|
|
Главное управление
шоссейных
дорог приказом Гушосдора при Совете Министров Казахской ССР 2 июля 1968 г. № 259 ИНСТРУКЦИЯ
Алма-Ата Настоящая инструкция составлена в развитие действующих правил по учету движения на автомобильных дорогах для практического использования ДЭУ и ДЭСУ при учете размеров движения на дорогах общегосударственного, республиканского, областного и местного значения. Инструкция утверждена Гушосдором при Совете Министров Казахской ССР и является официальным документом Гушосдора при Совете Министров Казахской ССР, обязательным для выполнения всеми дорожно-эксплуатационными организациями. Инструкция разработана и подготовлена в Казахском филиале СоюздорНИИ инж. В. К. Пашкиным под редакцией канд. техн. наук И.И. Попова. Замечания и предложения по улучшению инструкции просим направлять по адресам: г. Алма-Ата, Дзержинского, 58, технический отдел Гушосдора или ул. Гоголя, 86, Казахский филиал Союздорнии. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ§ 1. Интенсивностью движения автомобильного транспорта называется количество транспортных единиц, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени. Интенсивность движения является одной из важнейших величин, характеризующих народнохозяйственное значение автомобильной дороги. § 2. Непосредственный учет движения транспорта на дорогах состоит в подсчете фактического количества автомобилей различной грузоподъемности (состава), проезжающих по дорогам в обоих направлениях. Пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и специальный военный транспорт учету не подлежат. § 3. Данные непосредственного учета служат исходным материалом для: установления перспективных размеров и состава движения; назначения технической категории дороги, определения элементов продольного и поперечного профилей дороги; расчета конструкций дорожных одежд; назначения комплекса дорожно-ремонтных работ, капитального и среднего ремонта, реконструкции или стадийного усиления дорожной одежды, назначения средней технической скорости движения и определения экономической эффективности всех технических мероприятий, направленных на улучшение транспортно-эксплуатационных показателей дороги и повышение производительности автотранспорта; назначения мероприятий по повышению безопасности движения автотранспорта, а также для решения целого ряда других инженерно-технических задач. § 4. Непосредственный учет движения производят выборочно, то есть в заранее установленные дни и часы в определенных пунктах дороги. В целях наибольшей достоверности данных необходимо учитывать движение на всех участках дороги, во все месяцы и сезоны в году. § 5. Учет движения производят штатные работники дорожно-эксплуатационных или дорожно-строительно-эксплуатационных участков - дорожные мастера или ремонтеры. За качество учета и систематическое его проведение, за правильное оформление документов по учету движения и своевременное представление их в вышестоящие организации ответственными являются главные инженеры ДЭУ, ДЭСУ, упрдоров и облушосдоров. § 6. В последнее время наряду с периодическим учетом движения визуально широко применяется учет автоматическими приборами. В нашей стране и ряде зарубежных стран (Англия, Бельгия, Италия, ФРГ) применяются различные автоматические счетчики, дающие или общий итоговый результат, или промежуточные данные, фиксируемые через определенные промежутки времени. В Чехословакии применяется репрезентативный метод учета движения, основанный на делении участков сети дорог на группы с одинаковым характером движения. В каждой группе выбирают 91 подсчетное место. Четырехразовый подсчет следует один за другим в течение двух дней, таким образом, чтобы каждый день подсчет происходил на двух учетных пунктах. Таким образом, наблюдения охватывают 365 дней в году. Этот метод дает возможность охватить значительное число учетных пунктов и с наименьшими затратами времени получить достоверные данные. § 7. Для установления направления и характера перевозок часто наряду с автоматическими счетчиками применяются непосредственные наблюдения (США, Англия), а именно: а/ прямой периодический опрос водителей на дороге с остановкой автомобилей; б/ одновременная регистрация номеров автомобилей на ряде заранее установленных пунктах; в/ способ почтовых карточек, вручаемых водителям с просьбой указать маршруты следования; г/ непосредственный опрос водителя на дому квалифицированными специалистами. § 8. В нашей стране непосредственный учет движения в некоторых республиках проводится автоматическими приборами. В настоящее время получают распространение многоканальный электромагнитный счетчик конструкции СоюздорНИИ, автоматический многоканальный электронный счетчик движения АСД-5 конструкции Дорожного управления Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР, учитывающий раздельно грузовые и легковые автомобили по прямому и обратному направлениям. Первая партия таких счетчиков движения функционирует на автомобильных дорогах Казахской ССР с 1968 года. Автоматический счетчик АСД-5 может работать как от электросети, так и от 12-вольтового аккумулятора. При помощи этого счетчика осуществляется непрерывный и круглосуточный учет движения автотранспорта. Принципиальная схема счетчика основана на возбуждении тока в рамке, заложенной в покрытии, при проходе над ней автомобиля. Схема установки счетчика показана на рис. 1. Наряду с внедрением приборов по учету движения остается очень важным вопрос о необходимости расширения и повышения качества существующего визуального метода учета движения, проводимого линейными работниками ДЭУ и ДЭСУ. Рис 1. Схема расположения на проезжей части датчика учета движения по счетчикам АСД-5 II. НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНЫХ ПУНКТОВ§ 9. Учет движения осуществляется на дорогах общегосударственного, республиканского, областного и местного значения с движением 100 и более единиц в сутки. Списки таких дорог составляются главными инженерами упрдоров и облушосдоров, утверждаются вышестоящими организациями и учёт на этих дорогах является обязательным. § 10. По каждой дороге составляется список учетных пунктов, каждому из которых присваивается определенный номер, который сохраняется в течение нескольких лет. Сеть учетных пунктов с указанием их номеров, составляемая главным инженером ДЭУ, ДЭСУ, наносят на карту или схему дорог участка, которая вместе со списками и краткой пояснительной запиской представляется в облушосдор или упрдор на утверждение. § 11. При установлении сети учетных пунктов надлежит руководствоваться экономикой района, размещением производительных сил, начертанием сети дорог с учетом: а/ подъездов к станциям железных дорог, пристаням, а также пересечений с наиболее важными дорогами; б/ размещения наиболее крупных грузообразующих пунктов (склады, элеваторы, фабрики, заводы, колхозы, совхозы, лесные разработки и т.п.), которые обычно дают большие грузопотоки; в/ размещения санаториев, курортов, туристских баз, дачных поселков. Поэтому учетные пункты, как правило, размещают при въездах и выездах из городов, крупных населенных пунктов, районных центров, на пересечениях и ответвлениях дорог, дающих значительный поток грузов на дорогу. В этих случаях иногда возникает необходимость разместить два-три, а иногда и четыре учетных пункта в непосредственной близости один от другого (например, четыре учетных пункта на подходах к пересечению дорог с высокой интенсивностью движения). § 12. Количество учетных пунктов зависит от величины грузопотоков и вышеописанных факторов. Однако, общее количество учетных пунктов в районах с густой сетью дорог и большим количеством промышленных и сельскохозяйственных предприятий назначают из расчета один пункт на 15 - 30 км дорог. В остальных районах следует назначать один учетный пункт на 40 - 60 км. § 13. Для удобства учета и исключения влияния перевозок внутри населенных пунктов учетные пункты располагают на расстоянии 0,5 - 1,0 км от границ населенных пунктов. § 14. Учетные пункты рекомендуется размещать у зданий линейной службы (дорожно-ремонтные пункты, дома дорожных мастеров и ремонтеров). Если это невозможно, то на учетных пункта устанавливают навесы или будки для укрытий счетчиков от дождя и непогоды. III. ДНИ И ЧАСЫ УЧЕТА§ 15. Количество учетных дней в году должно быть 24, то есть учёт производят через каждый 15 - 16 календарных дней. Календарь учётных дней единый для всех подведомственных им подразделений устанавливают облушосдоры или упрдоры. § 16. При разработке календаря учёта руководствуются следующими соображениями: а/ относительно равномерным распределением дней учёта по месяцам и сезонам года; б/ относительно равномерным распределением учётных дней среди дней недели; в/ не следует включать в календарь учёта дни местных праздников, ярмарок и т.п., когда заведомо известно, что движение по дорогам в эти дни не типично. § 17. Рекомендуется следующий примерный календарь учётных дней: январь 5 и 20 числа; июль 4 и 19 числа; февраль 4 и 19 числа; август 3 и 18 числа; март 6 и 21 числа; сентябрь 2 и 17 числа; апрель 5 и 20 числа; октябрь 2 и 17 числа; май 5 и 20 числа; ноябрь 1 и 16 числа; июнь 4 и 10 числа; декабрь 1 и 16 числа. Непосредственный учёт движения производится в три смены с промежутками в 24 часа между сменами: первая смена ведёт учёт с 5 до 13 часов (например, 4 июля) вторая смена " " с 13 до 21 часа (в нашем примере 5 июля); третья смена " " с 21 до 5 часов (в нашем примере с 21 часа 6 июля до 5 часов 7 июля). IV. КАТЕГОРИИ ДВИЖЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ§ 18. Непосредственный учёт движения ведут с указанием прямого и обратного движения. Прямое движение - это движение в сторону возрастающего километража дороги; обратное - в сторону убывающего километража. § 19. Учету подлежат следующие виды автомобилей:
V. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧЁТА ДВИЖЕНИЯ§ 20. Облушосдоры и упрдоры разрабатывают схемы и планы по непосредственному учёту движения, инструктируют и инспектируют главных инженеров ДЭУ, ДЭСУ и представляют в Гушосдор результаты учёта движения. Эти организации в лице главных инженеров несут ответственность за постановку, проведение учёта движения на подведомственных им дорогах и представление их в соответствующие управления Гушосдора. § 21. Главные инженеры ДЭУ, ДЭСУ назначают и инструктируют из состава ремонтеров, дорожных мастеров учетчиков по учёту движения, снабжают их инструкциями, печатными бланками, систематически проверяют их работу и знание ими инструкции по учету движения. § 22. Учётчики дежурят на учетном пункте в порядке исполнения своих служебных обязанностей. § 23. Начальники ДРП и дорожные мастера должны по указанию главного инженера ДЭУ или ДЭСУ организовать и в дальнейшем проверять работу учетчиков непосредственно на учетном пункте, следить за своевременным выходом учетчиков на дежурство, принимать от них заполненные учётные карточки и после проверки и оформления представлять главному инженеру. VI. ПОРЯДОК РАБОТЫ УЧЕТЧИКА НА УЧЕТНОМ ПУНКТЕ§ 24. Учетчик по учету движения должен иметь достаточный запас учетных карточек формы 1, папку для хранения учетных карточек и карандаш, которые ему выдает дорожный мастер. § 25. Перед выходом на дежурство учетчик заполняет лицевую сторону учетной карточки, в которой указывается номер учетного пункта, название дороги, дата и часы учета. В назначенный по календарю день учета учетчик обязан явиться к назначенному часу дежурства на свой учетный пункт и оставаться на нем неотлучно до конца дежурства. § 26. Во время дежурства учетчик отмечает проходящие автомобили, проставляя значок «X» в соответствующих клеточках учетной карточки. Если автомобили следуют с прицепами, то учетчик ставит в клеточке кружок с цифрой внутри кружка, обозначающей количество прицепов, например, 1 или 2. § 27. Если во время дежурства будут заполнены все клеточки какой-либо графы учетной карточки, учетчик должен взять новый незаполненный бланк, написать на нем «продолжение», заполнить лицевую сторону и продолжать учет на новом бланке, если даже часть клеточек в других графах предыдущей учетной карточки была не заполнена. § 28. Один раз в квартал (в январе, апреле, августе и октябре) на автомобильных дорогах с интенсивностью движения более 2000 авт/сут. должен проводиться почасовой учёт интенсивности движения. Учет ведется так же, как и в обычные учетные сутки, с той лишь разницей, что в учётной карточке следует отмечать часы суток (форма 1а). § 29. По окончания дежурства учетчик подсчитывает отметки по каждой карточке и результаты подсчетов проставляет в углу каждой графы в клеточке с надписью «итого», подписывает карточку и не позже чем через два дня сдает ее дорожному мастеру или начальнику ДРП. VII. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ§ 30. Полученные от дорожных мастеров учетные карточки проверяются главным инженером ДЭУ, ДЭСУ и определяется их пригодность для дальнейшей обработки. Дефектные карточки не обрабатываются, а весь учет движения в данном случае считается недействительным. § 31. Итоговые записи учетных карточек переносят в соответствующие строки «Журнала учетного пункта» по форме 2 и по каждому учетному дню подсчитывают итоги. Журнал учетного пункта по форме 2 ведут в виде тетради для каждого учетного пункта с расчетом на 1 год. § 32. По окончании года по журналу учетного пункта определяют среднесуточное движение за год. Для этого по каждой категории движения подсчитывают сумму итогов по всем учетным данным за год и эту сумму делят на число учетных дней, то есть на 24. Полученное число переносят в бланк «Сведений о размерах движения» по форме 3. В эти сведения записывают также наибольшие и наименьшие размеры движения по итоговым записям журнала учетного пункта. § 33. По данным сведений о размерах движения вычерчивают «График среднесуточных размеров движения» по каждой дороге (приложение рис. 3). § 34. Кроме того, по данным часовой интенсивности движения строят диаграмму распределения часовой интенсивности движения в течение суток (приложение рис. 2). § 35. Дорожно-эксплуатационные (строительно-эксплуатационные) участки представляют в облушосдоры и упрдоры ежеквартально сведения о размерах движения по формам 3 и 4. В конце года одновременно с годовым отчетом ДЭУ и ДЭСУ представляют в облушосдоры и упрдоры сведения о размерах движения за IV квартал и годовой, а также графики среднесуточных годовых и среднечасовых размеров движения. § 36. Облушосдоры и упрдоры представляют в Гушосдор один раз в год сведения о размерах движения (по формам 3 и 4) и графики среднесуточный годовой, а также среднечасовых размеров движения. Эти сведения представляют одновременно с годовым отчетом. ПРИЛОЖЕНИЕ(лицевая сторона)
(оборотная сторона)
(оборотная сторона)
Форма 2 (титульный лист)
(разграфить страницы тетради)
Форма 2 (пример)
Форма 3 Начальнику ___________________________________ облушосдора, упрдора Сведения о среднесуточных размерах движения по дорогам дорожно-эксплуатационного (строительно-эксплуатационного) участка №__________________ за время с ______________ 196___ г. по ____________________ 196___ г.
«____» ___________ 196___ г. Главный инженер ДЭУ, ДЭСУ №_______ ______________ (подпись) Форма 3 (пример) Начальнику Талды-Курганского облушосдора Сведения о среднесуточных размерах движения по дорогам дорожно-строительно-эксплуатационного участка № 330 за время с 1 января 1968 г. по 31 декабря 1968 г.
Начальнику _________________________ облушосдора, упрдора Сведения о среднечасовых размерах движения по дорогам дорожно-эксплуатационного (строительно-эксплуатационного) участка № __________ за __________ квартал 196__ г. («____» ________________ 196__ г.)
Форма 4 (пример) Начальнику Талды-Курганского облушосдора Сведения о среднесуточных размерах движения по дорогам дорожно-строительно-эксплуатационного участка № 330 за I квартал (.20 января 1968 г.)
Рис. 2. Распределение интенсивности движения Рис. 3. График среднесуточных размеров движения по дороге А-Б. Для построения «Графика среднесуточных размеров движения» следует установить фактические точки изменения интенсивности движения. Например, если на учетном пункте № 6 (км 50) интенсивность движения составляет 1174 авт./сутки, а на учетном пункте № 7 ( км 75) интенсивность движения равна 988 авт./сутки, то при построении графика необходимо выяснить фактическую точку изменения интенсивности движения. Допустим, что на км 60 находится карьер. Значит, на участке км 50 - 60 интенсивность составит 1174 авт./сутки, а на участке км - 60 - 75 она будет равна 988 авт./сутки. Таким образом, на км 60 находится точка изменения интенсивности движения. Подобным образом следует поступать в каждом конкретном случае. Только при таком построении график будет отражать действительное распределение интенсивности движения на автомобильной дороге. СОДЕРЖАНИЕ
|
|