|
|
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 113 О введении в действие "Санитарных правил для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. СП 2.5.1335-03" На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю: Ввести в действие с 30.06.2003 года "Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. СП 2.5.1335-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.05.2003 года.
Г.Г. Онищенко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июня 2003 г. Регистрационный N 4689
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.1335-03 Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения
1. Область применения1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на модернизируемые и вновь проектируемые вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, рельсосварочные поезда (далее - РСП), восстановительные поезда (далее - ВП), пожарные поезда (далее - ПП), а также участки дефектоскопии дистанций пути железных дорог. 1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 г., зарегистрированного Минюстом России 10 ноября 2000 г., регистрационный N 2447. 2. Общие положения2.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, занятых проектированием, изготовлением, реконструкцией формирований железнодорожного транспорта специального назначения. 2.2. Проектная документация на изготовление новых образцов подвижного состава формирований специального назначения, а также на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке (ст.42. п.2 Закона). 2.3. Для продукции, отделочных и конструкционных материалов, используемых при строительстве формирований железнодорожного транспорта специального назначения, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах госсанэпиднадзора МПС России согласно области их аккредитации (ст.43, ст.51 Закона). 2.4. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. 3. Требования к территории, планировке стационарных помещений, оборудованию и организации рабочих мест3.1. Общие требования.3.1.1. Территория расположения РСП, ВП и ПП должна быть оборудована: железнодорожными подъездными путями, обеспечивающими передвижение подвижного состава и связью с железной дорогой общего назначения; безопасными в эксплуатации электроустановками со светильниками, обеспечивающими освещение железнодорожных и автомобильных подъездных путей и территории; асфальтированными подъездными путями и асфальтированными дорожками для прохода работников и проезда транспортных средств; водозаправочными колонками, снабженными стационарно закрепленными на них шлангами с устройствами, предохраняющими от возможного загрязнения воды; мусоросборниками; специально оборудованной площадкой для практических занятий. 3.1.2. Состав стационарных помещений РСП определяется установленным объемом выпускаемой продукции, технологией производства сварочно-наплавочных работ и используемым оборудованием в соответствии с регламентом технической оснащенности рельсосварочных поездов. 3.1.3. Размещение стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должно соответствовать требованиям строительных норм и правил. 3.1.4. Планировка стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должна предусматривать следующие отдельные группы помещений: административные; производственные; санитарно-бытовые; складские. 3.1.5. Аккумуляторные отделения следует оборудовать в отдельных помещениях. Пол в аккумуляторном отделении должен быть выстлан кислото- и щелочеустойчивыми материалами. 3.2. Требования к территории, планировке помещений, размещению оборудования и организации рабочих мест рельсосварочных поездов.3.2.1. Производственные здания РСП должны иметь следующие производственные участки (отделения): 3.2.2. Производственные участки, размещенные по ходу технологической производственной линии сварки новых и старогодных рельсов, должны быть пространственно отделены друг от друга, в необходимых случаях иметь ограждения либо располагаться в обособленных помещениях. 3.2.3. Используемое силовое сварочное, прессовое и иное производственное оборудование, машины, агрегаты и инструмент, эксплуатация и использование которого связано с возможностью производственных травм и иных поражений организма работников, должно иметь защитные ограждения, оборудоваться средствами и устройствами удаления вредных выбросов. 3.2.4. Рабочее место шлифовщика по обработке торцов поступивших в обработку рельсов должно быть укомплектовано подставкой для размещения используемого электрошлифовального инструмента (типа МРШЗ) на время технологических перерывов и креслом, обеспечивающим возможность изменения постоянной рабочей позы "стоя" в указанные паузы. 3.2.5. Работа оборудования для обрезки рельсов под сварку (станок модели ГД-174) при отсутствии защитных устройств (кожухов, щитков), неисправности заземляющих устройств, с некачественным или выкрошенным абразивным диском, а также при неисправной вытяжной вентиляционной системе запрещается. 3.2.6. При выполнении операций сварки рельсов на машине для контактной сварки типа К-1000 (К-190) обслуживающий персонал должен находиться вне зоны распространения искр и брызг расплавленного металла. Пол в зоне размещения контактно-сварочной машины должен быть нескользким, плотным, огнестойким и малотеплопроводным. 3.2.7. Операции по грубой и чистовой шлифовке сварных стыков рельсов должны выполняться с применением исправного абразивного инструмента. 3.2.8. Рабочее место дефектоскописта, осуществляющего контроль сварных швов, должно быть организовано в отдельном специально обустроенном помещении. 3.3. Требования к размещению оборудования и организации рабочих мест участков дефектоскопии дистанций пути.3.3.1. Участок дефектоскопии дистанции пути должен размещаться в помещениях общей площадью не менее 150 м2. 3.3.2. Кабинет для проведения технической учебы, компьютерный класс, кабинет мастера участка дефектоскопии, кабинет наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) и комната приема пищи не должны располагаться рядом с мастерской и аккумуляторным отделением. 3.3.3. Компьютерный класс, оборудованный видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами, должен соответствовать требованиям санитарным1 нормам и правилам по работе с видеодисплейными терминалами. 3.3.4. Аккумуляторное отделение следует располагать в отдельном помещении. Полы и стены в аккумуляторном отделении должны быть отделаны щелочеустойчивыми материалами. Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано умывальником с подводкой воды. 3.3.5. Ангар для хранения и технического обслуживания дефектоскопных автомотрисс необходимо оборудовать осмотровыми канавами, которые должны быть защищены от грунтовых вод, стены их облицованы светлой глазурованной плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительного оборудования и запчастей; пол должен иметь уклон в сторону трапа. При ремонте дефектоскопных автомотрис вне осмотровых канав необходимо обеспечивать работающих лежаками. 3.3.6. Рабочие места мастера участка дефектоскопии и наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должны отвечать современным эргономическим требованиям. 3.3.7. В помещении для проведения ремонта и наладки дефектоскопов рабочее место наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должно быть оборудовано двухтумбовым рабочим столом, обеспечивающим оптимальное расположение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, и рабочим стулом (креслом). 3.3.8. Требования к ультразвуковым дефектоскопам. Характеристики и допустимые уровни ультразвуковых колебаний, воздействующие на работника, должны соответствовать требованиям государственного стандарта по общим требованиям безопасности для ультразвука. При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов и модернизации дефектоскопов существующих марок должны предусматриваться меры по максимальному ограничению ультразвука, воздействующего контактным путем, в том числе: применение виброизоляционных покрытий для ультразвуковых искателей в зоне захвата их пальцами рук; ультразвуковые искатели должны иметь форму, обеспечивающую минимальное напряжение мышц при удержании их руками, а также удобное их положение при выполнении работы. При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов следует предусматривать снижение общей массы дефектоскопа в рабочем состоянии (в том числе и за счет создания облегченных складных дефектоскопных тележек) до 60 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-мужчинами и до 20 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-женщинами. Детали дефектоскопов в зонах, контактирующих с руками оператора, должны иметь коэффициент теплопроводности не более 0,5 Вт/м град, что снижает возможность охлаждения рук и является существенной профилактической мерой от воздействия контактного ультразвука. 4. Требования к параметрам среды в стационарных помещениях и системам их обеспечения4.1. Концентрации химических веществ, промышленных аэрозолей и пыли в воздухе рабочей зоны производственных помещений различного назначения не должны превышать максимально разовых и среднесменных значений ПДК. 4.2. Параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм в зависимости от категории работ по уровню энергозатрат или физической тяжести работ. В нерабочее время во всех производственных помещениях допускается снижение температуры воздуха до 5°С. Температура воздуха в холодный период года в гаражах должна быть не ниже 8°С, а в складских и других вспомогательных помещениях с временным пребыванием людей (не более 1 часа в смену) - не ниже 10°С. 4.3. Шум на рабочих местах производственных, административных и бытовых помещений должен соответствовать требованиям установленных санитарных норм и правил. В производственных помещениях уровни шума не должны превышать 80 дБА, в административных и бытовых помещениях - 65 дБА. 4.4. Параметры электромагнитных излучений радиочастотного диапазона на рабочем месте в помещении дежурного караула ПП должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм для электромагнитных излучений. 4.5. Производственные помещения с постоянными рабочими местами должны иметь естественное освещение. Конкретные условия естественного освещения регламентируются разрядом зрительной работы. 4.6. В системах общего искусственного освещения производственных помещений вновь строящихся и реконструируемых предприятий необходимо использовать разрядные источники света. При организации комбинированных систем искусственного освещения, а также в местных источниках освещения допускается использовать лампы накаливания. Для организации местного освещения в гаражах должны быть предусмотрены переносные источники местного освещения. Уровни искусственной освещенности на постоянных рабочих местах, территории вновь строящихся и реконструируемых РСП должны соответствовать установленным требованиям. В светильниках с разрядными источниками света следует использовать лампы типа ДРЛ, ДРИ, ДНаТ и люминесцентные лампы. 4.7. В темное время суток проведение погрузо-разгрузочных работ с рельсами на РСП допускается при обеспечении освещенности в зоне проведения работ не менее 20 лк. 4.8. Освещенность на рабочем месте наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) в помещении для ремонта и наладки дефектоскопов при системе общего освещения должна быть не ниже 200 лк, при системе комбинированного освещения - не ниже 500 лк. 4.9. Административные, производственные и бытовые помещения должны быть оборудованы системой вентиляции и отопления. 4.10. В производственном помещении, где оборудуется сварочный пост, должна быть предусмотрена механическая приточно-вытяжная система вентиляции. 4.11. Рабочее место наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) в помещении для ремонта и наладки дефектоскопов должно быть оборудовано местным отсосом для удаления вредных веществ из зоны дыхания работающего при выполнении паяльных работ. 4.12. Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано механической приточно-вытяжной системой вентиляции, а зарядка аккумуляторов должна производиться в специально оборудованном шкафу с механической вытяжной системой вентиляции. 4.13. Рабочие места по обработке торцевых поверхностей (шлифовка) рельсов, изготовлению и обработке сварных стыков на РСП должны оборудоваться системами механической вытяжной вентиляции. 4.14. Рабочее место дефектоскописта РСП, осуществляющего контроль сварных рельсов, должно быть оборудовано устройством местной вытяжной вентиляции в зоне нанесения на готовую продукцию маркировки (масляная краска). 4.15. Станочное оборудование, установленное в мастерских, при работе на котором возможно образование пыли, должно оборудоваться местными вентиляционными отсосами. Включение оборудования должно быть сблокировано с включением местных вентиляционных отсосов. 4.16. При проведении ремонтных работ в гараже на автомобилях с включенным двигателем должно осуществляться удаление отработавших газов (посредством переходной трубы или шланга) за пределы помещения гаража. 4.17. Комната приема пищи должна быть оборудована системой механической вытяжной вентиляции от плиты. 5. Требования к водоснабжению и канализации стационарных помещений5.1. Стационарные объекты вновь строящихся и реконструируемых предприятий должны быть оборудованы централизованным холодным и горячим водоснабжением. 5.2. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения предприятия должны соответствовать санитарным требованиям. При этом должен быть обеспечен достаточный объем воды для питья, приготовления пищи, личной гигиены, а также воды, необходимой для поддержания надлежащей чистоты в помещениях. 5.3. Качество питьевой воды должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для питьевой воды. 5.4. С целью обеспечения санитарного благополучия территории предприятий должна быть организована централизованная система сбора и удаления мусора, а в помещениях использоваться мусоросборники (в т.ч. в столовой, комнатах приема пищи - сборники пищевых отходов). 5.5. Стационарные объекты предприятий должны быть оборудованы системой централизованного сбора канализируемых стоков. 5.6. На территории расположения пожарного поезда допускается устройство наружных уборных с бетонированным выгребом по согласованию с органами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Опорожнение уборных должно производиться не реже одного раза в год. 6. Требования к конструкции, планировке служебно-бытовых помещений, оборудованию и организации рабочих мест проектируемого и модернизируемого подвижного состава6.1. Конструкция подвижного состава должна отвечать эргономическим требованиям и обеспечивать удобный и безопасный доступ к расположенным внутри вагонов, под кузовом вагонов агрегатам и механизмам при их техническом обслуживании и ремонте. 6.2. При планировке вагонов-дефектоскопов (далее - ВД) и вагонов-путеизмерителей (далее - ВПИ) должны быть предусмотрены следующие отдельные служебно-бытовые помещения: рабочий тамбур; кухня; салон для отдыха и приема пищи; спальные купе; туалет; душевая с раздевалкой. 6.3. При планировке пассажирских цельнометаллических вагонов (ЦМВ) для перевозки крановых бригад и дополнительной рабочей силы восстановительных поездов, а также пассажирских ЦМВ для перевозки и размещения обслуживающей бригады и дополнительно привлекаемой рабочей силы рельсосварочных поездов должны предусматриваться следующие отдельные служебно-бытовые помещения: спальные купе 2 - 4-х-местные; салон для отдыха и приема пищи; кухня; туалет; душевая; помещение для хранения спецодежды и средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ); помещение для сушки спецодежды и обуви; котельное отделение. Допускается переоборудовать одно спальное купе под штабное купе. 6.4. При планировке пассажирского ЦМВ, переоборудованного под санитарно-штабной вагон или столовую с санитарным отсеком для нужд ВП, должны предусматриваться следующие отдельные служебно-бытовые помещения: санитарный отсек; кухня; салон для отдыха и приема пищи; спальные купе; купе для хранения спецодежды и СИЗ; туалет. 6.5. При планировке вагонов-водонасосных станций ПП должны предусматриваться следующие отдельные служебно-бытовые помещения: помещение дежурного караула; купе для отдыха личного состава (спальные купе 2 - 4-х-местные); кухня; салон для отдыха и приема пищи; туалет с душевой установкой; помещение для хранения спецодежды и СИЗ; помещение (шкаф) для сушки спецодежды и обуви. 6.6. Технологическое оборудование в операторских ВД и ВПИ должно располагаться с учетом эргономических требований и обеспечивать легкую досягаемость органов ручного управления аппаратуры постоянного использования в зоне моторного поля работника. 6.7. Организация рабочих мест в операторской, оборудованной видеодисплейными терминалами (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) должна быть осуществлена в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и норм для работы на видеодисплейных терминалах. 6.8. Дизель-генераторное отделение ВД и ВПИ должно быть отгорожено от других помещений вагона тамбуром с двумя внутренними дверями. Дверь дизель-генераторного отделения должна иметь по периметру резиновые уплотнения. Ширина проходов в дизель-генераторном отделении не должна быть менее 500 мм. Поверхность стен и агрегатов в местах прохода не должна иметь острых частей и выступов. Конструкция настила пола должна обеспечивать безопасность проходов, а поверхность настила должна препятствовать скольжению. 6.9. Операторская, спальные купе и салон для отдыха и приема пищи не должны примыкать к дизель-генераторному отделению. 6.10. В кухне должно быть установлено следующее оборудование: газовая или электрическая плиты, СВЧ-печь, раковина для мойки посуды с подводкой горячей и холодной воды, стол, шкафы навесные и напольные для хранения посуды и продуктов питания, сборник пищевых отходов и мусора (педальное ведро), холодильник. Для размещения баллонов для газовой плиты в тамбуре вагона (с котловой стороны) следует предусматривать специальный металлический шкаф. 6.11. Допускается совмещение кухни с салоном для отдыха и приема пищи (кухня-салон). 6.12. Спальные купе должны быть оборудованными полумягкими диванами в один или два яруса, столиком, встроенными шкафами для документов и технической литературы, а также антресолями. 6.13. Спальные места должны быть удобными для работника и иметь следующие минимальные размеры: ширину не менее 600 мм для купе с 4 спальными местами и не менее 700 мм для купе с 2 спальными местами, длину - не менее 1840 мм. 6.14. Расстояние от пола до нижнего места должно быть не менее 400 мм, а расстояние по высоте между спальными местами не менее 1000 мм. 6.15. Конструкция спальных мест должна исключать сползание матраса, иметь приспособление для удобного размещения подушки и откидывания нижней полки к стене. 6.16. Санитарный отсек следует оборудовать в спальных купе. 6.17. В помещении для хранения спецодежды и СИЗ должны быть установлены шкафы для рабочей одежды из расчета одного шкафа на каждого члена бригады, а также отдельные шкафы или закрытые полки, предусмотренные только для хранения СИЗ. 6.18. Туалет должен располагаться в торцевой части вагона и иметь площадь не менее 2,4 м2. Оснащение туалета должно включать: унитаз с откидным сидением, держатель для туалетной бумаги, емкость с дезинфицирующим средством и ершом для обработки туалета, умывальник, зеркало, крючки для полотенец и одежды, полочки для мыла и держатель для туалетной бумаги. 6.19. Душевую в пассажирских ЦМВ для перевозки крановых бригад и дополнительной рабочей силы следует обустраивать вместо туалета котловой стороны. 6.20. Душевую и туалет в вагонах-водонасосных станциях ПП следует располагать либо в отдельных помещениях, либо объединять в санузел. 6.21. Пол в душевой и туалете должен быть водонепроницаемым, иметь уклон к сливному отверстию, закрытому пробкой. 6.22. В вагонах должно быть предусмотрено холодное и горячее водоснабжение кухни, туалета и душевой на основе штатной системы водоснабжения. Объем бака для воды должен составлять не менее 800 л. 6.23. Санузел вагонов рекомендуется оборудовать замкнутой системой сбора канализационных стоков. 7. Требования к санитарно-бытовому обеспечению7.1. Планировка санитарно-бытового блока должна предусматривать следующие отдельные помещения: комнату для приема пищи (столовую); комнату отдыха; туалеты; душевую; помещение для сушки специальной одежды и обуви; прачечную (для РСП и ВП); кладовая1 для хранения инвентарной и дежурной спецодежды; помещение для хранения уборочного инвентаря. Для работников, характер трудовой деятельности которых связан с работой на улице, должны предусматриваться помещения для обогрева. 7.2. Комната отдыха для работников должна иметь общую площадь не менее 15 - 20 м2 с учетом одновременного пребывания в ней не более 5 человек. 7.3. Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции. Шкафы для специальной одежды оборудуются устройствами для естественной вытяжной вентиляции. 7.4. Помещение для сушки специальной одежды и обуви организуется из расчета 0,15 м2 на одного работающего. Общая площадь помещения должна быть не менее 4 м2. 7.5. Кладовая для хранения инвентарной и дежурной спецодежды должна быть рассчитана для хранения чистой и грязной спецодежды, инвентарной спецодежды и спецобуви, а также выдаваемой теплой спецодежды и обуви. 7.6. Помещения для обогрева должны быть отапливаемыми, иметь искусственное освещение, а также оборудованы сушильным шкафом для быстрого просушивания рукавиц (10 - 15 минут), обуви, устройством для быстрого согревания рабочих (установки местного контактного, конвекционного или лучистого обогрева), умывальником с подводкой горячей или холодной воды. 7.7. Помещение для обогрева может быть использовано как помещение для кратковременного отдыха в рабочее время. Помещение для отдыха и обогрева допускается объединять с помещением для приема пищи. В этом случае помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи, шкафом для посуды и раковиной для ее мытья, при этом площадь комнаты приема пищи следует увеличивать, определяя дополнительную площадь из расчета 0,1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, пользующегося устройствами для обогревания. 7.8. Помещения для обогрева необходимо размещать через 3 - 5 км в зависимости от местных условий. 7.9. Помещения для обогрева допускается использовать, как пункт для временного хранения дефектоскопных тележек. Перед постановкой на хранение тележка должна быть очищена от загрязнений и освобождена от контактирующей жидкости. 7.10. Вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, вагоны-водонасосные станции ПП, а также пассажирские ЦМВ, переоборудованные для нужд РСП и ВП, в рейс должны экипироваться постельными принадлежностями: матрацами, чехлами на матрацы, одеялами зимними, одеялами летними, подушками (из расчета одного комплекта на каждого члена бригады). На рейс проводники вагонов или работники предприятий должны получать: наволочки на подушки, простыни, полотенца из расчета одного комплекта на каждого члена бригады. После каждого рейса наволочки, простыни и полотенца сдаются в стирку. Матрацы, подушки, одеяла зимние (шерстяные или полушерстяные) сдаются в камерную дезинфекцию не реже 2-х раз в год. Одеяла зимние подвергаются обеспыливанию после каждого рейса, одеяла летние (пикейные) сдаются в стирку не реже 2-х раз в месяц. Чехлы матрацные по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц сдаются в стирку. 7.11. В каждом восстановительном и пожарном поезде должен быть постоянный неснижаемый запас продуктов питания. При отсутствии по местным условиям приведенного наименования продуктов допускается их замена другими продуктами без снижения питательной ценности всего набора. 7.12. Неснижаемый запас продуктов питания должен комплектоваться из расчета трехразового питания на штатный личный состав, а для пожарного поезда с учетом установленной численности работников, прибывающих на усиление караула в течение трех суток. 7.13. Санитарно-бытовые помещения не реже одного раза в смену необходимо тщательно убирать, промывать водой с моющими средствами, после чего дезинфицировать. 7.14. Применяемые моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке. 7.15. Хранение моющих и дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально выделенных местах в маркированной посуде. 8. Требования к средствам индивидуальной защиты8.1. Работники формирований железнодорожного транспорта специального назначения должны обеспечиваться специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты. 8.2. Специальная одежда и специальная обувь должны быть в исправном состоянии и соответствовать индивидуальным антропометрическим показателям. 8.3. Спецодежда должна обеспечивать безопасность и удобство работы работников пожарных поездов в условиях экстремальных температур, а также защиту от воздействия воды и растворов огнетушащих веществ. 8.4. Запрещается допускать к работе работников без соответствующей и исправной спецодежды, спецобуви и других СИЗ. 8.5. С целью защиты органов зрения, кожи лица и рук сварщики, выполняющие операции по сварке рельсов на машине для контактной сварки типа К-1000 (К-190) на РСП должны быть обеспечены защитными лицевыми щитками типа НТБ (бесцветный, прозрачный, термо-ударостойкий) и брезентовыми рукавицами. 8.6. С целью защиты органов слуха сварщика, обрубщика и шлифовщика должны использоваться противошумные наушники и вкладыши. Для защиты от шума передвижной электростанции и гидравлической установки в комплектности каждого ВП должны быть предусмотрены две пары шумоизолирующих наушников. 8.7. С целью защиты рук от неблагоприятного воздействия производственной вибрации при использовании ручного электроинструмента следует использовать специальные антивибрационные и виброзащитные рукавицы. 8.8. Дефектоскописты и операторы дефектоскопной тележки с целью защиты рук от воздействия ультразвука при контактной передаче должны осуществлять ультразвуковой контроль рельсов в двухслойных перчатках (наружные резиновые, внутренние хлопчатобумажные). 8.9. С целью защиты органов дыхания от абразивной и металлической пыли при использовании шлифовального инструмента следует применять респираторы. 8.10. Работы, выполняемые работниками на вновь строящихся, действующих и реконструируемых железнодорожных магистралях, по ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава и стихийных бедствий должны выполняться в защитных касках, специальной одежде, специальной обуви и сигнальных жилетах. 8.11. При выполнении работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами работники ВП и ПП дополнительно должны обеспечиваться спецодеждой в соответствии с видом опасного груза. 8.12. Чистка, стирка и ремонт спецодежды должны производиться централизованно в установленные сроки. 8.13. С целью защиты работников от кровососущих насекомых при выполнении работ на железнодорожных магистралях необходимо предусматривать обеспечение их репеллентами, имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке. 9. Требования к режиму труда9.1. Продолжительность ежедневной работы работников формирований железнодорожного транспорта специального назначения определяется правилами внутреннего распорядка. 9.2. При проведении работ на железнодорожных перегонах и станциях перерывы для отдыха и приема пищи предоставляются работникам РСП с учетом возможности использования турного вагона, а также секций служебно-бытового назначения, предусмотренных на рельсосварочных поездах. 9.3. При производстве аварийно-восстановительных работ на перегонах и станциях, при выезде на ликвидацию пожара после открытия движения поездов членам бригады ВП и ПП должны предоставляться перерывы для отдыха и приема пищи непосредственно в вагонах ВП и ПП. 9.4. С целью уменьшения утомления глаз работников вагонов-дефектоскопов и вагонов-путеизмерителей, занятых расшифровкой лент следует устанавливать режим работы с лентой непрерывно не более 1 часа с регламентированным перерывом продолжительностью 10 минут. 9.5. Запрещается работа с источниками ультразвука, воздействующего на организм контактным путем, в темное время суток (для операторов дефектоскопной тележки). В исключительных случаях (в условиях полярной ночи в регионах Крайнего Севера, при работах в тоннелях) допускается проведение работ по контролю состояния рельсового пути ультразвуковыми дефектоскопами с использованием переносных источников света. 10. Требования к медико-профилактическому обеспечению персонала10.1. Ответственным за направление на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры при наличии показаний является руководитель предприятия. 10.2. При возникновении жалоб на состояние здоровья работники должны подвергаться внеочередному медицинскому осмотру. В случае выявления при медицинском осмотре отклонений в состоянии здоровья, связанных с воздействием контактного ультразвука, по заключению лечебно-профилактического учреждения руководство дистанции пути осуществляет временный или постоянный перевод работника на другую работу. 10.3. Вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, подвижной состав РСП, ВП и ПП, а также каждая бригада операторов дефектоскопной тележки должны быть укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. 10.4. Работники формирований железнодорожного транспорта специального назначения должны быть обучены приемам оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. 10.5. Готовность к работе санитарного отсека в санитарно-штабном вагоне (или вагоне-столовой с санитарным отсеком) ВП должна обеспечиваться в пути следования к месту крушения или аварии личным составом медицинской аварийной бригады. 10.6. Медицинская аварийная бригада (основная и резервная) формируется на базе лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) по месту стоянки ВП. Бригада включает в себя врача с хирургической подготовкой, фельдшера и 2-х санитаров. 10.7. После выполнения работ по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами работники ВП и ПП должны проходить специальный медицинский осмотр. 11. Требования к охране окружающей среды11.1. При эксплуатации, реконструкции, проектировании и строительстве РСП, ВП и ПП, в том числе при организации мест хранения, приготовления и использования горюче-смазочных материалов, должны предусматриваться действенные меры по охране воздушной среды, водоемов и почвы от загрязнения ими, а также по их сбору и утилизации. 11.2. Земля и земельные угодья, нарушенные при строительстве стационарных объектов РСП, ВП и ПП, должны быть рекультивированы к началу срока эксплуатации объекта. 11.3. Для обеспечения санитарного благополучия территории РСП, ВП и зоны дислокации ПП должно быть предусмотрено своевременное и рациональное удаление мусора с территории. 12. Основные требования к проведению работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами12.1. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами комплекс лечебных и профилактических мероприятий в очаге поражения и при ликвидации последствий осуществляют бригады скорой помощи и центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора железной дороги. 12.2. Работники центра госсанэпиднадзора отделения железной дороги, прибыв к месту аварийной ситуации, обязаны незамедлительно организовать контроль за безопасным ведением работ, а также контроль эффективности обеззараживания территории, транспортных средств и механизмов. 12.3. На период проведения аварийно-восстановительных и пожарных работ должно быть организовано дежурство медперсонала и при необходимости развернут стационарный эвакопункт. 12.4. Запрещается слив или выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт или в водоем. 12.5. При выполнении работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами работники ВП и ПП должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. 13. Требования к организации производственного контроля за условиями труда13.1. Ответственным за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-гигиенических требований к условиям труда работающих, организации рабочих мест и производственного процесса, факторам производственной среды, санитарному состоянию производственных помещений является руководитель формирования (начальник РСП, начальник ВП, начальник отряда ведомственной охраны железной дороги, начальник дистанции пути). 13.2. На предприятии должна быть разработана рабочая программа производственного контроля, согласованная с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте, которая должна содержать: перечень контролируемых показателей производственной среды и их гигиенические нормативы, в том числе параметры химического загрязнения воздуха рабочей зоны, параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), параметры шума и вибрации, уровни освещенности; методики определения контролируемых показателей; подробный план контрольных стационарных точек отбора проб воздуха и проведения инструментальных замеров; количество проводимых исследований в каждой точке и периодичность их проведения; календарные графики отбора проб и проводимых исследований и замеров. 13.3. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации – Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко
Приложение № 1Комплекс стационарных санитарно-бытовых помещений и устройств для работников рельсосварочных поездов, восстановительных поездов, пожарных поездов и участков дефектоскопии дистанций пути
Приложение 2Примерный перечень медикаментов, аппаратуры, инструментария и перевязочных средств для санитарного отсека восстановительного поездаПеречень медикаментов
Примечание: N 40,45,51 хранятся в отдельной упаковке у ответственного по бригаде. Примерный перечень аппаратуры, инструментария, перевязочных средств
1Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника.
|
|