|
|
Распоряжение МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 483-р Об утверждении "Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации"
В целях совершенствования государственной системы лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, упорядочения подготовки и рассмотрения материалов, представляемых соискателями лицензий, оказания методической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным органам по практическому осуществлению лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами: 1. Утвердить прилагаемые "Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации). 2. Структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам и подведомственным организациям МПР России при осуществлении лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра М.Е. Яковенко.
Министр В.Г. Артюхов
Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации
1. Область применения
Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным органам, экспертным учреждениям и отдельным экспертам, привлекаемым к рассмотрению материалов и документов на получение лицензии, в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации в области обращения с опасными отходами. Положения Методических рекомендаций основаны на ниже перечисленных нормативных правовых актах. 2. Перечень нормативных правовых актов, используемых при осуществлении лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами
1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г. 2. Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 670 "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". 4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". 5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности". 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 нюня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами". 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц". 12. Приказ МПР России от 15.06.2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (согласно заключению Минюста России от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД в государственной регистрации не нуждается). 13. Приказ МПР России от 11 марта 2002 г. N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2002 г., регистрационный N 3553). 14. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 27 ноября 1997 г. N 527 "О федеральном классификационном каталоге отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 1997 г., регистрационный N 1445). 15. Приказ МПР России от 18 июля 2002 г. N 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" (согласно заключению Минюста России от 22 августа 2002 г. N 07/7963-ЮД в государственной регистрации не нуждается) {о разграничении полномочий между МПР России и его территориальными органами в части лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами}. 16. Приказ МПР России от 11 октября 2002 г. N 663 "О форме документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии), на деятельность по обращению с опасными отходами". 3. Термины и определения
Обращение с опасными отходами - деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов; отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; размещение опасных отходов - хранение и захоронение опасных отходов; хранение опасных отходов - содержание опасных отходов в объектах размещения опасных отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение опасных отходов - изоляция опасных отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование опасных отходов - применение опасных отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание опасных отходов - обработка опасных отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения опасных отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения опасных отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности; реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. документ, подтверждающий наличие лицензии (бланк лицензии) - бланк строгой отчетности, имеющий степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. 4. Общие положения
(соответствуют нормативным правовым актам, перечисленным в подпунктах 5, 6, 10, 12, 13, 15, 16, пункта 2 настоящих Методических рекомендаций) 4.1. Лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами предоставленные МПР России и его территориальными органами действуют на территории Российской Федерации. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности для окружающей природной среды (далее - ОПС), в том числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии. Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для ОПС подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержат возбудителей инфекционных болезней.* Лицензии выдаются МПР России и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации (далее - лицензирующий орган) соискателям лицензии по месту получения ими положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами: - лицензии выдаются центральным аппаратом МПР России в случае, когда указанные материалы являются объектом государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне; - лицензии выдаются территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации в случае, когда указанные материалы являются объектом государственной экологической экспертизы, проводимой на уровне субъекта Российской Федерации. Лицензирующий орган имеет право привлекать специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для проведения независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Решение рекомендательного характера о проведении независимой, комплексной, документированной оценки (далее - независимой оценки) соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям осуществляемой им деятельности по обращению с опасными отходами принимается Лицензионной комиссией лицензирующего органа. К проведению независимой оценки, в числе специализированных организаций, а также отдельных специалистов, могут привлекаться экоаудиторские организации, аудиторы-экологи. 4.2. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий (сводный реестр лицензий) (Приложение 3). 4.3. Организация и координация работ по лицензированию возлагается руководителем лицензирующего органа на одно из входящих в состав лицензирующего органа структурных подразделений (далее - подразделение по лицензированию). 4.4. Подразделение по лицензированию МПР России осуществляет рассылку бланков лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами в территориальные органы МПР России, осуществляет контроль за их использованием, организует учет всех использованных бланков лицензий. Территориальные органы с периодичностью один раз в шесть месяцев (к 10 января и к 10 июля) представляют в МПР России копии реестров лицензий в машинописном виде, а также на магнитном носителе (дискеты, лазерные диски) в формате Microsoft Word (не ниже версии 1997 г.), за отчетный период, сведения об изменениях в ранее представленных реестрах лицензий, сведения об использованных бланках лицензий, в том числе акты на испорченные бланки лицензий и их оригиналы. 4.5. Рассмотрение документов и материалов для принятия решений, которые носят рекомендательный характер, производится лицензионной комиссией лицензирующего органа в соответствии с Регламентом (Приложение 8), утвержденным приказом лицензирующего органа. Решения лицензионной комиссии о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении действия и об аннулировании лицензий оформляются приказом лицензирующего органа. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе (бланке лицензии) указываются: - наименование лицензирующего органа; - наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; - лицензируемый вид деятельности; - срок действия лицензии; - идентификационный номер налогоплательщика; - номер лицензии; - дата принятия решения о предоставлении лицензии. 4.6. Лицензирующий орган обязан, не позднее 5 рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии, предоставить сведения о лицензии полученной юридическим лицом в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту получения лицензиатом документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (статья 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"). 4.7. Документы, представленные для оформления лицензии и зарегистрированные лицензирующим органом, соискателю лицензии не возвращаются (независимо от принятого по ним решения). 5. Порядок лицензирования
5.1. Для получения лицензии соискатель лицензии в соответствии с п.4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии (Приложение 5); б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; д) копии документов, подтверждающих, соответствующую лицензионным требованиям и условиям, профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами (Приложение 6); е) положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами (Приложение 9). Документы на рассмотрение представляются в картонном скоросшивателе с описью всех материалов, находящихся в нем (страницы пронумерованы, в описи проставлено количество страниц по каждому документу). Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. 5.2. Подразделение по лицензированию проверяет поступившие материалы и документы на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и принимает решение об их регистрации в "Журнале регистрации заявлений соискателей лицензий" (Приложение 1) или об отказе в приеме в связи с их несоответствием указанным требованиям. 5.3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: - наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; - несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. 5.4. В соответствии с приказом МПР России от 18.07.2002 N 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" в целях систематизации принятых от соискателей лицензий материалов и документов вводится: - единая, сквозная регистрационная нумерация заявлений на получение лицензий, решений о выдаче лицензий, об отказе в выдаче лицензий, решений об аннулировании, приостановлении, возобновлении действия лицензий (Приложение 1); - перечень кодов территориальных органов МПР России в субъектах Российской Федерации для присвоения номеров лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (Приложение 2). 5.5. Оформление лицензии, продление, приостановление, аннулирование, возобновление действия лицензии; переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии; лицензионные сборы осуществляются в соответствии со статьями 8, 9, 10, 11, 13, 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). 5.5.1. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами - 5 лет (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 г. N 340). Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии (статья 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). 5.5.2. На основании документов, представленных соискателем лицензии, подразделение по лицензированию готовит проект протокола заседания лицензионной комиссии и представляет его на рассмотрение лицензионной комиссии (Приложение 8). 5.5.3. Подразделение по лицензированию оформляет документ, подтверждающий наличие лицензии (далее - бланк лицензии), установленного образца (Приложение 7), представляет его на подпись руководителю или уполномоченному заместителю руководителя лицензирующего органа. Подпись заверяется печатью лицензирующего органа. Лицензиат имеет право на получение: - дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии, (далее именуется дубликат лицензии) для своих филиалов, объектов размещения опасных отходов и т.п.**; - выписки из реестра лицензий (Приложение 4). 5.5.4. Переоформление лицензии осуществляется в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии. Лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии (статья 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. 5.5.5. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии. 5.5.6. Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии, в случае выявления им в результате проверок, неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (статья 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Срок устранения нарушений, устанавливаемый лицензирующим органом, не более шести месяцев. Решение о приостановлении действия лицензии с указанием срока устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, направляется лицензиату и в налоговый орган, в котором состоит на учете лицензиат. 5.5.7. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. 5.5.8. Лицензирующий орган может аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. 5.5.9. Решение об аннулировании лицензии принимает суд на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если лицензиат не устранит в установленные сроки нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. 5.5.10. Лицензирующий орган принимает решение о приостановлении лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд, которое оформляется приказом. Подразделение по лицензированию доводит до лицензиата соответствующее решение в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня после его принятия. 5.5.11 Подразделение по лицензированию вносит сведения о приостановленных (аннулированных), переоформленных, возобновленных лицензиях в реестр лицензий. 5.5.12. Устанавливаются следующие размеры лицензионных сборов: За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб. За предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах, в размере 10 руб. за выписку из реестра лицензий о каждом лицензиате. За получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в размере 10 руб. Суммы указанных лицензионных сборов зачисляются в федеральный бюджет.*** При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. 5.6. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с п.п.3, 9 Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 с учетом положений главы IV Федерального закона "Об отходах производства и потребления". 5.6.1. При осуществлении проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проверяющая сторона должна иметь: - выписку из реестра лицензий на проверяемого лицензиата; - копию положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданному лицензиату для получения лицензии. 5.6.2. Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обращению с опасными отходами являются: а) выполнение лицензиатом международных договоров, законодательства Российской Федерации, государственных стандартов в области обращения с опасными отходами, правил, нормативов и требований, регламентирующих безопасное обращение с такими отходами; б) наличие у лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; в) наличие у лицензиата принадлежащих ему на законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; г) наличие у лицензиата средств контроля и измерений, подтверждающих соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности (Приложение 10). В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения лицензиат обязан в 15-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в лицензирующий орган. 5.6.3. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания (распоряжения) уполномоченного должностного лица лицензирующего органа, в котором определяются: лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. При выявлении нарушений лицензионных требований и условий устанавливается срок их устранения. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью. Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 5 дней до начала ее проведения. Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений. В случае если выявленные нарушения не устранены, лицензирующий орган выносит предупреждение лицензиату. Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. 6. Учет лицензиатов
6.1. Деятельность по обращению с опасными отходами, на осуществление которой предоставлена лицензия МПР России или его территориальными органами, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. В связи с этим, территориальным органам МПР России рекомендуется вести журнал учета лицензиатов, осуществляющих деятельность по обращению с опасными отходами на их территории по лицензиям, выданным МПР России и иными территориальными органами МПР России, по следующим сведениям, представляемым лицензиатами: а) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица; б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; в) лицензируемая деятельность (ее состав); г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
_____________________________ * Не считать подпадающими под лицензирование вида деятельности по обращению с опасными отходами работы по сбору и хранению собственных отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непроизводственной сферы, разработавших и утвердивших в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной схеме (см. приказ МПР России от 11.03.2002 г. N 115). ** Дубликат лицензии оформляется на ксерокопии документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью лицензирующего органа, в правом верхнем углу дубликата лицензии ставится штамп "ДУБЛИКАТ". Сведения о выданных лицензиату дубликатах лицензии заносятся в реестр лицензий. *** Перечисление в федеральный бюджет лицензионных сборов осуществляется соискателем лицензии (далее - СЛ) через банк, реквизиты которого СЛ узнает в налоговой инспекции, в которой СЛ состоит на учете, название сбора - "Прочие лицензионные и регистрационные сборы", НДС не облагаются.
Журнал регистрации заявлений соискателей лицензий________________________________ (наименование лицензирующего органа)
на 200_______ год
_ _МББ/ВВВВ/Г**
_____________________________ ** Регистрационный номер состоит из 4-х частей (для лицензий, выдаваемых территориальными органами МПР России, из 5-ти частей): - однобуквенный код МПР России (М); две последние цифры года регистрации материалов и документов (ББ); - четырехзначный порядковый номер (с 0001 в пределах одного года) (ВВВВ); - буквенный код документа (Г): З - заявление о выдаче лицензии; Л - лицензия; П - лицензия приостановлена; А - лицензия аннулирована; В - действие лицензии возобновлено. Для территориальных органов МПР России перед буквенным кодом (М) ставится соответствующий двузначный номер - _ _ - (01, 02, и т.д.). Например: номер лицензии, указываемый в решении о предоставлении лицензии и подтверждающем наличие лицензии документе (бланке лицензии) - 40М02/0056/Л означает, что документы соискателя лицензии приняты на рассмотрение в 2002 году территориальный органом МПР России по Калужской области, с порядковым номером 56.
Перечень кодов территориальных органов МПР России в субъектах, Российской Федерации, принятых для присвоения регистрационных номеров лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами
01 - Республика Адыгея (г.Майкоп) 02 - Республика Башкортостан (г.Уфа) 03 - Республика Бурятия (г.Улан-Удэ) 04 - Республика Алтай (г.Горно-Алтайск) 05 - Республика Дагестан (г.Махачкала) 06 - Республика Ингушетия (г.Назрань) 07 - Кабардино-Балкарская Республика (г.Нальчик) 08 - Республика Калмыкия (г.Элиста) 09 - Карачаево-Черкесская Республика (г.Черкесск) 10 - Республика Карелия (г.Петрозаводск) 11 - Республика Коми (г.Сыктывкар) 12 - Республика Марий Эл (г.Йошкар-Ола) 13 - Республика Мордовия (г.Саранск) 14 - Республика Саха (Якутия) (г.Якутск) 15 - Республика Северная Осетия (г.Владикавказ) 16 - Республика Татарстан (г.Казань) 17 - Республика Тыва (г.Кызыл) 18 - Удмуртская Республика (г.Ижевск) 19 - Республика Хакасия (г.Абакан) 21 - Чувашская Республика (г.Чебоксары) 22 - Алтайский край (г.Барнаул) 23 - Краснодарский край (г.Краснодар) 24 - Красноярский край (г.Красноярск) 25 - Приморский край (г.Владивосток) 26 - Ставропольский край (г.Ставрополь) 27 - Хабаровский край (г.Хабаровск) 28 - Амурская область (г.Благовещенск) 29 - Архангельская область (г.Архангельск) 30 - Астраханская область (г.Астрахань) 31 - Белгородская область (г.Белгород) 32 - Брянская область (г.Брянск) 33 - Владимирская область (г.Владимир) 34 - Волгоградская область (г.Волгоград) 35 - Вологодская область (г.Вологда) 36 - Воронежская область (г.Воронеж) 37 - Ивановская область (г.Иваново) 38 - Иркутская область (г.Иркутск) 39 - Калининградская область (г.Калининград) 40 - Калужская область (г.Калуга) 41 - Камчатская область и Корякский автономный округ (г.Петропавловск-Камчатский) 42 - Кемеровская область (г.Кемерово) 43 - Кировская область (г.Киров) 44 - Костромская область (г.Кострома) 45 - Курганская область (г.Курган) 46 - Курская область (г.Курск) 47 - Ленинградская область, г.Санкт-Петербург 48 - Липецкая область (г.Липецк) 49 - Магаданская область (г.Магадан) 50 - Московская область (г.Москва) 51 - Мурманская область (г.Мурманск) 52 - Нижегородская область (г.Нижний Новгород) 53 - Новгородская область (г.Новгород) 54 - Новосибирская область (г.Новосибирск) 55 - Омская область (г.Омск) 56 - Оренбургская область (г.Оренбург) 57 - Орловская область (г.Орел) 58 - Пензенская область (г.Пенза) 59 - Пермская область (г.Пермь) 60 - Псковская область (г.Псков) 61 - Ростовская область (г.Ростов) 62 - Рязанская область (г.Рязань) 63 - Самарская область (г.Самара) 64 - Саратовская область (г.Саратов) 65 - Сахалинская область (г.Южно-Сахалинск) 66 - Свердловская область (г.Екатеринбург) 67 - Смоленская область (г.Смоленск) 68 - Тамбовская область (г.Тамбов) 69 - Тверская область (г.Тверь) 70 - Томская область (г.Томск) 71 - Тульская область (г.Тула) 72 - Тюменская область (г.Тюмень) 73 - Ульяновская область (г.Ульяновск) 74 - Челябинская область (г.Челябинск) 75 - Читинская область (г.Чита) 76 - Ярославская область (г.Ярославль) 77 - Москва 79 - Еврейская автономная область (г.Биробиджан) 80 - Агинский Бурятский а.о. 81 - Коми-Пермяцкий а.о. (г.Кудымкар) 83 - Ненецкий а.о. (г.Нарьян-Мар) 84 - Таймырский а.о. (г.Дудинка) 85 - Усть-Ордынский, Бурятский а.о. (г.Усть-Ордынский) 86 - Ханты-Мансийский а.о. (г.Ханты-Мансийск) 87 - Чукотский а.о. (г.Анадырь) 88 - Эвенкийский а.о. (г.Тура) 89 - Ямало-Ненецкий а.о. (г.Салехард) 95 - Чеченская Республика (г.Грозный)
Реестр лицензий, выданных _____________________________________________________ (наименование лицензирующего органа)
(примерная форма)
Министерство Природных ресурсов Российской Федерации
__________________________________________________________________ (наименование лицензирующего органа)
Выписка из реестра лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами
Руководитель подразделения по ____________ ________________ лицензированию (подпись) (ФИО)
М.П.
Выписка из реестра лицензии предоставлена на __л." "________200 г. ________________________________________________________________________ (кому)
(примерная форма)
________________________________ Наименование лицензирующего органа
Заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами
_________________просит выдать лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
Дата: ______________ Приложение: по описи на _____ л.
Руководитель ____________________________ ___________ _____________ (наименование организации) (подпись) (Ф.И.О)
Печать организации
Приложение 6(примерная форма)
Информация о профессиональной подготовке специалистов
Приложение: копии свидетельств (сертификатов), подтверждающих профессиональную подготовку лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами и копии лицензий на осуществление образовательной деятельности образовательных учреждений, выдавших указанные свидетельства (сертификаты).
Дата: ______________ Руководитель ______________________________ __________ _____________ (наименование организации) (подпись) (Ф.И.О.)
Печать организации
Приложение 7(лицевая сторона бланка лицензии)
(обратная сторона бланка лицензии)
Извлечения из Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340
3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обращению с опасными отходами являются: а) выполнение лицензиатом международных договоров, законодательства Российской Федерации, государственных стандартов в области обращения с опасными отходами, правил, нормативов и требований, регламентирующих безопасное обращение с такими отходами; б) наличие у лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; в) наличие у лицензиата принадлежащих ему на законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; г) наличие у лицензиата средств контроля и измерений, подтверждающих соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. 7. В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения лицензиат обязан в 15-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в лицензирующий орган.
Извлечения из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии 1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.
Регламент работы комиссии центрального аппарата МПР России по рассмотрению материалов лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами
1. Настоящий Регламент определяет общий порядок организации и деятельности, основные задачи и функции комиссии центрального аппарата МПР России по рассмотрению материалов лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами (далее - лицензионная комиссия). 2. Лицензионная комиссия является рекомендательным органом и образуется с целью проведения рассмотрения материалов, поступивших в структурное подразделение центрального аппарата МПР России, отвечающее за организацию лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, от заявителей для получение лицензии на указанную деятельность, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления, продления лицензии, организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий деятельности и решения других вопросов лицензирования в этой области. 3. Лицензионная комиссия формируется из специалистов центрального аппарата МПР России, представителей других организаций, находящихся в ведении МПР России. К работе лицензионной комиссии по конкретным вопросам могут привлекаться в качестве экспертов или консультантов соответствующие специалисты. Возглавляет лицензионную комиссию председатель, который имеет одного заместителя. Состав лицензионной комиссии утверждается приказом МПР России. 4. Лицензионная комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и приказами МПР России по вопросам обращения с опасными отходами. 5. Основные задачи лицензионной комиссии: - организация работы по рассмотрению материалов по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами; - принятие решений рекомендательного характера о выдаче (или отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) и т.п. лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами; - рассмотрение предложений по совершенствованию лицензионной деятельности и организационных форм ее проведения; - рассмотрение предложений по обучению и повышению квалификации специалистов, занимающихся вопросами лицензирования; - рассмотрение предложений по планам изданий информационных материалов по вопросам лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами с их последующим согласованием. 6. Лицензионная комиссия в целях реализации возложенных на нее задач: - запрашивает от структурных подразделений МПР России и его территориальных органов документы и информацию, необходимые для реализации ее задач; - приглашает на свои заседания, при необходимости, специалистов центрального аппарата МПР России, его территориальных органов, подведомственных и иных организаций; - вносит предложения по вопросам совершенствования системы лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами для направления их соответствующим органам государственной власти. 7. Представление материалов на рассмотрение лицензионной комиссии обеспечивает структурное подразделение центрального аппарата МПР России, отвечающее за организацию лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. 8. Ведет заседание председатель лицензионной комиссии или его заместитель. 9. Лицензионная комиссия рассматривает вопросы в соответствии с повесткой дня, утвержденной председателем лицензионной комиссии. 10. Заседания лицензионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. 11. Решения лицензионной комиссии принимаются простым большинством голосов, присутствующих на ее заседании членов, путем открытого голосования. В случае равенства голосов, голос председательствующего является решающим. 12. Решения лицензионной комиссии в течение 7 дней оформляются протоколом в двух экземплярах и подписываются председателем и ответственным секретарем лицензионной комиссии. Члены лицензионной комиссии, при их не согласии с решением большинства, имеют право выразить особое мнение, которое оформляется в письменном виде и прилагается к протоколу. 13. Один экземпляр протокола хранится у ответственного секретаря лицензионной комиссии, другой передается в структурное подразделение центрального аппарата МПР России, отвечающее за организацию лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. 14. Заседания лицензионной комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. 15. Организационную работу по подготовке заседаний лицензионной комиссии осуществляет ее ответственный секретарь. 16. Председатель лицензионной комиссии: - руководит деятельностью лицензионной комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач; - назначает и ведет заседания лицензионной комиссии; - дает поручения членам лицензионной комиссии по реализации ее задач; - осуществляет контроль за исполнением принятых решений и рекомендаций. 17. Ответственный секретарь лицензионной комиссии: - ведет учет поступивших в МПР России заявлений по вопросам лицензирования; - готовит повестку заседаний лицензионной комиссии; - организует подготовку материалов для рассмотрения на заседании лицензионной комиссии; - вносит предложения о приглашении специалистов на заседания лицензионной комиссии.
Приложение 9
Рекомендации по порядку рассмотрения экологического обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами
Рассматриваемые на государственной экологической экспертизе (далее - ГЭЭ) материалы должны удовлетворять требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 и Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16 марта 2000 г. N 372, который зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2000 г. регистрационный N 2302. В рассматриваемых на ГЭЭ материалах обосновывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами. Материалы обоснования имеют примерно следующее содержание: 1. Краткая общая характеристика хозяйственной деятельности соискателя лицензии и характеристика деятельности, подлежащей лицензированию (деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов). 2. Сведения об опасных отходах, находящихся в обращении (намечаемых к обращению): происхождение, перечень, количество, агрегатное состояние, опасные свойства, класс опасности и обоснование отнесения отходов к определенному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 (согласно заключению Минюста России от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД приказ в государственной регистрации не нуждается), или в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Представляются копии паспортов отходов, выданных производителю отхода территориальным органом Госкомэкологии России или МПР России в соответствии с приложением к приказу Госкомэкологии России от 27 ноября 1997 г. N 527 "О федеральном классификационном каталоге отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 1997 г., регистрационный N 1445). 3. Характеристика условий и способов обращения с отходами, описание технологических схем обращения с отходами (способы транспортирования, складирования, использования, обезвреживания, размещения; конечные продукты обращения; описание действий в условиях чрезвычайных (аварийных) ситуаций). Сведения о предприятии, в части наличия необходимых для осуществления деятельности по обращению с опасными отходами сооружениях, технических средствах, оборудовании, объектах размещения отходов, средствах контроля и измерений, а также: - место размещения, состав предприятия, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке; - применяемое оборудование, его производственные мощности; - наличие очистных сооружений, их мощности и другие характеристики; - размер санитарно-защитной зоны. 4. Оценка воздействия деятельности по обращению с опасными отходами на окружающую среду: - описание возможных видов воздействия на окружающую среду; - описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой деятельностью, в необходимых случаях - сведения о программе и результатах мониторинга окружающей среды; - сведения о фактических выбросах, сбросах (стоках) и отходах, подлежащих размещению или передаче другому собственнику, образующихся в результате деятельности по обращению с опасными отходами, подтверждение о передаче опасных отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами (или действующую лицензию на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) (в виде договоров и т.п.); - меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой деятельности; - материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности; - для действующих предприятий - сведения о наличии проектов предельно допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования и лимитов размещения отходов и соответствующие разрешения на выбросы, сбросы. 5. Сведения о наличии профессиональной подготовки у лиц, допущенных к обращению с опасными отходами. 6. Сведения о том, какими международными договорами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственными стандартами в области обращения с отходами, правилами, нормами и требованиями, регламентирующими безопасное обращение с отходами, необходимо руководствоваться соискателю лицензии при осуществлении своей деятельности, и как он обеспечивает выполнение содержащихся в этих документах требований. К материалам, рассматриваемым на ГЭЭ, должны быть приложены, требуемые статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", необходимые положительные заключения и (или) документы согласований с органами федерального надзора и контроля, а также органами местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: - заключения (согласования) территориальных органов МПР России, МЧС России, государственной противопожарной службы МЧС России, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации (необходимость согласования материалов с теми или иными органами федерального надзора и контроля определяется конкретным содержанием деятельности, применяемым оборудованием и др.); а также - заключения федеральных органов исполнительной власти по объектам хозяйственной деятельности, связанным с обращением с опасными отходами, в случае их рассмотрения указанными органами, и заключения общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения; - в случае проведения экологического аудита деятельности соискателя лицензии - копия аудиторского заключения. Материалы экологического обоснования рассматриваются подразделением государственной экологической экспертизы в территориальных органах МПР России, когда деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами осуществляется в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в части транспортирования отходов II - V классов опасности осуществляется и за пределами территории субъекта Российской Федерации. Материалы экологического обоснования рассматриваются Департаментом государственной экологической экспертизы и нормирования качества окружающей природной среды МПР России, когда деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами в части образования, сбора, использования, обезвреживания, размещения отходов, а также транспортирования чрезвычайно опасных (I класса опасности) отходов осуществляется в двух и более субъектах Российской Федерация, а также в случаях, когда профильная деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами, обладающими очень высокой степенью воздействия на окружающую среду и человека, осуществляется на объектах хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации.
Средства измерений и методики выполнения измерений, применяемые для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами
Средства измерений
Средства измерений, применяемые в целях контроля за состоянием окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений (ПР 50.2.009-94 "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений"). После получения положительного результата испытаний такие средства измерений включаются в установленном порядке в Государственный реестр средств измерений (ПР 50.2.011-94 "ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений"). Сертификат на средство измерений установленного типа выдается на определенный срок, и по истечении этого срока его необходимо продлевать. При эксплуатации средства измерений необходимо соблюдать область применения, установленную в технической документации на данное средство измерений. Средства измерений подлежат поверке. Периодичность проведения поверки определяется межповерочным интервалом, продолжительность которого устанавливается в технической документации на данное средство измерений. По результатам поверки поверяющей организацией оформляется свидетельство о поверке установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений.
Методики выполнения измерений
В соответствии с требованиями ст.9 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", "измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России". Этот порядок установлен Требованиями к разработке, аттестации и применению методик выполнения измерений изложены в ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений" и нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Установлены требования к содержанию и оформлению методик выполнения измерений, но основным требованием к методикам выполнения измерений является прохождение метрологической экспертизы в государственных научных метрологических центрах. По результатам аттестации и метрологической экспертизы оформляется свидетельство об аттестации методики выполнения измерений, форма которого установлена ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений". Свидетельство об аттестации методики выдается на определенный срок, по истечении которого методика проходит повторную аттестацию.
Нормативные ссылки
Документы Государственной системы обеспечения единства измерений
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений. ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений. ПР 50.2.011-94 ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений. МИ 2273-93 ГСИ. Области использования средств измерений, подлежащих поверке. МИ 2377-96 ГСИ Разработка и аттестация методик выполнения измерений.
Государственные стандарты
ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений. ГОСТ 17.1.5.05-85 "Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков". ГОСТ 17.1.5.01-80 "Охрана природы. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность". ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб". ГОСТ 17.4.3.01-83 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" ГОСТ 17.2.6.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов. Общие технические требования" ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия.
Ведомственные нормативные документы
РД 52.18.156-99 «Методические указания. Охрана природы. Почвы. Методы отбора объединенных проб почвы и оценки загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов» ПНД Ф 12.1.1-99 "Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий" ПНД Ф 12.1.2-99 "Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций взвешенных частиц (пыли) в выбросах промышленных предприятий"
Перечни предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
Справочно
Виды нормативов: ПДК - предельно допустимая концентрация ОДК - ориентировочно допустимая концентрация ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия МДУ - максимально допустимый уровень (в продукции)
ГН 1.1.546-96 Гигиенические нормативы содержания пестицидов е объектах окружающей среды (перечень из 381 наименования), М. ГСЭН России, 1997, 52 с. СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", М., ГСЭН России, 1996 г., 111 с. ГН 2.2.5.686-98 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (2259 наименований веществ), М., ГСЭН России, 1998 г., 208 с. ГН 2.2.5.687-98 Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (494 наименования веществ), М., ГСЭН России, 1998, 46 с. ГН 2.1.6.695-98 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (589 наименований), М., ГСЭН России, 1998 г., 69 с. ГН 2.1.6.696-98 Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (1495 наименования веществ), М., ГСЭН России, 1998 г., 132 с. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С-Петербург, 1999 г. ГН 2.1.5.689-98 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (1343 наименований), М., Минздрав России, 1998 г., 126 с. ГН 2.1.5.690-98 Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (402 наименования), М., Минздрав России, 1998 г., 45 с. Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (1204 величин ПДК и 2 ОБУВ), М., Изд. ВНИРО, 1999, 304 с. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, рег N 6229-91, М, Минздрав СССР, 1991 ГН 2.1.7.020-94 Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и мышьяка в почвах, М., ГКСЭН России, 1995 ГН 1.1.7.701-98 Гигиенические критерии для обоснования необходимости разработки ПДК и ОБУВ (ОДУ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, воде водных объектов, М., Минздрав России, 1998, 15 с.
|
|