Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865
Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности в области использования атомной энергии
(с изменениями от 3 октября 2002 г., 1
февраля 2005 г.)
В соответствии со
статьей 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии.
2. Федеральному
надзору России по ядерной и радиационной безопасности привести в 3-месячный
срок свои нормативные акты в соответствие с Положением о лицензировании
деятельности в области использования атомной энергии.
Председатель
Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
Положение
о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии
(с изменениями от 3 октября 2002 г., 1
февраля 2005 г.)
1. Настоящее Положение
разработано в целях реализации требований Федерального закона "Об
использовании атомной энергии" и устанавливает порядок и условия
лицензирования деятельности в области использования атомной энергии.
2. Настоящее Положение
не распространяется на:
деятельность,
связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и
утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного
назначения;
лицензирование
медицинских радиофармацевтических препаратов, выдачу разрешений (санитарных
паспортов) на право работы с источниками ионизирующего излучения, выдачу
заключений о состоянии здоровья работников (персонала) объектов использования
атомной энергии, деятельность по профессиональному отбору работников (персонала);
лицензирование
деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности на объектах
использования атомной энергии.
3. Настоящее Положение
не определяет порядок выдачи работникам объектов использования атомной энергии
разрешений, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "Об
использовании атомной энергии".
4. Лицензирование
деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Лицензия не подлежит
передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц,
осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о
сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых
является лицензиат.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору выдает лицензии на виды
деятельности в области использования атомной энергии по перечню согласно приложению. Осуществление указанных видов
деятельности без наличия лицензии Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору не допускается.
5. Лицензирование
деятельности в области использования атомной энергии включает в себя:
рассмотрение заявления
о выдаче лицензии и проведение предварительной проверки документов,
представленных для получения лицензии;
рассмотрение
документов, представленных для получения лицензии, включая комплект документов,
обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной
установки, радиационного источника*, а также пункта хранения ядерных материалов и/или
радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее именуются -
пункты хранения) и/или заявленной деятельности;
принятие решения о
выдаче или об отказе в выдаче лицензии;
выдачу лицензии с
установлением условий ее действия;
сопровождение выданной
лицензии путем проведения инспекций с целью проверки выполнения условий
действия лицензии, а также путем внесения в условия действия лицензии
необходимых изменений;
изменение (продление)
срока действия лицензии, приостановление или прекращение действия
(аннулирование) лицензии.
6. Лицензия выдается
на срок не менее 3 лет. Может выдаваться лицензия на срок до 3 лет по заявлению
лица, обратившегося за ее получением.
7. Бланки лицензий
имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются
документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет
и хранение бланков лицензий осуществляются Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
8. Лицензия
подписывается руководителем Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору или ее территориального органа,
уполномоченного указанной Службой выдавать лицензии на виды деятельности в
области использования атомной энергии.
(Измененная редакция, Изм.
№ 2).
9. Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет регистрацию
документов, представленных для получения лицензии, ведет реестр выданных,
приостановленных и аннулированных лицензий.
10. Лицензии выдаются
эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и
предоставляющим услуги в области использования атомной энергии (далее именуются
- заявители).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.01.2007 N 50 в подпункт з) пункта 11 настоящего
постановления внесены изменения
11.
Для получения лицензии заявитель представляет в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору или в ее территориальный
орган, уполномоченный указанной Службой выдавать лицензии на виды деятельности
в области использования атомной энергии:
а) заявление о выдаче
лицензии с указанием своего наименования, организационно-правовой формы,
юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка, вида деятельности
и объекта ее применения, а также срока действия лицензии;
б) копии учредительных
документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);
в) копию документа,
подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный
реестр юридических лиц;
г) справку налогового
органа о постановке на учет;
д) копию оформленного
в надлежащем порядке документа, подтверждающего право заявителя владеть или
пользоваться ядерными материалами, ядерными установками, радиационными
источниками, пунктами хранения, радиоактивными веществами, радиоактивными
отходами;
е) копии решений по
вопросам размещения, сооружения или вывода из эксплуатации ядерных установок,
радиационных источников или пунктов хранения, принятых соответствующими федеральными
органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления;
ж) 3 комплекта документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного
источника, пункта хранения и/или заявленной деятельности (требования к составу
комплекта и содержанию входящих в него документов определяются Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
з) документ,
подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим
органом заявления о предоставлении лицензии.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1, Изм. № 2).
12. В случае если
заявителем выступает эксплуатирующая организация, кроме документов, указанных в
пункте 11 настоящего Положения, должны
быть также представлены:
а) документ,
подтверждающий признание соответствующим органом управления использованием
атомной энергии пригодности заявителя эксплуатировать ядерную установку,
радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или
с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию,
сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению
с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
б) документ,
определяющий отнесение объекта, на котором и/или в отношении которого должна
проводиться заявленная деятельность, к категориям, предусмотренным статьей 3
Федерального закона "Об использовании атомной энергии";
в) заключение
государственной экологической экспертизы;
г) копию санитарного
паспорта или иного разрешительного документа органов
санитарно-эпидемиологического надзора на право работ с радиационными
источниками;
д) документы,
подтверждающие наличие у заявителя предусмотренного законодательством
Российской Федерации финансового обеспечения гражданско-правовой
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием;
е) документ,
подтверждающий возможность последующей передачи на захоронение образующихся или
находящихся на временном хранении радиоактивных отходов;
ж) отчет по
противопожарной защите объекта использования атомной энергии при его
эксплуатации - для атомных станций и иных объектов, определенных федеральными
нормами и правилами в области использования атомной энергии;
з) документы,
подтверждающие наличие у заявителя источников финансирования работ по выводу из
эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения,
включая специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из
эксплуатации указанных объектов, и для финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих
объектов.
13. Требовать от
заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением,
запрещается.
14. Документы,
представленные для получения лицензии, регистрируются в установленном
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
порядке.
15. Продолжительность
рассмотрения заявления, включая предварительную проверку номенклатуры
документов и соблюдения установленных правил их оформления, не должна превышать
15 дней с даты регистрации документов, представленных для получения лицензии.
16. По результатам
предварительной проверки принимается решение о принятии документов,
представленных для получения лицензии, к рассмотрению или решение об отказе в
рассмотрении этих документов, утверждаемое уполномоченными на то должностными
лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору.
О решении, принятом по
результатам предварительной проверки, заявитель уведомляется в письменной форме
в 3-дневный срок с даты утверждения соответствующего решения.
При отказе в
рассмотрении документов, представленных для получения лицензии, в уведомлении
указывается обоснованная причина отказа.
17. После утверждения
решения о принятии к рассмотрению документов, представленных для получения
лицензии, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору проводит проверку их соответствия установленным требованиям,
достоверности изложенной в них информации и анализ комплекта документов,
обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной
установки, радиационного источника, пункта хранения и/или заявленной
деятельности.
18. При рассмотрении
комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной
безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или
заявленной деятельности, Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору обязательно анализирует:
а) соответствие
проектных, конструкторских и технологических решений федеральным нормам и
правилам в области использования атомной энергии, квалификации работников
установленным требованиям и наличие условий для ее поддержания на необходимом
уровне, а также наличие и соответствие установленным требованиям системы сбора,
хранения, переработки и захоронения радиоактивных отходов при осуществлении
заявленной деятельности;
б) полноту мер
технического и организационного характера по обеспечению ядерной и радиационной
безопасности при осуществлении заявленной деятельности;
в) наличие
соответствующих условий хранения и организации учета и контроля ядерных
материалов, радиоактивных веществ, обеспечение физической защиты ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и
радиоактивных веществ, планов мероприятий по защите работников объекта
использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии и
готовность к их выполнению, а также системы обеспечения качества и необходимой
инженерно-технической поддержки заявленной деятельности;
г) способность
заявителя обеспечить условия безопасного прекращения заявленной деятельности и
вывод объекта использования атомной энергии из эксплуатации, а также наличие
соответствующих проектных материалов.
19. В процессе
рассмотрения документов, представленных для получения лицензии, Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует
проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в документах,
экспертизу документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной
безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или
заявленной деятельности, при необходимости проводит инспекции на объектах
заявителя, взаимодействует с заявителем по вопросам устранения выявленных
недостатков.
20. Порядок проведения
проверок достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для
получения лицензии, проведения экспертизы документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки,
радиационного источника, пункта хранения и/или заявленной деятельности, и
инспекций устанавливается Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
21. Решение о выдаче
или об отказе в выдаче лицензии принимается уполномоченными на то должностными
лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору на основании результатов проверок достоверности сведений, содержащихся
в документах, представленных для получения лицензии, результатов экспертизы
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности
ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или заявленной
деятельности, результатов инспекций и оформляется соответствующим документом.
22. Решение о выдаче
или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 30 дней с даты
завершения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и
радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта
хранения и/или заявленной деятельности.
О принятом решении
заявитель уведомляется в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия
решения.
23. При отказе в
выдаче лицензии в уведомлении указывается обоснованная причина отказа.
Основанием для отказа
в выдаче лицензии является:
наличие в документах,
представленных для получения лицензии, недостоверной или искаженной информации;
экспертное заключение,
установившее недостаточную обоснованность обеспечения ядерной и радиационной
безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или
заявленной деятельности;
несоответствие
заявленной деятельности требованиям по обеспечению ядерной и радиационной
безопасности.
24. Лицензия
оформляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору в срок не более 20 дней со дня принятия решения о ее выдаче.
Неотъемлемой частью
лицензии являются условия действия лицензии, включающие требования Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по безопасности
лицензируемого вида деятельности с учетом его специфических особенностей. При
необходимости в лицензии устанавливаются условия перехода от одного этапа работ
к другому, а в случае, если лицензируемая деятельность предусматривает
обращение с ядерными материалами, - требования о наличии у лицензиата к моменту
начала такой деятельности договора со специально уполномоченным государственным
органом о передаче лицензиату ядерных материалов в пользование.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 50 в пункт
25 настоящего постановления внесены изменения
25. Лицензия выдается
заявителю после представления им документа, подтверждающего уплату
государственной пошлины за предоставление лицензии.
26. Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет
государственный надзор за соблюдением лицензиатом условий, предусмотренных
лицензией, и в случае их невыполнения применяет санкции, установленные
законодательством Российской Федерации.
27. При выявлении
неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью лицензируемого вида
деятельности, при введении в действие новых федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии или при обращении лицензиата с заявлением об
изменении условий действия лицензии Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору может затребовать от лицензиата
представления дополнительных документов, обосновывающих безопасность лицензируемого
вида деятельности, и принять решение о внесении изменений в лицензию.
28. Лицензиат обязан
постоянно информировать Федеральную службу по экологическому, технологическому
и атомному надзору о новых данных или об изменениях в представленных на этапе
получения лицензии сведениях, имеющих отношение к безопасности лицензируемого
вида деятельности.
29. Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору может лишить лицензиата
права осуществления вида деятельности, предусмотренного в лицензии,
приостановив действие лицензии или аннулировав ее.
Основанием для лишения
лицензиата права осуществления вида деятельности, предусмотренного в лицензии,
является:
нарушение лицензиатом
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в
области использования атомной энергии;
обнаружение
недостоверной информации в документах, представленных для получения лицензии;
нарушение лицензиатом
условий действия лицензии;
невыполнение
лицензиатом предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору или других органов государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии;
невыполнение
лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или
приостановление ими деятельности лицензиата в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
подача лицензиатом
соответствующего заявления.
30. Мотивированное
решение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании доводится до
лицензиата в письменной форме не позднее даты, с которой действие лицензии
приостанавливается или лицензия аннулируется.
31. Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-дневный срок с даты
принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании
информирует о принятом им решении:
соответствующий орган
исполнительной власти, подтвердивший право лицензиата владеть или пользоваться
ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами
хранения, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами;
соответствующий
налоговый орган;
соответствующие органы
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Если лицензиат является
эксплуатирующей организацией, то Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору также информирует о принятом им решении
орган управления использованием атомной энергии, признавший эту организацию
пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт
хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других
организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению,
эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного
источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными
материалами и радиоактивными веществами.
(Измененная редакция, Изм.
№ 2).
32. В случае приостановления
действия лицензии лицензиат обязан прекратить осуществлять разрешенный этой
лицензией вид деятельности.
В случае изменения
обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии
может быть возобновлено.
Лицензия считается
возобновленной после принятия Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору соответствующего решения, о чем в 3-дневный
срок со дня принятия он информирует лицензиата и органы, которым направлялась
информация о приостановлении действия лицензии.
33. В случае
аннулирования лицензии лицензиат обязан прекратить осуществлять разрешенный
этой лицензией вид деятельности и возвратить лицензию в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
34. При ликвидации
лицензиата как юридического лица выданная ему лицензия теряет юридическую силу.
35. При реорганизации
или изменении наименования юридического лица лицензиат обязан в 15-дневный срок
со дня оформления в надлежащем порядке реорганизации или изменения наименования
подать заявление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и
атомному надзору о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии
производится в порядке, установленном для получения лицензии.
До переоформления
лицензии или принятия Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору мотивированного решения об отказе в переоформлении и
аннулировании ранее выданной лицензии лицензиат осуществляет деятельность на
основании ранее выданной лицензии.
При переоформлении
лицензии ранее выданная лицензия аннулируется и подлежит возврату в Федеральную
службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
36. В случае утраты
лицензии лицензиат обязан в 5-дневный срок со дня обнаружения утраты подать
заявление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору о выдаче дубликата лицензии.
Рассмотрение
заявления, принятие решения о выдаче и выдача дубликата лицензии производятся в
порядке, устанавливаемом Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
При утрате лицензии ее
дубликат выдается Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору однократно.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 50
пункт 37 настоящего постановления изложен в новой редакции.
37. За рассмотрение заявления о предоставлении
лицензии лицензирующим органом и за предоставление лицензии уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
м) за выдачу дубликата
утраченной лицензии - в 15-кратном размере установленного законом минимального
размера оплаты труда.
38. Расходы,
понесенные заявителем или лицензиатом в связи с проведением экспертизы
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности,
аудита документов, представляемых для получения лицензии или для внесения
изменений в условия действия лицензии, а также расходы по проведению
обследований и инспекций, выполняемых экспертными организациями или экспертами
по договорам (соглашениям) с заявителем или лицензиатом, не включаются в
фиксированную плату за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий и в плату за
выдачу лицензий, установленную в пункте 37 настоящего Положения.
39. В случае отказа в рассмотрении
документов, представленных для получения лицензии, по результатам
предварительной проверки или отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение
заявления о выдаче лицензии заявителю не возвращается.
40. Плата за
рассмотрение заявления о выдаче лицензии и плата за выдачу лицензии поступает в
доход федерального бюджета.
41. Решения и действия
руководителей и должностных лиц Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, принятые с нарушением порядка,
установленного настоящим Положением, могут быть обжалованы в установленном
порядке в судебные органы.
42. Руководители и должностные лица Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору несут
ответственность за выдачу лицензий с нарушением порядка, установленного
настоящим Положением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к
Положению о лицензировании
деятельности
в области использования
атомной
энергии
Перечень
видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на
осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
1. Размещение, сооружение,
эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников
и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов.
2. Обращение с
ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и
добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке,
транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ.
3. Обращение с
радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и
захоронении.
4. Использование
ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
5. Проектирование и
конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
6. Конструирование и
изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов.
7. Проведение
экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по
обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами.
────────────────────────────────────────────────────────────
* Под радиационным
источником понимается только источник ионизирующего излучения, содержащий
радиоактивные вещества.