|
|
ПОЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДАЮМинистр промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б. Христенко 04.10.2004 г.
I. Общие положения
1. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министерство). 2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министр), а также настоящим Положением. 3. Департамент в установленном порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии с – структурными подразделениями Министерства, – федеральными агентствами, подведомственными Министерству, – иными федеральными органами исполнительной власти, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, – органами местного самоуправления, – общественными и профессиональными объединениями, – предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов, – в пределах своей компетенции с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента.
II. Задачи Департамента
4. Основными задачами Департамента являются: 1) разработка основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики; 2) разработка механизмов формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище; 3) разработка механизмов формирования рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса, 4) разработка механизмов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения; 5) выработка государственной политики в сфере технического регулирования в области строительства и промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве с подготовкой предложений по нормативному регулированию в данных сферах.
III. Функции
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: 1) разрабатывает и представляет руководству Министерства для внесения в Правительство Российской Федерации проекты, а также предложения по совершенствованию действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования; 2) участвует в разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики в установленной сфере деятельности, формирования рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг, охраны памятников истории и культуры; 3) согласовывает проекты нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования; 4) подготавливает проекты федеральных целевых программ и вносит изменения и дополнения в существующие федеральные целевые программы в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, консолидирует и координирует указанные вопросы в федеральных целевых программах, разрабатываемых другими федеральными органами исполнительной власти, участвует в формировании Федеральной адресной инвестиционной программы; 5) методологически и методически обеспечивает разработку и корректировку региональных и муниципальных программ в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; 6) организует выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, инициирует и координирует работу по подготовке кадров для строительного и жилищно-коммунального комплексов; 7) содействует формированию саморегулируемых организаций в жилищном, коммунальном и строительном секторах; 8) участвует в определении условий, порядка и формы проведения, а также в организации отраслевых и межведомственных конкурсов в установленной сфере деятельности; 9) оказывает методическое содействие в организации и проведении федеральных и региональных выставок-ярмарок; 10) курирует деятельность Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
в области жилищной политики:
11) разрабатывает и сопровождает прохождения актов жилищного законодательства Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации; 12) подготавливает и вносит предложения о внесении изменений и дополнений в жилищное законодательство, ведет работу по уточнению действующих постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в жилищной сфере; 13) ведет мониторинг рынка жилья; 14) содействует развитию ипотечного жилищного кредитования, формированию институтов ипотечного рынка; 15) разрабатывает механизмы снижения финансовых рисков при приобретении жилья гражданами с использованием накопительных схем (долевое участие в строительстве, строительно-сберегательные кассы, коммандитные товарищества и др.); 16) разрабатывает проект федеральной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, ведет консолидацию подпрограмм, входящих в ее состав, обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных ассигнований по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" за счет реализации принципа формирования участков под жилищное строительство; 17) разрабатывает механизмы предоставления и определения размера жилищных субсидий из бюджетов всех уровней для граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства по обеспечению жильем, разрабатывает правила предоставления государственных жилищных сертификатов; 18) вырабатывает предложения по нормативному правовому обеспечению формирования системы управления многоквартирными жилыми домами;
в области управления жилищным фондом и его эксплуатации:
19) разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг, стимулирует развитие конкуренции в сфере предоставления указанных услуг и управления жилищным фондом, обеспечивает осуществление мер по конкурсному отбору подрядных организаций на выполнение работ по обслуживанию и ремонту, а также управление жилищным фондом; 20) подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг, стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, формирует принципы управления и эксплуатации недвижимости в жилищном секторе; 21) ведет мониторинг жилищного сектора; 22) разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы обоснованности цен и тарифов в жилищном секторе, методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги; 23) разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки программы финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства; 24) вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации, муниципальными органами и организациями жилищно-коммунального хозяйства конкретные механизмы финансового оздоровления этих организаций; 25) разрабатывает методологические основы реформирования правоотношений в жилищном секторе муниципального образования, а также повышения эффективности эксплуатации и управления жилищным фондом; 26) разрабатывает предложения по разделению в муниципальном секторе выполнения функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда; 27) ведет работу по завершению формирования нормативной правовой базы системы адресной поддержки малоимущих слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг как элемента общей системы социального законодательства; 28) содействует созданию и функционированию товариществ собственников жилья и иных форм самоорганизации граждан в жилищной сфере; 29) разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного жилья;
в области реформирования коммунального сектора:
30) разрабатывает методологию реализации программы реформирования и мониторинга коммунального сектора; 31) формирует общие принципы и основы тарифного регулирования коммунального сектора; 32) участвует в координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей; 33) разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных соглашений в коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное обеспечение; 34) разрабатывает основные положения методики передачи объектов коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление на основе инвестиционных соглашений и других договоров, предусмотренных законодательством; 35) разрабатывает механизмы повышения эффективности деятельности предприятий коммунального хозяйства, повышения качества и надежности предоставляемых ими услуг, в том числе путем демонополизации и развития конкуренции; 36) разрабатывает предложения по нормативному обеспечению правил оборота муниципального имущества, методологическое обеспечение работ по ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учету и регистрации муниципального имущества в жилищно-коммунальном секторе; 37) подготавливает руководству Министерства для представления в Правительство Российской Федерации предложения о создании государственных организаций (агентств и т.п.) в качестве инфраструктурных для формирования рынка в секторе коммунальных услуг, ведет совместную работу с Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ "Водгео"; 38) разрабатывает методологические основы деятельности жилищных инспекций субъектов Российской Федерации;
в области архитектуры, градостроительства и землепользования:
39) разрабатывает проекты актов законодательства Российской Федерации в области градостроительства и архитектуры и связанных с ними вопросов землепользования с целью застройки и содействует их прохождению в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации; 40) вносит предложения по порядку разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил, методологических основ формирования правил землепользования и застройки. 41) участвует в определении порядка разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, осуществляет мониторинг разработки и реализации градостроительной документации различного уровня; 42) разрабатывает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий, разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов по градостроительству и архитектуре в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании"; 43) разрабатывает методические основы организации деятельности муниципальных образований по развитию территорий (правовое зонирование, формирование генеральных планов и т.д.); 44) вырабатывает методологические основы по формированию схем планирования размещения объектов, необходимых для обеспечения федеральных нужд (объекты обороны, энергетики, транспорта, места хранения радиоактивных отходов низкой и средней активности и т.д.), а также схем планирования изменения границ земель водного и лесного фондов; 45) согласовывает правовые акты территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части соблюдения интересов Российской Федерации; 46) формирует и разрабатывает методические основы реализации и ведет мониторинг федеральных целевых программ сейсмобезопасности территорий, защиты побережий, развития и сохранения исторических городов; 47) осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение и координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной градостроительной политики, созданию качественной жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет совместную работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской Федерации; 48) проводит анализ состояния и тенденций развития прогрессивных архитектурно-строительных систем, разработки и внедрения прогрессивных архитектурных проектных решений, направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение его технологичности и комфортности; 49) представляет интересы Министерства в совместной работе с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по определению направлений и методических основ деятельности по охране памятников архитектуры и градостроительства;
в области строительной политики:
50) проводит анализ состояния и тенденций развития строительного комплекса, промышленности строительных материалов, разработку прогнозов и стратегии их развития, разрабатывает меры государственной поддержки строительной отрасли, нормативно-правовое и методологическое обеспечение их реализации; 51) разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов в строительстве и промышленности строительных материалов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании"; 52) участвует в составлении планов (программ) разработки общих и специальных технических регламентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также раздела программы разработки национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, утверждаемой Министерством; 53) организует создание экспертных комиссий по техническому регулированию, а также технического комитета по стандартизации в области строительства для проведения экспертизы проектов технических регламентов, национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, участвует в их работе; 54) организует подготовку национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов для их последующего утверждения в установленном порядке; 55) разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений, а также отмене государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, подготавливает проекты нормативных правовых актов Министерства по этому вопросу; 56) организует проведение работы по оценке пригодности новых материалов, конструкций, изделий, технологий для применения в строительстве, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 57) организует экспертизу и согласование специальных технических условий, разрабатываемых в составе утверждаемой части проектной документации на строительство экспериментальных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических памятников, на которые не могут быть распространены действующие нормативные документы; 58) разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемой для расчета средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд, на выделение гражданам субсидий и ссуд; 59) организует разработку методологии и основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в т.ч. внедрение и совершенствование новой сметно-нормативной базы, с подготовкой проектов нормативных правовых актов, разрабатывает предложения по порядку рассмотрения территориальных и специализированных сборников по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, а также осуществляет их регистрацию; 60) организует мониторинг и анализ ценообразующих факторов строительной продукции, представляет на утверждение индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ, согласовывает индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. 61) ведет нормативно-методологическое обеспечение деятельности в области государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования деятельности по инженерным изысканиям, проектированию, строительству объектов 1 и 2 уровней ответственности, а также в области сертификации продукции, работ (услуг), систем менеджмента качества в строительстве, организует проведение единой технической политики в области инженерных изысканий для строительства; 62) проводит мониторинг и анализ научно-технического и инновационного потенциала в отрасли, разработку предложений по наиболее прогрессивным разработкам новых технологий, материалов, конструкций, деталей, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, подготовку каталогов прогрессивных технологий, конструкций и деталей, материалов, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов; 63) подготавливает разъяснения и рекомендации органам исполнительной и законодательной власти по порядку применения государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, а также по вопросам ценообразования и сметного нормирования, в обоснованных случаях подготавливает проекты разрешений на отступления от требований нормативных документов, ведет рассмотрение, подготовку заключений и регистрацию территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ "Главгосэкспертиза" и ГНЦ "Строительство";
в области организации международной деятельности Министерства:
64) участвует в организации международной деятельности Министерства в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования; 65) подготавливает новые и ведет мониторинг существующих международных проектов с участием Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), формирует и ведет мониторинг проектов МБРР по городскому и муниципальному теплоснабжению и водоснабжению; 66) участвует в работе Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), организует подготовку жилищного обзора Российской Федерации; 67) совместно с заинтересованными зарубежными и международными организациями решает вопросы организации функционирования специализированных предприятий по хранению и переработке радиоактивных отходов "Радон"; 68) участвует в работе межправительственных комиссий.
IV. Права Департамента
6. Департамент для осуществления своих функций в соответствии с возложенными на него задачами имеет право: 1) взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей компетенции с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации, с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными Министерству федеральными агентствами, иными федеральными органами исполнительной власти, загранучреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и профессиональными объединениями, предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов, в пределах своей компетенции - с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента; 2) запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств информационные материалы и документы, необходимые Департаменту для решения возложенных на него задач; 3) проводить совещания с участием представителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств, организаций, находящихся в ведении федеральных агентств, а также представителей других органов государственной власти и российских организаций, привлекать в установленном порядке их специалистов для изучения и разработки предложений по решению актуальных проблем по вопросам ведения Департамента; 4) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции и в установленном порядке давать по ним заключения, а также разъяснения предприятиям и организациям, структурным подразделениям других федеральных органов исполнительной власти, отраслевым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и гражданам Российской Федерации; 5) вносить предложения об отмене Министерством противоречащих федеральному законодательству решений подведомственных Министерству федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом; 6) рассматривать предложения органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о присвоении почетных званий и присвоению государственных наград за заслуги в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства работникам строительного и жилищно-коммунального комплексов, должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления и давать по ним Министру свои заключения и представления.
V. Организация деятельности Департамента
7. Департамент возглавляет Директор Департамента, назначаемый Министром. Директор Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие Директора Департамента его обязанности выполняет один из заместителей. 8. Директор Департамента: 1) руководит деятельностью и принимает решения по вопросам компетенции Департамента; 2) несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент задач; 3) осуществляет контроль и принимает оперативные меры по соблюдению Департаментом установленных сроков выполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства; 4) докладывает Министру по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; 5) визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента; 6) по вопросам ведения Департамента по поручению Министра представляет Министерство в федеральных органах исполнительной власти, в российских учреждениях и организациях, в представительствах иностранных государств, а также в международных организациях; 7) ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. В установленном порядке направляет информационные письма, а также письма с разъяснениями, рекомендациями, по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, территориального развития, жилищной политики, ценообразования и сметного нормирования, подготовки кадров, государственного регулирования, в том числе государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, лицензирования в строительстве, осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации в строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию Министра промышленности и энергетики Российской Федерации и его заместителей; 8) распределяет обязанности между своими заместителями; 9) утверждает положения об отделах Департамента; 10) утверждает должностные инструкции работников Департамента; 11) вносит предложения руководству Министерства о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента, об их поощрении и награждении, привлечении к дисциплинарной ответственности, а также по совершенствованию структуры Департамента; 12) обеспечивает выполнение требований по соблюдению сотрудниками Департамента трудовой дисциплины, утвержденных в Министерстве правил внутреннего трудового распорядка; 13) несет ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную или служебную тайну, а также информационных ресурсов, содержащих сведения ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента или полученных Департаментом от других организаций; 9. Департамент имеет в своем составе пять отделов, в том числе: – отдел жилищной политики; – отдел методологии управления и эксплуатации жилищного фонда; – отдел реформирования коммунального сектора; – отдел градостроительства, архитектуры и землепользования; – отдел строительной политики. 10. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства находится в непосредственном подчинении заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации, согласно утвержденной структуре Министерства. 11. Департамент имеет бланк с наименованием Министерства и Департамента, форма которого утверждается Министром.
|
|