|
|
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР ГИПРОДОРНИИ УКАЗАНИЯ
Утверждены Минавтодором РСФСР протокол № 30 от 10.03.89 Москва 1988 Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических расчётов (ТЭР) строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (при разработке проектной документации по схеме: ТЭР-РД) разработаны ГипродорНИИ. Ответственный исполнитель - Маршак Б.З. Замечания и предложения следует направлять по адресу: 125493 Москва ул. Смольная, 1/3, владение 2, ГипродорНИИ. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Указания составлены в дополнение к «Указаниям о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и Технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования» и утвержденным Минтрансстроем 31.07.87 № АВ-561 по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР. Указания предназначены министерствам, ведомствам и организациям, осуществляющим планирование, финансирование, проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования, а также экспертным органам. Комиссия Совета Министров СССР по вопросам строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР (протокол № 1 от 14.04.88) разрешила заказчикам по согласованию с генеральными проектной и подрядной организациями на основании утвержденных технико-экономических обоснований (расчетов) и установленных на их основании договорных цен принимать решение о разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог, предусмотренное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.02.88 № 272, в одну стадию - рабочая документация, и определять ее оптимальный состав. Госстрой СССР письмом от 11.11.88 № АЧ-4020-6/5 «О порядке проектирования автомобильных дорог на территории РСФСР» также разрешил разработку рабочей документации (без выполнения проектов) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского районов, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, а также Башкирской АССР по утвержденным технико-экономическим расчетам (обоснованиям) при наличии договорных цен, установленных на основании расчетных стоимостей строительства, и согласия генеральных подрядных организаций (при подрядном способе строительства). В связи с указанными решениями, а также требованиями ряда нормативных документов по проектированию и строительству автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, вышедших после разработки Указаний в 1987 г., стало необходимым уточнить состав, порядок разработки и утверждения технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства автомобильных дорог общего пользования, проектная документация для которых разрабатывается по схеме ТЭР-РД. 1.2. По настоящим Указаниям разрабатываются ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования на всем протяжении, участков дорог, имеющих самостоятельное транспортно-экономическое значение, а также нескольких дорог, составляющих единую местную сеть района, колхоза или совхоза, проектная документация для строительства которых разрабатывается в порядке с пунктом 1.1 по схеме ТЭР-РД. По согласованию сторон (заказчика и проектной организации) для технических несложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения можно разрабатывать проектную документацию по схеме ТЭР-РД, в этом случае состав ТЭР должен отвечать требованиям настоящих «Указаний». Для технически сложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения следует разрабатывать проектную документацию по схемам: ТЭО-П-РД или ТЭР-РД, при этом состав документации должен отвечать требованиям «Указаний» Минтрансстроя СССР 1987 г. и «Эталона» ТЭР Минавтодора РСФСР 1988 г. 1.3. ТЭР является проектным документом, т.к. после его рассмотрения и утверждения разрабатывается и передается на строительство только рабочая документация. Поэтому в ТЭР должны быть приведены и обоснованы следующие основные технико-экономические показатели объекта: - категория автомобильной дороги; - направление автомобильной дороги (с выбором трассы по вариантам); - протяженность объекта; - основные технические решения; - объемы основных строительно-монтажных работ; - расчетная стоимость строительства и договорная цена; - сроки строительства, источники обеспечения материалами и конструкциями, очередность строительства, пусковые комплексы, организация строительства; - экономическая эффективность строительства. 1.4. ТЭР должен включать материалы по сооружениям и дорогам, имеющиеся в схемах и проектах районной планировки, развития автомобильных дорог как общего пользования, так и внутрихозяйственных автомобильных дорог. Предусматриваемый в ТЭР технический уровень и основные технико-экономические показатели должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных сооружений и объектов-аналогов в данном регионе. 1.5. Расчетная стоимость строительства, предусмотренная в утвержденном ТЭР, является лимитом на весь период проектирования и строительства. Расчетная стоимость строительства учитывается при составлении планов капитального строительства и не может быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве объекта. 1.6. В районе тяготения должен проводиться в необходимых объемах комплекс инженерных (топографогеодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических) и экономических изысканий и обследований, достаточных для выбора рекомендуемого варианта трассы, обоснования объемов строительных работ на эталонных участках, обоснования размеров постоянно и временно занимаемых земель. 2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЭР2.1. ТЭР строительства автомобильной дороги или ее участка, а также районной сети должен состоять из следующих разделов: а) Исходные положения: - копия задания на разработку ТЭР; - ссылка на план работ по составлению ТЭР, утвержденный в установленном порядке; - данные о рассматриваемом объекте, содержащиеся в схемах; - сведения об источниках исходной информации для разработки ТЭР; - краткое описание современного состояния существующего объекта (сети), время постройки, последнего капитального ремонта; - соответствие технических параметров дороги ее значению и категории; - данные о размере движения. б) Транспортно-экономическая характеристика хозяйств района тяготения дороги. На основании данных статотчетности, плановых материалов, данных учетов движения из схем, а при необходимости в полном объеме экономических изысканий согласно ВСН 42-87, раздел должен иметь: - показатели существующего состояния и развития экономики хозяйств района в отчетном году и ожидаемые в перспективе (население, сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт, наличие зон массового отдыха, размеры транзитного движения). По данным автодора, другим материалам: - размещение, существующее состояние и перспективы развития дорог общего пользования и внутрихозяйственной сети, взаимодействие ее с сетью дорог общего пользования, место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети. Размеры грузового и пассажирского движения по данным учетов на проектируемом и на соседних участках, соответствие данных учетов расчетным размерам движения из схем; - характеристика основных грузообразующих и грузопоглощающих точек, транспортных связей, анализ перевозок. в) Обоснование мощности дороги: - обоснование значения и категории дороги по СНиП 2.05.02-85 или по региональным нормам; - существующие и перспективные объемы перевозок; - технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей; - принятые размеры существующей и перспективной интенсивности движения, состав автомобилей. Согласование объемов перевозок автомобильных дорог (мостовых переходов) местного значения, проектируемых по нормативам IV - III категории, с плановыми органами не обязательно, если при разработке ТЭР проводился контрольной учет движения, использовались материалы статотчетности плановых органов по перспективе развития хозяйства. г) Сравнение вариантов и выбор направления дороги: - принципы назначения вариантов, предварительное согласование конкурентоспособных вариантов проложения трассы дороги; - увязка вариантов с существующей и перспективной планировкой населенных пунктов и с сетью внутрихозяйственных дорог; - характеристика и оценка вариантов, выбор рекомендуемого варианта, окончательное согласование направления (с составлением акта выбора трассы и решений соответствующих исполкомов Советов народных депутатов об их утверждении); Сравнение конкурентоспособных вариантов по основным технико-экономическим показателям (протяжение, скорость движения, стоимость). д) Основные строительные (проектные) решения по рекомендуемому варианту: - обоснование проектных решений по элементам плана, продольного и поперечного профиля, конструкциям дорожной одежды, искусственных сооружений, типам пересечений и примыканий, зданиям и сооружениям дорожной и автотранспортной служб, обустройству дороги. е) Организация строительства: - основные условия и особенности, определяющие общую схему организации строительства; - обоснование сроков и очередности строительства; - объемы основных строительно-монтажных работ; - определение потребности в материально-технических ресурсах; - потребность в основных машинах, механизмах и в кадрах (трудоемкость строительства); - источники получения строительных материалов и конструкций и способы их транспортировки. ж) Охрана окружающей среды: - характеристика и оценка мероприятий по охране земель, воздушной среды, водоемов; - мероприятия по защите от шума, загазованности; - мероприятия по рекультивации земель; - мероприятия по благоустройству населенных пунктов; - предложения по использованию отходов производства при строительстве дорог. з) Расчетная стоимость строительства: - расчетная стоимость и договорная цена строительства объекта в целом, в том числе по участкам или дорогам (при составлении ТЭР районной сети) с составлением сводных расчетов, сводки затрат, объектных и локальных смет или расчетов. и) Экономика строительства. Составляется, как правило, в виде таблицы, где приводятся показатели: - себестоимость автомобильных перевозок (коп. за авт-км или за т/км), капиталовложения в строительство, ремонты, скорости потока автомобилей, уменьшение транспортных расходов, уменьшение потерь сельского хозяйства, уменьшение потребности в шоферах, в топливе; - сравнение технико-экономических показателей проектируемой дороги с показателями нормативов удельных капитальных вложений, норм расходов материалов на 1 млн. СМР, а также сравнение с показателями аналогично построенных автомобильных дорог. Отмечается социальная эффективность строительства дороги (сети дорог), искусственных сооружений. При необходимости, постановка вопроса о долевом участии в строительстве дороги, отдельных сооружений. к) Выводы и предложения: - общая оценка целесообразности строительства объекта; - основные технико-экономические показатели, рекомендуемые к утверждению; - соответствие принятых строительных решений новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники; - рекомендуемая очередность и стадийность проектирования и строительства; - долевое участие (при необходимости). л) Приложения: - карта-схема транспортной сети района, место на ней проектируемой дороги, сооружения, основные населенные пункты, участки дороги с указанием вида покрытия, непостоянно действующие переправы через реки, построенные, строящиеся участки; - план трассы с вариантами; - продольный профиль (участка дороги или эталонных участков); - характерные поперечные профили дороги с привязкой по длине дороги; - поперечный профиль конструкции дорожной одежды; - общий вид моста или путепровода; - ведомость резервов; - ведомость устройства съездов и переездов; - ведомость обустройства дороги; - календарный график строительства; - сводная ведомость потребности строительства в основных дорожно-строительных материалах, конструкциях, изделиях и полуфабрикатах; - сводная ведомость потребности в трудозатратах, основных строительных машинах и механизмах, оборудовании и транспортных средствах; - сводный расчет стоимости; - сводка затрат (при необходимости); - объектные и локальные сметы или расчеты; - ведомость договорной цены; - копии документов согласования. 2.2. Состав и содержание ТЭР строительства мостового перехода аналогичен составу и содержанию ТЭР строительства автомобильной дороги с отражением в ТЭР данных и показателей, учитывающих специфику объекта: о гидрологическом режиме и расчетном расходе, класс реки, протяжении существующего моста и подходов, габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста и т.п. 2.3. При разработке ТЭР строительства обходной дороги необходимо приводить данные о ней, содержащиеся в генеральном плане и схеме комплексного развития транспорта города, характеристику технического состояния улиц и дороги, используемых для пропуска транзитного движения через населенный пункт в настоящее время и оценку возможности его пропуска в перспективе. 2.4. При разработке ТЭР строительства сети дорог района необходимо приводить данные проектов планировки населенных пунктов и производить увязку со схемой развития внутрихозяйственных дорог. 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ3.1. Разработка ТЭР осуществляется по заданиям организации-заказчика на основании плана работ по составлению технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий и сооружений. 3.2. Разработка ТЭР строительства дорог общегосударственного и республиканского значения, сети местных дорог района или обхода крупного населенного пункта выполняется, как правило, силами головных дорожных проектно-изыскательских организаций Минавтодора РСФСР или Минтрансстроя СССР. 3.3. Разработка ТЭР больших (титульных) мостов и путепроводов может поручаться только тем проектным организациям, которые имеют право или разрешение Госстроя СССР на их проектирование. 3.4. Разработка ТЭР, как правило, начинается за 2 года до начала строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭР до начала строительства пройдет более трех лет, в него должны быть внесены, в случае необходимости, соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением. ТЭР на строительство сети автомобильных дорог района составляется с выделением очередей строительства дорог по пятилетке. Расчеты стоимости строительства составляются на основе объектных смет или расчетов отдельных сооружений и локальных смет или расчетов отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие. Объектные и локальные сметы или расчеты стоимости составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе общесоюзных и ведомственных укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), данным объектов-аналогов, прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции или построечным единичным расценкам, составленным на основе калькуляций сметных цен на материалы. 3.5. В случаях, если в ТЭР предусматривается строительство сооружений автомобильных дорог и мостов по типовым проектам или по эталонным участкам, то объем ТЭР может быть сокращен. В этом случае должна даваться только обоснованная ссылка на соответствующий проект, приводиться содержащиеся в нем данные о месте размещения, протяженности, мощности, технико-экономических показателях и расчетной стоимости его строительства. 3.6. По согласованию сторон (заказчика и проектной организации) в состав ТЭР могут быть дополнительно включены работы по сбору исходных данных и по составлению тома отвода земель, при этом заказчик производит доплату к стоимости ТЭР, определенной в разделе 4. 3.7. Расчетная стоимость строительства и договорная цена, определенная в ТЭР, согласовываются заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией. 3.8. ТЭР, разработанный в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком соответствующей записью), дополнительному согласованию, при отсутствии разногласий с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежит. 3.9. ТЭР оформляется в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями. Графический материал и ведомости оформляются в соответствии с эталоном ТЭР, утвержденным Минавтодором РСФСР в 1987 г. Объем материалов ТЭР определяется сложностью данного объекта. Они должны составляться без лишней детализации и повторений при минимальном объеме, достаточном для оценки принятых проектных решений, объемов строительных работ и стоимости объекта, входящих в него сооружений и видов работ. 3.10. ТЭР разрабатывается и представляется заказчику в количестве экземпляров, установленном договором. 3.11. Согласование ТЭР с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами производится заказчиком. 3.12. Разработанные ТЭР на строительство (реконструкцию) местных автомобильных дорог общей сети рассматриваются и утверждаются Советами Министров АССР, краевыми и областными исполнительными советами народных депутатов. Для ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения сохраняется действующий порядок утверждения. 3.13. В документе об утверждении ТЭР указываются основные данные и технико-экономические показатели объекта (приложения 1 и 2). 3.14. Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭР, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей объектов строительства, не допускать неоправданного увеличения объема строительных и проектных работ и излишней их детализации. 4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЭР4.1. Стоимость изыскательских работ определяется по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденному Госстроем СССР 16 июля 1981 г. № 121. 4.2. Стоимость проектных работ определяется по Сборнику цен на проектные работы для строительства, утвержденному Госстроем СССР 02.02.87 № 21. 4.2.1. Стоимость разработки ТЭР строительства автомобильной дороги (сети дорог) определяется по действующему сборнику цен на проектные работы по формуле:
где - стоимость разработки ТЭР автомобильной дороги; 0,6 - коэффициент приведения; СП - стоимость составления проекта по действующему сборнику цен. При разработке ТЭР сети дорог района стоимость ПИР определяется от суммарной протяженности сети. Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от Табл. 1
4.2.2. Стоимость разработки ТЭР строительства мостового перехода определяется как сумма стоимости проектных работ по подходам (по 4.3.1) и по мосту, при этом стоимость части ТЭР строительства моста (путепровода, эстакады) определяется от стоимости проектирования комплексного проекта по формуле:
где - стоимость разработки части ТЭР, относящейся к искусственному сооружению; 0,6 - коэффициент приведения; - стоимость разработки комплексного проекта моста (путепровода) по действующему сборнику цен на проектные работы. Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от Табл. 2
Относительные стоимости отдельных видов работ по табл. 1 и 2 могут быть изменены главным инженером комплексного проекта в зависимости от состава и сложности работ по конкретному объекту. 4.3. В случаях, когда заказчик поручает проектной организации работы по составлению акта выбора трассы, к стоимости проектно-изыскательских работ по составлению ТЭР добавляется повышающий коэффициент 0,05 от стоимости проекта (письмо Госплана СССР от 10.06.85 № ВВ-21-Д). 4.4. В случаях, когда заказчик и проектная организация согласовали необходимость и возможность разработки на стадии ТЭР тома отвода земель, стоимость этих работ определяется по формуле: а) для дороги
- стоимость проектных работ по составлению тома отвода земель; 0,2 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта дороги (СП). б) для мостового перехода
0,1 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта мостового перехода (СП). 5. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ТЭР5.1. Оценка качества ТЭР производится в порядке, определенном «Временным положением об оценке технического уровня и качества проектов на строительство, расширение и реконструкцию предприятий», утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ 10 июня 1988 г. № 23-Д. Приложение 1Таблица основных технико-экономических показателей автомобильной дороги, рекомендуемых к утверждению
Приложение 2Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода, рекомендуемых к утверждению
СОДЕРЖАНИЕ
|
|