|
|
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР Утверждаю Директор Академии В.В. Шкирятов РЕКОМЕНДАЦИИ
Отдел
научно-технической информации АКХ Приведены данные по рациональному применению различных машин при производстве наиболее трудоемких работ по уборке. Содержатся наиболее существенные указания по технологии выполнения операций по уборке. Для достижения максимального экономического эффекта и повышения качества работ по уборке рекомендации следует использовать в качестве основополагающего материала при разработке конкретной технологии, учитывающей местные особенности города. Рекомендации разработаны отделом эксплуатации городских дорог Академии (канд. тех. наук В.И. Рыбьев, д-р техн. наук Г.Л. Карабан). Замечания и предложения по рекомендациям просьба направлять по адресу: 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116, АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел эксплуатации городских дорог. Данная технология предусматривает комплексную механизацию, обеспечивающую производство работ по уборке при помощи специальных и универсальных дорожных машин, поставляемых промышленностью, и последующую замену дорожных машин специальной уборочной техникой. I. ЛЕТНЯЯ УБОРКА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ1. Основная задача летней уборки улиц заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на дорожном покрытии. Эти загрязнения, ухудшающие эстетический вид улиц, являются источником повышенной запыленности воздуха, а при неблагоприятных погодных условиях (небольшой дождь, туман) способствуют возникновению скользкости, что сказывается на безопасности движения. Технология летней уборки городских дорог 2. Перечень операций летней уборки и средств механизации для их выполнения приведен в табл. 1. Таблица 1 Перечень операций и средств механизации, подлежащих выполнению при летней уборке улиц
3. Периодичность операций устанавливается в зависимости от значимости улиц в соответствии с табл. 2 и 3. 4. Работу подметально-уборочных и поливочно-моечных машин необходимо организовать так, чтобы максимально сократить затраты времени на разгрузку смета и заправку бака и цистерны из гидранта или водоема*. Заправка поливочно-моечных машин водой из открытых водоемов может производиться только по согласованию с местной СЭС и органами Госкомприроды. * Альбом рабочих чертежей (пункты заправки поливочно-моечных машин водой). - Свердловск: 1987. Подметание 5. Подметание является основной операцией уборки загрязнений на улицах и площадях, имеющих асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. 6. Подметание производят в соответствии с режимами, указанными в табл. 2, и в следующем порядке: в первую очередь подметают основные магистральные улицы, затем улицы местного значения с учетом интенсивности движения транспортных средств. Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть скоординировано с графиком работ подметально-уборочных машин. Таблица 2 Периодичность выполнения основных операций летней уборки улиц
Таблица 3 Периодичность выполнения операций летней уборки улиц
7. Работу подметально-уборочных машин при уборке площадей перед рынками, вокзалами, стадионами рекомендуется производить колонной машин, движущихся уступом на расстоянии 10 - 20 м. При этом должно быть обеспечено перекрытие подметаемых каждой машиной полос на величину около 0,5 м. 8. Подметание дорожных покрытий должно производиться только при увлажнении дорожных покрытий, на всей ширине полосы захвата. При уборке загрязнений, имеющих значительные колебания по уровню накопления, рекомендуется корректировать в необходимых пределах расход воды через увлажняющие сопла. 10. При подметании дорог на улицах, у которых прилотковая полоса занята стоящими автомобилями, следует согласовать с местными органами ГАИ о размещении их попеременно через день только у одной стороны улицы. Мойка и поливка 11. Мойку проезжей части производят на улицах, имеющих приемные колодцы дождевой канализации. На дорогах, имеющих продольные уклоны для обеспечения хорошего качества уборки, мойку следует вести под уклон. Во время мойки положение машины и моечных насадков должно исключать возможность попадания смытых загрязнений и струй воды на тротуары и полосы зеленых насаждений. 12. Проезжую часть дорог моют в ночное время при наименьшей интенсивности движения транспорта. Мойка в дневное время допустима только непосредственно после дождя, когда загрязнение городских дорог резко увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок и т.д. В отличие от механизированного подметания, которое производится только в сухую погоду, мойка в дождливые периоды, если дождь не носит ливневого характера, применяется в месте подметания в качестве единственной операции по уборке загрязнений. 13. Мойка проездов шириной до 15 м выполняется одной машиной за два прохода. При мойке улиц шириной свыше 15 м используется колонна поливочно-моечных машин. Первая, головная машина захватывает при мойке часть осевой полосы, а остальные двигаются уступом на расстоянии между машинами 15 - 20 м. Полоса, вымытая впереди расположенной машиной, должна перекрываться следующей за ней машиной на 0,5 - 1 м. Мойка проездов с односторонним движением производится в сторону по направлению к лотковой полосе, имеющей колодцы дождевой канализации. 14. при отсутствии необходимого количества подметально-уборочных машин на улицах, имеющих продольный уклон более 0,5 % и дождевую канализацию, рекомендуется производить уборку загрязнений путем мойки лотков. Для обеспечения высокого качества мойки прилотковой полосы дорожное покрытие должно отвечать следующим требованиям: поперечный профиль дороги должен соответствовать существующим нормам; засоренность не должна превышать 200 г/м2. 15. Мойка прилотковой полосы производится специальным насадком. При отсутствии специального насадка для мойки полосы насадок может быть изготовлен из имеющегося на машине обычного насадка путем замены прокладки*. Положение насадка относительно машины и дорожного покрытия во время мойки прилотковой полосы приведено на рис. 5. Для обеспечения требуемого положения насадок должен быть повернут относительно своей продольной оси, чтобы левая кромка насадка была бы выше правой. * См. разд. III, п. 6 - 9 настоящих Рекомендаций. 16. В процессе мойки необходимо контролировать положение насадка и струи с тем, чтобы не допускать ее выбивания на бортовой камень, тротуар или полосу зеленых насаждений. Должно быть исключено отекание левой части струи с загрязнениями на уже промытую полосу вдоль бортового камня. 17. Если наблюдается растекание загрязнений в левую от машины сторону, то в этом случае струя левого насадка, используемого для мойки дорог, служит для удержания струи насадка для мойки прилотковой полосы от растекания и перемещения к середине дороги (см. рис. 6). Если в процессе мойки лотка в результате дефектов поперечного профиля дороги будет наблюдаться растекание загрязнений в левую от машины сторону и они будут оставаться после прохода машины, то мойку прилотковой полосы следует выполнять двумя насадками и струю левого насадка использовать против растекания. 18. Мойка прилотковой полосы производится под уклон, поэтому по согласованию с органами ГАИ устанавливается возможность в утренние часы перемещаться поливочно-моечной машине против направления движения транспортных средств. 19. Поливку производят в первую очередь на улицах, отличающихся повышенной запыленностью, т.е. с недостаточным уровнем благоустройства (отсутствие зеленых насаждений, неплотность швов покрытия и т.д.). Поливку рекомендуется производить только в наиболее жаркий период суток (12 - 16 ч) при температуре 25 - 30 °С. 20. Во время и после поливки усовершенствованных покрытий происходит их засорение, так как при движении транспортных средств по увлажненной дороге загрязнения с колес и крыльев смываются на дорогу. Поэтому при необходимости поливки основных магистралей после ее производства и высыхания дороги необходимо выполнять мойку политых покрытий. 21. При большом скоплении загрязнений (свыше 400 г/м2) для обеспечения надлежащего качества уборки рекомендуется применить совместно поливку и мойку. В этом случае перед мойкой следует произвести поливку загрязненной дороги с тем, чтобы нарушить прочность загрязнений и их сцепление с дорожным покрытием. Затем через 20 - 30 мин после поливки следует произвести мойку покрытия. 22. Грунтовые наносы бывают следующего происхождения: межсезонные, которые накапливаются в процессе зимней уборки и остаются в прилотковой полосе после таяния снега; образующиеся после ливневых дождей; возникающие на проезжей части улиц, с которыми граничат строительные площадки и особенно в период выполнения работ нулевого цикла. Первые два вида грунтовых наносов размещаются в прилотковой части дороги полосой не более 2 м. Что касается наносов у стройплощадок, то они располагаются в полосе движения транспортных средств и должны убираться строительными организациями. Уборка наносов состоит в их отделении от поверхности дорожного покрытия, погрузки в транспортные средства и вывоза в отведенные для их складирования места. 23. Способ уборки грунтовых наносов устанавливается в зависимости от объема их накопления. При небольших накоплениях, когда высота слоя не превышает 0,5 мм, уборка наносов может производиться подметально-уборочными машинами. Большие накопления при слое высотой до 3 мм могут убираться плужно-щеточными снегоочистителями. Наконец, при уборке межсезонных наносов, которые обычно залегают слоем высотой до 20 мм, рекомендуется применять универсальный погрузчик или универсальные дорожные машины и погрузчики. Уборка грунтовых наносов при помощи подметально-уборочных машин выполняется на минимальной рабочей скорости движения и увеличенной деформации ворса для лотковой щетки до 40 - 45 мм и щетки-подборщика до 30 - 35 мм. 24. Загрязнения, отдаляемые плужно-щеточным оборудованием, затем сгребают в кучи плугом или совком-разгребателем. Уборка куч производится путем погрузки загрязнений погрузчиком в самосвалы и последующего вывоза на отведенные для этого места. 25. Для уборки грунтовых наносов при залегании большим слоем используется универсальный погрузчик, с помощью которого наносы отделяются от дорожного покрытия и погружаются в транспортные средства. После работы погрузчика должны быть убраны остатки загрязнений подметально-уборочной машиной. При отсутствии универсального погрузчика уборка грунтовых наносов может производиться следующим путем: для отделения наносов от дорожного покрытия используются автогрейдеры или бульдозеры, с помощью которых сгребаются наносы в кучи; погрузка наносов из куч в самосвалы осуществляется погрузочными средствами. 26. Грунтовые наносы при высыхании приобретают более высокую прочность. В связи с этим для упрощения последующих работ необходимо организовать уборку наносов в кратчайшие сроки после их образования, до их полного высыхания. При высыхания наносов рекомендуется непосредственно перед работой увлажнять их при помощи поливочно-моечных машин. Количество проходов этой машиной устанавливается в зависимости от высоты слоя наносов, их состава и других факторов. Уборка опавших листьев 27. Уборка опавших листьев при небольших ежедневных накоплениях сухих или влажных листьев на проезжей части дороги производится подметально-уборочными машинами в процессе подметания дорожных покрытий в соответствии с заданной периодичностью (см. табл. 2). 28. Во время интенсивного листопада, в результате которого дорога полностью покрывается слоем опавших листьев высотой до 30 мм, их уборка осуществляется путем предварительного сгребания в кучи при помощи совков-разгребателей. Рекомендуется также для лучшего отделения опавших листьев, особенно мокрых и во время дождя, заменить резиновые ножи приставками из 3 - 4 видов капронового моноволокна диаметром 3 мм при свободной длине около 70 мм. В связи с малой объемной массой опавших листьев их погрузку из куч наиболее целесообразно производить в самосвал или бортовую машину с наращенными бортами погрузчиком и при отсутствии самосвала и погрузочных средств использовать подметально-уборочную машину, оборудованную всасывающим шлангом. Возможные остатки опавших листьев убирают при последующем подметании дорожного покрытия с заданной периодичностью. Опавшие листья вывозят на свалки или на участки компостирования. Уборка куч загрязнений 29. Кучи загрязнений, образующиеся при уборке полосы дороги у бортового камня и укладываемые на прилотковой полосе, убирают путем отсасывания с помощью всасывающего шланга подметально-уборочной машины, размещаемой на прилотковой полосе за кучей по ходу движения транспортных средств, и затем вывозят на отведенные для этого места. Уборка остановок пассажирского транспорта 30. Наибольшее распространение имеют остановки, расположенные непосредственно на тротуаре. Загрязнения, возникающие при функционировании остановки, скапливаются в основном на тротуаре и в прилотковой полосе. Уборка этих загрязнений осуществляется при уборке тротуара тротуароуборочными машинами и при подметании прилотковой полосы подметально-уборочными машинами. 31. На магистральных дорогах при большой интенсивности движения пассажирского транспорта используются крытые остановки, защищающие ожидающих пассажиров от непогоды. На таких остановках подлежит уборка площадки дорожного покрытия между навесом остановки и бортовым камнем, а также покрытие, расположенное под навесом, на котором зачастую устанавливаются скамейки. 32. Площадка перед крытыми остановками убирается тротуароуборочными машинами. Уборка покрытия под навесом производится всасывающим шлангом подметально-уборочной машины. При помощи всасывающего шланга убираются также узкие, недоступные для тротуароуборочных машин площадки перед крытыми остановками. В зависимости от расстояния до крытой площадки машина размещается в прилотковой полосе или непосредственно перед навесом на тротуаре. Для выполнения этих операций всасывающий шланг оборудуется специальным щелевым насадком, обеспечивающим увеличение ширины убираемой полосы. Насадком обрабатываются места скопления загрязнений, располагающиеся под скамейками и в местах стыка покрытия со стенками навеса. Уборка урн и приствольных решеток 33. Уборка урн, расположенных на остановках пассажирского транспорта, производится всасывающим шлангом без щелевого насадка путем опускания шланга в сборник урны. Загрязнения, превышающие диаметр всасывающего шланга, помещают в бункер машины через контрольный люк. Загрязнения, попадающие через решетки на приствольный грунт деревьев, убираются также при помощи всасывающего шланга подметально-уборочной машины. Всасывающий шланг без щелевого насадка подводится к решетке так, чтобы обрез наконечника шланга плотно прилегал непосредственно к ее верхней плоскости, и перемещается вручную по всей поверхности решетки, отсасывая загрязнения, расположенные под решеткой. Очистка отстойников дождевой канализации 34. В отстойниках колодцев дождевой канализации накапливаются загрязнения, смываемые с дорожных покрытий при мойке дорожных покрытий или во время интенсивных дождей. Количество загрязнений, поступающих в колодец, зависит от технологии уборки проезжей части улиц и тротуаров, общего благоустройства района, интенсивности движения транспорта и др. Поэтому периодичность очистки отстойников устанавливается в зависимости от местных условий, которые определяют степень воздействия перечисленных выше факторов. Независимо от этого необходимо для обеспечения надлежащей работы дождевой канализации производить полную очистку отстойников в течение весеннего периода года после пропуска талых вод и осенью перед закрытием колодцев и прекращением их использования. В промежутках между этими работами осуществляется очистка отстойников по мере их заполнения загрязнениями, которая должна определяться путем периодического осмотра колодцев. 35. Очистка колодцев осуществляется при помощи илососных машин. Эту работу следует организовать по таким маршрутам, чтобы очистка колодцев на основных магистралях, отличающихся наибольшей интенсивностью движения транспорта, производилась рано утром, когда прилотковая часть дороги свободна от стоящих и движущихся машин. Целесообразно осуществлять поочередную очистку всех колодцев, размещенных вдоль движения илососа. Следует иметь в виду, что при заполнении колодца загрязнениями нарушается удаление ливневых потоков, вызывающее частичное или полное затопление проезжей части улиц и нарушение движения транспортных средств. Очистка таких колодцев достигается совместной работой илососной и поливочно-моечной машины, которая применяется для размывания специальным насадком под давлением содержимого колодца; работа илососа осуществляется периодически по мере размывания загрязнений. 36. Во время обильных дождей рекомендуется производить периодическую очистку решеток колодцев дождевой канализации от опавших листьев и загрязнений для беспрепятственного прохождения стоков в колодец. II. ЗИМНЯЯ УБОРКА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ1. Основной задачей зимней уборки улиц является такое состояние дорог, при котором достигается беспрепятственность работы городского транспорта и безопасное движение пешеходов и транспортных средств. 2. Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность. При несвоевременной уборке выпавший снег под воздействием колес автомобилей уплотняется, и на покрытии образуются снежные колеи и снежно-ледяной накат, что значительно ухудшает условия движения транспортных средств. Ликвидация снежно-ледяного слоя, остающегося после удаления вала снега в результате несоблюдения сроков удаления снежных валов, требует выполнения дополнительных уборочных операций (скалывание, зачистка лотков, скучивание и вывоз), отличающихся большой трудоемкостью. Технология зимней уборки городских дорог 3. Технология производства основных операций зимней уборки городских дорог основана на комплексном применении средств механизации и технологических материалов, что является наиболее эффективным и рациональным в условиях интенсивного транспортного движения. Технологические материалы при снегоочистке тормозят процесс уплотнения и прикатывания свежевыпавшего снега, а при возникновении снежно-ледяных образований снижают силы смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия. 4. Качественная очистка улиц от снега с применением технологических материалов достигается при хорошем их перемешивании со снегом, что возможно при интенсивном движении транспорта (не менее 100 машин/ч на одной полосе). При малой интенсивности движения транспортных средств (менее 100 машин в полосе движения) применяется однооперационная, безреагентная снегоочистка. 5. Технологией зимней уборки городских дорог предусматривается три основных вида работ: очистка дорог от снежно-ледяных образований; удаление снежно-ледяных образований; устранение гололеда и скользкости. Перечень операций и машин, применяемых при зимней уборке, приведен в табл. 4. Таблица 4 Перечень операций и средств механизации при зимней уборке улиц
Очистка
дорог 6. Работы по очистке дорог от снежно-ледяных образований наиболее важны и ответственны, так как эффективность их выполнения определяет качество содержания дорожных покрытий. 7. Основной операцией этих работ является снегоочиститель. На дорогах с интенсивным движением транспортных средств (100 машин/ч и выше в полосе) при снегоочистке применяется комплексная технология, основанная на совместном применении технологических материалов и средств механизации. На дорогах, где интенсивность менее указанной, применяется однооперационная, безреагентная снегоочистка. Комплексная технология в зависимость от эксплуатационных условий различается по типу технологических материалов, применяемых при снегоочистке. Снегоочистка дорог, не имеющих значительных уклонов (болee 3 %, производится с применением чистых химических материалов. На дорогах с уклонами, в местах интенсивного торможения транспортных средств, на остановках пассажирского транспорта, перекрестках и др., участках дорог с местными уклонами при снегоочистке используется пескосоляная смесь. 8. Показатели комплексной технологии снегоочистки при применении различных технологических материалов приведены в табл. 5, 6. Таблица 5 Основные показатели технологического процесса снегоочистки при применении пескосоляной смеси
Таблица 6 Основные показатели технологического процесса снегоочистки при применении кристаллических реагентов
Технология с применением пескосоляной смеси в отличие от чистых реагентов может применяться в любых эксплуатационных условиях проездов с интенсивным движением транспортных средств. Снегоочистка 9. Процесс снегоочистки с применением технологических материалов предусматривает следующие этапы: выдержку, обработку дорожных покрытий технологическими материалами, интервал, сгребание и сметание снега. 10. Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, цикл работ повторяют необходимое число раз. Для предотвращения образования снежно-ледяного наката при повышении и последующем резком понижении температуры воздуха после обработки дорожного покрытия технологическими материалами снегоочистку начинают сразу по получению сигнала о возможности понижения температуры воздуха. 11. Выдержка - промежуток времени от начала снегопада до момента начала внесения реагентов в снег. Наличие свободных растворов на дорожном покрытии недопустимо необходимо, чтобы в момент контакта реагентов со снегом на дорожном покрытии уже находилось некоторое количество снега, а к моменту окончания образования раствора количество снега должно быть таким, чтобы исключить появление свободных растворов. Продолжительностъ выдержки зависит поэтому от интенсивности снегопада и температуры снега, определяющей расплавленную способность реагента. В связи с тем, что принимается в основу непрерывностъ снегопада, при выполнении второго и последующих циклов снегоочистки интервал не соблюдается. При снегопадах небольшой интенсивности суммарная продолжительность этапов выдержки, распределения реагентов, сгребания и сметания снега меньше времени накопления предельно допустимого количества снега нa дороге. Поэтому при выполнении работ, согласно рекомендуемым для I режима, возникает интервал, который представляет собой промежуток времени между операциями распределения реагентов и снегоочисткой. Распределение
12. Обработка реагентами производится при помощи распределителей и начинается после истечения периода выдержки. Продолжительность этой операции определяет время накопления снега на дороге без реагентов. Поэтому в целях предотвращения уплотнения снега, особенно при температуре, близкой к 0 °С, следует стремиться к тому, чтобы время обработки реагентами было минимальным. 13. Оперативность и своевременность работ по зимней уборке в первую очередь зависит от работы распределяющих машин и организации крепления и погрузки технологических материалов. Поэтому необходимо обеспечить: расположение баз для хранения технологических материалов, при котором пробеги распределителей с обслуживаемого участка на заправку были бы минимальными (не более 3 - 5 км)*; организацию на наиболее ответственных участках дежурства распределителей, загруженных технологическими материалами, которые при необходимости немедленно начинают обработку дорог; механизацию подготовки технологических материалов, устранение камней, комков и других включений, а также их погрузки в кузов распределителей. * Альбом чертежей (пескобазы с механизацией работ по заготовке и погрузке пескосоляной смеси и хлоридов). Свердловск: 1987. 14. Распределение технологических материалов необходимо начинать с улиц, имеющих высокую интенсивность движения. Остановки общественного транспорта, перекрестки, подъезды, спуски и т.д. должны обрабатываться наиболее тщательно. 15. Технологические материалы следует равномерно распределять по полосе движения транспортных средств в соответствии с установленным режимом и нормами распределения. Не допускается попадание материалов за проезды проезжей части дорог. 16. В соответствии с проведенными выше показателями процесса снегоочистки плотность обработки дорог при применении реагентов и пескосоляной смеси изменяется почти в 10 раз, поэтому рекомендуется специализировать распределители в зависимости от применяемого технологического материала. Сгребание и сметание снега 17. Счистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями. Работу снегоочистителей необходимо начинать с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых технологические материалы распределялись в первую очередь с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать в табл. 5, 6 период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега. 18. Эффективное действие реагентов достигается в границах определенного соотношения масс раствора и снега, поэтому продолжительность процесса снегоочистки равна времени накопления предельной массы снега. В зависимости от цветных условий в рамках продолжительности накопления снега возможна некоторая корректировка периода производства операций по распределению реагентов и снегоочистке. При температуре снега 0 °С наступает особенно быстрое его уплотнение, в связи с чем рекомендуется начинать операцию по обработке реагентами до окончания процесса сгребания и сметания снега при выполнения работ по второму и последующим циклам процеcca снегоочистки. 19. Маршруты работы распределителей технологических материалов и плужно-щеточных снегоочистителей должны по возможности совпадать. Это позволяет выдержать интервал, необходимый для равномерного перемешивания снега с внесенными технологическими материалами на всей протяженности маршрута, и достигнуть необходимого технологического эффекта. После окончания снегопада производят завершающее сгребание и сметание снега плужно-щеточными снегоочистителями. При интенсивности снегопада свыше 3 км/ч для сокращения цикла работы плужно-щеточных снегоочисителей операцию снегоочистки ограничивают одним сгребанием, что позволяет увеличить производительность в 1,5 раза. После окончания снегопада следует производить завершающее подметание. 21. Плужно-щеточные снегоочистители имеют небольшую ширину захвата, во много раз меньшую, чем ширина очищаемой дороги. При работе на такой дороге плужно-щеточного снегоочистителя образуемый им небольшой вал снега препятствует движению транспортных средств и тяжелыми автомобилями разрушается и прикатывается. Этот недостаток устраняется путем организации снегоочистки колонной машин, при которой за один проход машин производится очистка всей полосы движения транспорта в одном направлении и образование вала снега в прилотковой полосе. Первая машина, при работе колонной, двигается вблизи боевой, а последующие следуют за ней уступом. Количество плужно-щеточных снегоочистителей в колонне назначается из расчета, что полоса, очищаемая впереди ждущей машиной, должна перекрываться идущей следом машиной на 0,5-1 м; величина перекрытия увеличивается по мере положения машины по отношению к прилотковой полосе. Ширина полосы обрабатываемой колонной машин должна быть менее ширины проезда на ширину образуемого вала, т.е. на 1,5-2,5 и (в зависимости от ширины проезда и интенсивности снегопада). 22. Однооперационная снегоочистка применяется на улицах, где интенсивность движения транспортных средств не превышает 100 машин в полосе следования. Снегоочистка при этом производится плужно-щеточными снегоочистителями, у которых щетку следует изготавливать из металлического ворса диаметром 0,8-0,9 мм, резиновые ножи усиливать накладками из листовой стали. Периодичность работы машин при однооперационной снегоочистке приведена ниже.
23. Однооперационная снегосчистка должна применяться на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях, где технологические материалы могут вызвать их повреждение. При интенсивности движения свыше 100 машин в полосе следования необходимо применить комплексную технологию с использованием специальных реагентов (например, ХКФ). 24. В периоды отсутствия снегопадов на проезжую часть дороги может заноситься снег с крыш и валов, а также колеcaми транспортных средств. В таких случаях производится патрульное подметание проезжай части дорог для сметания с полос движения снега наносного происхождения. При длительных отсутствиях снегопада, преимущественно в конце зимнего периода, происходит интенсивное загрязнение дорожного покрытия. Для удаления загрязнений используются подметально-уборочные машины, работающие без увлажнения. Скалывание уплотненного снега 25. Несоблюдение технологического процесса очистки покрытий от свежевыпавшего снега, а также резкое изменение метеорологических условий могут привести к возникновению на дорогах участков, покрытых уплотненным снегом. Уплотненный снег легко может превратиться в лед, поэтому необходимо удалить его в кратчайший срок после образования. Для этого надлежит после окончания снегоочистки проконтролировать качество работ на всем убираемом участке и выявить места, покрытые уплотненным снегом. 26. Уплотненный снег удаляется скалывателем - рыхлителем или автогрейдером. Эти машины рассчитаны на скалывание уплотненного снега. Превращение уплотненного снега в снежно-ледяной накат и лед сопровождается резким повышением его прочности, поэтому применение скалывателей и автогрейдеров становится малоэффективным. 27. При работе скалывателей - рыхлителей, снабженных рабочими органами пассивного типа, возникают значительные реакции, зачастую превышающие тяговые усилия базового шасси. Поэтому скалыватели - рыхлители снабжаются только двумя гребенчатыми ножами, установленными перед ведущими колесами. В связи с такой компоновкой полная очистка полосы достигается только за два, четыре и т.д. прохода машины; при втором проходе происходит скалывание оставленной после первого прохода полосы и ее увеличение на ширину захвата одного ножа. Для полной очистки полосы за два прохода и более следует обеспечиватъ при втором и других кратких проходах строгое повторение направления движения первого прохода и других нечетных проходов. Для повышения эффективности работы скалывателя рекомендуется оборудовать заднее колесо машины цепями противоскольжения. Скалывание 28. Снежно-ледяной накат или лед образуется на пpoeзжей части городских дорог в результате низкого качества снегоочистки и невыполнения работ по скалыванию уплотненного снега в кратчайшие сроки после его образования; в прилотковой части дороги вследствие несвоевременного удаления валов снега. При длительном преобразовании вала в прилотковой полосе и резком изменении температуры с переходом через 0 °С нижние слои вала уплотняются и превращаются в снежно-ледяной накат или лед. В отличие от первого случая образования льда, который носит аварийный характер, во втором случае возможно с большой вероятностью планировать в зависимости от особенностей климатических условий возникновения снежно-ледяного наката и льда на тех дорогах, где валы снега убираются со значительным опозданием. 29. Полное без остатка скалывание льда механизированным путем достигается при условии снижения величины сил смерзания льда с дорожным покрытием при помощи химических материалов. В первом случае образования льда применяется аварийный, во второй - профилактический способ скалывания льда и снежно-ледяного наката. Показатели технологического процесса механизированного удаления снежно-ледяных образований приведены в табл. 7. Показатели технологического процесса
*При снегопаде ннтенсивностью 0,5-1 мм/ч. **При снегопаде интенсивностью 1 мм/ч.
30. Особенности перечисленных в табл. 7 этапов состоят в следующем. Выдержка - промежуток времени от фиксированного момента до начала обработки дороги реагентами, меняет свою сущность в зависимости от места проведения работ. При проведении работ в прилотковой полосе под выдержкой следует понимать период между началом снегопада и началом работ по внесению реагентов. При скалывании уже образовавшегося слоя льда выдержка характеризует промежуток времени от момента образования льда до начала обработки его реагентами и должна иметь минимальное значение. Период обработки реагентами выбран для работы в прилотковoй полосе с учетом свободного времени до момента образования вала снега, чем объясняется сравнительно небольшое время, отведенное на ее выполнение; что касается обработки реагентами уже образовавшегося слоя льда, то в связи с небольшими площадками, покрытиями льдом, она обычно занимает всего несколько минут. Период между окончанием обработки реагентами и началом скалывания льда называется интервалом. Если производится уборка снежно-ледяных oбpaзoвaний в прилотковой полосе, то их скалывание должно быть осуществлено в возможно короткие сроки, после удаления вала снега. Особое значение имеет интервал при призводстве работ по аварийному способу. Установлено, что при высоте слоя льда 20 мм продолжительность процесса образования накатов и разрушения пограничного с дорогой слоя льда составляет около 3-4 ч. Увеличение периода выдержки при возможном понижении температуры может привести к повторному образованию сил смерзания и негативному результату работ. Скалывание льда при аварийном способе должно производиться в кратчайшие сроки. Что жe касается прилотковой полосы, то здесь скалывание льда необходимо закончить до снегопада и образования новых валов снега. 31. Очередность скалывания льда устанавливается на основании значимости улиц. Распределение реагентов при помощи распределителей в соответствии с табл. 7 производится при профилактическом споcoбe на прилотковой части дороги до перемещения на нее вала снега при первом снегопаде или за 2 - 3 дня до первых снегопадов полосой, не превышающей 3 м. При распределении технологических материалов необходимо исключить попадание реагентов на тротуар и полосы зеленых насаждений, а также на асфальтобетон, расположенный вне размещения будущего вала снега. 32. Технологические рекомендации (см. табл. 7) даны для условий, когда слой льда, образовавшийся на дороге, имеет высоту около 20 мм. Скалывания льда высотой слоя более 20 мм производится путем повторения операций число раз, кратное 20 мм высоте слоя льда. Скалывание льда по аварийному способу рекомендуется производить в вечерние и утренние часы суток, т.е. в период прекращения движения транспортных средств, колесами которого крупные кристаллы реагентов могут быть сброшены до их опускания в слой льда. В связи с этим слои льда, по высоте превышающие 20 мм, могут убираться в течение 2 сут. 33. Механизация работ по скалыванию льда и снежно-ледяного наката осуществляется при помощи распределителей, отрегулированных на соответствующую указаниям табл. 7 норму распределения и автогрейдерами. При строгом соблюдении приведенной технологии и преимущественно в конце зимнего сезона возможно для скалывания льда применять скалыватели уплотненного снега, обеспечивающие пассивное воздействие на слой льда. В целях повышения эффективности работы рекомендуется использовать только половину ширины захвата автогрейдеров путем установки укороченного ножа гребенчатого типа и производить работу скалывателем с одним гребенчатым ножом. Работы, завершающие процесс снегоочистки 34. В процессе снегоочистки снег с проезжей части дорог перемещается плужно-щеточными снегоочистителями, кал правило, на прилотковую полосу дороги. На эту часть дороги перемещаются также уплотненный снег, снежно-ледяной накат и лед в случае их образования после снегоочистки и скалывания. Размещение снега в валах на пересечении улиц препятствует нормальному движению транспортных средств. Валы снега исключают беспрепятственный доступ пассажиров к транспортным средствам и перекрывают подъезды, к административным и другим зданиям, въезды во дворы. 35. Разгребание валов снега на перекрестках должно выполняться после образования вала снегоочистителями, т.е. в процессе производства каждого цикла снегоочистки независимо от ее режимов. При образовании валов на перекрестках следует принимать во внимание значение убираемых улиц и интенсивность движения транспортных средств. В этой связи рекомендуется валы снега укладывать на перекрестках только основной магистрали или улицы, отличающейся интенсивным движением. На всех пересекающих такую магистраль проездах сгребание, сметание и образование валов снега завершать на границе пересечения с основной магистралью, не выезжая на ее территорию. При такой организации работ проезд по основной магистрали для транспортных средств будет беспрепятственным независимо от состояния производства работ по разгребанию, которое требуется осуществлять только для выездов на основную магистралъ. На каждом из разгребаемых перекрестков должны быть заблаговременно установлены места для укладки на них снега с убираемого вала. Такими местами могут быть прилотковые или резервные полосы на второстепенных проездах, пересекающих основную магистраль либо аналогичные места на этой магистрали. Возможно также использование местных расширений дороги, свободных территорий, расположенных у перекрестка. Разгребание валов производится при помощи совков - разгребателей или бульдозеров и автогрейдеров. 36. Очистку остановок пассажирского транспорта, расположенных на тротуарах, осуществляют после завершения работ по укладке валов снега. Эта операция состоит в перемещении вала, уложенного вдоль остановки, в место, не препятствующее движению транспорта и пешеходов. Работы должны выполняться в аварийном порядке и завершаться в кратчайшие сроки после окончания снегопада. Удаление вала снега с границ остановки производится совками-разгребателями, бульдозерами или автогрейдерами, которые, захватывая из убираемого вала снег, передвигают его в вал снега, расположенный впереди остановки до ходу движения, или на свободные рядом расположенные территории. Для выполнения этой операции может также применяться малогабаритный роторный снегоочиститель, снабженный направляющим аппаратом, при помощи которого вал, расположенный на остановке, перемещается в вал, лежащий по ходу движения перед остановкой. 37. Для обеспечения подъезда к зданиям и въезда во дворы убирается перекрывающий их вал снега. Подлежащий уборке вал снега имеет протяженность обычно от 3 до 6 м. Учитывая небольшую протяженность убираемого вала, для выполнения этой работы применяются совки-разгребатели и бульдозеры. Убираемый вал сдвигается, как правило, а остающийся вал, размещенный впереди по ходу движения. Работы по разгребанию таких валов производятся после завершения работ по уборке остановок пассажирского транспорта. 38. Площадки перед остановками пассажирского транспорта, имеющие навес для укрытия ожидающих пассажиров от непогоды и расположенные между навесом и бортовым камнем, рекомендуется очистить от снега тротуароуборочными машинами различной ширины захвата. Рабочий орган (фраза или щетка) устанавливается на убираемой площадке, а базовая машина перемещается вдоль нее. Снег при этом направляется в основной вал, разгребаемый при уборке остановки, или на чистую прилотковую полосу для последующей уборки. Удаление снега и схода уплотненного снега и льда 39. Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропускную способность улиц и, кроме того, уменьшает возможность возникновения снежно-ледяных образований под валами и кучами снега при колебаниях температуры воздуха. Снег и скол, собранные в валы и кучи, удаляются следующими способами: безвывозным, вывозным и комбинированным. Применение конкретного способа удаления из перечисленных устанавливается в зависимости от анализа местных условий и имеющихся возможностей. Затраты на удаление снежно-ледяных образований велики и зачастую превышают все остальные затраты на производство работ по зимней уборке, поэтому при организации этих работ должны быть внедрены такие способы, которые обеспечивают при их применении минимальные затраты в течение всего зимнего сезона. 40. Безвывозной способ является самым простым, дешевым и поэтому рекомендуемым к наиболее широкому распространению. На улицах шириной до 20 м при движении транспорта с небольшой интенсивностью снег складируется в валах в прилотковой полосе дороги до конца зимнего сезона. Для складирования могут быть такие использованы свободные территории, прилегающие к убираемым улицам; при уборке набережных снег может сбрасываться непосредственно в русло рек. Работы при складировании снега состоят в основном в перемещении его из вновь образованного после снегопада вала в основной вал, предназначенный для складирования и хранения снега в течение всего сезона. Если для складирования используется свободная территория, расположенная вблизи прилотковой полосы, то сбрасывание снега ведется строго направленно. При использовании в качестве мест складирования свободных территорий и русел рек эти работы состоят в направленной переброске и укладке снега. Перечисленные работы выполняются при помощи роторных снегоочистителей, снабженных направляющим аппаратом и козырьком, управляемым из кабины водителя. Если имеется необходимость только в расширении складируемого вала, то эта работа может быть механизирована при помощи совков-разгребателей, бульдозеров или автогрейдеров. 41. Вывозной способ является самым распространенным, но вместе с тем наиболее дорогим. В первую очередь этот способ должен применяться на узких магистралях с интенсивным движением транспортных средств. Образованный после снегопада вал снега разрушается и уплотняется колесами транспорта, что резко усложняет последующую уборку. Поэтому незамедлительно после окончания снегопада на таких улицах необходимо организовать погрузку снега и его вывоз. Вывозной способ применяется также на наиболее важных магистралях, отличающихся повышенной интенсивностью движения обычного и пассажирского транспорта. Этот способ состоит в погрузке из валов и куч снега в транспортные средства для вывоза его на места складирования. Стоимость работ при применении вывозного способа зависит в основном от дальности перевозки снега, поэтому целесообразно иметь разветвленную сеть мест, предназначенных для размещения снежно-ледяных образований в целях минимальных затрат. Для надлежащего качества работ, прежде всего для обеспечения требуемого состояния прилотковой полосы, необходимо валу снега придавать форму, удобную для последующей погрузки; выполнять вспомогательные работы, обеспечивающие надлежащее содержание бортового камня и прилегающей к нему полосы дороги шириной около 0,5 м; осуществлять удаление снега в возможно короткие сроки после очередного снегопада для предотвращения при возможных колебаниях температуры (с переходом через 0 °С) образования в основании вала снежно-ледяного наката и льда. 42. На широких магистралях обычно после снегоочистки образуются 2 - 3 параллельно расположенных вала, которые при помощи роторного снегоочистителя формируются в один общий вал, размещенный вдоль бортового камня и удобный для погрузки. Двигаясь вдоль формируемого вала, роторный снегоочиститель при помощи направляющего аппарата перемещает снег вправо в основной вал, предназначенный для погрузки. Работы, предшествующие погрузке снега, выполняются путем формирования - перекладки валов снега при помощи автогрейдера. Двигаясь вдоль вала снега, подлежащего последующему вывозу, автогрейдер смещает снег от бортового камня в левую сторону, разрушая при этом вал снега и тем самым подготавливая его для погрузки. 43. Погрузку снега из валов и куч следует производить снегопогрузчиками в самосвалы с наращенными бортами. Использование для погрузки снега роторных снегоочистителей является предпочтительным из-за высокой производительности процесса погрузки и достигаемого некоторого уплотнения снега в кузове загружаемой машины, что повышает эффективность использования транспортных средств на вывозе снега. 44. Погрузку снега рекомендуется организовать следующим путем. Снегопогрузчик движется вдоль бортового камня в направлении, противоположном движении транспортных средств. Самосвалы, подлежащие загрузке снегом, подаются под погрузку и следуют за погрузчиком задним ходом с тем, чтобы после заполнения двигаться в общем потоке транспорта, не нарушая его. Работа погрузчика у бортового камня и движение самосвала задним ходом у тротуара при погрузке создают опасность для пешеходов. Поэтому во время работы погрузчика на тротуаре должен находиться одетый в желтый жилет дежурный, который с помощью мегафона подает команды водителям и не допускает пешеходов в зону погрузки. 45. При выборе погрузочного средства следует учитывать, что наилучшая погрузка, при которой остается на дороге минимальное количество снега, достигается при применении погрузчиков универсального типа. Они особенно эффективны при уборке валов после длительного их пребывания на прилотковой полосе. На широких магистралях при отсутствии троллейбусных маршрутов и небольшой интенсивности движения транспортных средств весьма эффективно применение для погрузки снега роторных снегоочистителей, снабженных направляющим аппаратом и управляемым козырьком. В этом случае наилучшей является организация работ, при которой снегоочиститель двигается в сторону, противоположную направлению движения транспорта, и направляет снег в правую сторону в кузов самосвала, следующий справа от снегоочистителя, параллельно с ним. Такая организация работ должна быть согласована с ГАИ города. При отсутствии согласования движение снегоочистителя и загружаемой машины организуется по направлению движения транспорта. Практика применения такого способа погрузки показывает, что коэффициент использования транспортных средств может быть увеличен в 1,25 - 1,3 раза. 46. При комбинированном способе снег из валов и куч, предварительно подготовленных, погружается в транспортные средства и перевозится им сравнительно небольшие расстояния к приемным пунктам или стационарным снеготаялкам. На приемных пунктах и в снеготаялках снег расплавляется и перемещается по соответствующим сетям в очистные сооружения и реки. Приемные пункты оборудуются на сетях хозяйственно-фекальной канализации, промышленных стоках, подземных реках и на других источниках вод, содержащих сбросовое тепло, достаточное для расплавления поступающего в них снега*. * Использование канализации должно быть согласовано с предприятием, обеспечивающим ее эксплуатацию. Для работы стационарных снеготаялок используется, как правило, сбросовое тепло бань, прачечных и других подобных источников. Производительность приемных пунктов и снеготаялок невелика (менее 300 т/ч), поэтому такой пункт обслуживает сравнительно небольшую территорию, и в отличие от вывозного способа дальность транспортировки снега снижается в значительной мере. 47. В зависимости от производительности приемного пункта, особенностей планировки, категорий улиц, площади убираемых дорожных покрытий должны быть определены оптимальные (желательно на основе использования экономико-математических методов) границы территории, с которой снежно-ледяные образования должны транспортироваться к приемному пункту. Необходимо также в зависимости от сменности работы составить график транспортировки снежно-ледяных образований и их поступление на приемный пункт. Каждый приемный пункт или снеготаялка снабжается отстойниками и пескоуловителями различной конструкции, исключающих поступление минеральных и других загрязнений, содержащихся в снежно-ледяных образованиях, в транспортирующие снег потоки. Работы по очистке уловителей трудоемки, не механизированы, их выполнение нарушает функционирование пункта, поэтому следует стремиться к тому, чтобы при уборке территорий, обслуживаемых пунктом, применялись преимущественно чистые реагенты, без примесей песка. Разгрузка самосвалов на приемном пункте и в снеготаялки производится непосредственно на приемные решетки. Для подачи оставшихся на решетках снежно-ледяных образований каждый пункт обычно располагает бульдозером. 48. Независимо от используемого способа после складирования снега, его погрузки и вывоза на прилотковой полосе остаются неуплотненный, уплотненный снег, лед и снежно-ледяной накат, которые резко снижают эксплуатационные свойства покрытия после уборки. Поэтому в кратчайшие сроки после удаления снежно-ледяных образований должны быть зачищены освободившиеся площади прилотковой полосы. В зависимости от свойств оставшихся снежно-щеточные снегоочистителя, если остается неуплотненный снег; скалыватели-рыхлители, бульдозеры, автогрейдеры при зачистке уплотненного снега и льда. После зачистки остатки должны быть собраны совком в кучи или валы для последующего удаления. Устранение гололеда и скользкости 49. Работы по устранению гололеда и скользкости имеют первостепенное значение при создании условий безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Устранение гололеда и скользкости следует проводить в первую очередь на участках с крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных сооружениях и подъездах к ним, а также во всех других местах, где часто возникает необходимость торможения. 50. Скользкость на дороге возникает вследствие некачественной снегоочистки, в результате чего на дороге в течение длительного времени в полосе движения транспортных средств остаются уплотненный снег и лед. Скользкость возникает также на дорогах при образовании гололедных пленок в результате атмосферных явлений. Устранение гололеда возможно активным, профилактическим или пассивным способами. Применение профилактического способа возможно при надежных прогнозах о возникновении гололеда. В случае возникновения скользкости используется только пассивный способ, так как применительно к скользкости профилактический способ состоит в своевременной уборке в полосе движения транспорта на дорогах снежно-ледяных образований или принятии мер, исключающих возникновение гололедных пленок. Основные показатели технологического процесса устранения гололеда и скользкости приведены в табл. 8. Таблица 8 Показатели технологии устранения гололеда и скользкости
51. При применении профилактического способа реагент распределяется на дорожном покрытии до образования гололеда. Гололед - тонкая пленка льда, образуется при температуре, близкой к 0 °С, при замерзании влаги на дороге. Благодаря наличию реагентов и влаги на дороге образуется раствор реагента, не замерзающий при температуре, и вместо гололедной пленки дорога оказывается увлажненной образовавшимся раствором. Обработка реагентами при реализации этого способа производится заблаговременно, в связи с чем возможно сдувание кристаллов ветром или разбрасывание колесами транспортных средств. Поэтому более эффективной является обработка дорог реагентами в жидком виде, по нормам, пересчитанным на массу сухого вещества в растворе. Распределение жидких реагентов производится поливочно-моечными машинами, самотеком через горизонтальную трубу Æ 75 - 80 мм, длиной 2,3 м, расположенную сзади цистерны и имеющую 15 отверстий Æ 8 мм. Трубопровод, соединяющий раздаточную трубу с цистерной, снабжен краном. 52. В тех случаях, когда гололед и скользкость возникали, для устранения скользкости такую дорогу обрабатывают пескосоляной смесью, которая обеспечивает резкое увеличение коэффициента сцепления автомобильных шин с дорогой. В условиях постепенно разносится колесами, в связи с чем обработка смесью должна повторяться через 3 - 4 ч, а в местах торможения - через 2 - 3 ч. 53. В целях сокращения объемов работ, которые должны выполняться в аварийном порядке, обработка дорог независимо от применяемого способа производится только в полосе движения транспортных средств и пешеходов. Работы по устранению гололеда и скользкости производятся при помощи распределителей, отрегулированных на необходимую норму обработки, которые совпадают с нормативами, рекомендуемыми при производстве работ по снегоочистке. 54. Обработку дорог при профилактическом методе борьбы с гололедом следует начинать с улиц с наименьшей интенсивностью движения и заканчивать на основных, ответственных магистралях. Такая последовательность работ способствует сохранению реагентов на поверхности дорожного покрытия. Обработку же дорог при устранении скользкости необходимо начинать с основных, ответственных магистралей, затем обрабатывать остальные дороги. Одновременно с обработкой основных магистралей производится выборочная посыпка участков с уклонами, перекрестков, подъездов к мостам и т.п. Технологические материалы, применяемые при уборке городских дорог в зимнее время года 55. Перечень технологических материалов, наиболее широко применяемых в эксплуатационной практике, приведен в табл. 9. Таблица 9 Перечень технологических материалов
В связи с тем, что технологические материалы 1 (см. табл. 9) оказывают отрицательное действие на окружающую городскую среду, их применение является временным до замены специальными реагентами. Применение технологических материалов разрешается при условии соблюдения указаний (Инструктивные указания по применению хлоридов на озелененных улицах и площадях. - М.: 1973). 56. Рекомендации по области применения технологических материалов приведены в табл. 10. Таблица 10 Область применения технологических материалов
При применении технологических материалов должны выполняться периодически анализы воды водоемов и pек в границах города для проверки соблюдения ХКФ на хлориды, (фосфаты и нитраты в соответствии с указанными правилами. III. ПРОВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАБОТ
|
Дальность вывоза, км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество обслуживаемых транспортных единиц |
3 - 4 |
3 - 4 |
4 - 5 |
6 - 7 |
8 -9 |
10 - 11 |
10. Вывозной способ применяется преимущественно на основных магистралях и на улицах ограниченной ширины, но с интенсивным движением пассажирского и общего назначения транспорта.
Рекомендуемые сроки вывоза (сут) снежно-ледяных образований
Общее количество снега после снегопада (высота слоя выпавшего снега), см |
Основные магистрали |
Улицы с напряженным движением транспорта |
Улицы с движением малой интенсивности |
До 5 |
3 |
4 |
6 |
До 10 |
4 |
5 |
8 |
До 15 |
6 |
8 |
10 |
11. Применение комбинированного способа удаления снежно-ледяных образований путем погрузки снега в транспортные средства и перевозки снега к сплавным пунктам, сооруженным на фекалопроводах городской канализационной сети, показало высокую эффективность этого способа. Принципиальная схема сплавного пункта приведена на рис. 12.
Рис. 12
ПРИЛОЖЕНИЯ
Операция |
Применяемые машины |
Сведения о наличии машин |
Летняя уборка |
||
Подметание дорожных покрытий |
Подметально-уборочная машина |
КО-309 (подлежит отработке) |
Мойка дорог |
Поливочно-моечная машина |
КО-002, КО-302 (подлежит отработке) |
Мойка прилотковой полосы |
То же |
То же |
Поливка дорог |
² |
² |
Уборка грунтовых наносов (межсезонного происхождения; после ливневых дождей) |
Универсальный погрузчик, подметально-уборочная машина |
КО-205 (требует отработки), КО-309 |
Уборка опавших листьев: |
² |
² |
малых накоплений |
Подметально-уборочная машина |
КО-309 |
после интенсивного листопада |
Совок, универсальный погрузчик или совок, подметально-уборочная машина |
Совок (подлежит освоению); КО-205, КО-309 |
Уборка куч загрязнений |
Подметально-уборочная машина |
КО-309 |
Уборка загрязнений с крытых площадок остановок пассажирского транспорта |
Подметально-уборочная машина |
КО-309 |
Уборка площадок перед крытыми остановками пассажирского транспорта |
Формовщик |
КО-711 с устройством для формирования (подлежит освоению) |
Уборка трамвайных остановок островного типа |
То же |
То же |
Уборка урн |
Подметально-уборочная машина |
КО-309 |
Уборка приствольных решеток на озелененных улицах |
То же |
То же |
Зимняя уборка |
||
Распределение технологических материалов |
Распределитель технологических материалов |
КО-106, КО-105, КО-802 |
Снегоочистка (сгребание и сметание снега, образование валов) |
Снегоочиститель плужно-щеточный |
КО-105, КО-002 |
Скалывание уплотненного снега |
Скалыватель-рыхлитель |
КО-707 |
Скалывание льда |
Льдоскалыватель |
КО-705СЛ, кроме ТО-20, подлежит освоению |
Разгребание валов снега на перекрестках |
Совок-разгребатель, автогрейдер, бульдозер |
Подлежит освоению |
Разгребание валов снега: |
|
|
на остановках пассажирского транспорта |
Совок-разгребатель, бульдозер, автогрейдер |
Подлежит освоению |
|
Роторный снегоочиститель |
Подлежит промышленному освоению (КО-711) |
на подъездах к зданиям |
Совок-разгребатель, бульдозер, автогрейдер |
Подлежит освоению |
Складирование валов снега |
Роторный снегоочиститель |
Подлежит промышленному освоению (КО-711) |
Формирование валов снега |
Формовщик валов снега |
Подлежит освоению (оборудование к КО-711) |
Погрузка снега в транспортные средства |
Снегопогрузчик |
КО-206 |
|
Универсальный погрузчик |
КО-205 |
Перекидка снега на свободные территории |
Роторный снегоочиститель |
Подлежит промышленному освоению (КО-711) |
Зачистка прилотковой полосы после удаления снега |
Плужно-щеточный снегоочиститель |
КО-105, КО-002 |
|
Скалыватель-рыхлитель |
КО-707 |
|
Льдоскалыватель |
Подлежит освоению |
Устранение гололеда и скользкости |
Распределитель технологических материалов |
КО-106, КО-105, КО-802 |
(утв. приказом Минжилкомхоза РСФСР 12.03.78 № 104)
Используемые для зимней уборки улиц химические реагенты (хлориды) оказывают воздействие на городские почвогрунты и древесно-кустарниковую растительность, в частности, увеличивается содержание ионов хлора в почве. Ухудшение экологических условий произрастания городских насаждений неблагоприятно влияет на их рост и развитие: замедляются ростовые процессы, рано желтеют и опадают листья, - что приводит к снижению декоративных качеств и долговечности растений. В связи с этим предлагается ряд разработанных мероприятий, проверенных в эксплуатационных условиях, по значительному ослаблению действия хлоридов на зеленые насаждения.
Настоящие инструктивные указания включают технические мероприятия (работа агрегатов, разбрасывающих хлориды, особенности складирования, уборки и вывозки снега и т.д.) и агротехнические (дифференцированный уход за зелеными насаждениями в условиях применения хлоридов).
Характерной чертой развития современного города является непрерывное увеличение количества автомобилей, повышение их энергонапряженности и интенсивности движения. Эффективная эксплуатация транспортных средств в этих условиях возможна только при надлежащем содержании городских дорог в зимнее время, что наиболее успешно достигается применением комплексных методов уборки, предусматривающих совместное использование средств механизации и химических материалов.
В качестве химических материалов используется неслеживающаяся смесь (90 - 98 % хлористого натрия и 7 - 10 % хлористого кальция) или специальные реагенты ННХК и ХКФ, которые представляют собой хлористый кальций в смеси с ингибирирующими реагентами, обладающими свойствами удобрений.
При складировании снега на полосы, занятые зелеными насаждениями или газонами, хлориды, вносимые в снег при снегоочистке и скалывании льда, оказывают угнетающее действие на растения. В результате увеличивается количество хлора в почве, а при длительном воздействии хлоридов происходит ее искусственное осолонцевание, что, в свою очередь, вызывает «краевые ожоги», пожелтение и спадание листвы раньше обычного срока.
Вследствие особенностей физико-механических свойств грунтов хлориды оказывают менее угнетающее влияние на растения в условиях легких супесчаных почв, чем в условиях тяжелых суглинистых почв.
Токсическое действие хлористых солей на растения усиливает ряд неблагоприятных факторов: слабая водообеспеченность растений, почвенная и атмосферная засуха, пониженное содержание элементов минерального питания, отсутствие органических веществ в почве, загрязненность городских грунтов, большая загазованность воздуха и др.
Технические мероприятия
1. На озелененных улицах снег, содержащий химические материалы, следует складировать на осевой полосе проезжей части, на полосе дороги, прилегающей к бордюрному камню, или на свободных от зеленых насаждений площадях у проезжей части.
2. Складирование снега на полосе, занятой древесными породами или газонами, допускается в виде исключения. Место для складирования снега устанавливается ежегодно по согласованию с предприятиями по уходу за зелеными насаждениями.
3. Перемещение снега при отбрасывании в сторону или складировании с помощью роторных снегоочистителей допустимо только при наличии направляющего желоба с управляемым козырьком. Снег необходимо направлять таким образом, чтобы полностью исключить возможные повреждения зеленых насаждений.
4. При распределении реагентов во время выполнения работ по уборке снежно-ледяных образований на озелененных улицах не допускается их попадание не грунт под зеленые насаждения или газоны.
Обрабатывать дороги при снегоочистке следует по полосе, составляющей 0,7 - 0,8 ширины дороги.
Для обработки прилотковой части дороги в целях борьбы с обледенением распределители рекомендуется оборудовать специальными щитками, ограничивающими ширину захвата в необходимых пределах и исключающими попадание реагентов за пределы проезжей части улицы.
5. На тех улицах, где в виде исключения снег складируют на полосы, занятые зелеными насаждениями или газонами, следует применять реагенты ННХК и ХКФ. Применение в чистом виде хлоридов допускается временно, в течение трех-четырех лет.
6. Для ослабления действия хлоридов или реагентов ННХК и ХКФ в случае складирования снега на полосы, занятые зелеными насаждениями или газонами, следует выполнять следующие мероприятия:
строго соблюдать режимы и нормативы, предусмотренные технологией борьбы со снежно-ледяными образованиями: для снегоочистки количество реагентов при однократной посыпке не должно превышать 20 г/м2 и для уменьшения сил смерзания льда - 100 г/м2;
при перемещении снега на полосы, занятые зелеными насаждениями, необходимо использовать площади вне проекции кроны деревьев, избегая попадания снега непосредственно под деревья (в лунки);
снег, содержащий реагенты, следует смывать весной при положительных температурах воздуха с полосы, занятой деревьями или газонами, с помощью поливочно-моечной машины там, где это возможно; смывать снег необходимо до полного его удаления не проезжую часть дороги или тротуар с асфальтобетонным или другим водонепроницаемым покрытием.
Агротехнические мероприятия
1. Обязательным условием повышения жизнестойкости и сохранения долговечности древесных насаждений при использовании хлоридов является строгое соблюдение всех правил агротехнического ухода за древесно-кустарниковой и газонной растительностью в городах в соответствии с установленными сроками и требованиями: рыхление, полив, внесение минеральных и органических удобрений.
Для улучшения экологических условий произрастания древесных пород и создания благоприятного водно-воздушного режима почвы необходимы систематическое рыхление приствольных площадок под деревьями и кустарниками, а также регулярный полив древесно-кустарниковых пород в течение всего вегетационного периода (2 - 3 раза в месяц). Это способствует улучшению водоснабжения растений за счет поступления дополнительной влаги в растительные ткани и разбавления концентрации солей почвенного раствора. Менее солеустойчивые растения рекомендуется поливать более часто, а солеустойчивые - реже. Норма полива деревьев (л/м2): 50 - 60 - для супесчаных почв, 60 - 80 - для суглинистых, 20 - 30 для газонов.
Нормы и кратность внесения минеральных удобрений определяются агротехническими требованиями к содержанию зеленых насаждений и зависят от наличия в почве питательных веществ. Для среднеобеспеченных почв нормы внесения удобрений приведены ниже (г на одно дерево или кустарник).
|
Дерево |
Кустарник |
Суперфосфат |
200 - 250 |
80 - 100 |
Аммиачная селитра |
80 - 120 |
40 - 50 |
Калийная соль |
90 - 100 |
30 - 40 |
Время внесения удобрений - ранняя весна или поздняя осень. Кроме того, фосфорные удобрения рекомендуется вносить дополнительно один раз в 2 - 3 года в тех же дозах.
Обязательным является внесение органических удобрений под растения (навоз, компост), находящиеся в условиях повышенных концентраций хлористых солей, так как существует прямая связь между содержанием органических веществ в почве и устойчивостью растений к солям. Нормы внесения соответствуют установленным нормам удобрений древесных растений: 8 - 10 кг на одно дерево и 3 - 5 кг на кустарниках.
2. В условиях применения хлоридов рекомендуется ряд дополнительно разработанных мероприятий в целях повышения жизнестойкости насаждений: обследование растений, агрохимические анализы почвы, водная и химическая мелиорация и др. Для постоянного контроля за состоянием городских насаждений необходимы визуальные обследования не реже одного раза в месяц в течение вегетационного периода, начиная с фазы полного обследования побегов.
3. В местах, где имеется возможность для проведения агрохимических исследований, рекомендуется один раз в 3 - 4 года брать на анализ почву под растениями на содержание в ней ионов хлора. Образцы почвы следует отбирать с различных почвенных горизонтов на глубине до 70 - 80 см, так как в силу легкой подвижности ионы хлора вместе с талыми и дождевыми водами могут мигрировать в нижележащие слои, оставаясь в верхних горизонтах лишь в небольших количествах. Отбор проводится с помощью почвенного бура.
кратность промыва определяется концентрацией почвенного раствора. В большинстве случаев достаточна однократная промывка в 2 - 3 года при условии проведения постоянных вегетационных поливов. Перед промывкой вокруг деревьев или кустарников по границе приствольных площадок устраивается заградительный валик высотой 5 - 7 см.
Мелиорация почвогрунтов осуществляется с помощью поливочно-моечной машины путем подачи воды в приствольные лунки или площадки, занятые газонами, в соответствии с нормами, рассчитанными на промыв метрового слоя почвы. Нормы устанавливаются в зависимости от физико-механических свойств почвогрунтов: порозности, водопроницаемости, коэффициента фильтрации, влажности и др. Для супесчаных почв норма полива 100 - 110 л на 1 м2 площади приствольной лунки или газона, для суглинистых - 120 - 160 л.
5. Длительное применение химических реагентов может значительно увеличить содержание катионов натрия в почвенном комплексе, поэтому целесообразна химическая мелиорация почв с целью уменьшения щелочности. При изменении реакции почвенной среды в сторону щелочности и повышении рН почвенного раствора (до рН 8 - 9) рекомендуется гипсование почв. С этой целью под насаждениями по поверхности почвы разбрасывают гипс из расчета 0,3 кг/м2, который затем заделывают на глубину 10 - 20 см. Наиболее целесообразно вносить гипс в почву ранней весной.
Гипс рекомендуется вносить один раз в 8 - 10 лет, поскольку он является медленно и долго действующим мелиоратором. Если необходимо быстрое изменение реакции почвенной среды (рН 9 - 10), то следует проводить кислование почвы слабой серной кислотой (0,3 %): в приствольных лунках деревьев устраивают 4 - 6 щелей глубиной до 40 - 50 см и вносят в них разбавленную серную кислоту (0,3 %) из расчета 20 л под одно дерево.
После внесения мелиорантов и их взаимодействия с почвой следует промыть водой почву для удаления продуктов обмена (см. п. 4). Кислование необходимо проводить осенью, после замедления активного роста растений или весной до начала вегетации.
6. Для предотвращения повторного внесения хлора в почву с опавшими листьями, содержащими значительное его количество, к моменту окончания листопада необходимо убрать листву с газонов и приствольных площадок.
7. Для сохранения газонов, которые в первую очередь подвергаются контактному действию хлоридов, в местах выпадения и отмирания газонных трав следует систематически подсевать семена растений, но предварительно обильно полить и разрыхлять место посева.
8. При озеленении новых улиц и территорий необходимо выполнять следующие требования:
при планировке полосы под зеленые насаждения целесообразно создать уклон 3 - 5 % в направлении от тротуара к проезжей части улицы для обеспечения стока талой воды до проникновения в грунт;
перед посадкой зеленых насаждений целесообразно в почву добавлять песок, чтобы получить почвогрунты более легкого механического состава для обеспечения лучшей фильтрации, необходимой в дальнейшем;
если позволяет планировка, то деревья следует располагать так, чтобы границы проекции кроны находились на расстоянии не менее 3 - 5 м от проезжей части для получения свободной полосы грунта под складируемый снег;
рядовую посадку деревьев вдоль проезжей части улиц лучше производить в полосе, а не в лунках, так как посадка в лунках способствует накоплению растворов реагентов;
для посадки растений на магистралях необходимо тщательно подбирать ассортимент деревьев и кустарников, учитывая их экологические особенности; в условиях применения хлоридов следует отдавать предпочтение породам неприхотливым и в значительной степени солеустойчивым.
9. Предприятия, занятые уборкой города и уходом за зелеными насаждениями, обязаны ежегодно перед началом зимнего сезона составлять план работ по складированию снега на площадях, занятых древесно-кустарниковыми породами. План должен содержать наименование улиц и площадей с указанием мест складирования и обоснованием их выделения, а также перечень мероприятий по снижению влияния хлоридов на зеленые насаждения в соответствии с настоящими инструктивными указаниями.
План рассматривается городским управлением коммунального хозяйства с участием предприятий озеленения и уборки и затем утверждается.
(утв. Главблагоустройством Минжилкомхоза РСФСР 04.01.77)
Реагент ХКФ содержит хлористый кальций и фосфаты, которые оказывают определенное воздействие на окружающую среду. В связи с этим при применении реагента ХКФ должны быть выполнены определенные мероприятия, обеспечивающие минимальное воздействие хлористого кальция и фосфатов на окружающую среду и присутствие этих реагентов в охраняемых средах в допустимых количествах.
При выполнении работ по борьбе со снежно-ледяными образованиями реагенты вносятся в снег, снежно-ледяной накат или лед, которые находятся на дорожном покрытии, и могут контактировать с транспортными средствами и дорожным покрытием.
На стадии производства работ основным требованием является строгое соблюдение режимов и, что особенно важно, норм распределения реагентов.
Контактирование реагентов с окружающей средой возникает при удалении снежно-ледяных образований за пределы убираемых покрытий. Технологический процесс предусматривает следующие способы удаления снежно-ледяных образований: погрузку и последующий вывоз снежно-ледяных образований на снежные свалки; складирование снежно-ледяных образований в прилотковой части, посередине улиц или на полосы открытого грунта.
Вывоз снежно-ледяных образований может производиться на речные или сухие свалки.
Таким образом, при использовании любых из перечисленных приемов хлориды и фосфаты могут попадать при плавлении снежно-ледяных образований в грунт или водоемы и реки.
Ниже приведены основные правила, которые должны выполняться при использовании перечисленных способов удаления снежно-ледяных образований.
1. Складирование на сухих снежных свалках. При таком складировании снежно-ледяных образований и их таянии хлориды и фосфаты могут поступать в грунтовые воды, непроточные водоемы или реки. Контролировать количество поступивших хлоридов и фосфатов в этом случае расчетными методами или непосредственным измерением не представляется возможным. В связи с этим при выборе, отводе и оборудовании участков для сухих свалок снега необходимо руководствоваться «Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов (свалок или складов) для твердых бытовых отходов», согласованной с Минздравом СССР и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1973 г.
При использовании рек в качестве свалок снежно-ледяных образований количество мест поступлений, а также количество сбрасываемого снега обусловливается скоростью течения реки во время работы свалки, формой русла, другими факторами и определяется расчетным путем с использованием известных рекомендаций.
Расчетное количество хлоридов и фосфатов должно быть в пределах следующих нормативов: по хлоридам - 350 мг/л; по фосфатам (Р2О5) - 0,5 мг/л у водоразбора.
Рекомендуется осуществлять периодический контроль фактического количества фосфатов и хлоридов путем взятия проб воды и их анализа.
3. Складирование в прилотковой части или посередине улиц рекомендуется применять на дорожных покрытиях из асфальтобетона или цементобетона. Использование способа на других типах покрытия, не обладающих гидроизоляционными свойствами, возможно при условии исключения попадания талых вод при фильтрации через грунт в подземные воды.
При таком складировании талые воды при повышении температуры будут поступать в ливневую канализацию. В этом случае должны быть расчетным путем определены количества поступающих в реки хлоридов и фосфатов. Если это необходимо, то путем изменения площади покрытий, на которых осуществляется складирование, и, следовательно, количества снега достигается, чтобы количество хлоридов и фосфатов было меньше предельно допустимого (см. п. 2).
Количество талой воды, поступающей по ливневой канализации, устанавливается исходя из среднестатистической продолжительности периода таяния и количества складируемого снега.
При отсутствии ливневой канализации складирование допускается только в том случае, если исключается поступление талых вод в непроточные водоемы и если имеет место гарантированный сток талых вод в проточные водоемы. При наличии такого стока указанными выше методами расчетным путем устанавливаются допустимые количества складируемого снега, при которых хлориды и фосфаты в воде не будут превышать предельно допустимых количеств, указанных в п. 2.
Размещение снежно-ледяных образований на полосах открытого грунта возможно при условии исключения попадания хлоридов и фосфатов в грунтовые воды при фильтрации через почву.
При повышении температуры до положительной в начале периода таяния рекомендуется смывать или перемещать снежно-ледяные образования на проезжую часть улиц, имеющих асфальтобетонное или цементобетонное дорожное покрытие и ливневую канализацию. При этом должен быть установлен расчетным путем контроль количества хлоридов и фосфатов, попадающих в реки, согласно п. 2.
При размещении снежно-ледяных образований на полосы, занятые зелеными насаждениями, в целях сохранения последних должны также выполняться «Инструктивные указания по применению хлоридов на озелененных улицах и площадях» (утв. Минжилкомхозом РСФСР в 1973 г.).
При применении реагента ХКФ предприятие по уборке города должно составить план удаления снежно-ледяных образований с использованием перечисленных выше приемов. Указанный план должен иметь необходимые расчеты предельного количества хлора и фосфатов, которые будут содержаться в реках. План удаления снежно-ледяных образований утверждается городским управлением коммунального хозяйства.
Тип и индекс машины |
Потребность на 1 млн. м2 площади дорог |
|
Для конкретного города |
Для укрупненных расчетов |
|
1. Подметально-уборочные КО-309, ПУ-53 |
17 |
21 |
2. Поливочно-моечные КО-002, КО-713 |
8 |
10 |
3. Разбрасыватель пескореагентной смеси: |
|
|
КО-106, КО-108 |
16 |
18 |
КО-105, КО-713 |
13 |
15 |
4. Разбрасыватель реагентов: |
|
|
КО-106, КО-108 |
7 |
8 |
КО-105, КО-713 |
6 |
7 |
5. Плужно-щеточные снегоочистители |
|
|
КО-002, КО-713, КО-105 |
17 |
21 |
6. Роторные снегоочистители |
|
|
КО-711 |
5 |
7 |
7. Снегопогрузчики |
|
|
КО-205, КО-206 |
7 |
9 |
8. Снегоочистители-скалыватели |
|
|
КО-707 |
3 |
4 |
9. Автогрейдеры |
3 |
4 |
10. Бульдозеры |
3 |
4 |
Примечание. Нормативы машин п. 1 - 8 утверждены Минжилкомхозом РСФСР и согласованы с Госпланом СССР; п. 9, 10 - опытные данные. |
СОДЕРЖАНИЕ
|