|
|
ГОСТ Р 51773-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных нужд Минторга России ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСТ Р 51773-2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Классификация предприятий Retailing.
Дата введения 2002-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины. Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. 3.2 гипермаркет: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2. 3.3 универмаг: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле - от 650 м2. 3.4 универмаг «Детский мир»: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2. 3.5 магазин-склад: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению, торговой площадью от 650 м2. 3.6 универсам (супермаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2. 3.7 гастроном: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2. 3.8 магазин «Товары повседневного спроса»: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2. 3.9 магазин «Продукты» (Минимаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2. 3.10 дом торговли: Предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2. 3.11 магазин «Промтовары»: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2. 3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах. Термины и определения других основных понятий в области розничной торговли - предприятие розничной торговли, вид предприятия розничной торговли, тип предприятия розничной торговли, магазин, универсальный магазин, специализированный магазин, магазин с комбинированным ассортиментом товаров, магазин со смешанным ассортиментом товаров, торговое помещение магазина, форма торгового обслуживания и другие - по ГОСТ Р 51303. 4 Классификация предприятий розничной торговли4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины. 4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания: - универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п.; - специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.; - специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.; - магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.; - неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.; - неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п. Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют. 4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1. Таблица 1 - Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли
5 Общие требования к предприятиям розничной торговли5.1 На предприятиях розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения требований ГОСТ Р 51304, правил продажи товаров [1], [2], [3], [4], [5]. 5.2 На предприятиях розничной торговли должны выполняться: - санитарно-гигиенические требования - по [6], [7], [8], [9], [10]; - требования противопожарной безопасности по [11]; - требования электро- и взрывобезопасности - по ГОСТ 12.2.003 и [12]; - требования экологической безопасности - по [8], [13], [14], [15]. 5.3 Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, [10], [16], [17]. Машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства должны иметь сертификаты соответствия [18]. 5.4 В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и мало мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг [19]. 5.5 Предприятия розничной торговли должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу [13], [14]. 5.6 Прилегающая к предприятиям розничной торговли территория должна быть освещена в вечернее время [12]. 5.7 На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. 5.8 Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса. 5.9 В помещении предприятия розничной торговли должна быть информация о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию [20]. 5.10 Расположение торговых, вспомогательных, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения. 5.11 Освещение торговых залов, аварийное, эвакуационное, а также освещение вспомогательных и складских помещений должно соответствовать [12]. 5.12 В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов. 5.13 В торговых залах без естественного освещения следует предусматривать дымоудаление. 5.14 Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров (приложение А) [22]. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна обеспечить безопасность его пребывания в магазине [14]. 5.15 Минимальные площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов предприятий розничной торговли приведены в приложении Б [22]. 5.16 Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации. 5.17 Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом [21]. 5.18 В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей [22]. 5.19 На предприятиях розничной торговли должны быть предусмотрены аварийные выходы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, системы оповещения и средства защиты от пожара. 5.20 Консультации диетологов, косметологов и других специалистов должны проводить лица, имеющие специальную подготовку и право на данный вид деятельности. 5.21 Перечень требований к оформлению вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и внешнего вида обслуживающего персонала магазинов различных типов приведен в таблице 2. Таблица 2 - Перечень требований к оформлению магазинов различных типов
5.22 В специализированном магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими специализации магазина. 5.23 При наличии спроса ассортимент товаров, реализуемых в универмаге, по согласованию в установленном порядке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации, может быть дополнен ассортиментом продовольственных товаров, а в универмаге «Детский мир» - ассортиментом товаров детского питания. 5.24 Магазины «Товары повседневного спроса» и «Промтовары» расположены, главным образом, в сельской местности. 5.25 Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных видов и типов, кроме услуги реализации товаров, приведен в приложении В. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) Ширина проходов в торговых залах магазиновТаблица А.1 - Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(рекомендуемое) Площади помещений для оказания услуг покупателямТаблица Б.1 - Площади помещений для оказания услуг покупателям (кроме услуги реализации товаров) на предприятиях розничной торговли
ПРИЛОЖЕНИЕ В(рекомендуемое) Перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинахТаблица В.1
ПРИЛОЖЕНИЕ Г(справочное) Библиография[7] СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли [9] СанПиН 2.2.4.548-96 Санитарные нормы и правила. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений [10] СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки [11] СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений [12] СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение [13] СНиП 2.08.01-89 Жилые здания [14] СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения [15] СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территории населенных мест [16] СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация [17] СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция, кондиционирование [19] ВСН 62-91 Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. [22] Московские городские строительные нормы «Предприятия розничной торговли» (МГСН 4.13-97). Утверждены постановлением Правительства г. Москвы от 3 марта 1998 г. № 155 СОДЕРЖАНИЕ Ключевые слова: предприятие розничной торговли, магазин, тип магазина, торговая площадь магазина, торговый ассортимент товаров |
|