|
|
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Основные положения
СНиП 1.01.01-82*
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА Москва 1984
РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР (В.И. Сычев - руководитель, Б.Я. Говоровский, Ю.Н. Пастухов). СНиП 1.01.01-82* является переизданием СНиП 1.01.01-82 с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 24 октября 1984 г. № 178.
СОДЕРЖАНИЕ
Система нормативных документов в строительстве включает в себя строительные нормы и правила и другие нормативные документы в области строительства, утверждаемые Госстроем СССР, министерствами, ведомствами и органами государственного надзора. Настоящая система не включает нормативные акты в области строительства, утверждаемые Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР, Верховными Советами союзных республик и советами министров союзных республик. Система нормативных документов в строительстве действует наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. Объекты стандартизации в строительстве определены в ГОСТ 24369-80. В обоснованных случаях нормативные документы по строительству или их части следует переводить в государственные (отраслевые, республиканские) стандарты. При разработке нормативных документов необходимо руководствоваться действующим законодательством. Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений, требований (в дальнейшем - требований), обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при производстве строительных конструкций, изделий и материалов. Настоящие строительные нормы и правила устанавливают: основные задачи нормирования в строительстве; виды нормативных документов; требования к содержанию нормативных документов; порядок пересмотра и изменений нормативных документов; ответственность за разработку и соблюдение требований нормативных документов; организацию контроля за соблюдением требований нормативных документов.
К нормативным документам могут выпускаться вспомогательные материалы - Пособия, требования к которым приведены в обязательном приложении 1. 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются: проведение единой технической политики в капитальном строительстве; повышение эффективности капитальных вложений; обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве; ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов; экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах; обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений; рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды; совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов; создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования. 2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ2.1. Нормативные документы подразделяются на следующие виды: общесоюзные нормативные документы; ведомственные нормативные документы; республиканские нормативные документы. 2.2. К общесоюзным нормативным документам относятся: строительные нормы и правила - СНиП; общесоюзные нормы технологического проектирования - ОНТП; связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в соответствии с пп. 2.2.3 и 2.2.4). 2.2.1*. Строительные нормы и правила устанавливают: требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства; нормы проектирования; правила организации, производства и приемки работ; методы определения стоимости строительства и сметные нормы; нормы затрат материальных и трудовых ресурсов. Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР. Строительные нормы и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в обязательном приложении 2*. Требования к сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил. 2.2.2. Общесоюзные нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и технологического проектирования с целью исключения неоправданных технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной части проекта. 2.2.3. Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР. 2.2.4. Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним. 2.2.5. Общесоюзные нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. 2.3. К ведомственным нормативным документам относятся: ведомственные (отраслевые) строительные нормы - ВСН; ведомственные нормы технологического проектирования - ВНТП; отдельные сметные нормативы. 2.3.1*. Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством). Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР. 2.3.2. Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством). Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством). 2.3.3. Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их. 2.4*. К республиканским нормативным документам относятся: республиканские строительные нормы - РСН; отдельные сметные нормативы. Республиканские строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной республики. Республиканские строительные нормы утверждают госстрои союзных республик или другие республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами. 2.4.1. Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на территории данной республики. 2.4.2. Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их. 2.5. Совмещенные нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического проектирования или ведомственным строительным нормам. 2.6. Ведомственные и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений. 2.7. Нормативные документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части, относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями охраны труда, - с соответствующими профсоюзными органами в установленном порядке. 2.8. Сроки введения в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий, должны определяться по согласованию с Госпланом СССР. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ3.1. Нормативные документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к объекту нормирования. 3.2. Нормативные документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов, особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов. 3.3. К основным положениям следует относить требования: обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных методов строительства; относящиеся к методологии и организации проектирования и инженерных изысканий; определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование земель и других природных ресурсов; связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора; направленные на расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством; устанавливающие прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работ; к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов; направленные на совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства, сокращение объемов проектно-сметной документации. Состав основных положений определяется конкретно по каждому документу. 3.4. Отдельный текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными. В дополнение к основным положениям в рекомендуемые приложения помещают требования, от которых допускаются отступления при принятии более эффективных решений. За принятие решений, не соответствующих рекомендуемым, ответственность несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ. 3.5. Нормативные документы органов государственного надзора не должны содержать требований, регламентируемых строительными нормами и правилами. 3.6. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов и стандартов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования. 4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению. 4.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке. 4.3. Основанием для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений могут быть результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов, контроля за применением и соблюдением нормативных документов. 4.4. Изменения нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год - в феврале и вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений, как правило, не должен превышать 6 месяцев. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за: соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям эксплуатации; отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов; правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность; соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик; соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии; своевременное представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы; представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки. В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия. 5.2.* Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Новые прогрессивные экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме научно-исследовательскими организациями, на которые постановлением Госстроя от 3 августа 1984 г. № 129 возложена ответственность за пересмотр действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного надзора, они должны быть согласованы этими органами. В отдельных обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств, утвердивших нормы. 5.2.* (Изм. редакция, Изм. № 2). 6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов. 6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик. 6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства - проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР - независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик - проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики. 6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом. Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ 1. Пособия не являются нормативными документами. 2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства. 3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа. 4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией. 5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано. 6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий. 7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам - по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик. 8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа. 9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями. 10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1). 11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования. 12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2*Обязательное КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы. Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил. Шифр должен состоять из букв "СНиП", номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последних цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, "СНиП 2.03.05-82". Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.
Примечание. Приведение действующих нормативных документов в соответствие с настоящим Классификатором производится при их пересмотре.
|
|