ТехЛит.ру
- крупнейшая бесплатная электронная интернет библиотека для "технически умных" людей.
WWW.TEHLIT.RU - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

:: Алготрейдинг::


АЛГОТРЕЙДИНГ
шаг за шагом
с нуля по урокам!

Торговые роботы на PYTHON, BackTrader,
Pandas, Pine Script для TradingView. Связка с брокерами, телеграм и легкими приложениями.


МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЭКОНОМНОМУ РАСХОДОВАНИЮ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ВОДЫ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ АЭРОПОРТОВ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Москва 1966

Настоящие Рекомендации содержат комплекс мероприятий, способствующих экономии топливно-энергетических ресурсов и воды в процессе технической эксплуатации зданий и сооружений аэропортов. Распространяются на складские здания и сооружения, предназначенные для хранения твердого и жидкого топлива, котельные, тепловые сети, оборудование систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения зданий и сооружений.

Положения рекомендаций могут быть использованы для планирования работ по экономии топливно-энергетических ресурсов в процессе проведения текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений.

Рекомендации предназначены для работников ОЗНС, ТиСТО, РСУ, других служб управлений ГА и аэропортов.

Рекомендации разработаны кандидатами технических наук Б.Ф. Сотниченко, Л.И. Кривелевым, инженерами О.М. Критовой, В.С. Горбатовым.

Работа утверждена Министерством гражданской авиации 27 июня 1985 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для планирования и проведения мероприятий по обеспечению экономного хранения топливно-энергетических ресурсов и воды, используемых при эксплуатации зданий и сооружений аэропортов гражданской авиации. Рекомендациями руководствуются в своей деятельности работники отдела эксплуатации наземных сооружений, ремонтно-строительного участка (управления), теплосантехнического отдела и других подразделений аэропортов.

1.2. Положения Рекомендаций распространяются на складские здания и сооружения, предназначенные для хранения твердого и жидкого топлива, котельные, тепловые сети, оборудование систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения зданий и сооружений.

1.3. Мероприятия по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов аэропорта планируют и проводят в процессе текущего и капитального ремонтов инженерного оборудования зданий и сооружений аэропортов, а также в процессе их эксплуатации.

1.4. Экономии топливно-энергетических ресурсов и воды в аэропортах достигают за счет повышения технического уровня эксплуатации конструктивных элементов зданий, систем теплоснабжения, водопотребления и проветривания путем выполнения требований, регламентированных общесоюзными и ведомственными правилами технической эксплуатации, а также реализацией организационно-технических мероприятий.

2. ЭКОНОМНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОПЛИВА НА СКЛАДАХ

Твердое топливо

2.1. Важнейшим элементом в системе мероприятий по экономии топлива является снижение его потерь на складах. Это достигается совершенствованием способов и приемов по рациональной организации приемки, хранения и выдачи топлива на нужды теплоснабжения. Необходимо строго относиться к учету топлива, поступающего на склад и расходуемого котельной.

2.2. Необходимо строго соблюдать нормы предельно допустимых потерь твердого и жидкого топлива при приеме, хранении и транспортных операциях на складах и в местах погрузки и разгрузки.

2.3. Если позволяют условия доставки и хранения топлива при котельных аэропортов целесообразно устраивать только расходные склады небольшой емкости, рассчитанные на одно-двухнедельный запас. Доставка твердого топлива на расходные склады должна осуществляться регулярно с базисных складов автотранспортом или по железной дороге.

2.4. Основными причинами потерь твердого топлива на окладах являются:

- измельчение, в результате чего возможен унос топлива ветром;

- вымывание атмосферными осадками;

- вдавливание в грунт и перемешивание с ним;

- увлажнение и озоление.

Накопление влаги в топливе способствует самоокислению к самовозгоранию. Ухудшение качества топлива в свою очередь отрицательно сказывается на процессе сжигания и к.п.д. котельной установки вследствие снижения теплоты сгорания.

2.5. Организация эксплуатации складов твердого топлива в аэропортах должна предусматривать соблюдение следующих основных положений, обеспечивающих экономию топлива:

- тщательный осмотр каждой прибывшей партии топлива. Получаемое топливо по качеству должно соответствовать установленному планирующими органами согласно действующим ГОСТам и техническим условиям на поставку;

- при разгрузке топлива из прибывших транспортных средств необходимо соблюдать все требования по перегрузке, перевозке на склад и формированию штабелей; процессы разгрузки, штабелирования и погрузки на устройства; топливоподача должна быть механизирована;

- площадь открытого склада твердого топлива должна иметь размеры, дозволяющие применять складские механизмы, обеспечивать требуемые по нормам разрывы и проходы между штабелями в целях сведения до минимума потерь топлива;

- формирование штабелей топлива на территории складов должно учитывать емкость склада, технические характеристики имеющихся механизмов, вид топлива к его гранулометрический состав, склонность топлива к самовозгоранию, климатические условия района аэропорта, сезон заложения штабелей, температуру привезенного топлива;

- для исключения вымывания и увлажнения топлива атмосферными осадками необходимо на территории склада обеспечить отвод воды за пределы территории склада и очистку штабелей от снега, предотвратить смерзание частиц топлива.

2.6. На территории склада должна быть тщательно выполнена вертикальная планировка. Грунт необходимо выровнять, срезать растительный покров и укатать катками. Вокруг склада устраиваются открытые дренажные канавы. При высоком уровне грунтовых вод между штабелями; рекомендуется устройство закрытых дренажных канав.

2.7. Необходимо иметь в виду, что правильная закладка штабелей облегчает учет топлива и сводит к минимуму потеря от механических и химических воздействий на топливо, обеспечивает сохранение теплоты сгорания рабочего топлива на уровне, соответствующем техническим условиям. Необходимо постоянно контролировать форму штабелей, состояние их поверхности, температуру на поверхности и в массиве штабеля.

Максимальная экономия топлива достигается в режиме эксплуатации, обеспечивающем подачу топлива с разгрузок со склада непосредственно в бункера котлов.

Жидкое топливо

2.8. Основными причинами потерь мазута, а также тепла при сжигании мазута в котельных установках являются:

- утечки мазута из емкости при транспортировке, хранении и сливе, а также подаче в котельную;

- механическая я химическая неполнота сгорания в результате недостаточного подогрева мазута;

некачественная теплоизоляция (или ее отсутствие) стальных наземных резервуаров паро- и мазутопроводов, что способствует потерям тепла в окружающую среду;

- не использование для сжигания сернистых мазутов специальных присадок, что способствует образованию плотных отложений на поверхностях нагрева, в мазутопроводах, подогревателях и резервуарах, а также развитию низкотемпературной коррозии на хвостовых поверхностях котлоагрегатов.

2.9. Экономия жидкого топлива достигается рациональным устройством и квалифицированной эксплуатацией складов топлива. Организация эксплуатации складов мазута зависит от его марки, содержания примесей, качества использования. (Мазут может использоваться в качестве основного топлива, резервного, аварийного и растопочного.)

2.10. Организация мазутохранилищ должна обеспечивать экономию мазута и тепла, расходуемого на слив, хранение, сжигание на основе соблюдения следующих основных положений:

- наименьшего расхода тепла при подготовке мазута требуемой вязкости для всех операций технологии его использования;

- сокращения времени слива мазута из цистерн;

- сведения к минимуму или полному исключению обводнения мазута при сливе и хранении;

- обработки мазута для снижения содержания в нем серы.

2.11. В целях экономии тепла и топлива при сливе мазута из железнодорожных цистерн целесообразно применять специализированные цистерны, оборудованные паровыми рубашками в сливном приборе и нижней части бака. Для разогрева мазута перед сливом из обычных цистерн рекомендуется применять переносные змеевиковые подогреватели. В тех случаях, когда применяется разогрев мазута в цистерне "открытым" паром следует применять пар давлением до 6-8 кгс/см2 с температурой около 200°С При этом для уменьшения обводнения мазута и ускорения его разогрева необходимо хорошо теплоизолировать паропроводы и организовать дренажи

2.12. Разогрев мазута в резервуарах котельных не следует производить циркуляционным способом и исключить применение змеевиковых или секционных подогревателей. Циркуляционный подогрев, осуществляющий подачу топлива насосом из нижней части хранилища через верхний подогреватель к насадкам, расположенным в хранилище, обеспечивает быстрое и эффективное перемешивание мазута горячими струями, что обеспечивает однородный состав и равномерную температуру топлива, препятствует отложению карбоидов.

Уменьшение расходов тепла на подогрев и уменьшение потерь мазута от испарения становится возможным благодаря созданию условий для быстрого повышения температуры всего мазута в резервуаре (постоянный подогрев при циркуляционном разогреве мазута осуществляется только местно - в зоне всасывающей трубы). Кроме того, при циркуляционном способе подогрева образуется значительно меньше отложений на дне резервуара.

2.13. Для борьбы с коррозией поверхностей нагрева котельных агрегатов, уменьшения отложений нагара и коксования мазутных форсунок рекомендуется перед сжиганием сернистых мазутов вводить в их состав жидкие присадки, которые уменьшают также загрязнение мазутопроводов, подогревателей.

3. ЭКОНОмиЯ ТОПЛИВА И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЕЛЬНЫХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

Мероприятия по экономии тепла и топлива

3.1. Экономия топливно-энергетических ресурсов является проблемой, включающей множество задач, решение которых будет способствовать достижению важнейшей цели, стоящей перед народным хозяйством - снижению удельного расхода топлива на единицу отпускаемой тепловой энергии и использованию тепловой энергии с максимальным коэффициентом полезного действия. В связи с этим на авиапредприятиях необходимо систематически проводить анализ причин и источников потерь тепла и топлива, а также разрабатывать мероприятия, исключающие эти потери.

3.2. Основой мероприятий по экономии тепла и топлива на авиапредприятиях является централизация теплоснабжения за счет теплофикации, на базе крупных отопительных котельных. Укрупнение котельных обеспечивает снижение себестоимости тепла, повышение производительности труда персонала службы ТиСТО, обслуживающей котельную сеть, планомерное развитие системы централизованного теплоснабжения аэропортов, бесперебойное снабжение потребителей теплом и горячей водой.

3.3. В целях повышения уровня эксплуатации котельных и тепловых сетей следует:

- совершенствовать организационную форму эксплуатации по всем элементам системы теплоснабжения;

- обеспечивать оптимальные режимы горения топлива как важнейшего фактора экономии топливно-энергетических ресурсов;

- разрабатывать и внедрять оптимальные тепловые и гидравлические режимы работы тепловой сети;

- выполнять всю номенклатуру испытаний и наладки котельных и тепловых сетей, предусмотренную правилами технической эксплуатации;

- увеличивать объемы и темпы оснащения систем теплоснабжения средствами автоматизации, телемеханизации, приборами учета и отпуска тепла;

- повышать управляемость тепловых сетей в целях исключения перерасхода тепла путем надежного распределения тепла между потребителями.

Котельные установки

3.4. Учет экономичности использования топлива в котельных установках авиапредприятий следует вести по основному показателю - удельному расходу условного топлива на 1 Гкал отпущенного тепла.

3.5. Основными причинами сверхнормативных расходов топлива в котельных установках следует считать:

- неудовлетворительное ведение топливного процесса;

- избыток холодного воздуха, поступающего за счет подсоса в топку по газовому тракту;

- увеличенные расходы тепла на собственные нужды котельных;

- нарушение режимов обдувки и чистки поверхностей нагрева, результатом чего является их загрязнение;

- нарушение водно-химического режима;

- применение топлива, не соответствующего государственным стандартам и классификационной группе, зависящей от условий использования углей, а такие конструктивным особенностям топок;

- некачественное состояние тепловой изоляции и оборудования теплопроводов;

- неисправность или отсутствие устройств автоматики и контрольно-измерительных приборов;

- отсутствие устройств для возврата уноса и острого дутья;

- неудовлетворительное нормирование и учет расхода топлива и отпуска тепла;

- отсутствие всестороннего и систематического контроля за соблюдением норм расхода и анализа причин потерь топлива на основе статистической отчетности по эксплуатации котельных установок;

- нерациональные режимы теплоснабжения производственных и общественных зданий, не учитывающих возможность снижения внутренней температуры помещений в нерабочие дни, а также в ночные часы.

3.6. Анализ потерь топлива и тепла в котельных следует производить, основываясь на рассмотрении коэффициента полезного действия котельной установки с учетом расходов всех составлявших теплоты сгорания топлива.

3.7. Снижение расхода тепла на собственные нужды котельной может быть обеспечено проведением следующих основных мероприятий:

- уменьшением количества или сокращением времени остановок и пусков котлоагрегатов путем выравнивания графиков тепловых нагрузок;

- применением сжатого воздуха взамен паровой обдувки;

- исключением потерь тепла в запарно-тепловой арматуре котельной за счет устранения "парения";

- максимальным возвратом конденсата, позволяющим снизить расход тепла на подогрев питательной воды;

- применением электрических насосов вместо питательных насосов с паровым приводом;

- снижением расхода тепла на мазутное хозяйство;

- оптимизацией режима продувки котлов с использованием продувочной воды в тепловой схеме котельной;

- автоматизацией деаэраторов, химводоочистки, водопитательной группы;

- изоляцией нагретых поверхностей установленного оборудования и линий коммуникаций;

- систематическим анализом тепловых балансов технологических процессов котельной.

3.8. Для уменьшения потерь тепла с уходящими газами рекомендуется введение наивыгоднейшего топочного режима путем поддержания оптимального коэффициента избытка воздуха. Контроль избытка, воздуха должен осуществляться методом газового анализа химического состава продуктов сгорания.

При сжигании смеси топлив, а также топлив с переменным составом коэффициент избытка воздуха следует рассчитывать по содержанию кислорода в дымовых газах.

Оптимальная величина коэффициента избытка воздуха определяется при наладочных испытаниях котлоагрегата, по результатам которых составляется режимная карта. В режимной карте указываются содержание RО2 и О2 в дымовых газах, зависящие от особенностей топлива.

3.9. Следует не забывать, что экономичное сжигание топлива и высокая производительность котла обеспечиваются соответствием характеристик используемого топлива конструктивным особенностям и типу топочного устройства.

В слоевых топках, как правило, следует сжигать сортированный уголь. В тех случаях, когда сжигание некоторых видов углей в отдельности не обеспечивает необходимой экономичности, рекомендуется смешивать угли разных марок. Смеси подбираются таким образом, чтобы топливо обладало нужной спекаемостью и имело достаточный выход летучих.

Топочные мазуты перед подачей в горелку должны предварительно пройти фильтрацию, в результате чего снижается абразивный износ проточной части форсунки, улучшается качество распыления мазута, а следовательно, полнота сгорания.

3.10. Экономия твердого топлива и полнота его сгорания в котлах с топочными устройствами для слоевого сжигания обеспечивается полной механизацией процесса сгорания.

Механизированные топочные устройства позволят осуществлять экономичное сжигание топлива в случаях применения, подготовленного сортированного или дробленого топлива, состоящего из фракций необходимых размеров. При этом должно быть обеспечено равномерное поступление и равномерное распределение топлива по решетке, регулярная проверка состояния слоя и решетки, использование устройств возврата износа и острого дутья.

Потери от механической неполноты сгорания значительно сохраняются при правильном распределении подачи дутьевого воздуха по зонам решетки. Оптимальное распределение воздуха следует устанавливать при наладке котлоагрегата и указывать в режимной карте.

При сжигании каменных и бурых утлой целесообразна подача под решетку котла предварительно подогретого воздуха.

3.11.Экономичное сжигание газа зависит от конструкции горелок и состоит в устранении потерь тепла от химической неполноты сгорания, а также потерь тепла на подогрев избыточного количества воздуха, поступающего в топку. Полное сгорание газа обеспечивается тщательным его смешиванием с воздухом при коэффициенте избытка воздуха 1,10-1,15, поддержанием в зоне горения высокой температуры.

3.12. Для экономичного сжигания газа рекомендуется:

- независимо от конструкций газогорелочных устройств обеспечивать хорошее смешение газа с воздухом, которое создает условия для получения прозрачного и несветящегося факела;

- при выполнении наладочных работ определять характеристики горения газа при регулировании производительности горелок путем изменения давлений газа и воздуха. Характеристики должны быть приложены к режимной карте;

- в зоне горения поддерживать высокую температуру, обеспечивающую устойчивое и полное сгорание газа;

- контроль полноты сгорания газа определять газоанализатором при наладке и в дальнейшем - периодически в процессе эксплуатации;

- поддерживать необходимую величину разряжения в верхней части топки;

- не допускать присосов воздуха в топку;

- следить за исправностью контрольно-измерительных приборов и устройств автоматики.

3.13. Экономичное сжигание мазута обеспечивается его предварительным тонким распылением, быстрым прогревом и интенсивным перемешиванием подготовленного топлива с воздухом.

Рекомендации для газовых горелок должны соблюдаться и для мазутных горелок, кроме того рекомендуется:

- добиваться равномерного заполнения всей топочной камеры факелом, исключая при этом касания амбразур, ударного действия факела на экранные трубы и обмуровку, вылета в трубный пучок;

- проверять после монтажа и ремонта направление закрутки потоков первичного и вторичного воздуха, которое должно быть одинаковым (в рядом расположенных горелках закрутка потока должна быть противоположной);

- работать с малым избытком воздуха при сжигании высокосернистых мазутов, так как в этом случае уменьшается количество продуктов окисления SO2 в SO3, образующей серную кислоту;

- своевременно ремонтировать мазутные горелки, в которых происходит быстрое эрозионное разрушение проточной части.

3.14. Для увеличения полноты сгорания жидкого топлива рекомендуется в конце топки устанавливать устройства термического дожигания. В качестве устройств термического дожигания применяются шамотные насадки, которые монтируются в конце топки, дожигательные насадки из жаропрочной стали и т.п.

3.15. Для исключения присосов воздуха по газовому тракту и уменьшения неэкономичного расхода тепла и топлива рекомендуется:

- уплотнить прилегание топочной и котельной гарнитуры места прохода коллекторов и труб через обшивку и обмуровку котла;

- восстановить разорванные компенсаторы на газоходах, прокладки между фланцами газоходов и т.п.;

- обеспечить полное закрытие отключающих заслонок;

- восстановить в случае необходимости качественную сварку котлов и экономайзеров, труб с трубными досками воздухоподогревателей, исключить дефекты сварки газопроводов.

3.16. Экономия расхода топлива при сжигании в котлах достигается постоянным контролем качества питательной воды. Для поддержания оптимального водного режима котла должны быть разработаны режимные карты, в которых содержатся сведения о нормах качества и порядке производства анализов питательной и котловой воды, о режиме непрерывной и периодической продувках, о порядке обслуживания оборудования водоподготовки и сроках остановки котла на чистку и промывку.

3.17. Эксплуатационная экономичность работы котлоагрегата в значительной степени зависит от чистоты наружных поверхностей нагрева.

В целях уменьшения, исключения и удаления золовых отложений на наружных поверхностях нагрева рекомендуется:

- при сжигании твердого топлива производить правильную отладку температурного режима топки, соответствующего температурным свойствам золы. Ограничение золовых отложений может быть достигнуто созданием условий для самообдувки поверхностей нагрева потоком дымовых газов (скорость газов должна быть не менее 3 м/с);

- при сжигании мазута следует применять жидкие присадки;

- производить регулярную очистку наружных поверхностей нагрева от загрязнений путем обдувки, химической очистки, обмывки водой.

3.18. Значительный эффект в экономии топлива в котлоагрегатах достигается применением хвостовых поверхностей нагрева, способствующих снижению потерь тепла с уходящими газами. Конструкции и размеры поверхностей нагрева водяных экономайзеров и воздухоподогревателей выбирают экономически наиболее выгодными в зависимости от значения температур питательной воды и воздуха.

3.19. Экономия топлива в котельных авиапредприятий может быть достигнута установлением оптимального режима эксплуатации котельных установок. Мероприятия, направленные на выбор правильных режимов работы всего оборудования котельных не требуют дополнительных капитальных вложений и дают максимальный экономический эффект. К таким мероприятиям, уточняемым в процессе наладки, относятся правильное распределение нагрузок между отдельными котлоагрегатами и установление, и поддержание оптимальных параметров теплоносителей.

3.20. Наименьшие удельные расходы топлива достигаются при распределении нагрузок между котлами методом равенства относительных приростов расхода топлива. Могут быть также использованы способ максимальной загрузки в первую очередь наиболее экономичных агрегатов (с наибольшим к.п.д.) котельной, а затем менее экономичных и способ пропорциональной относительно номинальной производительности загрузки котлоагрегатов.

При решении вопроса об остановке котлов для временного снижения нагрузки в целях экономии топлива необходимо сопоставить количество сэкономленного топлива в результате остановки котла с расходом топлива на розжиг котла при пуске.

3.21. Одна из статей экономии топлива и тепла в котельных состоит в рациональном использовании тепла продувочной воды и сокращении потерь конденсата.

3.22. Тепло непрерывной продувки рекомендуется использовать по следующим схемным решениям:

- непосредственная подача продувочной вода в качестве теплоносителя в систему отопления;

- подача продувочной воды для подпитки водяных тепловых сетей;

- подогрев сырой воды, поступающей на химводоочистку с сепаратором и теплообменником.

Выбор той или иной схемы использования тепла продувочной воды зависит от типа котельного агрегата, химического состава воды, величины расчетной продувки котлов, потребности предприятия в горячей воде на технологические нужды. При этом обязательно должен быть налажен контроль и регулирование величины продувки. Значительного сокращения процесса продувки можно добиться применением автоматического регулирования непрерывной продувки.

3.23. Экономия топлива за счет возврата конденсата достигается благодаря использованию тепла самого конденсата, снижению тепловых потерь с продувкой котлов, уменьшению накипеобразования, повышению паропроизводительности и надежности работы всей котельной.

Для устранения потерь конденсата необходимо:

- устранить парения и утечки через неплотности пароводяной арматуры, предохранительных клапанов, люков коллекторов экранов, пароперегревателей и водяных экономайзеров, сальники насосов;

- обеспечить исправное состояние конденсатоотводчиков;

- спуск воды из котлов, слив воды через гидрозатвор деаэратора и дренажи обдувочных устройств производить в дренажные баки;

- гидравлические испытания котлов производить не конденсатом, а деаэрированной химически очищенной водой;

- установить регуляторы уровня воды в дренажных и резервных баках питательной воды;

- устранить потери конденсата с паром, расходуемым на собственные нужды котельной.

3.24. В котельных аэропортов, обеспечивающих потребителей с большими по величине и непродолжительными по времени колебаниями тепловой нагрузки, наблюдается снижение к.п.д. Как следствие, изменяется режим работы топки, которая, являясь инерционной в тепловом отношении, нарушает устойчивый режим работы котла. В таких случаях рекомендуется применять тепловые аккумуляторы, обеспечивающие работу котлов с постоянной нагрузкой при высоком к.п.д. и воспринимающие часть пиковой нагрузки.

В котельных с паровыми котлами целесообразно применять пароводяные аккумуляторы переменного давления. При снижений нагрузки часть вырабатываемого пара поступает в аккумуляторы, где он конденсируется, повышая энтальпию воды.

3.25. Основой экономии топливно-энергетических ресурсов должен быть тщательно налаженный контроль и учет количества, получаемого и расходуемого топлива, а также вырабатываемого и расходуемого тепла.

При получении и подаче твердого топлива в котельную необходимо наладить его взвешивание или установить счетчик подач. Периодически необходимо проводить инвентаризацию окладов с обмером штабелей.

Контроль количеств жидкого топлива должен осуществляться взвешиванием в железнодорожных или автоцистернах, на складах кабельной должно осуществляться измерение уровня в резервуарах. Расход топлива, подаваемого в котельную, следует учитывать по счетчику.

Расход газа измеряется в зависимости от величины давления счетчиками и дифманометрами с диафрагмами. Для обеспечения необходимой точности учета при переменном потреблении газа следует устанавливать два-три расходомера с разными пределами измерений. Фактический расход газа определяют введением поправочных коэффициентов, учитывающих изменение плотности газа.

3.26. Общее количество тепловой энергии, отпущенной котельной в сеть потребителям, определяют суммированием количеств тепла, отпущенного с горячей водой в подающую линию о конденсатом, с продувочной водой, с дренажами, с перегретым паром, с насыщенным свежим паром и с редуцированным паром, за вычетом количества тепла, возвращенного от потребителей с горячей водой из обратной линии и с конденсатом.

3.27. Все виды расходов тепла определяются по показаниям приборов. Экономия топлива авиапредприятиями может быть получена в результате переоборудования котельных установок с твердого топлива на газ или мазут. Причем с повышением мощности котельной резко снижаются удельные капиталовложения и себестоимость тепла.

3.28. Важнейшим условием экономии топлива в котельных установках является комплексная автоматизация работы котельных агрегатов и всего вспомогательного оборудования. В первую очередь необходимо автоматизировать узлы технологического процесса, способствующие повышения экономичности работы котельной в целом.

Внедрение автоматизации значительно облегчается в котельных, применяющих газообразное или жидкое топливо. В таких котельных следует предусматривать автоматическое регулирование производительности, экономичности процесса горения, разрежения в топке, что достигается поддержанием на требуемом уровне следующих параметров:

- давления пара в барабане котла, температуры перегретого пара или горячей воды;

- количества сжигаемого топлива, расхода воздуха и разряжения в топке;

- уровня воды в барабане котла;

- разрежения за котлом;

- наличия электропитания;

- устойчивости горения газа;

- подачи газа и воздуха к горелкам.

3.29. Регулирование отпуска тепла из котельной потребителям рекомендуется осуществлять качественным методом - изменением температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха (по возмущению).

Существенной экономии топливно-энергетических ресурсов в системе централизованного теплоснабжения аэропорта можно достичь применением автоматического регулирования отпуска тепла во всех звеньях системы. На источнике тепловой энергии - котельной рекомендуется осуществлять центральное регулирование, в центральном топливном пункте - групповое, на вводе в здание - местное и в помещении непосредственно у нагревательных приборов - индивидуальное.

Тепловые сети

3.30. Основными источниками потерь тепла при эксплуатации тепловых сетей является:

- затопление каналов грунтовыми и верховыми водами, а также водой из смежных трубопроводов при авариях водопроводов, водостоков, канализации;

- некачественная теплоизоляция;

- коррозия трубопроводов;

- неустойчивый тепловой и гидравлический режимы.

3.31. Снижение потерь тепла на тепловых сетях следует достигать:

- отводом воды из зоны прокладки сетей;

- проведением мер, способствующих высыханию тепловой изоляции;

- осуществлением мер, снижающих действие капиллярного увлажнения;

- поддержанием теплового режима, способствующего затуханию коррозионных процессов;

- применением эффективных теплоизоляционных материалов;

- применением стойких и долговечных антикоррозионных покрытий;

- применением активной защиты трубопроводов от коррозии;

- строгим соблюдением требуемого теплового и гидравлического режимов.

3.32. Отвод воды из зоны канальной и бесканальной прокладки трубопроводов должен осуществляться с помощью попутного дренажа. При бесканальной прокладке действие капиллярных сил, способствующих намоканию теплоизоляции, следует устранять путем применения обсыпки теплопроводов крупно- и среднезернистыми песками.

3.33. В связи с опасностью залива теплопроводов в процессе эксплуатации необходимо создавать условия для сушки намокающей тепловой изоляции. Для этого при канальной прокладке необходимо сохранять воздушный зазор между трубами и стенками канала. При возможности использовать принудительное проветривание.

3.34. В целях защиты трубопроводов тепловых сетей от коррозии рекомендуется применять антикоррозионные покрытия из стекло эмалей, органо-силикатных материалов, изола.

Снижение активности коррозионных процессов можно достичь пассивацией грунта (например, молотым известняком) и пассивацией тепловой изоляции, имеющей кислую среду (например, едким натром).

В бесканальных трубопроводах для защиты от почвенной коррозии эффективно использование катодной и протекторной защиты.

3.35. Требуемая экономичность и надежность - тепловых сетей возможна лишь при автоматизации гидравлических и тепловых режимов работы на всех ступенях регулирования система теплоснабжения.

Для повышения эксплуатационной надежности тепловых сетей, способствующих сокращению потерь тепла необходимо:

- разработать мероприятия по аварийному резервированию сетей;

- внедрить схему автоматизации и защиты тепловых сетей, приборы учета и отпуска тепла;

- обосновать расчетными методами возможности присоединения к действующей тепловой сети дополнительных тепловых нагрузок и необходимые для этой цели конструктивные мероприятия;

- провести анализ гидравлических режимов действующих сетей и определить наилучшие условия их работы.

3.36. В системах теплоснабжения авиапредприятия широко применяются как открытые, так и закрытые схемы теплоснабжения.

В качестве оптимальной рекомендуется применение независимой системы теплоснабжения, не имеющей жесткой гидравлической связи тепловой сети с отопительными приборами и являющейся более гибкой при аварийных переключениях отдельных участков сети.

Важным преимуществом независимой системы с точки зрения экономии топлива является возможность сохранения циркуляции в местных системах при повреждениях в наружных слоях.

Гидравлическая изоляция системы отопления предохраняет ее от опорожнения, а циркуляция предотвращает замерзание воды.

4. ЭКОНОМИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Снижение потерь тепла зданиями и сооружениями

4.1. Существенную часть теплопотерь зданий и сооружений аэропортов составляют теплопотери через светопрозрачные ограждения. Для уменьшения таких теплопотерь в процессе технической эксплуатации необходимо устранять неисправности в устройствах оконных коробок, переплетов и приборов, достигая плотного притвора переплетов в коробке и между собой и плотного крепления стенок створных переплетов.

4.2. В целях исключения замачивания подоконной части светопрозрачных ограждений необходимо ежегодно прочищать устройства для дренажа, межстекольного конденсата.

4.3. При реконструкции и капитальных ремонтах зданий аэропортов рекомендуется увеличивать количество слоев остекления. При этом следует отдавать предпочтение конструкциям, содержащим стеклопакеты.

В ангарах и других производственных зданиях аэропортов, имеющих одинарное остекление, в глухих переплетах последнее целесообразно заменят беспереплетным остеклением из стеклопрофилита замкнутого сечения.

4.4. Ворота ангаров должны иметь исправные конструкции привода открывания, исключающие значительные люфты полотен. Полотна ворот должны быть снабжены резиновыми фартуками, снижающими инфильтрацию воздуха.

4.5. В процессе технической эксплуатации зданий аэропортов необходимо устранять неисправности в устройствах дверных коробок, полотен и приборов, достигая плотного притвора полотен.

4.6. При реконструкциях и капитальных ремонтах зданий аэропортов рекомендуется устраивать тамбуры при входных дверях, если они отсутствуют.

4.7. В зданиях аэровокзалов в помещениях выдачи багажа проемы в стенах, предназначенные для устройства транспортеров, должны перекрываться двойными фартуками из резины или других упругих материалов с воздушной прослойкой между ними, равной толщине стены

4.8. При реконструкции зданий аэровокзалов, имеющих значительные поверхности светопрозрачных ограждений в виде витражей, целесообразно уменьшать их площадь путем устройства полосовых или отдельно расположенных участков остекления. При этом применяемые новые решения Должны учитывать необходимый уровень архитектурной выразительности.

4.9. С целью снижения теплопотерь через наружные ограждения стен необходимо в процессе технической эксплуатации принимать меры, исключающие увлажнение этих конструкций.

4.10. Рекомендуется регулярно производить ремонт наружного и внутреннего слоев стены, защищающих ее от попадания наружной атмосферной влаги, а также влаги технологических процессов в помещениях.

4.11. В трехслойных эффективных конструкциях наружных стен с применением листовых материалов в качестве наружных слоев следует обращать внимание на практичность внутренней обшивки. Не рекомендуется крепить к таким конструкциям элементы оборудования помещений винтами, гвоздями и другими деталями, деформирующими эти слои.

4.12. С целью удаления влаги из наружных ограждений стен рекомендуется при реконструкциях морально устаревших зданий аэропортов устраивать с наружной стороны сплошные экраны из штампованных и профилированных листов из легких алюминиевых сплавов, оцинкованных или окрашенных эффективными защитными красками.

4.13. Теплопотери через покрытия зданий аэропортов должны быть существенно уменьшены путем устранения протечек кровли и удаления влаги из утеплителя. При капитальном ремонте рулонных кровель следует организовать тщательное просушивание вне утеплителя, защищая его от возможного увлажнения листами волнистой асбестоцементной фанеры.

4.14. При капитальном ремонте рулонных кровель рекомендуется в нижний слой ковра укладывать перфорированный рубероид, образующий дышащую прослойку, улучшающую сезонный влажностный режим утеплителя и исключавшую вздутия и разрывы ковра в летнее время. В зимнее время следует соблюдать осторожность при удалении снега с рулонных кровель крыш во избежание повреждений кровли. Очищать кровлю от снега следует в случаях значительных снеговых отложений (при толщине снежного покрова более 30 см). Образовавшийся на крыше тонкий слой льда (наледь) очищать не следует.

При обледенении решеток и колпаков воронок внутренних водостоков образовавшуюся у воронок наледь рекомендуется удалять при помощи паяльных ламп или переносных газовых горелок.

Тепловые пункты

4.15. В рациональном использовании тепловой энергии и воды, соблюдении режима экономии существенную роль должны играть центральные тепловые пункты (ДТП) и индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Значительной экономии энергии при существенном улучшении микроклимата отапливаемых помещений можно достичь внедрением автоматического регулирования ЦТЦ, основным элементом которого является управление распределения и тепла; Это тем более важно, что водяные тепловые сети аэропортов ГА имеют смешанную тепловую нагрузку - на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды.

4.16. Автоматизация водяных систем теплоснабжения зданий обеспечивает стабилизацию заданных гидравлических и тепловых режимов в различных участках этих систем. Выбор той или иной схемы автоматического регулирования подачи тепла определяется гидравлической зависимостью (зависимые, независимые) системы присоединения, системы отопления к наружной тепловой сети, вида смешения воды (насосное, элеваторное), параметров теплоносителя, характеристик тепловой сети (графиков пьезометрических давлений), температурного режима здания, наружной температуры, особенностей режима эксплуатации системы отопления и тепловой сети.

4.17. Автоматизация тепловых пунктов с гидроэлеватором должна учитывать защиту системы отопления от опорожнения. Постоянная величина расхода теплоносителя поддерживается универсальным регулятором расхода Давления (УРРД), который устанавливается на подающем теплопроводе.

Если статическое давление системы отопления выше статического давления тепловой сети, то для предотвращения опорожнения системы защиты сети от повышения давления на обратном трубопроводе ставится регулятор давления прямого действия УРРД совместно с блокировочным регулятором, срабатывающим по достижении предельно низкого давления.

Для защиты теплового ввода от повышенного давления в подающей магистрали тепловой сети на входном трубопроводе также устанавливают регулятор давления прямого действия типа УРРД со своими блокировочными регуляторами.

Сохранить воду в местной системе отопления при авария можно путем установки на подающем трубопроводе обратного клапана.

В целях расширения диапазона регулирования тепловой нагрузки с учетом увеличения пропуска воды из тепловой сети могут быть рекомендованы - схема с обводной линией у гидроэлеватора и схема с двумя гидроэлеваторами. Схемы разработаны в Ленинградском научно-исследовательском институте Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

4.18. При недостаточном перепаде давлений в тепловом узле, низком давления в подающем трубопроводе сети и недопустимо высоком в обратном рекомендуется установка насоса собственно на перемычке между подающим и обратным трубопроводом. На подающем и обратном трубопроводах насосные системы отопления способствуют улучшению качества отопления, снижая вероятность гидравлической и тепловой разрегулировок.

4.19. Насосное смешение позволяет осуществлять наиболее гибкое регулирование отпуска тепла как в зависимых, так и в независимых системах теплоснабжения. Тем не менее, схемы с насосным смешением при зависимом присоединении требуют повышения надежности в случае выхода насоса из строя. Может быть рекомендована схема с одновременным использованием двух смесительных систем насоса и гидроэлеватора. Такая схема при минимальном расходе воды из магистрали обеспечивает повышенный коэффициент смешения и циркуляции в системе отопления.

Системы отопления

4.20. Мероприятия по снижению потерь тепловой энергии системами отопления эксплуатируемых зданий и сооружений  должны предусматривать:

- всесторонний учет теплопотерь и тепловыделений;

- тщательную подготовку к отопительному сезону;

- использование дополнительных видов энергии;

- исключение перегрева помещений путем регулирования отпуска тепла на отопление;

- применение регулярных нагревательных устройств;

- оснащение систем отопления более совершенной арматурой и приборами;

- индивидуальное регулирование температуры помещений;

- контроль расхода тепла на отопление.

4.21. Определение эксплуатационного температурного режима зданий и сооружений аэропортов ГА должно основываться на сведении теплового баланса помещений и учитывать:

- потерю тепла через наружные ограждения за счет инфильтрации холодного воздуха при нарушении герметичности конструкций; поступление наружного воздуха при открывании дверей в ангаре, аэровокзале, гостинице, КДП, гараже; нагревание транспортных средств (самолетов, машин), грузов, оборудования, приборов, деталей, изделий и материалов;

- теплопоступления в результате солнечной радиации от людей (особенно в местах скопления в зданиях аэропорта), от технологического оборудования и технологических процессов.

- источников искусственного освещения, нагретых материалов, изделий и приточного вентиляционного воздуха;

- характер изменения внутренней и наружной температуры в течение суток отопительного сезона;

- продолжительность и периодичность работы в помещениях.

4.22. Перед началом отопительного сезона необходимо подготовить к нему ограждающие конструкции зданий и сооружений; восстановить теплоизоляцию труб систем отопления в зданиях; произвести проверку и наладку воздушно-тепловых завес в проемах дверей, ворот ангаров, тамбурах с целью обеспечения их экономичной и эффективной работы; закончить полностью ремонты котельной, тепловых сетей, тепловых вводов, систем отопления и подготовить их к пуску.

Определить для каждого здания и сооружения аэропорта потребность в тепловой энергии на нужды отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и организовать учет и контроль потребления тепла по каждому виду.

В процессе эксплуатации следить за обеспечением мероприятий - по экономному расходу тепла. Строго регламентировать открытие - закрытие ворот ангаров при выкатке - закатке самолетов, въезде - выезде машин и механизмов в другие здания и сооружения в осенне-зимний период.

4.23. Важным средством экономии тепловой энергии является использование солнечной энергии для теплоснабжения зданий, а также внедрение новых видов отопительных систем, основанных на применении тепловых насосов.

Особенно целесообразно использование солнечной энергии в аэропортах Средней Азии, Кавказа, Казахстана, Украины, Молдавии, Поволжья, некоторых районов Дальнего Востока. При этом могут быть применены специальные конструкции и схемные решения, использующие солнечную радиацию для теплоснабжения, либо просто учтена доля тепла, поступающего в результате инсоляции.

Тепловые насосы, использующие низкопотенциальные источники тепла (вентиляционный воздух, отходящие газы от котлов, сточные воды и др.) могут подогревать теплоноситель до 45°С. В связи с этим необходимо изыскать технические возможности утилизации тепла на авиапредприятиях, используя в качестве теплообменников серийно выпущенные приборы.

4.24. В производственных помещениях аэропортов больших объемов (ангары, мастерские, грузовые склады) в целях экономии тепловой энергии, вырабатываемой центральной котельной, необходимо изыскивать возможность применения наименее энергоемких и надежных отопительных устройств. В частности, в таких помещениях целесообразно осуществление дежурного отопления с помощью серийно выпускаемых промышленностью газовых воздухонагревателей типа ГПВ. Такие воздухонагреватели особенно экономичны при сравнительно малой концентрации отопительно-вентиляционной нагрузки. Эффективным является применение контактных воздухонагревателей, в которых газ сжигается непосредственно в потоке нагреваемого воздуха.

Для отопления ангаров может быть использована система лучистого отопления, в которой теплоносителем является воздух, имеющий температуру от 200°С на входе в систему и около 100°С на выходе из системы. Замкнутый кольцевой воздуховод монтируется на выбранной высоте, обеспечивающей необходимую температуру в рабочей зоне. Топливом может служить газ или мазут, нагревающий воздух в генераторе. Перегрев верхней зоны в генераторе снижается путем устройства над воздуховодом щитов из жести, имеющих сверху теплоизоляцию. В связи с незначительной инерционностью такой системы ее можно полностью выключать по окончании рабочих смен.

В неотапливаемых производственных помещениях для обогрева рабочих мест могут успешно применяться периодически действующие газовые или электрические инфракрасные излучатели.

Выбор вариантов экономически эффективного отопления производственных помещений должен учитывать категорию помещения и температуру в рабочей зоне.

4.25. В связи с тем, что здания и сооружения на территории аэропорта расположены на значительном расстоянии друг от друга, на их отопительную нагрузку в большой степени влияет ветер и солнечная радиация.

Фасады зданий имеют существенно отличные теплопотери. Для экономии тепловой энергии путем исключения перегрева отдельных частей зданий рекомендуется применять системы пофасадного автоматического регулирования.

При наличии элеваторного узла в тепловом вводе может быть применена схема пофасадного количественно-качественного регулирования работы системы отопления, разработанная АН Латвийской ССР. Схема предназначена для автоматического регулирования температурного режима в зданиях в зависимости от температуры наружного воздуха с коррекцией по температуре прямой и обратной воды в системе отопления.

При независимом присоединении отопительной системы к тепловой сети, а также при наличии подмешивающего насоса может быть рекомендована схема пофасадного регулирования температурного режима здания, разработанная ЦНИИЭП инженерного оборудования. Схема укомплектована серийными манометрическими регуляторами температуры с гидравлическими элементами автоматики.

4.26. Наибольшая эффективность автоматического регулирования теплоснабжения, обеспечивающая экономию тепловой энергии, достигается сочетанием регулирования в тепловом узле с индивидуальным регулированием. Индивидуальные терморегуляторы воспринимают суммарные температурные возмущении в помещении и в соответствии с заданной установкой стабилизируют температуру в помещении путем изменения расхода теплоносителя. Наиболее перспективными терморегуляторами являются индивидуальные терморегуляторы с полутвердым заполнителем и с дистанционным планометрическим жидкостным заполнителем термочувствительной системы. Автоматически действующие индивидуальные регуляторы, устанавливаемые у каждого нагревательного прибора, позволяют существенно сэкономить расход тепловой энергии на отопление зданий.

4.27. Экономия тепловой энергии на отопление зданий может быть достигнута за счет применения в элеваторном тепловом вводе двухсоплового элеватора. Главным его достоинством является то, что такой элеватор может регулировать расход сетевой воды, а следовательно, и температуру воды в системе отопления.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха

4.28. Экономия энергии при эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха может быть достигнута следующим образом:

- совершенствованием технологических процессов в зданиях и сооружениях в целях снижения суммарного аэродинамического сопротивления систем, оптимизации трассировки воздуховодов;

- применением эффективных конструкций и элементов оборудования;

- автоматизацией и диспетчеризацией процессов проветривания;

- своевременным проведением ремонтно-наладочных работ;

- утилизацией тепла вытяжного воздуха.

4.29. Совершенствование технологических процессов, связанных с уменьшением количеств выделяемых вредностей, способствует сокращению времени работы вентиляционных систем, уменьшению воздухообменов, снижению затрат энергии при выходе воздуха из воздухораспределяющих устройств.

Значительное уменьшение перерасхода электроэнергии возможно в результате децентрализации вентиляционных систем, в результате которой обычно сокращается протяженность трасс воздуховодов, снижаются приведенные затраты на систему.

Экономия электроэнергии достигается более рациональным расположением воздухораспределителей и организацией воздушных потоков в вентиляционном помещении.

4.30. Перспективным в направлении экономии электроэнергии является использование для нагрева и увлажнения приточного воздуха орошаемых теплообменников.

Уменьшение длины сети воздуховодов может быть достигнуто применением воздухораспределителей, обеспечивающих приток воздуха на большую площадь проветриваемых помещений. К таким воздухораспределителям может быть отнесена конструкция, разработанная ЦНИИПромзданий, Промстройпроектом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом гражданского строительства (ВНИИГС).

4.31. Приточные системы вентиляции, работающие с подогревом наружного воздуха, должны быть автоматизированы и настроены на режим, гибко реагирующий на изменение внутренней температуры воздуха. Следует по возможности в целях экономии расхода тепла калориферами максимально использовать рециркуляционный воздух.

При наличии большого количества вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха (СКВ) и в зависимости от уровня их автоматизации рекомендуется применять диспетчеризацию. В объем диспетчеризации входит управление всеми общеобменными системами вентиляции и СКВ. В диспетчерской контролируют значения регулируемых параметров воздуха. На пульт выносится сигнализация о работе систем, об отклонении регулируемых параметров, о прекращении подачи тепло- и холодоносителя.

4.32. Экономия тепло- и электроэнергии в СКВ может быть получена путем замены компрессорных холодильных машин бескомпрессорными, использованием природного тепла и холода для охлаждения и нагрева воздуха, применения более экономичных процессов обработки воздуха и т.п. В этом направлении эффективной является схема СКВ с кондиционерами, осуществляющими параллельную обработку воздуха. Снижение расхода энергии СКВ достигается также совершенствованием отдельных элементов системы: камер орошения, форсунок, подогревателей воздуха.

4.33. Важным мероприятием является своевременный ремонт вентиляционных систем и СКВ, а также их наладка с целью установления оптимальных режимов работы. Необходимо исключать подсосы и утечки воздуха, его перегрев, содержать в исправности изоляцию воздуховодов и холодопроводов, обеспечить постоянный контроль и измерение расходов тепло- и электроэнергии.

4.34. Следует широко внедрять методы экономии энергии в системах вентиляции путем утилизации тепла вытяжного воздуха, использовать другие вторичные энергетические ресурсы.

В настоящее время находит применение система утилизация тепла с промежуточных теплоносителей, разработанная ЦНИИПромзданий и Московским научно-исследовательским институтом типового экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Достоинством системы является полная аэродинамическая изоляция поточного и вытяжного воздуха, возможность объединять в одну систему различное количество приточных и вытяжных установок с разным тепловым потенциалом удаляемого воздуха и возможность устройства систем утилизации на действующих предприятиях.

Весьма эффективной может быть утилизация тепла, выделяющегося в конденсаторах холодильных машин, для нагрева наружного воздуха, поступающего в обслуживаемые холодильной установкой помещения.

Горячее водоснабжение

4.35. Эксплуатационные мероприятия, направленные на экономию тепловой энергии и воды в системах горячего водоснабжения должны предусматривать:

-  уменьшение слива воды в результате ее охлаждения;

-  защиту труб от внутренней коррозии;

-  выбор режима подачи воды;

-  контроль расхода воды.

4.36. Для уменьшения остывания и слива воды может быть рекомендовано устройство обособленной циркуляционной магистрали в каждом здании, что позволит распределить циркуляционный расход воды между отдельными зданиями, затем между главными циркуляционными стояками, далее - между водоразборными стояками, подключенными к главному циркуляционному стояку.

Потери тепла могут быть значительно сокращены при осуществлении тепловой изоляции стояков в санитарно-технических шахтах и подвалах. Кроме экономии тепла, изоляция стояков приводит к уменьшению перепада температур воды, циркулирующей в системе, а следовательно, к уменьшению слива охлажденной воды.

4.37. Системы горячего водоснабжения является чрезвычайно уязвимыми в коррозионном отношении (особенно при закрытой системе теплоснабжения). Для повышения срока службы системы горячего водоснабжения монтируются из оцинкованных труб. В центральный тепловой пункт (ЦТП) большой мощности для защиты от коррозии может быть рекомендован метод вакуумной деаэрации. Применяется также метод магномассового фильтра, заключающийся в создании условий для образования на внутренней поверхности труб защитной пленки.

4.38. Экономия тепла в системе горячего водоснабжения может быть получена за счет уменьшения потерь тепла в период суток, когда водоразбор в подавляющем большинстве стояков отсутствует. В это время может быть отключен циркуляционный насос и прекращена подача горячей воды. Время отключения должно определяться на основании анализа суточных графиков потребления горячей воды.

4.39. Определенная экономия воды и тепла может быть достигнута при установке у потребителей тепломеров и водомеров горячей воды. По показаниям приборов определяется оплата расходов на горячее водоснабжение.

Для обеспечения температуры горячей воды на уровне 65°С должны применяться регуляторы температуры.

5. ЭКОНОМНОЕ РАСХОДОВАНИЕ ВОДы В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ ГА

Основные причины потерь воды

5.1. Основными причинами и источниками потерь воды в зданиях и сооружениях аэропортов являются:

- утечки воды в виде самопроизвольного истечения из различных элементов систем водоснабжения при недостаточно высоком их техническом состоянии;

- нерациональное использование воды в результате неправильного воздействия оператора на управляемые элемента систем водоснабжения;

- технологические потери воды, обусловленные процессами ее получения, производства, транспортирования, промывки, дезинфекции и гидравлических испытаний при ремонте и обслуживании трубопроводов;

- неучтенный расход воды из-за скрытых утечек из наружных трубопроводов и сетевой арматуры, потери воды при авариях на трубопроводах, расходы на пожаротушение и пожароучение.

5.2. В общественных зданиях аэропортов потери воды обусловлены главным образом утечками воды из-за неудовлетворительных технических характеристик применяемой санитарно-технической арматуры, недостатков в организации технической эксплуатации водоразборных и водозапорных устройств, повышенных напорах в сетях. Нерациональное использование воды, обусловленное техническими причинами, вызвано повышенными напорами у водоразборной арматуры, охлаждением и сливом вследствие неудовлетворительной циркуляции воды в системах горячего водоснабжения, некачественной теплоизоляцией трубопроводов.

5.3. В производственных зданиях аэропортов потери воды вызваны главным образом нерациональным использованием воды в технических процессах, по различным причинам, среди которых наиболее существенными являются несовершенство схем использования воды, неоптимальные режимные параметры работы установленного производственного оборудования и другие.

Общественные здания аэропорта

5.4. Наиболее целесообразной формой организации работ по обслуживанию внутренних систем общественных зданий аэропорта является проведение осмотров и ремонтов водоразборной арматуры. Для контроля за проведением осмотров оформляют и ведут карточки учета выполненных профилактических работ в здании.

5.5. Качество эксплуатации, эффективность выполненных ремонтных работ и целесообразность проведения очередного профилактического обслуживания оценивают сравнением фактического водопотребления с эксплуатационными нормами водопотребления до и после проведения профилактического обслуживания арматуры. Существенное превышение удельного фактического водопотребления над установленной эксплуатационной нормой, отсутствие заметного сокращения (особенно в ночное время) после проведения ремонта свидетельствуют о неудовлетворительных условиях эксплуатации или о недостаточно высоком качестве проведенного ремонта. При превышении фактического расхода воды над эксплуатационной нормой на 10% следует проводить частичный осмотр, при превышении на 10-25 % - полный осмотр, при превышении свыше 25 % - текущий ремонт системы.

5.6. Устранения утечек воды в зданиях достигают проведением систематических профилактических работ по регулированию, ремонту и замене изношенной или деформированной водозапорной арматуры, а также регулированию напора на вводе в здание на уровне расчетных значений. В процессе ремонта устраняют нарушения в работе водоразборной арматуры из-за взноса прокладок, протечки сальников, износа резьбовых пар, дефектов в материале арматуры. Повышение износа на вводах в здания возникает как следствие роста этажности зданий, усложнения схем и протяженности водопроводной сети. Резко увеличивается диапазон изменения напоров в результате колебания режима водопотребления в течение суток.

5.7. Существенное сокращение утечек годы достигают при замене арматуры устаревших образцов на современные, обеспечивающие высший уровень долговечности, равнопрочности всех составляющих элементов, создающих условия, при которых не требуется ее обслуживание в течение всего гарантированного срока эксплуатации или увеличивающих межремонтные сроки.

5.8. Для проведения мероприятий по регулированию напора воды на вводе в общественное здание или группу зданий одинаковой этажности осуществляют установку регуляторов давления "после себя" 21ч10нж и 21ч2бр. При разноэтажной застройке аэропорта и подаче воды от ДТП производят монтаж регуляторов в первую очередь на вводах в здания меньшей этажности. Устранение избыточных напоров осуществляют также установкой регуляторов непосредственно у водоразборной арматуры. Для снижения расходов вода в зданиях, расположенных в районах постоянно избыточных напоров, в качестве временной меры прикрывают задвижки на водопроводном вводе и устанавливают шайбы у арматуры. Однако такие способы децентрализованного регулирования не снижает утечек воды, а лишь уменьшает ее нерациональное потребление во время пользования водоразборной арматурой.

5.9. В жилых зданиях и на предприятиях общественного питания следует запретить использовать воду для охлаждения продуктов питания и других неоправданных перерасходов на хозяйственно-бытовые цели. Например, не следует посуду и пищевые продукты промывать под открытой струей без предварительного их мытья с погружением в воду. Для этого посудомоечные должны быть оборудованы специальными спаренными ваннами, оснащенными пробками.

5.10. Эффективным мероприятием, способствующим уменьшению нерационального использования воды, является проведение систематической агитационно-массовой работы по рациональному использованию питьевой воды с привлечением печати, радио и телевидения. Особенно это актуально в условиях ограниченных водных ресурсов или в жаркую погоду во время резких засух.

Производственно-технические здания аэропорта

5.11. Эффективному использованию воды способствует расчет размера водопотреблений производственных зданий и аэропорта в целом. Для отдельных агрегатов, эксплуатируемых в здании, нормативы расхода воды установлены соответствующими организациями-разработчиками оборудования и указаны в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации. Суммарный расход воды технологической цепочки должен являться рациональной мерой ее потребления подразделений аэропорта и равняться минимуму отпуска воды. Расчет водохозяйственного баланса аэропорта в целом производится на основе его структурной водохозяйственной схемы. Перерасход лимита во всех случаях свидетельствует о нерациональном расходовании воды и является сигналом о необходимости проведения анализа потребления воды в целях устранения перерасходов.

5.12. Сокращения потребления питьевой воды на технологические цели в производственных зданиях достигают поддержанием в технологическом процессе заданных расходов и температуры используемой питьевой воды с целью сокращения ее фактического потребления до уровня рациональной потребности в сложившихся схемах водоснабжения, технологии производства или конструкции оборудования. Такое сокращение достигают за счет полной мобилизации утечек и нерационального использования, воды, а также путем организации системы контроля, учета и нормирования водопотребления.

5.13. Пропорциональное сокращение объема потребления питьевой воды из системы водоснабжения аэропорта достигается использованием воды, прошедшей технологический процесс с полным или частичным восстановлением или без восстановления её качества. Применяют также для ответственных технологических процессов вместо питьевой воды воду непитьевого качества из других возможных источников.

5.14. Сокращения расхода питьевой воды в процессе механизированной мойки летной техники и автомобильного транспорта достигают изысканием возможности применения для указанных целей воды непитьевого качества. В условиях затруднительного размещения специальных сооружений для подачи технической воды для промывки и мойки следует применять воду, прошедшую технологические процессы в рядом расположенных зданиях. Если для промывки и мойки невозможно использование другой воды, кроме питьевой, целесообразно создавать полностью замкнутые системы оборотного водоснабжения.

5.15. Рациональное использование воды в процессе промывки и мойки достигают совершенствованием устройства для промывки поверхностей и устранением причин нарушений заданного режима проведения операций промывки. Так, в процессах промывки в ваннах рациональное расходование воды достигается за счет изменения схем и режима подачи воды, в частности, применяют многоступенчатую промывку с противотоком, подачей и отводом из ванных воды в разных уровнях и с противоположных сторон, кроме того, применяют средства для перемешивания воды в ванных.

5.16. Значительные сокращения нерациональных потерь воды в производственных зданиях и сооружениях обеспечивают внедрением систем регулирования расхода питьевой воды.

С этой целью применяет механические устройства включения и выключения воды, например приводы наполнительного механизма от педали, установленной на промывной линии, и др.

5.17. Для ограничения расхода воды в соответствии с нормативными требованиями целесообразно на подающем трубопроводе установить калиброванные шайбы или дополнительные вентили со снятым маховиком.

5.18. Непроизводительный расход воды ликвидируют установкой специальных датчиков (кольцевых включателей) или электропривода к задвижке на подающем трубопроводе, работающих в общей электросхеме технологической линии.

5.19. Оценка потерь воды базируется на организации постоянного учета и контроля потребления воды. Для этого все абоненты оснащаются приборами учета расхода воды. Должна быть организована правильная эксплуатация, ремонт и проверка установленных приборов. Оснащение абонентов счетчиками расхода воды требует дополнительных капитальных вложений и увеличивает стоимость эксплуатации. Однако эти затраты окупаются ликвидацией утечки и сокращением нерационального использования воды.

5.20. Сокращение потерь воды в системах отопления и горячего водоснабжения должно предусматривать реализацию мер. по экономии воды на всех участках системы теплоснабжения аэропорта. Соответствующие указания содержатся в настоящих Рекомендациях.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИИ ТОПЛИВА, ТЕПЛА, ВОДЫ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГА

6.1. Работа по экономии топливно-энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях аэропортов осуществляется под руководством главного инженера аэропорта и включает следующие организационные мероприятия:

- составление топливно-энергетического баланса предприятия;

- организация учета и нормирование расхода топлива, тепла и электроэнергии отдельными службами;

- разработка плана организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и воды;

- организация технической учебы инженерно-технических работников, работа которых связана с расходованием тепла, энергии и воды;

- осуществление оперативного контроля за рациональным расходованием топлива, энергии и воды;

- организация наглядной агитации за экономию топлива, энергии и воды;

- проведение разъяснительной работы среди рабочих и ИТР авиапредприятия с целью привлечения их к участию во Всесоюзном общественном смотре эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов.

6.2. При составлении топливно-энергетического баланса авиапредприятия рекомендуется составлять плановые и отчетные схемы поступления топлива, энергии и воды от различных внешних и внутренних источников и расхода этих ресурсов в различных службах. Целесообразно производить постоянный анализ планового и отчетного балансов за месяц, квартал и год.

6.3. В результате учета и нормирования расхода топлива, тепла, электроэнергии и воды рекомендуется разрабатывать нормы отпуска на единицу условной продукции каждой службы. На основании таких норм в дальнейшем целесообразно устанавливать план отпуска энергии и воды в соответствии с планом основной деятельности службы.

6.4. План организационно-технических мероприятий разрабатывается ежегодно и должен включать пункты по устранению недостатков в использовании энергии и воды и по мероприятиям, обеспечивающим достижение планируемой экономии. В плане должны указываться сроки и ответственные исполнители. План утверждается начальником авиапредприятия или главным инженером.

Помимо годового плана разрабатывается перспективный план по значительному улучшению использования топливно-энергетических ресурсов и воды на основе внедрения достижений науки, техники и передового опыта.

6.5. Оперативный контроль за рациональным использованием топлива, энергии и воды должен осуществляться на основе разработанной программы контроля. Периодичность контроля определяется в зависимости от мощности авиапредприятия.




Яндекс цитирования



   Copyright © 2007-2024,  www.tehlit.ru.

[ ѓосты, стандарты, нормативы, инструкции, правила, строительные нормы ]