|
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА(РОСАВТОДОР)Информационный центр по автомобильным дорогамАвтомобильные дорогиОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГРетроспективный указатель(1985-2001 гг.)СОДЕРЖАНИЕРазвитие сети автомобильных дорог Российской Федерации на 2001-2010 годы "Дороги России XXI века". - [М., 2000] - 36 с.Основными задачами по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог России является развитие традиционных автодорожных коридоров, обеспечение качества дорожных работ, повышение технического уровня существующих федеральных и территориальных дорог путем их модернизации, реконструкции наиболее загруженных участков автомагистралей на подходах к крупнейшим городам и строительства обходов населенных пунктов. ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.97; Введ. впервые. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 21 с.Устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика проектировать и поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. ГОСТ Р ИСО 9002-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.97; Введ. впервые. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 19 с.Содержит требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика поставлять продукцию, соответствующую требованиям, по разработанному проекту. ГОСТ Р ИСО 9003-96. Системы качества при окончательном контроле и испытаниях. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.97; Введ. впервые. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 14 с.Устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика выявлять любые несоответствия продукции и управлять утилизацией этой продукции в процессе окончательного контроля и испытаний. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.1994; Введ. впервые. - М.: Госстандарт России, 1993. - 12 с.Глава 3 посвящена требованиям к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Глава 5 - методам контроля. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1986. - М.: Госстрой СССР, 1986. - 112 с.Контроль качества работ и материалов прослеживается во всех главах настоящих правил. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты: ВСН 84-89/ Минтрансстрой СССР. - М., 1990. - 271с.Качество производства всех видов работ контролируют, руководствуясь требованиями СНиП 3.06.03-85 и приложениями настоящих норм. Инструкция по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог: ВН 10-87/М-во автомоб. дорог РСФСР. - М., 1990. - 21 с.Инструкция определяет основные положения оценки качества содержания автомобильных дорог. Оценка качества служит для определения уровня содержания обслуживаемых дорог или отдельных участков; является основой для планирования заданий по качеству содержания автомобильных дорог и материального стимулирования руководителей, специалистов и служащих объединений и их подразделений, рабочих, занятых на содержании дорог; является основой для определения суммы фондов материального поощрения и фондов оплаты труда за качество содержания и состояния соответствующих форм отчетности, а также для оценки деятельности объединений и их подразделений в целом. Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий: ВСН 14-95/ Департамент стр-ва. Мосстройлицензия. - М., 1995. - 49 с.Технический контроль устройства асфальтобетонных покрытий городских улиц и дорог осуществляется в полном соответствии с требованиями утвержденных проектов и действующих нормативно-технических документов. Технический контроль включает лабораторные определения показателей свойств и качества, методы проведения которых предусмотрены в государственных стандартах, технических условиях и ведомственных строительных нормах. Режим приготовления образцов из асфальтобетонных смесей и обработка результатов по видам испытаний должны соответствовать приведенным требованиям. В процессе устройства асфальтобетонного покрытия и в период его формирования контролируют а) качество восстановления разрытий; б) ровность, плотность и состояние (обработка вяжущим) основания, правильность установки бортовых камней, решеток и крышек люков колодцев подземных сетей; в) температуру смеси на всех стадиях устройства покрытия; г) ровность и равномерность толщины устраиваемого слоя с учетом коэффициента уплотнения; д) режим уплотнения; е) качество сопряжения полос асфальтобетонного покрытия; ж) соответствие поперечного и продольного уклонов проекту. При контроле готового покрытия проверяют: толщину слоев и сцепление их с нижележащими; коэффициент уплотнения; показатели свойств асфальтобетона и параметры сцепных свойств. Ширину и поперечный
профиль покрытий проверяют через 100 п.м. Ровность покрытия в продольном и
поперечном направлении проверяют через 30- Для контроля качества
готового асфальтобетонного покрытия пробы (вырубки и керны) берут не ближе Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог: ВСН 6-90/ Минавтодор РСФСР. - М., 1990. - 168 с.В главе 2 данного документа представлена "Методика оценки качества и состояния автомобильных дорог". Методика предназначена для оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также содержания автомобильных дорог по конечному результату деятельности дорожных организаций - потребительским свойствам дорог. Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог. Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое, теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период. Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств требуемым, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению. Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества дороги, включающий в себя комплексный показатель ее транспортно-эксплуатационного состояния, показатель инженерного оборудования и обустройства и показатель содержания дорог. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог: ВСН 19-89. - М.: Транспорт, 1990. - 40 с.Глава 5 посвящена оценке качества строительно-монтажных и ремонтных работ, которые производятся в целях определения соответствия выполненных работ по законченным строительством и ремонтом объектам требованиям проектной документации, строительных норм и правил, стандартов и технических условий. Следует производить комплексную оценку качества следующих конструктивных элементов: искусственных сооружений, земляного полотна, оснований и покрытий дорожных одежд, водоотводных сооружений и укрепительных работ; строительно-монтажных работ по законченным строительством и ремонтом автомобильным дорогам или их отдельным участкам. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88/ Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989.-198 с.Глава 11 посвящена правилам приемки и оценки качества ремонта и содержания автомобильных дорог. Технические указания по устройству дорожных покрытии с шероховатой поверхностью: ВСН 38-90. - М.: Транспорт, 1990. - 47 с.Глава 6 настоящего указания посвящена контролю качества работ, оценке шероховатости и коэффициенту сцепления дорожных покрытий. Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог / Федеральн. дор. служба России. - М., 1997. - 63 с.Для определения фактического уровня содержания дорог и его соответствия обусловленному в Договоре уровню Заказчик организует контрольную проверку и приемку выполненных работ. Оценка уровня содержания работ осуществляется комиссией. Состав комиссии формирует Заказчик. При этом в нее могут быть включены представители ГАИ, Российской транспортной инспекции, местной администрации. Представители Исполнителя являются обязательными членами комиссии и уведомляются Заказчиком о начале ее работы не менее, чем за 24 часа. В процессе проверки необходимые инструментальные измерения проводит Заказчик собственными силами или привлекает для этой цели независимую от Исполнителя специализированную организацию. Инструменты и оборудование, рекомендуемые для оценки уровня содержания дорог приведены в Приложении 8. Фактический уровень содержания определяется путем полного визуального осмотра каждого конструктивного элемента и выполнения при необходимости инструментальных измерений с фиксацией обнаружения дефектов и определением их относительных показателей. Места замеров конструктивных элементов дороги выбираются по усмотрению Заказчика. Данные проверки заносят в ведомости по оценке уровня содержания участка автомобильной дороги. По результатам работы комиссии составляется акт проверки уровня содержания дороги, в котором отмечается соответствие или несоответствие состояния дороги зафиксированному в Договоре уровню содержания. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах / Росавтодор. - М., 1999. - 86 с.Глава 6 посвящена планированию и контролю качества работ по содержанию мостовых сооружений. Руководство по производству работ дорожным матером (при содержании и ремонте автомобильных дорог) / Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 49 с. Настоящее Руководство определяет общие технологические принципы, последовательность и периодичность производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполняемых под руководством дорожного мастера. Автомобильные дороги России на рубеже веков. Цифры и факты. - [М., 2000] - 291 с.Для обеспечения соответствия состояния дорог стандартам и нормативным требованиям Росавтодором осуществляется комплексный подход к обеспечению качества в дорожных работах. В отрасли создана и успешно функционирует единая система управления качеством продукции на основе широкомасштабного внедрения современных технологий и решения ряда организационно-методических задач. Эта система включает в себя производственный контроль на уровне подрядных организаций, технологический надзор в органах управления, инспекционный контроль на уровне отрасли, авторский надзор за реализацией проектов. В органах управления широко используется инженерное сопровождение дорожных работ. В ряде случаев для инструментального контроля качества особо важных объектов привлекались независимые специализированные организации. Аспекты качества строительства, реконструкции и эксплуатации дорог // Бюл. строит, техн. - 1999. - № 8. - С. 39-40.В настоящее время из общего числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), происходящих на дорогах РФ, 20-25 % связаны с непреднамеренными (неуправляемыми) выездами автотранспортных средств (АТС) за пределы проезжей части дороги. В таких ДТП погибает каждый пятый человек. Значителен и материальный ущерб от повреждения АТС и перевозимых грузов. В этих условиях основным средством снижения тяжести последствий таких происшествий является применение дорожных удерживающих ограждений, которые в настоящее время стали неотъемлемой частью сооружений дорог. Однако качество дорожных ограждений, применяемых в нашей стране, в большинстве случаев делает их практически непригодными для удержания крупногабаритных АТС - автобусов и грузовых автомобилей. Более того, эти ограждения в ряде случаев по своей конструкции и качеству сами представляют значительную опасность для участников дорожного движения. О проблемах, связанных с обустройством дорог, рассуждают: заведующий отделом Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ), канд. техн. наук Э.Н. Никульников; заместитель директора по научной работе НИЦИАМТ канд. техн. наук В.И. Сальников; инж. НИЦИАМТ М.В. Лыюров; инж. НИЦИАМТ А.А. Барашков; сотрудник НИЦИАМТ канд. техн. наук В.И. Козицкий; заведующий лабораторией "Союздорнии", д-р техн. наук В.А. Астров; начальник отдела сертификации Управления технормирования Госстроя России И.Н. Нагорняк. Афиногенов О.П. Методология и организация независимого контроля качества содержания дорог // Техн. и технол. дор. х-ва. - 1999. - № 1. - С. 34-37.С мая Гладков В.Ю. О необходимости перехода на новые формы организации дорожно-строительных работ: Сб. науч. тр./ ГП Росдорнии. - М., 2000. Вып. 10. - С. 138-141.Рассмотрено влияние новой системы организации дорожно-строительных работ на качество российских дорог. Приведен опыт ремонта федеральных автомобильных дорог с использованием новой системы организации работ. Сделан вывод о необходимости перехода на новую систему организации работ в дорожной отрасли и сформулированы основные задачи адаптации существующей западной модели этой системы к российским условиям. Гохман Л.М., Юмашев В.М. Долговечность - признак качества. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС (Отраслевой стандарт ОСТ 218.010-98) // Автомоб. дороги. - 1998. - № 8. - С. 12-13.В результате
теоретических и экспериментальных исследований разработаны критерии качества
полимера, выбран из существующих необходимый для этой цели класс полимеров -
термоэластопласты (блоксополимеры типа СБС), установлены оптимальные параметры
полимера и его содержание в битумах разной структуры и создано новое вяжущее.
Полимерно-битумное вяжущее на основе блоксополимеров типа СБС (ПБВ)
удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям к качеству вяжущего. В начале Гребеневич Е.Н. Оценка транспортно-эксплуатационных качеств тоннельных участков горных автомобильных дорог: Автореф. дис. канд. техн. наук. - М., 2000. - 19 с.Приведены обоснованные и уточненные нормы проектирования основных параметров автодорожных тоннелей и усовершенствованные в практике проектирования методы оценки проектных решений (как вновь проектируемых, так и существующих) участков автодорожных тоннелей. Кирпичникова Т.В. Оценка эффективности затрат строительных организаций на обеспечение качества строительной продукции // Экономика стр-ва. - 2001. - № 4. - С. 52-58.Успешная деятельность строительной организации на подрядном рынке зависит от ее способности производить продукцию, удовлетворяющую потребителей как по качеству, так и по стоимости. Обеспечение требуемого качества связано с выявлением, устранением и предотвращением дефектов. Эти действия влекут за собой затраты строительной организации на: - оценку качества строительной продукции; - устранение дефектов, обнаруженных при производстве строительной продукции; - устранение дефектов, обнаруженных после сдачи объекта в эксплуатацию; - мероприятия по предупреждению дефектов. К затратам на оценку качества строительной продукции относятся затраты на следующие виды контроля: - входной контроль: контроль качества и комплектности проектно-сметной документации, материально-технических ресурсов, поступающих на стройку; контроль качества работ, выполненных по договорам субподряда; - операционный контроль качества строительно-монтажных работ в процессе производства; - промежуточный контроль качества скрытых работ, законченных конструктивных частей и элементов зданий и сооружений; - приемочный контроль качества законченного и подготовленного к эксплуатации объекта. Ковалев П.В., Мансветов А.Б., Свежинская И.М. Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог. - М.: НИЦ "Инженер", 1998. - 131 с.Целью создания данного пособия является оказание помощи организациям и подразделениям, осуществляющим контроль качества дорожно-строительных работ, а также организациям, осуществляющим эти работы. Все допуски, применяемые при проведении и приемке дорожно-строительных работ, взяты из действующих нормативных документов (по состоянию на 01.01.97). Пособие носит справочный характер, а не заменяет собой использованные при его составлении нормативные документы. Пособие содержит требования не только приемочного, но и операционного и входного контроля, а также некоторые технологические требования, на которые, по мнению составителей, следует обращать внимание при промежуточных приемках, авторском надзоре, инженерном сопровождении проекта и инспекционном контроле. В данном пособии намеренно не отражены вопросы контроля подготовительных (в т.ч. геодезических) работ в дорожном строительстве, контроля строительства мостов и путепроводов, а также вопросы контроля качества продукции на предприятиях строительного комплекса (АБЗ, ЦБЗ, карьеры, ЖБИ и т.д.), так как эти аспекты требуют более детального рассмотрения в специальной литературе. Курьянов В.К., Скрыпников А.В. Современные критерии оценки транснортно-эксплуагационных качеств автомобильных дорог: Рукопись/Воронеж, гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 1992. - 10 с. Деп. в ВИНИТИ 15.03.2000. № 648-В00.Разработка методов определения показателей критериев ведется на основе классификации транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог. Такая классификация, выполненная В.В. Сильяновым на основе исследования А.К. Бируля, В.Ф. Бабкова, В.К. Некрасова и других отечественных и зарубежных исследователей, выделяет: первую группу показателей (интенсивность, состав и объем движения, пропускную и провозную способность автомобильной дороги, скорость движения и время сообщения); вторую группу показателей (прочность дорожной одежды и земляного полотна, шероховатость и ровность дорожного покрытия, коэффициент сцепления, работоспособность дорожной одежды, износостойкость дорожного покрытия); третью группу показателей (надежность, проезжаемость, срок службы дороги, относительную аварийность, коэффициенты аварийности и безопасности, расстояние видимости); четвертую группу показателей (себестоимость перевозок и потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий). При оценке проектных решений автомобильных дорог типовая процедура применима не всегда. Ее применяют при оптимизации дорожных сетей, сравнении вариантов дорог большой протяженности, на которых свертываемые показатели определяются по обобщенным зависимостям. Лейтланд И.В. Пенетрационный экспресс-контроль степени увлажнения глинистого грунта // Наука и техника в дор. отрасли. - 2000. - № 1. - С. 12-13.Дано сравнение традиционных методов оценки степени увлажнения, процесс подбора рецептуры. Метод обеспечивает воспроизводимость свойств пробных образцов и достоверность прогнозируемых показателей качества производимых ПБВ, КОВ и битумов, улучшенных другими добавками. Лукманова И.Г. Зависимость цены строительной продукции от ее качества // Экономика стр-ва. - 2001. - № 2. - С. 32-36.Повышение качества строительной продукции в современных условиях имеет большое значение, от него зависит конкурентоспособность, объем спроса, уровень продаж, объем выручки и получаемой прибыли, что, в конечном счете, определяет экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятий строительной отрасли. Немчинов М.В., Немчинов Д.М. Главная проблема дорожного строительства в России // Наука и техника в дор. отрасли. - 2001. - № 1. - С. 9-11.Система управления качеством является частью системы управления предприятием (организацией). Цели в области качества дополняют другие цели предприятия, такие, как например, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, безопасностью персонала и охраной окружающей среды. Различные части системы управления предприятием могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую, связанную и унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, постановку дополнительных целей и оценку эффективности. Рассмотренная система управления может быть проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких как ИСО 9001 и ИСО 14001. В рамках короткой статьи нет возможности подробно изложить содержание работ по созданию системы управления качеством. Для проектно-изыскательских организаций в дорожной отрасли уже начата работа по созданию достаточно понятных рекомендаций и руководств по организации системы управления качеством. Для дорожно-строительных организаций такая работа еще не начиналась, хотя внедрение такой системы совершенно необходимо. Следует подчеркнуть, что внедрение международных стандартов серии ИСО 9000 (в частности, ИСО 9001) является исключительно добровольным делом для предприятия. Создание такой системы приветствуется, но пока не является обязательным. Тем не менее, каков возможный результат создания системы управления качеством на предприятии? Он следующий: достижение высокого и стабильного качества строительства; повышение уровня доверия к предприятию со стороны заказчиков; на этом основании - повышение конкурентоспособности предприятия по сравнению с родственными, в перспективе возможность участия и победы в международных торгах и конкурсах (по аналогии с зарубежными фирмами, участвующими в торгах в России, побеждающих в них и заключающих контракты на строительство заводов, общественных и жилых зданий и т.п.). За рубежом сертификация предприятий и организаций в соответствии со стандартами серии ИСО 9000 широко распространена; как результат - увеличение числа заказов, снижение удельных затрат и повышение рентабельности, повышение экономической эффективности за счет снижения затрат на переделку и исправление недоброкачественной продукции. Оперативный контроль дорог. / О.Н. Иванов, О.Т. Сахаров, С.М. Гуревич, В.П. Пахомов // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 2000. - Вып. 3. - С.45-49.Описывается установка контроля, разработанная в Центральном научно-конструкторском бюро - ФГУП ЦНКБ, позволяющая бесконтактным методом измерений получить объективную информацию о качестве дорог. Павлова Л.Н. Система управления качеством продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. - М., 2000. - 64 с - (Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор; Вып. 6).Даны общие представления о качестве, его зависимости от конъюнктуры рынка, изложена история развития деятельности по управлению качеством, приведены общие принципы и разъяснены функции системы управления качеством, описаны требования международных стандартов к элементам системы качества. Передвижная дорожная лаборатория ПКРС-2У: [Проспект] / Союздориии. - Балашиха, Моск. обл., б.г. - 1 с.Предназначена для определения качества строительства, реконструкции, ремонта и диагностики покрытия автомобильных дорог. Приискалов А.В. Компьютерные технологии управления состоянием дорог//Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 2000. - вып. 3. - С. 1-7.Сообщается о создании комплексной автоматизированной системы управления состоянием автомобильных дорог (КАС) в Саратовской области, сформулированы основные функциональные подсистемы, дана примерная схема КАС Региона. План развития науки и техники Росавтодора на 2000-2001 годы / Рос. дор. агентство. - М. 2000. - 152.Включает план важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и план опытно-экспериментального внедрения новых технологий и материалов, которые сформированы на основе предложений научных, проектных и производственных дорожных организаций и предприятий, Управлений автодорог, Упрдоров, а также структурных подразделений центрального аппарата Росавтодора. Основной приоритет в Плане НИОКР имеет: - совершенствование методов изысканий, проектирования и строительства автомобильных дорог; - совершенствование системы управления дорожным хозяйством; - повышение уровня содержания дорог и безопасности движения; - повышение надежности дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог; - совершенствование методов и средств диагностики и лабораторного контроля и др. Поваров
СИ. О совершенствовании системы контроля качества содержания автомобильных
дорог // Совершенствование организации работ по содержанию автомоб. дорог и
повышение эффективности использования средств , направленных на эти цели:
Материалы семинара, г. Владимир, 23-24 апр.
|
|