|
|
Приказ Росгидромета от 1 августа 2006 г. N 171 Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 12.01.2004, N 2, ст. 121) и постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 06.06.2005, N 23, ст. 2269) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды разработано Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с завершением согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также с администрациями субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона, приказываю 1. Утвердить и ввести в действие Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение). 2. Государственным учреждениям Камчатское (М.И. Ишонин), Приморское (Б.В. Кубай) и Сахалинское (В.А. Лепехов) управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - УГМС) Росгидромета совместно с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Геофизической службы Российской академии наук, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенными для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в трехмесячный срок привести в соответствие с Положением инструкции и положения, регламентирующие деятельность УГМС по предупреждению о цунами, с утверждением их администрациями субъектов Российской Федерации. 3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Руководителя Росгидромета А.В. Фролова.
Руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2006 г. Регистрационный N 8291 Положение 1. Настоящее Положение определяет организацию, состав и порядок функционирования функциональной подсистемы предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ФП РСЧС-ЦУНАМИ). 2. ФП РСЧС-ЦУНАМИ предназначена для выполнения задач по предупреждению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения Дальневосточного региона об угрозе цунами в целях обеспечения безопасности населения и хозяйственной деятельности в прибрежных районах и уменьшения возможного ущерба от цунами. 3. Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются: непрерывное наблюдение за сейсмической и гидрофизической обстановкой в Тихом океане и Дальневосточных морях в целях обнаружения подводных землетрясений и регистрации цунами; расчет характеристик цунами; своевременное предупреждение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций (предприятий) и населения Дальневосточного региона об угрозе цунами и оповещение об отмене угрозы цунами; поддержание необходимого уровня технического оснащения элементов подсистемы, обеспечивающего своевременное получение достоверной информации о цунами, ее обработку и передачу по каналам связи согласно установленным схемам; цунамирайонирование территорий и выдача рекомендаций по безопасной деятельности в прибрежной зоне Дальнего Востока России; обучение и подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, вызванных цунами; осуществление взаимодействия с зарубежными службами предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе. 4. Порядок функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ определяется Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1994, N 35, ст. 3648), Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335), настоящим Положением, нормативными актами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российской академии наук (далее - РАН), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе. 5. Функционирование ФП РСЧС-ЦУНАМИ обеспечивается Росгидрометом совместно с Геофизической службой РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона. 6. ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне. 7. Координационными органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов Росгидромета, Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в Дальневосточном регионе при решении задач в области предупреждения о цунами, 8. Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются территориальные органы Росгидромета, МЧС России, Геофизической службы РАН, Мининформсвязи России и подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 9. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются: центры предупреждения о цунами и дежурные смены территориальных управлений Росгидромета; центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России в Дальневосточном регионе; информационные центры, дежурные (дежурно-диспетчерские службы) территориальных органов Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администраций субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). 10. К силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся центры цунами, дежурные смены территориальных управлений, морские гидрометеостанции и посты Росгидромета, сейсмические станции Геофизической службы РАН, организации Мининформсвязи России, центры управлений в кризисных ситуациях Дальневосточного регионального центра МЧС России и главных управлений МЧС России по Сахалинской, Камчатской областям и Приморскому краю, дежурно-диспетчерские службы администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в Дальневосточном регионе. 11. Управление и информационное обеспечение в ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ФП РСЧС - ЦУНАМИ и населения. 12. Проведение мероприятий по предупреждению о цунами на региональном уровне ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется на основе планов действий (инструкций), утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе. 13. При отсутствии угрозы возникновения цунами органы управления и силы ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционируют в режиме повседневной деятельности (круглосуточного дежурства и наблюдения за сейсмической и гидрофизической обстановкой). Решениями руководителей органов управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ для органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться: а) режим повышенной готовности - при угрозе и возникновении цунамигенного сейсмического явления; б) режим чрезвычайной ситуации - при угрозе и возникновении цунами. 14. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП РСЧС-ЦУНАМИ, являются: а) в режиме повседневной деятельности: изучение сейсмического и гидрофизического состояния Тихоокеанского бассейна; сбор, обработка, обмен и распространение в установленном порядке информации о сейсмической и гидрофизической обстановке в Тихоокеанском регионе; разработка схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер в области предупреждения о цунами, а также по совершенствованию ФП РСЧС-ЦУНАМИ; планирование действий органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных цунами; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от цунами; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от цунами; ведение статистической отчетности о подводных землетрясениях и цунами; б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за сейсмической и гидрофизической обстановкой в бассейне Тихого океана, в том числе по информации центров международной системы предупреждения о цунами; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача в установленном порядке информации соответствующим постоянно действующим органам управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ о состоянии сейсмической и гидрофизической обстановки в Тихоокеанском бассейне; уточнение планов действий, проверка и уточнение схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче и иных документов; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме чрезвычайной ситуации: подготовка и передача предупреждений о цунами согласно утвержденным схемам, определение окончания угрожаемого периода и отмена предупреждения о цунами; непрерывные наблюдения за уровнем моря и сейсмической обстановкой в Тихоокеанском регионе; наблюдение за прохождением цунами по данным изменения уровня моря в пунктах наблюдений или иными средствами; расчет распространения волн цунами и их характеристик, оценка степени опасности цунами; оповещение руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о развитии сейсмической и гидрофизической ситуации, тенденции ее изменения, интенсивности и предполагаемых сроках окончания явления цунами; организация и поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и организациями в Дальневосточном регионе по вопросам предупреждения о цунами. 15. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих совместную деятельность в рамках ФП РСЧС-ЦУНАМИ. 15.1. Росгидромет обеспечивает: разработку предложений по реализации государственной политики в области предупреждения о цунами; информирование Правительства Российской Федерации об угрозе возникновения, фактах, характеристиках и проявлениях цунами на территориях; общее руководство деятельностью ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление контроля выполнения задач по предупреждению о цунами; организацию непрерывных наблюдений за уровнем моря для обнаружения волн цунами; наблюдение за распространением цунами по данным непосредственной регистрации изменения уровня моря и других гидрофизических параметров; своевременное предупреждение по данным сейсмических и гидрометеорологических станций России, а также зарубежных служб предупреждения о цунами соответствующих органов исполнительной власти Дальневосточного региона, предприятий, организаций и учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о вероятном возникновении цунами при подводных землетрясениях в дальней зоне, т.е. в районах Тихого океана, расположенных на удалении свыше 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска; выпуск предупреждений об угрозе цунами в случаях обнаружения цунами по данным наблюдений за уровнем моря; расчет распространения волн цунами и их характеристик, определение окончания угрожаемого периода и отмену предупреждений о цунами, в том числе объявленных Геофизической службой РАН; оперативное и научно-методическое взаимодействие со службами предупреждения о цунами зарубежных стран в рамках участия России в Международной системе предупреждения о цунами в Тихом океане, действующей под эгидой Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО; организацию и деятельность центров предупреждения о цунами в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке; накопление, анализ и обобщение информации о цунами; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с изучением гидрофизических условий распространения цунами и созданием системы наблюдения за распространением цунами в открытом океане и у побережья; распространение среди населения приморских районов Дальнего Востока знаний о цунами. 15.2. Территориальные органы МЧС России: участвуют в пределах своей компетенции в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, вызванных цунами, по данным, полученным от организаций Росгидромета и Геофизической службы РАН; организуют при необходимости совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и проведение других неотложных работ, направленных на защиту населения и уменьшение ущерба от цунами; организуют и осуществляют работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызываемых цунами; организуют методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 15.3 Геофизическая служба РАН обеспечивает: наблюдение за подводными землетрясениями в районах Тихого океана и своевременное определение вероятности возникновения цунами в результате этих землетрясений; представление по заявкам органов власти и заинтересованных организаций расчетных данных о вероятных, в том числе максимально возможных, зонах затопления на Дальневосточном побережье России в результате цунами; своевременное предупреждение органов власти, а также предприятий, организаций и учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о вероятном возникновении цунами, по данным сейсмических станций, при подводных землетрясениях и других сейсмических цунамигенных явлениях в Тихом океане в ближней зоне непосредственно у берегов России в Японском, Охотском и Беринговом морях и районах Тихого океана, расположенных в пределах до 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и до 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска; передачу органам Росгидромета информации о времени, месте и магнитуде подводного землетрясения в любом районе Тихого океана не позднее 10 минут с момента регистрации землетрясения в ближней зоне и 20 минут - в дальней зоне; проведение (совместно с учреждениями РАН) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на изучение сейсмических процессов, вызывающих цунами, процессов возбуждения цунами и трансформации их при распространении, а также осуществление разработки и совершенствование научно-методических основ прогноза цунами; цунамирайонирование территорий и выдача заинтересованным органам управления, предприятиям и организациям рекомендаций о безопасной деятельности в прибрежной зоне на цунамиопасных территориях (совместно с научными учреждениями Российской академии наук и Росгидромета). 15.4. Мининформсвязи России, Россвязь, операторы связи: 15.4.1. Мининформсвязи России, Россвязь: принимают участие в разработке и согласовании общих схем оповещения о цунами, инструкций и нормативов времени по передаче сигналов и сообщений об угрозе цунами; контролируют работу средств оповещения и связи, координируют работу по передаче сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам; 15.4.2. Операторы связи: принимают участие в разработке схем оповещения о цунами; обеспечивают своевременную передачу сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам, в соответствии со схемами оповещения о цунами; обеспечивают на договорных условиях предоставление в аренду каналов связи для работы ФП РСЧС-ЦУНАМИ (при наличии технической возможности); осуществляют поддержание в готовности средств оповещения и связи ФП РСЧС-ЦУНАМИ, передаваемых им на эксплуатационно-техническое обслуживание; обеспечивают прием, передачу и доставку специальных телеграмм с информацией ФП РСЧС-ЦУНАМИ. 15.5. Администрации субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе обеспечивают: разработку схем доведения предупреждений об угрозе цунами до населения, предприятий, учреждений и организаций; разработку и утверждение правил хозяйственной деятельности, застройки и заселения зон побережья, которые могут быть подвержены воздействию цунами, систематический контроль выполнения этих правил; принятие оперативных мер по эвакуации населения и ценного имущества из опасных зон побережья при угрозе возникновения цунами; своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении цунами; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 16. Финансовое обеспечение функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ и мероприятий по предупреждению о цунами осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
|