|
|
Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СП 35-116-2006 Москва 2006 Содержание Предисловие1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий); ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр» (АПИО-Центр) 2 ВНЕСЕН ФГУП «Институт общественных зданий» 3 СОГЛАСОВАН Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. № 0100/ 481-05-31 4 УТВЕРЖДЕН приказом Генерального директора ЗАО «АПИО-Центр» от 16 декабря 2005 г. № 23 5 ОДОБРЕН И ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. № 2621-РМ/07 6 ВВЕДЕН впервые ВведениеСвод правил СП 35-116-2006 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями» разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В существующей практике реабилитационные центры и отделения организуются на базе центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов и других учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастные группы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младший школьный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничения возможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании. Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную и своевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, дети-инвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями с помощью сотрудников этих центров. В Своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров и определять объемы финансирования на строительство зданий и организацию их деятельности. Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: Руководитель и отв. исполнитель - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П. Анисимов (ФГУП «ИОЗ»), д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФГУП «ФЦЭРИ») при участии: канд. архит. Л.А. Смывиной (ЗАО «АПИО-Центр»), инженеров Л.В. Сигачевой и Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»), педагога С.А. Новиковой (ОГУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Вишенки»», г. Смоленск). Научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец. В тексте документа использованы следующие материалы: «Типовые требования по проектированию, размещению и оснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями». Части I и II. Разработаны ЗАО «ФЕМ». Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. Москва, 1996; Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249; Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23.12.96 № 218/417/515; Материалы ФГУП «Институт общественных зданий» по разработке концепции, программы проектирования, генерального плана и технологической части проекта детского реабилитационного центра «Вишенки» г. Смоленска. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ REABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED POSSIBILITIES 1 Область применения1.1 Настоящий Свод правил предназначен для создания полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач по реабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров. 1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положения позволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов с различными нарушениями. 1.3 Положения настоящего документа распространяются на здания центров и отделений реабилитации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. Они становятся обязательными для всех участников проектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание на проектирование. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем Своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы: СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»; СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (с изменениями 1-5); СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН 2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственного сырья и пищевых продуктов». 3 Общие положения3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии. Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, «лесной школы» и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются. 3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр. Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускной способности) дневного стационара. 3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарно-гигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН 2.3.6.959, СанПиН 2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 «Нормативные ссылки». 3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с «Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями»* следует предусмотреть: 1) отделение медико-социальной реабилитации; 2) отделение психолого-педагогической помощи; 3) отделение дневного пребывания; 4) стационарное отделение; 5) административно-управленческую службу. * Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249. 3.5 Набор необходимых исходных данных для проектирования подобного реабилитационного центра приведен в приложении Б. 3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационного центра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также с учетом реальной ситуации приведены в приложении В. Исходная нормативно-методическая база для проектирования подобного учреждения приведена в приложении Г. 3.7 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций: - выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии; - сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье; - разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств; - координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий; - создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей. 4 Участки размещения реабилитационных центров4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП 2.07.01, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200). 4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее: - при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее - 200 м2/место; - при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов - 160 м2/место. 4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это: - групповые (прогулочные) площадки; - навесы при групповых площадках; - физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр; - беговая дорожка (не менее 30 м); - яма для прыжков 2´4 м; - площадки для размещения гимнастических снарядов; - площадки для спортивных игр; - открытые бассейны; - хозяйственная площадка. 4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации. Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра. 4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов. 4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря. 4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м. 4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями. 4.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование: - брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава); - манеж размером 2´3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям; - надувной бассейн размером 2´3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками. 4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий. 4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие. 4.12 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены: - площадка для мини-волейбола общим размером 8´16 м (играют от 2 до 6 детей); - площадка для игры в бадминтон размером 8´15 м (играют от 2 до 4 детей); - площадка для мини-баскетбола общим размером 16´19 м (играют 10 детей); - городошная площадка размером 15´30 м (играют от 2 до 10 детей); - площадка для настольного тенниса размером 4,5´7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей); - площадка для наземного бильярда размером 1,7´3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей); - площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18´25 м (играют до 12 детей). 4.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения. 4.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях. 4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди. 4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие. 4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т. п. Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки у групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается. 5 Объемно-планировочные решения реабилитационных центров5.1 Всю многообразную многофункциональную организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок 1 приложения Д): 1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи; 2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение «мать и дитя»; 3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке. 5.2 Допускается пристраивать блок помещений реабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности. 5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вести по пособиям к СНиП 2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, по проектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом необходимо учитывать специфические требования к помещениям, в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующих документах (СНиП 2.08.02, СНиП 35-01, СП 35-101, СП 35-102, СП 35-103). 5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, как правило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа при наличии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома. 5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении. 5.6 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять «влажную» и «сухую» зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию. 5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь. 5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии с требованиями СНиП 35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который, при необходимости, должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла. 5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0´2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатических условий - с подогревом. 5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которого должна быть не менее 1,6 м. 6 Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий: - согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района; - работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации; - проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации; - проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий. 6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок 2 приложения Д): - восстановительного лечения; - медико-инженерной службы. 6.1 Подразделение восстановительного лечения6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаются следующие функциональные группы помещений: - кабинеты врачей-специалистов; - подразделение физических методов лечения; - подразделение нетрадиционных методов лечения; - вспомогательная служба подразделения. Кабинеты врачей-специалистов6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различными нарушениями. Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда. Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога. Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога. Ориентировочные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1. Подразделение физических методов лечения (рисунок 3 приложения Д) Отделение лечебной физкультуры 6.1.3 В состав помещений отделения лечебной физкультуры включаются: - зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек; - кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий; - тренажерный зал. Ориентировочные площади помещений отделения лечебной физкультуры приведены в таблице 2.
Отделение физиотерапии 6.1.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений: - массажный кабинет; - кабинет электро-, светолечения (ФТО); - кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение). Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3. Отделение термогидротерапии 6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав: - ванный зал; - помещения для лечения движением в воде; - душевой зал; - сауна; - бассейн. Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4. Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Подразделение нетрадиционных методов лечения 6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5. Вспомогательная служба 6.1.7 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6. 6.2 Медико-инженерная служба6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений: отделения коррекции передвижения; отделения реабилитационной инженерии. 6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7. Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
7 Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи7.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий (рисунок 4 приложения Д): - определение формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования); - психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания; - организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.; - проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому. 7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунки 4 и 5 приложения Д): служба психологической реабилитации; служба социально-педагогической реабилитации; служба социально-бытовой реабилитации; социально-культурный центр; служба социальной защищенности. Служба психологической реабилитации 7.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии и «телефон доверия», ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 8. Таблица 8
Служба социально-педагогической реабилитации 7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок 5 приложение Д): - отделение педагогической помощи; - специализированные классы и кабинеты; - отделение трудотерапии и профориентации. Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9. 7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать по нормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, где площадь кабинетов устанавливается не менее 12 м. 7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми-инвалидами из расчета не менее 3 м2 на одно место. Служба социально-бытовой реабилитации 7.7 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются: кабинеты специалистов-педагогов; специализированные помещения. Таблица 9
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10. Социально-культурный центр 7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещений актового зала, библиотеки (рисунок 4 приложение Д) и спортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11. Служба социальной защищенности 7.9 Служба социальной защищенности включает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 12. Таблица 10
Таблица 11
Таблица 12
8 Состав и площади помещений блока размещения8.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения: - приемное отделение; - консультативное отделение; - отделение дневного пребывания; - стационар: отделение круглосуточного пребывания; отделение «Мать и дитя». 8.2 Состав и ориентировочные площади помещений приемного отделения приведены в таблице 13. Таблица 13
8.3 Для пациентов консультативного отделения и дневного стационара следует выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчета не менее 0,5 м на каждого ребенка. 8.4 Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период, установленный реабилитационной программой. В отделении предусматривают: - реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек); - организацию учебных занятий в помещении центра для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях; - организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии. В отделении предусматриваются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий. 8.5 Стационарное отделение предназначено для: - реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп; - обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания; - создания условий, приближенных к домашним. 8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения для сна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневного пребывания и стационарного отделения. 8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения и проживания детей должны иметь: - групповые ячейки для детей дошкольного возраста; - учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста; - жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста. Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп. 2.1 и 2.2) и пособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений. 8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее: - для спальных комнат - 4 м2; - для спальных комнат лежачих детей - 6 м2; - для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м2; - для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м2, но не менее 12 м2; - для гардеробных - 1,0 м2; - для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 м2, но не менее 4 м2; - для помещений сушки одежды - 0,35 м2; - для кладовых - 0,5 м2. 8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единое помещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоны гигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должна составлять не менее 5 м2. 8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении, состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабина санузла для инвалидов должна быть не менее 4 м2, а также иметь канализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательно должно быть устройство вызывной сигнализации. 9 Состав и площади помещений блока управления9.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок 6 приложения Д): административно-управленческого персонала; служебного и хозяйственно-бытового назначения; пищеблока. 9.2 Помещения административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14. 9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала. 9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлять не менее: - для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и ДЦП - 1,6 м2; - для детей с нарушениями слуха и умственно отсталых детей - 1,3 м2. Таблица 14
9.5 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеденные залы следует предусматривать только для самостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену. 9.6 Помещения блока управления, не предназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП 31-05. Приложение АОрганизация реабилитационной деятельности в реабилитационных центрах для детей и подростковОрганизация реабилитационной деятельности определена в «Примерном положении о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями»*. * «Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249. Для детей и подростков со зрительными нарушениями (для слепых и слабовидящих) должны быть предусмотрены: - офтальмологический кабинет, оснащенный как диагностическим, так и лечебным оборудованием; - подразделение глазного протезирования (организуемое по возможности); - кабинет развития мобильности и ориентировки; - оборудование для ориентировки помещений общего пользования реабилитационного центра, бытовых и жилых помещений; - оборудование игровых комнат, помещений профподготовки и спортивных залов озвученными инструментами, игрушками и спортивными снарядами. Для детей и подростков с нарушениями слуха и речи необходимо предусмотреть в отделении медико-социальной реабилитации кабинет ЛОР-сурдолога, а также оснащение соответствующей световой сигнализацией различных помещений реабилитационного центра. К детям и подросткам с нарушениями психической сферы относятся лица с глубокой умственной отсталостью, требующие обучения в использовании собственных рук, ног, челюстей; с тяжелой умственной отсталостью, поддающиеся систематической обычной тренировке; со средней, то есть умеренной умственной отсталостью, обучаемые простым коммуникационным навыкам, навыкам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного труда и с трудом поддающиеся обучению, функциональному чтению или арифметике, а также лица со слабой умственной отсталостью, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и арифметике при специальном обучении. Поэтому медицинские штаты центра реабилитации должны быть укомплектованы психиатром-специалистом лечебного дела (1 специалист на 50 больных), а также квалифицированными медицинскими сестрами (не менее 2 специалистов на 50 больных). Кроме того, необходим врач психиатр-реабилитолог, осуществляющий социальную, профессиональную, психологическую адаптацию и устанавливающий социально-трудовой прогноз (не менее 1 специалиста на 50 больных). Для работы с детьми и подростками, имеющими нарушения психической сферы, необходимо предусмотреть кабинет психотерапии и кабинет психологической разгрузки. Для детей и подростков с поражениями опорно-двигательного аппарата (вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, отсутствия дистальных частей конечностей, то есть пальцев, кисти, стопы, в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей, вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей, в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечностей на одной стороне, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей, а также в связи с нарушением двигательной функции одной или обеих нижних конечностей) не требуется вводить какие-либо специфические элементы в функциональную структуру реабилитационного центра. Необходимо только этот центр обеспечить в достаточном ассортименте и количестве адекватными техническими средствами реабилитации. Ориентировочно по отношению ко всем детям и подросткам с ограниченными возможностями дети из неблагополучных семей составляют около 10 % и дети с наиболее глубокими нарушениями также около 10 %. Следовательно, для ориентировочных расчетов можно принимать средний объем размещения в стационаре круглосуточного пребывания в размере 20 %. Исходя из средней продолжительности индивидуальных реабилитационных программ, равной 30 дням, и учитывая посещения центра в дневное время в течение рабочей недели, то есть 305 дней в году, можно принять ориентировочно оборот одной реабилитационной программы для отделения дневного пребывания равным 10,2 в год. Приложение БИсходные данные для формирования детского
реабилитационного центра на 100 мест
|
№ п.п. |
Наименование |
Площадь, м2 |
Размещение помещений |
Проектируемое здание в составе комплекса объектов дома-интерната |
|||
I Лечебно-диагностический блок |
|||
|
А - приемное отделение |
|
|
1 |
Вестибюль с аптечным киоском |
16 |
|
2 |
Гардероб |
10 |
|
3 |
Приемная с комнатой медсестры |
12 |
|
4 |
Санпропускник |
18 |
|
5 |
Регистрационный кабинет |
9+9 |
|
6 |
Помещение охраны |
8 |
|
|
Итого |
82 |
|
|
|
|
|
|
Б - лечебно-реабилитационное отделение (кабинеты врачей-специалистов) |
|
|
1 |
Кабинет невропатолога |
12 |
|
2 |
Кабинет ортопеда |
18 |
|
3 |
Кабинет педиатра |
18 |
|
4 |
Кабинет врача ЛФК |
12 |
|
5 |
Кабинет стоматолога |
18 |
|
6 |
Кабинет окулиста с темной комнатой |
18+8 |
|
7 |
Кабинет отоларинголога |
18 |
|
8 |
Кабинет психиатра |
12 |
|
9 |
Кабинет психотерапевта (с групповой) |
24 |
|
|
Итого |
158 |
|
|
|
|
|
|
В - физиотерапевтическое отделение |
|
|
1 |
Кабинет электросветолечения на 3 кушетки |
24+8 |
|
2 |
Кабинет озекерито-парафинолечения |
20 |
|
3 |
Кабинет электросна |
16+4 |
|
4 |
Ингаляторий |
12 |
|
|
Итого |
84 |
|
|
|
|
|
|
Г - отделение лечебной физкультуры |
|
|
1 |
Зал ЛФК для групповых занятий |
60 |
|
2 |
Зал ЛФК для индивидуальных занятий |
18 |
|
3 |
Раздельные раздевальные с душевой и уборной |
16+16 |
|
4 |
Массажный кабинет |
12 |
|
|
Итого |
122 |
|
|
|
|
|
|
Д - отделение термогидротерапии |
|
|
1 |
Лечебный ванный зал (3 ванны) |
18+8 |
Разместить на 1 этаже |
2 |
Душевой зал (на 5 кабин) |
25 |
|
3 |
Помещения для подводного душа-массажа (1 ванна) |
28 |
Ширина помещения не менее 2,5 м |
4 |
Бассейн: помещение с ванной 10´6 м лаборатория анализа воды технические помещения |
100 8 10+6 |
|
5 |
Раздельные раздевальные с уборными (при 50 % загрузки помещений термогидротерапии) |
18+18 |
Связь с душевым залом, ванным залом и бассейном |
6 |
Комната отдыха после процедур |
16 |
|
7 |
Сауна: камера сухого жара, комната отдыха, раздевальная с душевой (3 сетки) и унитазом подсобное помещение |
12 18 18 6 |
|
8 |
Помещения обслуживающего персонала |
12+12 |
|
|
Итого |
333 |
|
|
|
|
|
|
Е - отделение нетрадиционных методов лечения |
|
Разместить совместно с отделением Б |
1 |
Кабинет иглотерапии |
18 |
|
2 |
Кабинет мануальной терапии |
18 |
|
3 |
Кабинет биологической обратной связи (БОС) |
18 |
|
4 |
Кабинет развития мобильности |
18 |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
|
|
|
Ж - вспомогательные службы |
|
|
1 |
Кабинет зам. директора по лечебно-реабилитационной работе |
18 |
|
2 |
Кабинет старшей медицинской сестры (с аптекой) |
12+8 |
|
3 |
Комната психологической разгрузки (для врачей) |
18 |
|
4 |
Процедурная |
12 |
У лечебно-диагностического блока |
5 |
Стерилизационная (при процедурной) |
10 |
|
6 |
Изолятор (4 комнаты по 2 койки с санузлами) и пост дежурной сестры |
36+12+6 |
1 -й этаж |
7 |
Помещения (зоны) ожидания при кабинетах, отделениях |
48 |
|
|
Итого |
180 |
|
|
Всего |
1031 |
|
|
|
|
|
II Психолого-педагогический блок |
|||
|
А - учебно-реабилитационный блок |
|
|
1 |
Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе |
18 |
|
2 |
Учебно-методический кабинет |
24 |
|
3 |
Кабинет психологической разгрузки |
18 |
|
4 |
Кабинет психолога |
12+12 |
|
5 |
Кабинет социального педагога |
12 |
|
6 |
Кабинет логопеда |
12+12 |
|
7 |
Учебный классы (кабинеты) малой наполняемости (7 классов по 18 м2) |
126 |
|
8 |
Кабинеты физики, химии, биологии (по 20 м2) с препараторскими по 6 м2 |
78 |
|
9 |
Кабинет информатики с лаборантской |
24+6 |
Разместить рядом с библиотекой |
10 |
Учебный кабинет социально-бытовой адаптации |
36 |
|
11 |
Сенсорная комната |
30 |
|
12 |
Спортивный зал 9´18 м |
162 |
Высота не менее 4,5 м |
13 |
Тренажерный зал |
30 |
|
14 |
Раздельные раздевальные с душевыми и уборными |
12+12 |
|
15 |
Снарядная |
9 |
|
16 |
Учебный класс - изостудия с препараторской |
20+10 |
|
17 |
Рекреация при учебных помещениях (ширина не менее 4 м) |
67 |
Может объединяться с вестибюлем или фойе актового зала |
18 |
Актовый зал на 200 мест |
150 |
Для инвалидов на колясках предусмотреть 7-10 мест |
|
Фойе при зале |
90 |
Используется как танцзал и помещения для настольного тенниса |
|
Эстрада глубиной 4 м |
36 |
|
|
Артистические (3 помещения) |
36 |
|
19 |
Библиотека: книгохранилище на 2000 томов в шкафах и место библиотекаря с компьютером открытый доступ на 1000 томов и 4 стола для читателей |
12 20 |
|
|
Итого |
1098 |
|
|
|
|
|
|
Б - отделение социально-трудовой реабилитации |
|
|
1 |
Кабинет заведующего отделением |
18 |
|
2 |
Кабинет профориентации |
36 |
|
3 |
Кабинет креативной терапии |
30 |
|
4 |
Мастерская швейная |
36 |
|
5 |
Мастерская слесарная |
36 |
|
6 |
Мастерская по обработке дерева (столярная) |
50 |
|
7 |
Гончарный цех |
50 |
|
8 |
Мастерская лепки с подсобной |
30+12 |
|
9 |
Помещение сырья и готовой продукции |
18+18 |
|
|
Итого |
334 |
|
|
|
|
|
|
В - отделение социально-консультативной помощи |
|
|
1 |
Кабинеты для социальных работников и юриста (всего 5 кабинетов) |
60 |
|
|
Итого |
60 |
|
|
Всего |
1492 |
|
Ill Блок жилых помещений |
|||
|
А - отделение «Мать и дитя» (4 ребенка и 4 родителя) |
|
|
1 |
4 двухместные спальные комнаты 12´4 м2 |
48 |
12 м2 на одну комнату |
2 |
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты 6´2 м2 |
12 |
|
3 |
Гостиная-буфетная 12´2 м2 |
24 |
Может быть одна на отделение |
|
Итого |
84 |
|
|
|
|
|
|
Б - отделение «Милосердия» |
|
|
1 |
Спальная комната двухместная 12´3 м2 |
36 |
По 6 м2 на место |
2 |
Санитарная комната (ванна с душем, унитаз, мойка для суден, шкаф для суден) |
10 |
|
3 |
Кладовая хозяйственная |
4 |
|
4 |
Буфетная |
9 |
|
|
Итого |
59 |
|
|
|
|
|
|
В - отделение дошкольного и младших школьников из двух жилых ячеек Жилая ячейка на 8 мест |
|
|
1 |
Спальная комната на 4 места (2 помещения) |
16+16 |
На одно место 4 м2 |
2 |
Санузел: одно помещение (ванна, умывальник, унитаз) или два помещения (ванна и умывальник, унитаз и умывальник) |
8 12 |
|
3 |
Рекреация-игровая |
40 |
|
4 |
Помещение для сушки одежды |
8 |
|
|
Итого на одну жилую ячейку на отделение |
100 200 |
|
|
|
|
|
|
Г - отделение средних и старших школьников |
|
|
|
Жилая ячейка на 8 мест |
|
|
1 |
Спальная комната на два места (4 комнаты) 10´4 м2 |
40 |
На одно место 5 м2 |
2 |
Санузел: одно помещение (ванна, умывальник, унитаз) или два помещения (ванна и умывальник, унитаз и умывальник) |
8 12 |
|
|
Жилая ячейка на 30 мест |
|
|
1 |
Спальная комната на три места (10 комнат) 15´10 м2 |
150 |
На одно место 5 м2 |
2 |
Санузел на две спальные комнаты (ванна, умывальник, унитаз) 8´5 м2 |
40 |
|
|
Общие помещения на отделение |
|
|
1 |
Рекреация на 38 детей |
80 |
|
2 |
Помещение для сушки одежды |
14 |
|
3 |
Комната личной гигиены |
6 |
|
|
Итого |
350 |
|
|
Комната отдыха для персонала 12+12 |
24 |
Два помещения на разных этажах |
|
Всего |
717 |
|
IV Блок помещений общего назначения |
|||
|
А - помещения администрации |
|
|
1 |
Кабинет директора |
24+12 |
|
2 |
Приемная секретаря и канцелярия |
12 |
|
3 |
Кабинет заместителя директора по научно-методической работе |
18 |
|
4 |
Аудитория-зал совещаний на 20 мест |
48 |
|
5 |
Подсобное помещение для хранения и подготовки пособий |
20 |
|
6 |
Архив организации |
12 |
|
7 |
Бухгалтерия: кабинет главного бухгалтера бухгалтерия касса |
18 24 12 |
|
8 |
Отдел кадров |
20 |
|
9 |
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе |
12 |
|
|
Итого |
232 |
|
|
|
|
|
|
Б - помещения столовой, работающей на сырье |
|
|
1 |
Обеденный зал на 64 места |
114 |
Разделить на 3 зоны: дошкольники, младшие и старшие школьники |
2 |
Кафетерий для персонала на 50 мест |
70 |
|
3 |
Площадь для четырех умывальников |
8 |
У входа в столовую |
4 |
Фитобар |
12 |
При обеденном зале |
5 |
Производственные помещения, помещения приема и хранения продуктов и отходов, моечные |
130 |
Уточняется технологическим расчетом |
6 |
Служебно-бытовые помещения (кабинет зав. производством, кабинет медсестры или врача диетического питания, гардероб, душевая, уборная, кладовые) |
42 |
То же |
7 |
Временный вестибюль с гардеробной на 115 мест |
30 |
В последующем используется как переход в другие корпуса |
8 |
Раздельные уборные по 2 унитаза |
6+6 |
|
|
Итого |
418 |
|
|
|
|
|
|
В - помещения бытового обслуживания |
|
|
1 |
Прачечная-постирочная производительностью 25-50 кг белья в смену (4 машины с загрузкой 3 кг) |
24 |
|
2 |
Дезинфекционная камера |
12 |
|
3 |
Гладильная |
6 |
|
4 |
Парикмахерская |
20 |
|
|
Итого |
62 |
|
|
|
|
|
|
Г - помещения общего назначения |
|
|
1 |
Вестибюль-холл с размещением пункта связи (2 аппарата) |
30 |
Размещение у главного входа в здание |
2 |
Гардероб |
20 |
|
3 |
Туалеты женские (по 3 унитаза) с умывальниками |
10+10 |
Размещаются на разных этажах |
4 |
Комнаты личной гигиены |
6+6 |
Для взрослых и воспитанников |
5 |
Туалет мужской (на 2 унитаза) с умывальником |
8 |
Общий на здание |
6 |
Зимний сад (высотой 2 этажа) |
60 |
Возможное размещение: рядом с группой жилых |
7 |
Живой уголок |
60 |
помещений; рядом с вестибюлем; рядом с фойе |
8 |
Хозяйственные помещения и кладовые |
30 |
|
9 |
Помещения обслуживающего персонала |
72 |
|
|
Итого |
312 |
|
|
Всего |
1024 |
|
V Хозяйственные постройки на территории центра |
|||
|
А - гараж на 5 автомобилей с мастерскими |
|
|
1 |
Стоянка на 4 автомашины |
120 |
Может быть навес для машин |
2 |
Ремонтный бокс-стоянка |
55 |
|
3 |
Слесарная мастерская |
55 |
|
4 |
Склад запчастей и инструментов |
12+12 |
|
5 |
Гардеробная с душем и уборной |
18 |
|
6 |
Автокласс на 10 учеников |
50 |
С учетом обучения инвалидов-колясочников |
7 |
Кабинет правил дорожного движения |
25 |
|
8 |
Вестибюль-рекреация |
20 |
|
9 |
Уборная |
6+6 |
|
|
Итого |
367 |
|
|
|
|
|
|
Б - овощехранилище на 20 т с теплицей |
|
|
1 |
Овощехранилище комбинированное, в том числе охлаждаемая камера |
100 (20) |
Возможно частичное размещение в подвале |
2 |
Теплица |
150 |
|
3 |
Класс |
25 |
|
4 |
Инвентарная |
10 |
|
5 |
Помещение для хранения удобрений |
8 |
|
6 |
Уборная с умывальной |
4+4 |
|
7 |
Вестибюль |
6 |
|
|
Итого |
307 |
|
|
|
|
|
|
В - конюшня на 4 стойла |
|
|
1 |
Стойка для лошадей |
100 |
|
2 |
Хранилище для кормов |
35 |
|
3 |
Инвентарь |
10 |
|
4 |
Хранение отходов |
12 |
|
|
Итого |
157 |
|
|
Всего |
939 |
|
Существующие здания на участке и их новое назначение |
|||
|
VI Дневной стационар |
|
Корпус детсада |
|
|
|
|
|
VII Отделение «Мать и дитя» |
|
Коттеджи № 2, 4 и 5 |
|
|
|
|
|
VIII Отделение милосердия на 8 мест |
|
Коттедж № 3 |
|
|
|
|
|
IX Гостиница |
|
Коттедж № 1 |
Состав и площадь помещений определены и рассчитаны ФГУП «Институт общественных зданий» (исполнители: канд. архит. A.M. Гарнец, инж. Л.В. Сигачева, канд. архит. Б.П. Анисимов), в том числе с использованием научных разработок ФГУП «ФЦЭРИ» Минздрава России (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева) и опыта эксплуатации дома-интерната для детей в пос. Вишенки (директор С.А. Новикова).
При определении состава и площадей основных групп помещений интерната используется СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (с изменениями 1-5), а также данные следующих нормативных документов и справочных материалов:
1. Для психолого-педагогического блока:
- Справочное пособие по проектированию средних специальных и профессиональных технических учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*)
- МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные школы»;
- Пособие к МГСН 4.06-96;
- МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
- Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000 г.);
- МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»;
- МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Для лечебно-реабилитационного блока:
- Справочное пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*);
- МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»;
- МГСН 4.08-97 «Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений»;
- МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
- НП 6.4-81 «Санатории и профилактории»;
- НП 1.4-75 «Дома-интернаты для престарелых»;
- МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»;
- Рекомендации по проектированию центров реабилитации инвалидов.
3. Для определения площадей помещений столовой:
- Справочное пособие по проектированию средних специальных и профессиональных учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*);
- МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
4. Для определения площадей помещений жилого блока:
- МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
- МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА |
1 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ |
2 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ |
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ |
4 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ |
5 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ |
6 |
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей-инвалидов
|