|
|
Причины несчастного случая в конструктивных недостатках сооружения и отсутствии строительного надзора О.Н. Запольская, Гл. государственный инспектор труда на железнодорожном транспорте в г. Москве
Производственные здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны находиться под постоянным контролем работников, ответственных за сохранность этих объектов. К содержанию производственных зданий и сооружений, эксплуатируемых в условиях воздействия переменных нагрузок и постоянной вибрации, для обеспечения их безопасной эксплуатации, а также продления срока эксплуатации предъявляются повышенные требования. Правила эксплуатации и ремонта производственных зданий должны соответствовать требованиям ПОТ Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений", утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.98. Характерным примером возможности возникновения аварийной ситуации при отсутствии надзора за техническим состоянием производственных зданий и сооружений может служить групповой несчастный случай со смертельным исходом, произошедший 21 декабря 2005 г. в ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги (МЖД) - филиала ОАО "РЖД". ПРОИСШЕСТВИЕ Во время производства вагоноремонтных работ, после 14.40 в вагоносборочном цехе работники заметили, что с плит перекрытия кровли осыпается штукатурка, а затем внезапно началось обрушение боковой стены и кровли цеха. В момент обрушения в вагоносборочном цехе находились 19 чел, При эвакуации с места происшествия 13 из них были травмированы элементами падающих перекрытий и оборудования, один (слесарь по ремонту подвижного состава) - смертельно. Здание вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово МЖД было построено в 1935 г., в 1954 г. проведена реконструкция депо по проекту, разработанному проектной конторой Московско-Рязанской железной дороги, по которому предусматривалась установка мостового крана грузоподъемностью 3 т. В соответствии с проектом выполнены работы по полной разборке существовавшего перекрытия и светового фонаря. Установка мостового крана предусматривала наращивание стен по периметру и установку кранового пути с опорой на раскосы, расположенные непосредственно в боковых стенах здания. С момента вышеуказанной реконструкции по настоящее время работ, связанных с изменением конструкции стен и кровли, не производилось, В 1971 г. в вагоносборочном цехе был установлен кран опорный однобалочный, электрический (кран-балка) грузоподъемностью 5 т. В 1976 г. институтом "Мосжелдорпроект" разработан проект реконструкции цеха, который предусматривал опирание подкрановых путей кран-балки грузоподъемностью 5 т на отдельно стоящие опоры и жесткое защемление опор металлических ферм в стенах здания. Проект не был реализован. В 1994 г. в цехе установлена вторая кран-балка грузоподъемностью 5 т. Подкрановые пути проложены на опорах горизонтально-консольного типа, для этого в простенках выполнены ниши, в которые замоноличены горизонтальный двутавр № 20 с подкосом из рельса. С 1 по 25 октября 2005 г. ООО "Промстроймонтаж" проводил капитальный ремонт кранового пути кран-балок. Техническая документация на крановые пути отсутствует, расчет нагрузок на несущую конструкцию стены с встроенными кронштейнами при использовании двух кран-балок грузоподъемностью 5 т каждая не производился. Расследованием несчастного случая установлено, что его причинами являются конструктивные недостатки, допущенные при реконструкции здания, и отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственных зданий. По заключению экспертной комиссии, утвержденному генеральным директором ОАО "ЦНИС", причинами обрушения стены и перекрытия вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово являются: - необеспеченная поперечная жесткость здания в целом и неустойчивое состояние упавшей стены из-за отсутствия жестких связей между элементами здания, обусловленные отсутствием анкеровки опорных узлов ферм покрытия, что является нарушением требований СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции", и установкой в цехе кран-балок грузоподъемностью 5 т взамен предусмотренных проектом кран-балок грузоподъемностью 3 т; - перегрузка стены в результате: надстройки сплошных кирпичных стен на 2,8 м (без световых проемов, предусмотренных заданием на проектирование) с устройством светового фонаря из металлоконструкций, нагрузка от которого не учтена в расчетах. Это обусловило увеличение постоянных вертикальных нагрузок и образование временных горизонтальных ветровых нагрузок; устройства дополнительно подкрановых путей, что обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента; - снижение несущей способности и долговечности материала стены в результате периодического замачивания фундаментов грунтовыми водами, приводящего к водонасыщению и потере кладочным известковым раствором связующих качеств в конструкции фундаментов и цокольной части, а также периодических вибродинамических воздействий на стену от проходящих поездов и работающих механизмов (кран-балок); - сочетание временных воздействий от предшествующего обильного продолжительного снегопада, превышающих расчетные значения в сочетании с временной ветровой нагрузкой, и от работающей кран-балки. Таким образом, в результате необеспеченной жесткости здания, неустойчивого состояния наружной несущей стены, перегрузки несущих конструкций, сложившегося сочетания неблагоприятных условий и одновременного воздействия временных нагрузок (нагрузки от работающего кранового оборудования, сверхрасчетной снеговой и ветровой нагрузки, вибродинамического воздействия от проходящего железнодорожного состава) произошло отклонение стены в месте примыкания к стене фермы № 2 от вертикального положения, которое из-за отсутствия поперечных связей и наличия продольной связи (подкрановый путь) перешло в необратимое падение значительного участка стены и обрушение конструкций покрытия. Нарушены требования следующих нормативных правовых актов.
Выводы В ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов МЖД - филиала ОАО "РЖД" не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по эксплуатации. В связи с этим не установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации. Отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственного здания вагоносборочного цеха не позволило определить изменения, произошедшие в процессе его эксплуатации. Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации определяются в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров, которые не проводились. При проведении реконструкции здания, предусматривающей установку мостового крана, устанавливаемые металлические фермы покрытия на несущие стены (узлы опирания металлических ферм) анкерами не закреплялись, в результате чего не обеспечена поперечная жесткость здания. Заложенные при реконструкции здания нарушения требований СНиП II-22-81* не выявлены в процессе его эксплуатации в течение длительного времени из-за отсутствия систематических наблюдений за состоянием несущих конструкций. В здании установлено не предусмотренное проектом технологическое оборудование. В цехе установлены две кран-балки без проекта и необходимых расчетов нагрузки на несущие стены. Дополнительное устройство подкрановых путей обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента. В то же время в ходе эксплуатации в депо не осуществлялись технические осмотры подкрановых конструкций.
|
|