|
|
ГОССТРОЙ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ им. К.Д. ПАМФИЛОВА УТВЕРЖДЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2004
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва Об утверждении Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет: Ввести в действие с 1 января 2004. г. Рекомендации по расходу топлива машинами для содержания, ремонта, автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений, разработанные Государственным, унитарным предприятием «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова»
Содержание ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ номенклатуру спецмашин, на которые распространяется действие данного документа, включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие рабочее оборудование, предназначенное для выполнения работ по обеспечению надлежащего состояния дорог с твердым покрытием и их ремонту. Разработанные рекомендации по расчету величины расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые. Реальный расход топлива может уточняться в соответствии с конкретными условиями эксплуатации машин. С этой целью предусматривается система дополнительных надбавок к расчетным затратам топлива в случаях эксплуатации спецмашин в условиях, отличающихся от стандартных. К стандартным условиям относятся: теплое время года, средняя для России климатическая широта, скорость движения спецмашины и производительность, соответствующие ее номинальным техническим характеристикам, и другие факторы, характерные для каждого типа машин. Рекомендуемая методология расхода топлива может использоваться для машин, эксплуатирующихся как в условиях города, так и за пределами городской черты. Также разработаны базовые показатели расхода топлива для спецмашин, имеющих значительную мощность силовых агрегатов и возможность зимней очистки загородных магистралей и дорог в повышенном скоростном режиме. В Рекомендациях содержатся также конкретные показатели, необходимые при расчете расхода топлива спецмашинами, предназначенными для перевозки твердых бытовых отходов, а также при содержании зеленого хозяйства городов. I. РАСХОД ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СПЕЦМАШИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УБОРКЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ1. РАСХОД ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН1.1. Линейный расход топливаЛинейный расход топлива - это величина затрат топлива, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. Настоящий документ содержит базовую основу для установления количества горюче-смазочных материалов, расходуемых отечественными и зарубежными спецмашинами при содержании и ремонте автомобильных дорог, а также машинами для механизации работ по удалению твердых бытовых отходов и содержанию зеленого хозяйства городов. Для машин импортного производства величина удельного расхода топлива принимается в соответствии с данными инструкций по их эксплуатации. В данном документе по каждой машине, базирующейся на автомобильном шасси, установлены два вида значений расхода топлива: на линейный, включающий в себя расход топлива при перемещении машины со спецоборудованием в снаряженном состоянии, но без технологического груза, и расход топлива на выполнение рабочей операций, в зависимости от назначения машины. В обоих случаях в состав расходуемого топлива не включен его расход на гаражные и иные технические нужды, не связанные с основным рабочим процессом. Работа машин производится в различных климатических, дорожно-транспортных и иных эксплуатационных условиях, в связи с чем в данном документе предусмотрена система надбавок, корректирующих представленные удельные показатели расхода топлива. Надбавки даны в процентах от общего расхода топлива для конкретной машины за время ее работы в течение заданного времени (смена, сутки и т.п.). Суммарная относительная надбавка к расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле: (1) где надбавка при работе спецмашин в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега) - до 10 %; - надбавка на работу спецмашин в зимний период времени, Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0°С составляет 0,05. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2, Перечень регионов России и значений установленных для них зимних надбавок, представлен в прил. 2; - надбавка для автомобилей находящихся в длительной эксплуатации: - более 5 лет-до 5 %; более 8 лет-до 10 %; - надбавка при работе в городах с большой плотностью населения: - в городах с населением свыше 3 млн. чел. - до 25 %; - в городах с населением от 1 до 3 млн. чел. - до 20 %; - в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15 %; - в городах с населением от 100 до 250 тыс. чел. - до 10 %; - в городах и поселках городского типа (при наличии на улицах светофоров и знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. - до 5 %; - надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза (воды, технологического материала и пр.) - до 10 %; - надбавка к общему расходу топлива для специальных автомобилей (автовышек, автопогрузчиков, ремонтных машин), выполняющих рабочий процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом- до 20 %. Для машин циклического действия, удаляющих собранный смет и загрязнения на свалки (мусоровозы, подметально-уборочные машины, илососы и т.п.), надбавка за каждый цикл разгрузки составляет л/цикл. Использование в расчетах указанных надбавок обусловлено спецификой эксплуатации спецмашины в различных условиях, ее конструктивными особенностями и назначением. Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным руководства по ее эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего. Для машин, на которых установлено специальное оборудование, значение расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейный расход топлива) устанавливается исходя из норм изменения массы спецавтомобиля по формуле: (2) где - величина расхода топлива на транспортный пробег машины; - расход топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем л/100 км соответственно; - масса спецмашины конструктивная (с учетом спецоборудования); - масса базового шасси. 1.2. Расход топлива на работу специальных машинВсе спецмашины по потреблению жидкого топлива подразделяются на следующие группы: - машины, имеющие автомобильные или факторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси; - машины, имеющие шасси, оснащенные специальными установками и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины; Удельный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле: , где - общий расход топлива; - линейный расход топлива, л/100 км; - общий пробег машины, км; - пробег машины при работе спецоборудования, км; - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива; - расход топлива при работе спецоборудования, л/ч, л/100 км, л/цикл. Расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за то же время работы спецоборудования. Удельный расход жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза, определяются по формуле:
где - общий расход топлива за смену; - линейный расход топлива, л/100 км; - пробег машины, км. Примеры расчета потребления жидкого топлива при работе спецмашин различного назначения с использованием, рекомендуемых значений удельных затрат топлива, содержащихся в настоящем документе приведены в прил. 3. Плотность топлива при расчете принята, кг/л: бензина - , дизельного топлива - . Расход масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом на 100 л. использованного горючего (см. таблицу ниже). Временный справочный расход масел и смазок
Допускается увеличение рекомендуемых расчетных значений расхода топлива до 1 % от общего количества потребляемого топлива данным предприятием для компенсации затрат на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей узлов машин при их ремонте и т.п.). Основанием для указанного повышения расхода топлива может быть распоряжение местной администрации или приказ руководителя предприятия. Для модификаций машин, выполняющих ту же технологическую операцию что и базовая машина, оснащенных одинаковыми двигателями (либо различными, но с разницей по номинальной мощности не более 10-12 %) и не отличающихся значительно по конструктивной массе (не более 5-7 %) возможно устанавливать удельный расход топлива по норме базовой машины. II. ПОКАЗАТЕЛИ РАСХОДА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СПЕЦМАШИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УБОРКЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙСНЕГООЧИСТИТЕЛИ ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ, РОТОРНЫЕ
СНЕГОПОГРУЗЧИКИ
ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ И ПОДМЕТАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
ПОЛИВОМОЕЧНЫЕ МАШИНЫ
МАШИНА ДЛЯ ВАКУУМНОЙ ОЧИСТКИ ЕМКОСТЕЙ И КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ РЕАГЕНТОВ
МУСОРОВОЗЫ, БУНКЕРОВОЗЫ
*) Обслуживание мусороперегрузочных станций. **) Модель базового полуприцепа - МАЗ-9397. III. РАСХОД ЖИДКОГО ТОПЛИВА МАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕМАШИНЫ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОГ
АВТОГРЕЙДЕРЫ
ЭКСКАВАТОРЫ ОДНОШОВНЫЕ
АВТОМОБИЛИ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКИ
КРАНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
КАТКИ ДОРОЖНЫЕ
БУЛЬДОЗЕРЫ
* При работе с рыхлителем АВТОМОБИЛИ ГУДРОНАТОРЫ
АВТОПОГРУЗЧИКИ, АВТОВЫШКИ-ПОДЪЕМНИКИ
ПОГРУЗЧИКИ ФРОНТАЛЬНЫЕ
КОМПРЕССОРЫ, ПУСКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ, АППАРАТУРА СВАРОЧНАЯ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ
ЦЕМЕНТОВОЗЫ
МЕХАНИЗМЫ И РУЧНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЗЕЛЕНОГО ХОЗЯЙСТВА
Приложение 1
|
№ пп |
Регионы России (по Федеральным округам) |
Количество месяцев и срок действия надбавок в зимний период эксплуатации |
Предельная величина надбавок в зимний период эксплуатации %, не более |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. Центральный |
|
|
1 |
Москва |
5,0 |
10 |
2 |
Белгородская обл. |
4,0 |
7 |
3 |
Брянская обл. |
5,0 |
10 |
4 |
Владимирская обл. |
5,0 |
10 |
5 |
Воронежская обл. |
5,0 |
10 |
6 |
Ивановская обл. |
5,0 |
10 |
7 |
Калужская обл. |
5,0 |
10 |
8 |
Костромская обл. |
5,0 |
10 |
9 |
Курская обл. |
5,0 |
10 |
10 |
Липецкая обл. |
5,0 |
10 |
11 |
Московская обл. |
5,0 |
10 |
12 |
Орловская обл. |
5,0 |
10 |
13 |
Рязанская обл. |
5,0 |
10 |
14 |
Смоленская обл. |
5,0 |
10 |
15 |
Тамбовская обл. |
5,0 |
10 |
16 |
Тверская обл. |
5,0 |
10 |
17 |
Тульская обл. |
5,0 |
10 |
18 |
Ярославская обл. |
5,0 |
10 |
|
II. Северо-Западный |
|
|
19 |
Санкт- Петербург |
5,0 |
10 |
20 |
Республика Карелия |
5,5 |
12 |
21 |
Республика Коми |
6,0 |
15 |
22 |
Архангельская обл. (без Ненецкого ФО) |
6,0 |
15 |
23 |
Вологодская обл. |
5,0 |
10 |
24 |
Калининградская обл. |
4.0 |
7 |
25 |
Ленинградская обл. |
5.0 |
10 |
26 |
Мурманская обл. |
6.0 |
15 |
27 |
Новгородская обл. |
5.0 |
10 |
28 |
Псковская обл. |
5,0 |
10 |
29 |
Ненецкий авт. округ |
6,0 |
18 |
|
III. Северо-Кавказский |
|
|
30 |
Республика Адыгея |
3,0 |
5 |
31 |
Республика Дагестан |
3,0 |
5 |
32 |
Республика Ингушетия |
3,0 |
5 |
33 |
Чеченская Республика |
3,0 |
5 |
34 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3,0 |
5 |
35 |
Республика Калмыкия |
5,0 |
10 |
36 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3,0 |
5 |
37 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3,0 |
5 |
38 |
Краснодарский край |
3,0 |
5 |
39 |
Ставропольский край |
3,0 |
5 |
40 |
Астраханская обл. |
5,0 |
10 |
41 |
Волгоградская обл. |
5,0 |
10 |
42 |
Ростовская обл. |
4,0 |
7 |
|
IV. Приволжский |
|
|
43 |
Республика Башкортостан |
5,5 |
12 |
44 |
Республика Марий Эл |
5,0 |
10 |
45 |
Республика Мордовия |
5,0 |
10 |
46 |
Республика Татарстан |
5, |
10 |
47 |
Удмуртская Республика |
5,0 |
10 |
48 |
Чувашская Республика |
5,0 |
10 |
49 |
Кировская обл. |
5,5 |
10 |
50 |
Нижегородская обл. |
5,0 |
10 |
51 |
Оренбургская обл. |
6,0 |
15 |
52 |
Пензенская обл. |
5,0 |
10 |
53 |
Пермская обл.(без Коми-Пермяцкого АО ) |
5,5 |
10 |
54 |
Самарская обл. |
5,0 |
10 |
55 |
Саратовская обл. |
5,0 |
10 |
56 |
Ульяновская обл. |
5,0 |
10 |
57 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
6,0 |
18 |
|
V. Уральский |
|
|
58 |
Курганская обл. |
5,5 |
10 |
59 |
Свердловская обл. |
5,5 |
10 |
60 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-ненецкого АО) |
5.5 |
10 |
61 |
Челябинская обл. |
5,5 |
10 |
62 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,5 |
18 |
63 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
5,5 |
10 |
|
VI. Сибирский |
|
|
64 |
Республика Алтай |
5,5 |
15 |
65 |
Республика Бурятия |
6,0 |
18 |
66 |
Республика Тува |
6,0 |
18 |
67 |
Республика Хакасия |
6,0 |
18 |
68 |
Алтайский край |
5,5 |
15 |
69 |
Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского АО) |
5,5 |
15 |
70 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского АО) |
6,0 |
18 |
71 |
Кемеровская обл. |
6,0 |
15 |
72 |
Новосибирская обл. |
5,5 |
12 |
73 |
Омская обл. |
5,5 |
12 |
74 |
Томская обл. |
5,5 |
12 |
75 |
Читинская обл. (без Агинского Бурятского ДО) |
6,0 |
18 |
76 |
Таймырский автономный округ |
7,0 |
18 |
77 |
Уст-Ордынский Бурятский автономный округ |
6,0 |
18 |
78 |
Эвенкийский автономный округ |
7,0 |
18 |
79 |
Агинский Бурятский автономный округ |
6,0 |
18 |
|
VII. Дальневосточный |
|
|
80 |
Республика Саха-Якутия (без Чукотского АО) |
7,0 |
20 |
81 |
Приморский край |
5,5 |
12 |
82 |
Хабаровский край |
5,5 |
12 |
83 |
Амурская обл. |
6,0 |
15 |
84 |
Камчатская обл. (без Корякского АО). |
6,0 |
15 |
85 |
Магаданская обл. |
6,5 |
18 |
86 |
Сахалинская обл. - юг |
5,0 |
12 |
|
Сахалинская обл. - север (выше 50° сев. широты) |
6,0 |
15 |
87 |
Корякский автономный округ |
6,0 |
15 |
88 |
Еврейская автономная обл. |
5,5 |
12 |
89 |
Чукотский автономный округ |
6,5 |
20 |
90 |
Острова Северного Ледовитого океана и морей |
7,0 |
20 |
МУСОРОВОЗЫ
Ниже приведен расчет расхода топлива для машин КО-413 и КО-415. Данные для расчета взяты из путевых листов для конкретных условий эксплуатации.
Машины эксплуатируются в городе Московской обл. с населением 0,27 млн. чел. Работа машин осуществляется зимой.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
обозначение |
Численная величина |
|
КО-413 |
КО-415 |
||||
1 |
Вид топлива |
- |
- |
бензин |
дизельное |
2 |
Расстояние вывоза мусора |
км |
S1 |
15 |
15 |
3 |
Среднесменное количество рейсов |
км |
N |
4 |
2 |
4 |
Нулевой пробег машины (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
15 |
15 |
5 |
Пробег по городу при сборе мусора за смену |
км |
S2 |
8 |
10 |
6 |
Расход топлива на транспортное движение машины |
л/100 км |
HS |
28,8 |
31,3 |
7 |
Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой |
% |
Д2 |
10 |
10 |
8 |
Надбавка при работе в городах с населением 270 тыс. чел. |
% |
Д4 |
15 |
15 |
9 |
Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу мусора |
% |
Д5 |
10 |
10 |
10 |
Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза |
л |
Q |
5,5 |
13,5 |
Среднесменная расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле:
Для мусоровоза КО-413 расход топлива среднесуточный составляет:
л
Для мусоровоза КО-415:
л
ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕМАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива для подметально-уборочных машин ПУМ-1 и ПУ-61. Машины со сроком эксплуатации 7 лет. Город с населением 0,4 млн. чел. в Вологодской обл.
Данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
ПУ-61 |
ПУМ-1 |
||||
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
ГЛЗ-53 |
ГЛЗ-53 |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
бензин |
бензин |
3 |
Расстояние вывоза мусора |
км |
S1 |
5 |
5 |
|
Пробег машины для заправки водой |
км/см |
S2 |
12 |
18 |
4 |
Часы работы машин в сутки |
ч |
|
11,6 |
11,6 |
5 |
Продолжительность цикла работы машины, состоящего из подметания, вывоза и разгрузки смета, возвращения к месту работы |
ч |
ТН |
3,5 |
2,6 |
6 |
Среднесменное число рейсов при вывозе смета |
- |
n |
3 |
4 |
7 |
Пробег при подметании за один цикл работы |
км |
Sn |
7,5 |
7,5 |
8 |
Рекомендуемый расход топлива на транспортное движение |
л/100км |
HS |
30,8 |
29,8 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу смета |
% |
Д5 |
10 |
10 |
10 |
Надбавка для автомобилей со сроком службы более 5 лет |
% |
Д3 |
5 |
5 |
11 |
Надбавка за работу машины в городе с населением от 0,25 до 1млн. чел. |
% |
Д2 |
15 |
15 |
12 |
Рекомендуемый расход топлива при подметании |
л/100км |
Q1 |
60,6 |
60,6 |
13 |
Надбавка за маневрирование машины при разгрузке смета на свалке |
л/цикл |
Д6 |
0,25 |
0,25 |
14 |
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
15 |
15 |
Среднесменная потребность в топливе для подметально-уборочных машин определяется по формуле:
л
Для машины ПУ-61 расход топлива составит:
л
Для машины ПУМ-1:
л
ПОЛИВОМОЕЧНЫЕ МАШИНЫ
Ниже приведены примеры расчета расхода топлива при эксплуатации машины КО-713. Город расположен в Иркутской обл. с населением 0,25 млн. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
КО-713 |
||||
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
ЗИЛ-432412 |
2 |
Среднее расстояние до пункта заправки машины водой |
км |
S1 |
2 |
3 |
Число часов работы машины в см. |
ч |
|
11,6 |
4 |
Среднесменное число циклов работы машины |
- |
n |
14 |
5 |
Пробег при мойке за один цикл |
км |
Sм |
0,8 |
6 |
Рекомендуемый расход топлива на транспортное движение машины |
л/100 км |
HS |
34 |
7 |
Надбавка на выполнение транспортной работы по доставке воды к участку работы |
% |
Д5 |
10 |
8 |
Расход топлива при моечных работах |
л/100 км |
Q1 |
122 |
9 |
Нулевой пробег машины за смену |
км |
S0 |
15 |
10 |
Надбавка за эксплуатацию машины в городе с населением от 0,25 млн. чел. |
% |
Д4 |
10 |
Потребность в топливе за смену для поливомоечных машин рассчитывается по формуле:
;
л
ВАКУУМ - МАШИНЫ
Ниже приведен пример расчета расхода топлива при эксплуатации вакуум - машин КО-503 и КО-505. Город с населением 0,35 млн. чел. в Белгородской обл.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
КО-503 |
КО-505 |
||||
1 |
Тип базового шасси |
- |
|
ГАЗ-53 |
КАМАЗ-53213 |
2 |
Вид топлива |
- |
|
бензин |
дизельное |
3 |
Среднее расстояние вывоза нечистот |
км |
S1 |
15 |
15 |
4 |
Среднесменный нулевой пробег |
км |
S0 |
15 |
15 |
5 |
Пробег при сборе мусора |
км |
S2 |
3 |
2 |
6 |
Количество рейсов в течение смены |
- |
n |
5 |
4 |
7 |
Расход топлива на транспортный пробег автомобиля |
л/100км |
HS |
27 |
31,7 |
8 |
Надбавка для машин, эксплуатирующихся в больших городах |
% |
Д4 |
15 |
15 |
9 |
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы |
% |
Д5 |
10 |
10 |
10 |
Расход топлива на одно заполнение и слив нечистот |
л |
Q1 |
0,72 |
2,4 |
11 |
Надбавка на маневрирование при разгрузке машины |
л |
- |
0,25 |
0,25 |
Потребность в топливе за смену для вакуум - машины рассчитывается по формуле:
Для машины КО-503:
л
Для машины КО-505:
л
ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Работа машины производится зимой в городе, расположенном в Белгородской обл. Население города составляет 310 тыс. чел.
Исходные данные для расчета:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Тип спецмашины и базового шасси |
- |
- |
КО-713-03 на шасси ЗИЛ-431412 |
2 |
Пробег машины смену |
км |
S1 |
80 |
3 |
Пробег машины при снегоочистке |
км |
S2 |
55 |
4 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин |
5 |
Рекомендуемый линейный расход топлива |
л/100км |
НS |
34 |
6 |
Расход топлива при снегоочистке |
л/100км |
Q1 |
73,6 |
7 |
Надбавка на работу спецмашины в зимний период |
% |
Д2 |
7 |
8 |
Надбавка для машин, эксплуатирующихся в больших городах |
% |
Д4 |
15 |
Среднесменная потребность и топливе определяется по формуле:
;
Расход топлива за смену:
л.
ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ
Пескоразбрасыватель КО-104А работает зимой в городе Псковской обл. с населением 240 тыс. чел.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Тип спецмашины и базового шасси |
- |
- |
КО-104А на шасси ГАЗ-53 |
2 |
Расстояние до пескобазы |
км |
S1 |
4 |
3 |
Пробег машины при посыпке за один цикл работы машины |
км |
Sр |
1,5 |
4 |
Среднесменное число циклов работы (цикл-погрузка смеси, движение на участок и возвращение на пескобазу) |
- |
n |
10 |
5 |
Линейный расход топлива |
л/100 км |
HS |
27,7 |
6 |
Вид топлива |
- |
- |
Бензин |
7 |
Надбавка к расходу топлива за выполнение транспортной работы |
% |
Д5 |
10 |
8 |
Надбавка на работу спецмашины зимний период |
% |
Д2 |
10 |
9 |
Надбавка на работу спецмашины в городе с населением более 100 тыс. чел. |
% |
Д4 |
10 |
10 |
Расход топлива при распределении технологического материала |
л/100 км |
Q1 |
74,5 |
11 |
Нулевой пробег машины за смену (от САХ до участка работы и обратно) |
км |
S0 |
20 |
Среднесменная потребность в топливе рассчитывается по формуле:
;
л
СНЕГОПОГРУЗЧИКИ
Приводится пример расчета потребности в топливе для снегопогрузчика КО-206, эксплуатируемого в городе с населением 400 тыс. чел., Хабаровский край.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
Специальное |
2 |
Количество часов в смену |
час |
t |
8 |
3 |
Вид топлива |
- |
- |
Дизельное |
4 |
Часовой расход топлива |
л/ч |
H |
7,8 |
5 |
Надбавка на работу спецмашины и зимний период |
% |
Д2 |
10 |
6 |
Надбавка при работе в больших городах |
% |
Д4 |
12 |
Среднесуточная потребность в топливе для снегопогрузчиков рассчитывается по формуле:
л.
ИЛОСОСЫ
Проводится расчет затрат топлива для илососа ИЛ-980В со сроком службы 7 лет.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
1 |
Базовое шасси |
- |
- |
ЗИЛ-431412 |
2 |
Вид топлива |
- |
- |
бензин |
3 |
Расчетное число дней работы машин в году |
дни |
Дгод |
190 |
4 |
Среднее расстояние вывоза ила |
км |
S1 |
15 |
5 |
Нулевой пробег машины |
км |
S0 |
15 |
6 |
Пробег при переездах в период наполнения емкости илом за смену |
км |
S2 |
1 |
7 |
Количество рейсов при вывозе или в течение смены |
- |
n |
2 |
8 |
Линейный расход топлива на базовый автомобиль |
л/100 км |
HS |
32,5 |
9 |
Надбавка для автомобилей со сроком службы не более 8 лет |
% |
Д3 |
5 |
10 |
Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы |
% |
Д5 |
10 |
11 |
Расход топлива па одно заполнение и выгрузку ила |
л |
Q1 |
7,6 |
12 |
Надбавка за маневрирования при выгрузке ила на свалке |
л |
Д6 |
0,25 |
Среднесменный расход топлива составляет:
;
л
УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ НА ТРАКТОРНЫХ ШАССИ
Приводятся примеры расчета топлива для поливомоечных прицепов, эксплуатирующихся для уборки проездов и дворовых территорий летом.
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Обозначение |
Численная величина |
|
КО-707ПМ (прицеп) |
КО-811ПМ (прицеп) |
||||
1 |
Тип базового шасси |
- |
- |
МТЗ-80/82 |
ЛТЗ-55 |
2 |
Вед топлива |
- |
- |
Дизельное |
|
3 |
Число часов работы машины в сутки |
ч |
t |
6,82 |
6,82 |
4 |
Часовой расход топлива |
л/ч |
H |
8,2 |
6,9 |
5 |
Срок службы машины |
лет |
T |
9 |
4 |
6 |
Надбавка к расходу топлива за выполнение транспортной работы |
% |
Д5 |
10 |
10 |
7 |
Надбавка для транспортного средства со сроком службы более 8 лет |
% |
Д3 |
10 |
- |
Среднесменный расход топлива составит:
Для машин КО-707ПМ:
л
Для машин КО-811ПМ:
л
|