ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ» МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ТИПОВАЯ КАРТА
ТРУДОВОГО
ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАНИРОВКА ВЕРХА
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОГРЕЙДЕРОМ
МОСКВА 1969
Карта составлена отделом внедрения передовых методов
труда и технического нормирования в строительстве автодорог и аэродромов
института «Оргтрансстрой» (исполнитель Ф. А. Потанин)
Редактор инж. О. Н. Добровольский
Содержание
1. НАЗНАЧЕНИЕ
1.1. Карта предусматривает организацию труда машиниста
автогрейдера при планировке в грунтах II группы верха
земляного полотна (насыпи) автомобильной дороги по проектным отметкам. Длина
захватки принята равной 500м.
Методы
и приемы труда, рекомендуемые в настоящей карте, дают возможность машинисту
автогрейдера планировать 15 тыс. м2
поверхности насыпи в смену.
1.2. Показатели производительности труда по карте:
Выработка на 1 чел-дн, тыс.
м2 . ........................ 15
Затраты труда на 1000 м2,
чел-дн ...................... 0,07
2.1. Состав звена:
Машинист автогрейдера 5 разр. - 1
2.2. Инструмент, приспособления, инвентарь:
Автогрейдер Д-144
3.1. Земляное полотно должно быть возведено и уплотнено в
соответствии с требованиями главы СНиП II-Д.5-62, главы СНиП III-Д.5-62 и
«Инструкции по возведению земляного полотна автомобильных дорог» Транспорт, М., 1964.
3.2.
Участок работ, как правило, должен быть закрыт для проезда автомобилей и
строительных машин.
3.3.
После отсыпки верхнего слоя грунта производят послойную планировку с приданием
верху земляного полотна двускатного профиля и уплотнением грунта. Отдельные
неровности верха земляного полотна не должны превышать ±5-10 см.
3.4.
До начала работ должна быть выполнена плановая и высотная разбивка оси и бровки
земляного полотна. Разбивочные колья должны восстанавливаться после каждого
прохода автогрейдера.
3.5.
В конце захватки должны быть подготовлены съезды с насыпи и площадки для
разворота автогрейдера.
4.1.
Перед началом работы машинист автогрейдера получает задание от мастера, и
осматривает участок работ.
Планировку
верха земляного полотна выполняют рабочими проходами автогрейдера в обоих
направлениях за три цикла.
За
первый цикл (проходы 1-6) производят грубую планировку. В процессе выполнения
этого цикла должна быть проведена в основном срезка бугров и заравнивание впадин,
лишний грунт передвинут к оси земляного полотна.
За
второй цикл (проходы 7-12) производят окончательное выравнивание верха
земляного полотна и образование вчерне проектного поперечного профиля. После
этого цикла восстанавливают плановую и высотную разбивку работ.
За
третий цикл (проходы 13-17) производят окончательную планировку земляного
полотна под отметки с удалением лишнего грунта на откосы насыпи.
В
начале каждого прохода отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, а
в конце - поднимают в транспортное положение и производят поворот автогрейдера
для выполнения следующего рабочего хода.
Наименование операций, их
продолжительность
|
Характеристика приемов труда
|
Получение задания и осмотр
участка работ -15 мин
|
Машинист автогрейдера получает
задание от мастера, проходит и осматривает участок работ и места для
разворотов автогрейдера. При осмотре он знакомится с общим состоянием
участка, визуально определяет группу грунта, его влажность, степень
уплотнения. Руководствуясь высотной разбивкой, он определяет величину срезки
грунта, берет на заметку места, где имеются отклонения от нормы в поперечном
профиле или по высотным отметкам. По результатам осмотра он принимает решение
о положении отвала автогрейдера при работе, скорости рабочего хода, величинах
стружки грунта и перекрытия проходов
|
Заводка двигателя -5 мин
|
Машинист заводит двигатель и в течение 2 -3 мин дает ему проработку без
нагрузки
|
Первый цикл (проходы 1 -6) - 48 мин (рис. 1)
Рис.
1. Схема проходов автогрейдера при первом цикле:
а -
схема проходов; б - углы установки отвала в рабочее положение
|
Устанавливают отвал в рабочее положение с одновременным
выносом к бровке за линию задних колес на 80 -100 см
|
|
Отвалу придается
положение: угол захвата 45-50°, угол наклона до 3°, угол резания 40-45°.
Проходы №№ 1 и 2 делают, ориентируясь по вешкам и колышкам разбивки (так,
чтобы задние колеса проходили примерно в 1м от бровки), остальные проходы -
по следу предыдущего прохода, перекрывая его на 40-70см. Заглублением ножа срезают равномерную стружку грунта,
увеличивая ее величину на возвышениях. Срезанным грунтом выравнивают
углубления и создают поперечный профиль земляного полотна. Работу всех
проходов выполняют на второй передаче
|
Второй цикл (проходы 7-12) - 48 мин (рис. 2)
Рис.
2. Схема проходов автогрейдера при втором цикле:
а - схема проходов автогрейдера;
б - углы установки отвала в рабочее положение
|
Отвал устанавливают
в рабочее положение, при котором угол захвата равен - 50-55°, угол наклона -
до 3°, угол резания - 40-45°. Вынос отвала - 80-100см за линию задних колес. Работу выполняют как и при проходах
первого цикла, но при меньшей толщине стружки так, чтобы срезанного грунта
было бы достаточно для выравнивания углублений и создания поперечного профиля
вчерне. Работу выполняют на второй передаче
|
Третий цикл (проход 13) - 7 мин (рис. 3)
Рис.
3. Схема прохода № 13 автогрейдера при третьем цикле:
а -схема прохода автогрейдера; б
- углы установки отвала автогрейдера в рабочее положение
|
Отвал устанавливают
перпендикулярно оси земляного полотна без наклона (угол захвата 90°, при угле
резания 45 -50°) и опускают нож на уровень заданной отметки по оси полотна
(колышки высотной разбивки). Выноса отвала в сторону не делают. Не меняя
положения отвала, производят планировку грунта средней частью ножа на третьей
передаче.
|
Проходы 14-17 - 28 мин (рис.4)
Рис.
4. Схема проходов 14 -17 автогрейдера при третьем цикле:
а - схема проходов; б -углы
установки автогрейдера в рабочее положение
|
Отвал устанавливают в рабочее
положение (угол захвата 50-60°, угол резания 45-50°). Вынос отвала к бровке
делают на 80-100см за линию
задних колес. Наклон ножа делают по уклону заданного поперечного профиля и
опускают нож на уровень отметок верха насыпи. Не меняя положения отвала,
производят окончательную планировку верха насыпи на третьей передаче.
|
Повороты
автогрейдера в конце рабочего
хода -2 мин на один поворот
|
Поворот делают в конце каждого
рабочего хода, кроме последнего (№ 17). Автогрейдер съезжает с насыпи по
съезду и по схеме треугольника делает маневр поворота
|