|
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ И ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МОРОЗОЗАЩИТНЫХ ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИХ СЛОЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД Одобрены Минтрансстроем Москва 1979 СОДЕРЖАНИЕ Приведены методы уменьшения теплопроводности укрепленных грунтов и отходов промышленности за счет применения вяжущих материалов и добавок: золошлаков из отвалов тепловых электростанций, шлаков черной и цветной металлургии и продуктов их переработки, горелых пород, укрепленных цементом, золой уноса сухого отбора, гранулированными доменными шлаками; добавок органических веществ: жидкого битума, гудрона, битумной эмульсии, воздухововлекающих и пластифицирующих добавок, добавок легких заполнителей в виде керамзитового гравия, вспученного перлитового песка и щебня, гранул полистирола. Изложена технология производства работ при устройстве морозозащитных слоев и оснований из укрепленных грунтов и отходов промышленности. Показано, что использование укрепленных материалов приведенных выше составов для устройства морозозащитных слоев позволяет уменьшать толщину последних на 30 - 50 % по сравнению с толщиной морозозащитных слоев из песка, щебня и других материалов. Приведены требования к грунтам, материалам, вяжущим веществам и добавкам. Табл. 5. Союздорнии, 1979 г. ПредисловиеНастоящие "Методические рекомендации по использованию укрепленных грунтов и отходов промышленности в морозозащитных теплоизолирующих слоях дорожных одежд разработаны Союздорнии на основе результатов лабораторных исследований и опытно-производственного строительства. Приведенные в "Методических рекомендациях" методы уменьшения теплопроводности укрепленных грунтов и отходов промышленности предусматривают укрепление указанных материалов с использованием наряду с основным вяжущим (цементом, золой уноса, гранулированным доменным шлаком и т. д.) добавок воздухововлекающих и поверхностно-активных веществ, органических веществ, легких заполнителей, а также применение укрепленных отходов промышленности: золошлаковых смесей тепловых электростанций, шлаков червой и цветной металлургии и продуктов их переработки, горелых пород угольных шахт и т. д. Такие укрепленные материалы обладают лучшими теплозащитными свойствами, чем традиционные материалы (пески, гравийно-песчаные смеси, щебень и др.), применяемые для устройства морозозащитных слоев дорожных одежд. Использование укрепленных грунтов и отходов промышленности при устройстве морозозащитных слоев позволяет снизить толщину морозозащитных слоев на 30 - 50 % по сравнению с толщиной слоев из песков, щебня и др. и, как правило, повышает прочность дорожных одежд. Настоящие "Методические рекомендации" составлены кандидатами технических наук Р.А. Агаповой, И.Л. Гурячковым при участии кандидатов технических наук А.С. Дудкина и В.С. Цветкова. 1. Общие положения1.1. Настоящие
"Методические рекомендации" развивают положения "Инструкции по
применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований
и покрытий автомобильных дорог и аэродромов", СН 25-74 в части комплекса
мероприятий, обеспечивающих получение укрепленных материалов с лучшими теплозащитными
свойствами. Использование таких материалов для устройства морозозащитных слоев
позволяет на 30 - 50 % уменьшить толщину последних по сравнению со слоями из
песков, щебня и т.п., толщина которых, необходимая для обеспечения
морозоустойчивости дорожных конструкций, достигает 40 - Применение взамен песков, гравия и щебня укрепленных материалов с лучшими теплозащитными свойствами позволяет также существенно повысить прочность дорожной конструкции в целом. 1.2. Настоящие "Методические рекомендации" следует использовать при проектировании и строительстве автомобильных дорог, на которых предусматривают специальные мероприятия по обеспечению морозоустойчивости дорожных конструкций в основном во II - III дорожно-климатических зонах. 1.3. Получение укрепленных материалов с пониженной теплопроводностью обеспечивается за счет использования составов смесей, которые включают следующие материалы, вяжущие вещества и добавки: побочные продукты или отходы промышленного производства (золошлаки из отвалов тепловых электростанций, шлаки черной или цветной металлургии, горелые породы и т.п.), укрепленные одним цементом или цементом в сочетании с добавками жидкого битума либо СДБ или укрепленные гранулированными доменными шлаками либо золами уноса сухого отбора; органические вяжущие вещества: жидкий битум, гудрон, битумная эмульсия, используемые в качестве добавок, уменьшающих общую пористость при одновременном увеличении количества замкнутых пор, а также повышающих гидрофобность укрепленного материала; воздухововлекающие и пластифицирующие добавки, повышающие общую пористость материалов за счет увеличения количества замкнутых пор; легкие заполнители: керамзитовый гравий, вспученные перлитовые пески и щебень, гранулы полистирола, аглопоритовый щебень, используемые в качестве добавок и обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами, 1.4. Толщину морозозащитных слоев из укрепленных грунтов и материалов рассчитывают в соответствии с "Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-72 с учетом коэффициентов теплопроводности, приведенных в табл. 2.1 - 2.4 настоящих "Методических рекомендаций". При этом полученную толщину дополнительно снижают на 20 - 25 % (при условии обеспечения требуемой прочности дорожной конструкции), так как при устройстве морозозащитных слоев из укрепленных грунтов и материалов уменьшается влажность подстилающих грунтов земляного полотна и величина морозного пучения. 1.5. Укрепленные
морозозащитные слои укладывают шире слоя основания на 1.6. Составы смесей из укрепленных грунтов и материалов для устройства морозозащитных слоев подбирают, руководствуясь "Инструкцией" СН 25-74 (приложения 3, 4). Коэффициенты теплопроводности укрепленных материалов определяют по методике, приведенной в "Методических рекомендациях по проектированию и устройству теплоизолирующих слоев на пучиноопасных участках автомобильных дорог" (Союздорнии, М., 1976). 1.7. Выполнение предложений настоящих "Методических рекомендаций" позволяет: уменьшить толщину
дорожной одежды и 15 - 30 % и стоимость строительства морозозащитных слоев на
10 - 20 тыс. руб. и более на обеспечить проезд технологического транспорта без устройства дополнительных слоев, что, как правило, предусматривают в случае сооружения морозозащитных слоев из песчаных грунтов. 1.8. Целесообразность использования тех или иных составов укрепленных грунтов и материалов, обеспечивающих уменьшение толщины морозозащитных слоев, устанавливают в каждом отдельном случае на основе технико-экономического обоснования и сравнения с вариантом конструкций с морозозащитными слоями из песка, щебня и других материалов. 2. Методы уменьшения теплопроводности укрепленных грунтов и отходов промышленности. Требования к грунтам, материалам, вяжущим и добавкам2.1. Для уменьшения теплопроводности укрепленных материалов предусматривают следующие способы укрепления: песчаные грунты укрепляют цементом в количестве 5 - 8 % с добавками СЦБ, СНВ. ОСМ-2, ГКЖ-94 в количестве 0,5 - 1.5 % (от массы цемента) или с добавками битумной эмульсия, жидкого битума, гудрона в количестве 2 - 4 % (от массы грунта); золой уноса сухого отбора в количестве 15 - 20 % или гранулированным доменным шлаком в количестве 15 - 20 % в сочетании с 3 - 4 % цемента или с добавками 2 - 4 % битумной эмульсии, жидкого битума, гудрона; цементом в количестве 5 - 7 % или золой уноса сухого отбора в количестве 15 - 20 % с добавками 20 - 40 % керамзита, вспученного перлита, аглопорита или с 0,5 - 0,7 % (от массы смеси) гранул полистирола; супесчаные и суглинистые грунты укрепляют цементом в количестве 6 - 9 % в сочетании с 0,5 - 2 % (от массы цемента) добавок СНВ, ОСМ-2, ГКЖ-94. СДБ или золой уноса сухого отбора в количестве 15 - 20 % с добавкой 1 - 2 %. (от массы грунта) CaCl2, NaOH, Na2S04, или извести: цементом в количестве 6 - 9 % или золой уноса сухого отбора в количестве 15 – 20 % с добавками 20 - 40 % керамзита, вспученного перлита, аглопорита или с 0,5 - 0,7 % гранул полистирола (от массы смеси); золошлаковые смеси из отвалов тепловых электростанций укрепляют цементом в количестве 4 - 6 % или цементом с добавками жидкого битума, битумной эмульсии, гудрона в количестве 2 % или с СДБ, СНВ в количестве 0,5 - 1,5 %, золой уноса в количестве 15 %, известью в количестве 5 - 7 %, гранулированным доменным шлаком в количестве 15 % в сочетании с 2 - 4 % цемента; шлаки черной и цветной металлургии и продукты их переработки, горелые породы и т.п. укрепляют цементом в количестве 4 - 8 %. Выбор рекомендуемых в п. 2.1 составов смесей осуществляют в зависимости от наличия исходных компонентов смеси с учетом величины коэффициентов теплопроводности, приведенных в табл. 2.1 - 2.4. 2.2. Применение приведенных в п. 2.1 составов смесей для устройства морозозащитных слоев обеспечивает существенное уменьшение их толщины по сравнению с толщиной из традиционных материалов (табл. 2.5).
Примечания: 1. Меньшие значения коэффициентов теплопроводности соответствуют материалам при влажности твердения, большие - водонасыщенным материалам (то же табл. 2.2 - 2.4). 2. Приведенные коэффициенты теплопроводности соответствуют составам смесей с использованием, как правило, различных мелких, в том числе одноразмерных и пылеватых песков. 3. Составы смесей с керамзитом, аглопоритом и полистиролом разработаны в Ленинградском филиале Союздорнии. Таблица 2.2
2.3. Укрепленные грунты и отходы промышленности, используемые для устройства морозозащитных слоев, должны удовлетворять требованиям II - III классов прочности согласно табл. 1 "Инструкции'' СН 25-74. 2.4. Укрепляемые грунты, побочные продукты промышленного производства, вяжущие и добавки должны удовлетворять следующим требованиям: грунты - требованиям "Инструкции" СН 25-74; золошлаковые смеси из отвалов тепловых электростанций - требованиям "Методических рекомендаций по использованию золошлаковых смесей ТЭС для устройства укрепленных оснований и морозозащитных дорожных одежд" (Союздорнии, М., 1977). Пригодность шлаков черной и цветной металлургии и продуктов их переработки (шлакового щебня, гранулированного шлака, шлаковой пемзы и др.) устанавливают по результатам испытания образцов из этих материалов, укрепленных цементом. Аналогичным способом устанавливают возможность использования горелых пород угольных шахт. При этом следует учесть, что укрепленные шлаковые материалы и горелые породы угольных шахт должны соответствовать требованиям II - III классов прочности табл. 1 "Инструкции" СН 25-74.
Подбор составов смесей и испытания образцов производят в соответствии с "Инструкцией" СН 25-74 (приложение 3); они должны отвечать следующим требованиям: портландцемент, шлакопортландцемент, пуццолановый портландцемент - требованиям ГОСТ 10178-76; золы уноса сухого отбора, применяемые в качестве самостоятельного вяжущего и в виде активной добавки к цементу, - табл.6 и пп.2.20 - 2.23 гл. 2 "Инструкции" СН 25-74; известь строительная 1-го и 2-го сорта - ГОСТ 9179-77 "Известь строительная"; битумные эмульсии прямого типа медленнораспадающиеся (класса МА), приготовленные на нефтяных битумах марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, по показателям свойств - ГОСТ 18659-73 на эмульсии дорожные битумные;
Толщины морозозащитных слоев из укрепленных грунтов и отходов промышленности, устраиваемых взамен морозозащитных слоев из традиционных материалов
доменные гранулированные основные шлаки 1 - 3-го сортов - ГОСТ 3476-74. Активность доменных гранулированных шлаков должна соответствовать требованиям ГОСТ 3344-73. Доменные гранулированные шлаки следует применять в сочетании с небольшими добавками цемента (2 - 4 % от массы смеси); смола нейтрализованная воздухововлекающая СНВ - требованиям ТУ 81-05-75-68 "Смола нейтрализованная воздухововлекающая (СНВ)"; сульфитно-дрожжевая бражка СДБ - ОСТ 81-79-74 "Концентраты сульфитно-дрожжевой бражки"; кремнийорганическая; жидкость ГКЖ-04 - ГОСТ 10834-76 "Жидкость гидрофобизирующая 136-41"; жидкий битум и гудрон - ГОСТ 11955-74; мыло сульфатное очищенное ОСМ-2 -ТУ 81-28-1-75 "Мыло сульфатное очищенное"; керамзитовый гравий - ГОСТ 9759-76; перлитовый песок и щебень - ГОСТ 11991-76; аглопоритовый щебень - ГОСТ 11991-76; вспученные гранулы полистирола - МРТУ 6-05-1019-66. 3. Технология производства работ3.1. Устройство морозозащитных слоев с использованием указанных в п. 2.1 составов смесей осуществляется двумя способами: смешением компонентов смеси непосредственно на дороге; приготовлением смеси в стационарных смесительных установках. Метод производства работ назначают с учетом технико-экономических расчетов, наличия оборудования, свойств обрабатываемых грунтов, отходов промышленности, вяжущих материалов и добавок, дальности их возки, а также с учетом стоимости материалов При устройстве укрепленных морозозащитных слоев дорожных одежд с использованием различных местных связных грунтов целесообразно приготавливать смесь методом смешения ее компонентов непосредственно на дороге. 3.2. При проведении работ методом приготовления смеси непосредственно на дороге используют грунтосмесительные машины, в том числе в сочетании с высокопроизводительными машинами со скользящим и формами. Подробная технология производства работ указанным методом с использованием серийных грунтосмесительных машин и способ ухода за готовым укрепленным слоем дорожной одежды изложены в "Инструкции" СН 25-74. 3.3. При производстве работ методом приготовления смеси в стационарных смесительных установках используют смесители, как правило, принудительного перемешивания компонентов: смеси ДС-50А, СБ-37 (С-780) и др. Допускается применение смесителей свободного перемешивания для обработки крупно- и среднезернистых песков, а также золошлаковых смесей из отвалов ТЭС. При использовании смесителей с принудительным перемешиванием компонентов смеси допускается обработка связных супесчаных грунтов. 3.4. После приготовления однородной смеси в стационарных смесительных установках остальные технологические операции выполняют в такой последовательности: готовую
смесь выгружают из смесителя и транспортируют автомобилями-самосвалами к месту
укладки; для этого рекомендуется использовать самосвалы емкостью не менее 5 - на месте укладки смесь выгружают на уплотненный до требуемой плотности грунт земляного полотна. 3.5. Готовую смесь на месте укладки целесообразно выгружать непосредственно в выдвижной бункер распределителя или центральный бункер профилировщика и распределителя. Смесь распределяют на требуемую ширину укладываемого слоя с одновременным предварительным уплотнением слоя вибробрусом. Окончательное уплотнение укрепленного слоя до плотности 0,98 - 1 от стандартной производят самоходными катками на пневматических шинах с последующим профилированием уплотненного слоя профилировщиком и распределителем. 3.6. При производстве работ методом смешения компонентов смеси на дороге или в стационарных смесительных установках с использованием водорастворимых добавок СДБ, СНВ, ОСМ-2, ГКЖ-94 последние вводят в виде водных растворов при доувлажнении смеси до оптимальной влажности. При приготовлении водных растворов указанных добавок учитывают рекомендации "Руководства по применению химических добавок к бетону" (М., Стройиздат, 1975). 3.7. Приготовление смесей с добавками органических веществ: жидкого битума, битумной эмульсии гудрона осуществляют, как правило, в стационарных смесителях с принудительным перемешиванием компонентов. 3.8. Движение построечного транспорта по готовому укрепленному морозозащитному слою разрешается: через пять суток со
времени его устройства в случае получения материала, удовлетворяющего
требованиям II класса
прочности, при толщине укрепленного слоя не менее через семь суток в случае
получения материала, удовлетворяющего
требованиям III класса
прочности при толщине укрепленного слоя не менее через 10 суток при
толщине укрепленного слоя менее 3.9. Допускается открывать движение построечного транспорта и устраивать вышележащие слои в течение первых двух суток со времени устройства морозозащитного слоя при использовании в составе смесей цемента с добавками поверхностно-активных веществ, битумных эмульсий, жидких битумов, гудронов, сырой нефти, а также при применении медленнотвердеющих вяжущих (зол уноса, гранулированных доменных шлаков), в том числе с небольшими добавками цемента, извести и других веществ. По истечении двух суток движение построечного транспорта не допускается, в этом случае руководствуются положениями, указанными в п. 3.8. настоящих "Методических рекомендаций". ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|