|
|
ГОСТ Р 22.1.01-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы. Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения: 3.1.1 мониторинг окружающей среды - по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.2 прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.3 метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. 4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС4.1 Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов: - организационной структуры; - общей модели системы, включая объекты мониторинга; - комплекса технических средств; - моделей ситуации (моделей развития ситуаций); - методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; - информационной системы. 4.1.1 Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: - природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06; - биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04; - техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05; - чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения. 4.1.2 Организационная структура в общем случае включает в себя: - орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2); - службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля); - службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека; - службу технического обеспечения деятельности системы. 4.1.3 Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля: - обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров; - обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС). 4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать: - общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления; - комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития; - критерии принятия решений. Примечание - При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечет- источников ЧС и механизм их взаимодействия. 4.1.5 Методы наблюдения и контроля должны содержать: - описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров; - значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических; - режим наблюдений - непрерывный или периодический; - точность измерений наблюдаемых параметров; - правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления. 4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают: - описание прогнозируемых процессов, явлений; - перечень исходных данных для прогнозирования; - правила оценки репрезентативности исходных данных; - алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению; - перечень выходных данных. 4.1.7 Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации. Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами. Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам. Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение. 4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга: - глобальный; - национальный; - региональный; - местный; - локальный. Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень. 5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ5.1 Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает: - законодательные акты; - нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты; - нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления. 5.2 Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3. 5.3 В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования. 6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ6.1 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления. 6.2 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений. 6.3 Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации). 6.4 Требования к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических. Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг. прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций СОДЕРЖАНИЕ 4 основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования чс. 2 5 требования к нормативному обеспечению.. 3 6 требования к метрологическому обеспечению.. 4
|
|