|
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ АЗС НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ" ТСН 31-331-2005 РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В целях приведения в соответствие положений территориальных строительных норм требованиям федерального законодательства и рекомендациям Министерства регионального развития Российской Федерации Правительство Рязанской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемые территориальные строительные нормы Рязанской области "Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области" ТСН 31-331-2005 Рязанской области. 2. Управлению по связям с общественностью и информационной политике аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области (Н.А. Брагин) опубликовать в печати информацию об утверждении и введении в действие ТСН 31-331-2005 Рязанской области. 3. Определить срок ввода в действие ТСН 31-331-2005 Рязанской области со дня принятия данного постановления. 4. Постановление Правительства Рязанской области от 06.10.2005 N 250 "Об утверждении и введении в действие Территориальных строительных норм Рязанской области "Автозаправочные станции. Требования к размещению, проектированию и строительству АЗС на территории Рязанской области" считать утратившим силу. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Н.В. Мужихова. Вице-губернатор Рязанской области, первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области Е.И. МИТИН УтвержденыПостановлением Правительства Рязанской области от 19 июня 2006 г. N 152 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ "АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ
СТАНЦИИ. ТСН 31-331-2005 РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Содержание 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее - нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее - АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области. 1.2 Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих нормах используются ссылки на следующие документы: СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", ГОСТ 23457-86* "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ 25458-82 "Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия", ГОСТ 25459-82 "Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия", ГОСТ 10807-78* "Знаки дорожные. Общие технические условия", ГОСТ 12.1.007-76* "ССБТ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", ПУЭ "Правила устройства электроустановок". 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящих нормах приняты следующие термины: Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (далее - ТРК). Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие. Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие. Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие. Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ). Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом. Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС. Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС. Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ. Государственные автомобильные дороги общего пользования - федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги Рязанской области. К федеральным государственным автомобильным дорогам общего пользования, расположенным на территории Рязанской области, относятся участки дорог: М-5 "Москва - Челябинск", М-6 "Москва - Астрахань" и А-395 "Калуга - Тула - Михайлов - Рязань". Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Рязанской области. Муниципальные автомобильные дороги - автомобильные дороги местного значения, расположенные в пределах границ территорий поселений и территорий муниципальных образований, являющиеся собственностью муниципальных образований, за исключением федеральных, ведомственных и частных автомобильных дорог. Ведомственные автомобильные дороги - автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных производственных и технологических перевозок. Частные автомобильные дороги - автомобильные дороги, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1 Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом требований настоящих норм, норм земельного законодательства Российской Федерации и Рязанской области. При этом возможность предоставления земельных участков под проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос необходимо согласовывать с органами местного самоуправления и владельцем автомобильной дороги. 4.2 АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям). 4.3 При выборе вариантов размещения АЗС, кроме технико-экономических показателей объекта, следует учитывать степень воздействия АЗС на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время ее эксплуатации, а также сочетание территории АЗС с окружающим ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду. В ходе сравнения вариантов возможного размещения АЗС следует учитывать ценность занимаемых земель, а также затраты на приведение временно отводимых для нужд строительства площадей в состояние, пригодное для хозяйственного использования, включая рекультивацию земель. 4.4 Проектирование, строительство и размещение объектов АЗС, включая объекты придорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов, технических регламентов и норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности. 4.5 Разработка проектной документации для строительства АГЗС и АГНКС должна осуществляться юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на проектирование технологической части АЗС для заправки транспортных средств сжиженным углеводородным и сжатым природным газом. 4.6 Проектная документация на строительство, реконструкцию и расширение всех типов АЗС в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе. Кроме того, проектная документация подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства, а также государственными органами управления, контроля и надзора в соответствии с требованиями законодательства. 4.7 Разрешение на строительство АЗС всех типов выдается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, при наличии согласованной в установленном порядке и утвержденной проектной документации, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. 4.8 Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС, в том числе газонаполнительных станций, осуществляется в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии выполнения требований, предусмотренных проектной документацией, включая разработку и выполнение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом всех видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ). Приемка в эксплуатацию систем газоснабжения АЗС осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по строительству и с учетом требований СНиП 42-01. 4.9 Строительство объектов дорожного сервиса при АЗС, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, полосу разгона-торможения, осуществляется за счет средств их владельцев. 5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АЗС5.1 Размещение АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования следует производить с учетом их категории и статуса, а также интенсивности транспортных потоков на основе градостроительной документации областного и муниципального уровня, генерального плана городского или сельского поселения либо территориальной комплексной схемы размещения объектов придорожного сервиса, разработанной и утвержденной в установленном порядке. 5.2 Размещение, проектирование и строительство АЗС в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования допускается при соблюдении следующих условий: а) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции государственных автомобильных дорог общего пользования; б) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения, эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения. 5.3 Выделение земельных участков для размещения АЗС на межселенных территориях следует производить с учетом реализации схем территориального планирования Рязанской области и муниципальных образований, их транспортно-коммуникационного состояния, а в границах поселений - генерального плана поселения, с учетом развития его улично-дорожной сети, взаимосвязи системы кварталов и микрорайонов, существующей и перспективной застройки, а также транспортной нагрузки. 5.4 Проектирование и строительство АЗС в зоне размещения железных и автомобильных дорог федерального значения, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов специального назначения, связанных с обороной и безопасностью страны, лесных угодий и других зонах со специфическими условиями функционирования, осуществляется с учетом требований ведомственных (отраслевых) нормативных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке. 5.5 Возможность размещения АЗС исходя из их типа следует определять в соответствии с таблицей 1 и с учетом соблюдения требований, изложенных в п. 5.3 настоящих норм. Таблица 1
5.6 Размещение автозаправочных станций любого типа не допускается: - на землях природных заповедников и заказников, национальных и природных парков, питомников древесных и кустарниковых растений, охраняемых урочищ и зон, отнесенных к памятникам природы, государственного и муниципального лесного фонда, на землях сельскохозяйственного назначения, на территориях залегания полезных ископаемых, в зонах активного карста и оползней, на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами, в охранных зонах водных объектов (вдоль прибрежных полос рек, озер и других водоемов), в санитарно-охранных зонах источников водоснабжения, в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб, под (над) автомобильными и железнодорожными мостами и путепроводами, в районе расположения воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, в районах размещения складов взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, в явно выраженных пониженных местах рельефа (низинах, котлованах, оврагах, тальвегах и т.п.); - в пределах территории санитарно-охранных зон курортов, домов отдыха, пансионатов; - в местах массового отдыха населения, санаториев, детских и молодежных лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ; - в исторических городах, в пределах зон исторической застройки; - в городских и сельских поселениях в пределах жилых и общественно-деловых зон городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также в пределах границ ландшафтно-рекреационных территорий, включая парки, сады, скверы, бульвары, городские леса, ботанические сады, детские, спортивные, выставочные, зоологические, ботанические и другие подобные территории. 5.7 На территории Рязанской области в границах поселений разрешается размещение и эксплуатация АЗС для заправки транспортных средств жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо) с подземными резервуарами общей вместимостью до 80 м3. 5.8 Размещение ПАЗС следует предусматривать на специально оборудованных для этой цели площадках, в районах недостаточно обеспеченных АЗС других типов. Места расположения таких площадок должны быть согласованы с территориальными подразделениями государственной противопожарной службы с учетом требований, предъявляемых для АЗС с надземными резервуарами. Площадку для установки ПАЗС следует выбирать исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС. 5.9 Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. 5.10 Расстояния от границ территории АЗС до границ территорий зданий, строений, сооружений и комплексов, к ней не относящихся, а также границ территории поселений приведены в таблице 2. Таблица 2
5.11 Расстояния между АЗС при их размещении определяются в зависимости от интенсивности движения транспорта и мощности АЗС и рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 3. Таблица 3
6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АЗС6.1 АЗС, как правило, следует размещать в придорожных полосах преимущественно на возвышенных территориях, на участках дорог с уклоном не более 40%, на кривых в плане радиусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10000 м, не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2,00 м. 6.2 Размещение объектов придорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов. Перечень объектов, строительство которых допускается на территории АЗС, приведен в пунктах 8.1 и 8.3 настоящих норм. Объекты придорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, рассчитанными в зависимости от вместимости объектов придорожного сервиса, с учетом их возможного одновременного посещения, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. 6.3 При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию, согласованную в установленном порядке. 6.4 Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам передвижных АЗС жидкого моторного топлива и многотопливным АЗС, АГНКС, а также АГЗС, следует уточнять в зависимости от их типа в соответствии с НПБ 111. 6.5 При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности, охраны труда и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. 6.6 Размещение магазинов в зданиях операторских АЗС не допускается, за исключением киосков розничной торговли сопутствующими товарами без торговых залов. 6.7 При размещении АЗС в пределах их территории минимальные расстояния следует определять: от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива, аварийных резервуаров и наземного оборудования, в котором обращается топливо и (или) его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев; от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. 6.8 Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются. 6.9 Минимальные расстояния от зданий (сооружений) АЗС до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории: до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий; до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий; до остальных дорог и улиц - не менее 3,00 м. 6.10 В случае включения АЗС в состав комплекса, предусматривающего наличие объектов сервисного обслуживания пассажиров и водителей, включая административные здания, объекты общественной торговли и питания, технического обслуживания, пункты мойки автомобилей, устройства для технического осмотра автомобилей, открытые и закрытые стоянки автомобильного транспорта, мотели, складские помещения, - расстояния от зданий и сооружений АЗС устанавливаются в соответствии с действующими нормативными требованиями, а также: а) до зданий объектов сервиса, обслуживания пассажиров (магазинов, кафе, кемпингов, гостиниц, мест отдыха, стоянок автотранспорта) - не менее 25 м; б) до края пешеходных тротуаров общего пользования - не менее 15 м; в) до края проезжей части: - федеральных автомобильных дорог общего пользования - расстояние устанавливается по техническим условиям, выданным соответствующими федеральными дорожными службами, но не менее 35 м; - государственных автомобильных дорог общего пользования Рязанской области – расстояние устанавливается по техническим условиям, выданным соответствующими дорожными службами области, ноне менее 15 м. 6.11 Расстояние от зданий, сооружений и наружных технологических установок АЗС, связанных с использованием и хранением взрывоопасных, взрывопожароопасных веществ устанавливаются: а) до отдельно стоящих распределительных устройств, трансформаторных подстанций преобразовательных подстанций - в соответствии с ПУЭ, но не менее 60 м; б) до токопроводов - не менее 50 м; в) до кабельных эстакад - не менее 20 м; г) до воздушных линий электропередач - не менее полуторакратной высоты опоры. 6.12 АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива следует размещать исходя из следующих условий: - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 60 м3; - единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС - 20 м3. 6.13 Минимальные расстояния от границ территории АЗС жидкого моторного топлива до границ территории объектов, к ней не относящихся, необходимо принимать в соответствии с таблицей 4. Таблица 4
Примечания: 1. При оснащении технологической системы АЗС системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 4 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением расстояний, указанных в строках 6 и 8). 2. При размещении АЗС рядом с лесными массивами (за исключением ландшафтно-рекреационных территорий, парков, садов, скверов, бульваров, ботанических и зоологических садов) расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м. 6.14 Минимальные расстояния от границ территорий многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до границ территорий объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 5. Таблица 5
Примечания: 1. Расстояния от заглубленного или подземно расположенного технологического оборудования с наличием сжатого природного газа, указанные в строках 1, 3 и 8, допускается уменьшать не более чем на 50%. 2. При размещении АЗС рядом с лесными массивами (за исключением ландшафтно-рекреационных территорий, парков, садов, скверов, бульваров, ботанических и зоологических садов) хвойных и смешанных пород расстояния между ними и технологическим оборудованием с наличием сжатого природного газа допускается сокращать не более чем в два раза, если указанное оборудование расположено подземно или заглублено. При этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м. 3. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до объектов, не относящихся к АЗС, определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм. Дополнительные требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров, также требования к размещению и территории многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС приведены в НПБ 111. 6.15 Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 6. Таблица 6
Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами. 2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется. 3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%. 4. Расстояния не нормируются: а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной; б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств. 5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 единиц транспортных средств. В строке 8 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%. 6.16 Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 7. Таблица 7
Примечания: 1. Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами. 2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м. 3.Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются в соответствии с таблицей 5 как до стен зданий проемов. 6.17 Расстояния от ПАЗС до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 4 (как для надземных резервуаров). 6.18 Резервуары, предназначенные для хранения легковоспламеняющихся нефтепродуктов (склады ГСМ) на территории АЗС, необходимо размещать в подземном варианте. Допускается размещение складов ГСМ в наземном варианте на территориях АЗС, размещаемых за пределами границ поселений, при условии соблюдения соответствующих нормативных требований СНиП 2.11.03. 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ АЗС7.1 При разработке проекта генерального плана АЗС следует учитывать климатические, инженерно-геологические, а также социально-экономические особенности территории, сложившиеся в данном конкретном месте на момент проектирования. На территории АЗС размещение зданий и сооружений следует предусматривать с учетом исключения вредного воздействия АЗС на здоровье и санитарно-бытовые условия обслуживающего АЗС персонала и населения. 7.2 В проекте генерального плана АЗС следует предусматривать функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, пропускаемой способности и видов транспорта, а также рациональные транспортные и инженерные связи, кооперирование основного и вспомогательных производств, благоустройство территории площадки, защиту прилегающих территорий от загрязнения отходами и отбросами в результате деятельности АЗС. 7.3 При въезде (выезде) на территорию АЗС со стороны дорог I - IV категории необходимо предусматривать переходно-скоростные полосы. Длину переходно-скоростных полос следует принимать в соответствии со СНиП 2.05.02. 7.4 Организацию движения автомобильного транспорта на территории АЗС необходимо предусматривать в одном направлении. 7.5 В проекте благоустройства территории АЗС необходимо предусматривать технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры), озеленение, малые архитектурные формы. 7.6 При проектировании АЗС необходимо предусматривать расстановку дорожных знаков и знаков безопасности, а также дорожную разметку на всей территории с учетом функционального ее использования. Для обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта установка рекламы при въезде (выезде) на территорию со стороны автомобильных дорог не допускается. 7.7 Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807, опоры дорожных знаков - требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, а также имеющимся типовым решениям. Применение элементов дорожной разметки должно соответствовать требованиям ГОСТ 23457. 7.8 При проектировании АЗС необходимо предусматривать на территории проезды и площадки с жесткими дорожными покрытиями (цементно-бетонными монолитными или асфальтобетонными), исключающее проникновение топлива в грунт. Расчет толщины жесткого покрытия и основания следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры, геологических и гидрологических условий. 7.9 Конструкцию дорожных покрытий на переходно-скоростных полосах следует принимать равнопрочной основной дороге. 7.10 На территории АЗС для проезда АЦ к местам слива нефтепродуктов следует предусматривать отдельный проезд шириной не менее 3,50 м. 7.11 При выезде (въезде) на территорию АЗС необходимо предусматривать треугольник видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт - транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход - транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения 25 и 40 км/ч соответственно 8×40 и 10×50 м. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, нестационарных объектов (киосков, фургонов, установок рекламы и малых архитектурных форм), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. 7.12 С территории АЗС следует предусматривать организационный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой. Отвод поверхностных вод необходимо осуществлять со всей территории АЗС в локальные очистные сооружения. На въезде и выезде с (на) территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. 7.13 Планировочные отметки площадок АЗС должны приниматься не менее чем 0,5 м выше расчетного наивысшего горизонта вод с учетом подпора и уклона водотока, а также нагона от расчетной высоты волны. Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании АЗС следует принимать из расчета 1%. 7.14 При определении проектных отметок территорий АЗС необходимо предусматривать, как правило, сплошную вертикальную планировку с уклонами, не превышающими 30%. 7.15 Уклоны поверхности площадки АЗС надлежит принимать не менее 4% и не более 30%. На территории автозаправочных станций следует, как правило, предусматривать закрытую сеть дождевой канализации. При необходимости применения на площадке АЗС открытой сети водоотвода наименьшие размеры кюветов и канав трапецеидального сечения следует принимать: ширина по дну - 0,3 м, глубина - 0,4 м. 7.16 Расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации (при их наличии) должно быть не менее 10 м. 7.17 Отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газами должны располагаться, как правило, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям АЗС и в соответствии с требованиями противопожарных норм должны быть обнесены (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами. 7.18 В случае размещения указанных в п. 7.17 сооружений на более высоких отметках следует предусматривать дополнительные мероприятия по предотвращению при авариях наземных резервуаров возможности проникновения разлившейся жидкости за пределы ограждающих конструкций. 7.19 Уровень полов первого этажа зданий, расположенных на территории АЗС, должен быть выше планировочной отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 0,15 м. 7.20 На участках, свободных от застройки, а также по периметру площадки следует предусматривать озеленение. При этом не допускается применять для посадки древесные насаждения, выделяющие при цветении хлопья, волокнистые и опущенные семена, деревья хвойных пород, а также древесно-кустарниковые насаждения в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление мусора. Основным элементом озеленения территории АЗС следует предусматривать обыкновенный газон. 7.21 Расстояние от зданий и сооружений АЗС до оси ствола деревьев и кустарников следует принимать по таблице 8. Таблица 8
7.22 На территории АЗС необходимо предусматривать тротуары, достаточные для нормальной эксплуатации объекта. 7.23 Ограждение территории АЗС не допускается, за исключением случаев, предусмотренных строительными нормами и правилами, а также техническими условиями, выданными соответствующими органами государственного надзора и контроля. Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда. 7.24 Устройство бордюрного камня на территории АЗС следует предусматривать вдоль проезжей части на всей ее протяженности, а также на участках переходно-скоростных дорог при въезде (выезде) на территорию АЗС не менее 20,00 метров по обе стороны, включая радиус поворотов. 7.25 Установленный бордюрный камень на всем протяжении должен быть покрашен водостойкими и морозостойкими красителями в черный и белый (оранжевый) цвет по типу "зебра". 7.26 При проектировании инженерных сетей на территории АЗС необходимо соблюдать требования строительных норм и правил, относящиеся к разрабатываемым разделам инженерных сетей. 7.27 Стационарное электрическое уличное освещение следует предусматривать по всему периметру территории АЗС, а также на подъездах (выездах) к ней, на всей протяженности переходно-скоростных дорог. 7.28 Опоры светильников на проезжей части АЗС и переходно-скоростных участках дорог необходимо размещать, как правило, за бровкой земляного полотна. 7.29 В случае размещения на территории традиционных АЗС ПАЗС они должны располагаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения. 8. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ АЗС8.1 На территории АЗС для обслуживающего персонала АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания и помещения: операторская, административный блок, тепловой пункт, пункт приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. 8.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений АЗС следует разрабатывать в соответствии с требованиями СНиП 31-03. Решения по оборудованию зданий, сооружений АЗС системами инженерного обеспечения следует разрабатывать в соответствии с требованиями СНиП 41-01 и СНиП 2.04.01. 8.3 Кроме указанных в п. 8.1 зданий, на территории многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами), а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей. 8.4 На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала. 8.5 На многотопливных АЗС не допускается размещение: - передвижных АЗС, не отвечающих требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологической системе многотопливных АЗС; - пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств; - газораспределительного пункта. 8.6 Наличие погребов, подвальных помещений в зданиях, расположенных в пределах площадки АЗС, независимо от их функционального назначения не допускается. 8.7 На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства. ТРК рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок. Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива традиционных и блочных АЗС и топливораздаточному пункту жидкого моторного топлива приведены в НПБ 111. 8.8 При проектировании АЗС необходимо соблюдать следующие требования к инженерным и технологическим решениям, связанным с предотвращением пожароопасных аварийных ситуаций при сливе топлива в резервуары из АЦ: а) резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90-процентного заполнения резервуаров, но не более чем за 5 секунд до их переполнения, а также сигнализацией со световыми и звуковыми сигналами. Если особенности технологической системы позволяют осуществлять прекращение наполнения резервуара топливом в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95-процентного заполнения; б) площадка для АЦ на территории АЗС с отметкой территории выше отметки примыкающих дорог, должна быть оборудована бордюром (бордюрным камнем) высотой не менее 0,15 м и трубопроводом для отвода самотеком проливов в аварийный подземный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ, а также пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ. Кроме того: - аварийный резервуар и сливной трубопровод должны обеспечивать слив топлива с площадки, исключая его перелив на остальную территорию АЗС; - объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем используемых на АЗС АЦ; - трубопровод для отвода пролива топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0,10 м от дна указанного резервуара; - глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодное время года; - сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.), которая должна открываться только на период технологического слива топлива из АЦ. 8.9 На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС. 8.10 Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям ПУЭ и Правил эксплуатации электроустановок потребителей. 9. ПРИРОДООХРАННЫЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЗС9.1 Разработанная в установленном порядке проектно-сметная документация на строительство АЗС должна иметь в своем составе разделы "Охрана окружающей среды" и "Охрана труда", содержащие: - мероприятия по организации сбора и очистки ливневого стока с территории загрязнения нефтепродуктами; - расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их рассеивания при эксплуатации АЗС; - мероприятия по предотвращению загрязнения почвенного покрова; - данные о количестве и классах опасности образующихся отходов и методах их утилизации; - мероприятия по благоустройству территории и рекультивации земель; - оценку экологического риска эксплуатации автозаправочной станции с мероприятиями по ее ликвидации; - мероприятия по организации озеленения и благоустройства санитарно-защитной зоны; - площадь и кубатура на одного работающего; - кратность воздухообмена, система принудительной вентиляции; - система освещения и степень освещенности рабочих мест и помещений производства; - система отопления и параметры микроклимата в производственных помещениях; - обеспеченность санитарно-бытовыми и вспомогательными помещениями; - обеспеченность средствами индивидуальной защиты при аварийных ситуациях, ремонтных работах и чрезвычайных ситуациях; - данные о концентрациях и классах опасности веществ воздуха рабочей зоны; - мероприятия по предотвращению воздействия неблагоприятных факторов на работающих. 9.2 Санитарно-защитная зона АЗС устанавливается от: - АЗС для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом - 100 м; - АЗС для заправки легкового транспорта, оборудованного системами закольцовки паров бензина, с компрессорами внутри помещения, с количеством заправок не более 500 в сутки, без объектов технического обслуживания автомобилей - 50 м.
|
|