходом материалов, топлива, смазочных материалов, запасных частей. Внедрение передовых методов выполнения ремонтных работ при ликвидации аварий и неполадок. Осуществление контроля за безопасными условиями труда работников службы, соблюдение ими производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда и технике безопасности, рабочих инструкций. Составление актов о причинах аварий и повреждений. Проведение производственного инструктажа с бригадами. Ведение учета выполненных работ. В случае необходимости связь с соответствующими специализированными коммунальными предприятиями, их аварийными службами. Примерный перечень должностей: начальник службы, мастер. Нормативы численности: Начальник службы - 1 чел. (При условии того, что АРС является структурным подразделением, входящим в состав организации, занятой содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов). Мастер - 1 чел. на 17 человек среднесписочной численности рабочих АРС. 3.2. Нормативы численности рабочих аварийно-ремонтной службыПримерный состав работ и профессий рабочих: Выполнение работ, связанных с ликвидацией аварий и неисправностей внутридомового оборудования и сетей водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и электроснабжения, по заявкам и указаниям руководителей, специалистов и служащих АРС. Содержание техники в исправном состоянии и использование ее по назначению. а) Слесарь-сантехник Холодное и горячее водоснабжение. Устранение течи запорной и
водозаборной арматуры путем ремонта, частичной или полной замены шаровых и
водозаборных кранов, кранов-смесителей, вентилей и т.д., ремонт и замена сгонов
на трубопроводе, установка бандажей на трубопроводе, смена отдельных участков
трубопровода для устранения свищей и течи (до Водоотведение. Прочистка засоров сантехнических приборов
(унитазов, раковин, умывальников, сифонов), канализационных труб и стояков
внутри дома и до первого колодца, заделка свищей и зачеканка раструбов, замена
негодных сифонов и небольших участков трубопровода (до Центральное отопление. Замена сгонов и отдельных участков трубопровода с отключением стояка, опорожнением и обратным наполнением системы и пуском после устранения аварии. Ремонт или замена запорной арматуры и нагревательных приборов. Выполнение работ по ремонту и замене сгонов, запорной арматуры, ликвидации течи путем уплотнения соединения труб центрального отопления, арматуры и нагревательных приборов. Выполнение сопутствующих работ. Рытье траншей при ремонте или замене участка трубопровода, откачка воды из подвала при ликвидации аварий и после неё; вскрытие полов, пробивка отверстий и борозд при ликвидации неисправностей на скрытых стояках и отдельных участках трубопроводов для производства ремонтных работ; опорожнение отключенных участков центрального отопления и обратное наполнение их с пуском системы после устранения неисправности. б) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Ремонт электрощитков (замена шпилек, подтяжка и зачистка контактов), включение и замена вышедших из строя автоматов. Замена пробок и плавких вставок на поэтажных разделительных электрощитках. Ремонт и частичная замена электропроводки. Прокладка временных электросетей. Выявление и устранение неисправностей и повреждений в силовых и осветительных электросетях. Разборка, ремонт и сборка деталей и узлов электроприборов. в) Электрогазосварщик Выполнение сварочных работ при ремонте или замене трубороводов (водоотведение, центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения). г) Водитель автомобиля Доставка ремонтных бригад к месту аварии. Перевозка материалов и запчастей, необходимых для ликвидации аварий и неполадок. Принимает участие и контролирует выполнение работ по ремонту электрооборудования в целях соблюдения правил техники безопасности. Таблица 4 Нормативы численности рабочих аварийно-ремонтной службы
Примечание: 1. Нормативы численности рабочих рассчитаны исходя из среднего уровня износа многоквартирных домов до 30%. При ином среднем уровне износа многоквартирных домов и общей площади обслуживания многоквартирных домов более 1 500 тыс. кв.м. следует применять следующие поправочные коэффициенты (K1): • до 40% - 1,05; • до 50% -1,1; • до 60% - 1,15; • до 70% - 1,2; • свыше70 % - 1,3. 2. Нормативы численности рабочих рассчитаны на средний уровень оснащенности многоквартирных домов внутридомовым инженерным оборудованием* (холодное водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, ванны (душ), горячее водоснабжение, электроснабжение), равный 87%. При ином уровне оснащенности к численности рабочих, рассчитанной по нормативам, необходимо применять следующие поправочные коэффициенты (К2): • свыше 97% -1,08; • до 97% -1,04; • до 92% -1,00; • до 87% --0,96; • до 82% - 0,92; • до 77% -0,87. 3. В зависимости от природно-климатических условий нормативная численность рабочих корректируется с учетом следующих поправочных коэффициентов (Кз): • АРС, осуществляющая деятельность в муниципальном образовании, расположенном в 4 и 5 температурной зоне - 1,1; • АРС, осуществляющая деятельность в муниципальном образовании, расположенном в 6 температурной зоне, а также местности, приравненные к районам Крайнего Севера - 1,2; • АРС, осуществляющая деятельность в муниципальном образовании, расположенном в районах Крайнего Севера - 1,3. * Средний уровень оснащенности определяется как отношение суммы площадей жилых домов, оснащенных каждым видом внутридомового инженерного оборудования к общей площади жилых домов, увеличенного в число раз, равное количеству видов внутридомового инженерного оборудования. Приложение 1ПРИМЕР РАСЧЕТА
КОЭФФИЦИЕНТА НЕВЫХОДОВ
Примечание: 1. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются рабочим, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также рабочим, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст.302 ТК РФ в районах Крайнего Севера учитывается продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 24 календарных дня; для районов, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 календарных дней. 2. По строкам 1-4 учитывается только количество рабочих дней, выходные дни учтены по строкам 7. Приложение 2РЕКОМЕНДУЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ АВАРИЙНО-РЕМОНТНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРОФЕССИЯМ
Приложение 3ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ЗОН ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
* Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03.10.83г. №12 (с учетом изменений и дополнений).
Приложение 4ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЕЙ, ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА*Районы Крайнего Севера Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей. Мурманская область. Архангельская область - Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинской администрации. Республика Коми - города Воркута и Инта с территориями, находящимися в их административном подчинении и Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельсовета. Тюменская область - Ямало-Ненецкий округ. Красноярский край - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский округа, города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их администраций, Туруханский и Северо-Енисейский районы. Иркутская область - Катангский район. Якутская область. Магаданская область. Камчатская область. Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский районы. Сахалинская область - районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский, город Оха. * Данный перечень утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03.10.83 г. № 12 (с учетом изменений и дополнений). Местности, приравненные к районам Крайнего Севера Архангельская область - районы: Лешуконский, Мезенский и Пинежский. Республика Коми - районы: Ижемский, Вуктыльский, Печорский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Цилемский, г. Печора, Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинской администрации, Усть-Лыжинский сельсовет Усинского района. Тюменская область - Ханты-Мансийский округ. Томская область - районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошинский, Молчановский, Парабельский и Чаинский, города Колпашево и Стрежевой. Красноярский край - районы: Богучанский, Кежемский, Енисейский, Мотыгинский, города Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирской администрации. Иркутская область - районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский и Усть-Кутский, города Усть-Илимск, Бодайбо, Усть-Кут и город Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братской администрации. Бурятия - Баунтовский и Северо-Байкальский районы. Читинская область - районы: Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский. Амурская область - районы: Зейский и Селемджинский, города Зея и Тында с территориями, находящимися в административном подчинении Тындинской администрации. Приморский край - районы: Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский и Дальнегорский, р.п. Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокской администрации, Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайловский, Мельничный, Рощинский и Таежнинский сельсоветы Красноармейского района. Хабаровский край - районы: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, им. Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чуликанский и Ульчский; города: Амурск, Советская гавань и Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, р.п. «Эльбан» Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанской администрации, Вознесенский и Надальинский сельсоветы Амурского района. Сахалинская область - все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера. Приложение 5ПРИМЕР РАСЧЕТ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ, СЛУЖАЩИХ И РАБОЧИХ АВАРИЙНО-РЕМОНТНОЙ СЛУЖБЫАварийно-ремонтная служба имеет статус юридического лица, в её составе имеется диспетчерская служба. Муниципальное образование расположено в районе Крайнего Севера.
Приложение 6ПЕРЕЧЕНЬ
|
№ п/п |
Наименование профессий |
Наименование нормативных материалов |
1. |
Уборщики производственных помещений |
Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом объектов культурно-бытового назначения и общественных зданий, Центр муниципальной экономики и права, 2003. |
2. |
Рабочие строительных профессий |
Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом объектов культурно-бытового назначения и общественных зданий, Центр муниципальной экономики и права, 2003. Единые нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (вып. 1,2,6,9, 10, 11,20,40), М.: Стройиздат, 1987-1988 гг. |
3. |
Транспортные (подсобные рабочие) |
Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, Центр муниципальной экономики и права, 2002. |
4. |
Работники, занятые техническим обслуживанием |
Нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом |
№ п/п |
Наименование профессий |
Наименование нормативных материалов |
|
и текущим ремонтом подвижного состава |
подвижного состава автомобильного транспорта, строительных машин на предприятиях и в организациях ЖКХ, утвержденные приказом Госстроя России от 01.10.1999 г. №69. |
|